Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ ЛЕКЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ ЛЕКЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / BINARY LECTURE / MEDICAL EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INTERACTIVE FORMS / PROBLEM-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимжанова Жанар Айбасовна, Жиенгалиева Ардак Канатбековна, Хамчиев Курейш Мавлович, Хамчиева Зарема Курейшовна

Статья посвящена вопросам использования бинарной лекции в процессе преподавания нормальной физиологии. Авторы статьи на основе собственного опыта предлагают форму взаимодействия двух преподавателей, также форму диалога преподавателя и студента, с целью реализации дидактических целей, обеспечения внутрипредметных и межпредметных связей. Отмечено, что использование бинарной лекции в учебном процессе способствует реализации активных форм обучения, способствует формированию профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимжанова Жанар Айбасовна, Жиенгалиева Ардак Канатбековна, Хамчиев Курейш Мавлович, Хамчиева Зарема Курейшовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING BINARY LECTURE IN TEACHING PHYSIOLOGY

This article is devoted to the use of binary lectures in the process of teaching normal physiology. The authors of the article, based on their own experience, propose a form of interaction between two teachers, as well as a form of dialogue between a teacher and a student, in order to implement didactic goals, ensure intra-and inter-subject connections. It is noted that the use of binary lectures in the educational process contributes to the implementation of active forms of learning, contributes to the formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ ЛЕКЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ»

УДК: 612: 378. 147.31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИНАРНОЙ ЛЕКЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ

ФИЗИОЛОГИИ

РАХИМЖАНОВА ЖАНАР АЙБАСОВНА

кандидат биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712

ЖИЕНГАЛИЕВА АРДАК КАНАТБЕКОВНА ассистент кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: ardak_1995kz@mail.ru ORCID ID 0000-0002-6751-7632

ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор, завкафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: kureysh2562@gmail.aom ORCID ID 0000-0003-3981-1751

ХАМЧИЕВА ЗАРЕМА КУРЕЙШОВНА Студентка 2 курса специальности «Общая медицина» НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: zrk2905@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8280-9759 АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам использования бинарной лекции в процессе преподавания нормальной физиологии. Авторы статьи на основе собственного опыта предлагают форму взаимодействия двух преподавателей, также форму диалога преподавателя и студента, с целью реализации дидактических целей, обеспечения внутрипредметных и межпредметных связей. Отмечено, что использование бинарной лекции в учебном процессе способствует реализации активных форм обучения, способствует формированию профессиональной компетенции.

Ключевые слова: бинарная лекция, медицинское образование, инновационные технологии, профессиональные компетенции, интерактивные формы, проблемное обучение

медицине: опыт, решения, инновации

USING BINARY LECTURE IN TEACHING PHYSIOLOGY

RAKHIMZHANOVA ZHAR AYBASOVNA

candidate of biological sciences, professor of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 ZHIENGALIEVA ARDAK KANATBEKOVNA Assistant of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: ardak_1995kz@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-6751-7632 KHAMCHIEVKUREISH MAVLOVICH

Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal

Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.com ORCID ID 0000-0003-3981-1751 KHAMCHIEVA ZAREMA KUREISHOVNA Student of the 2nd year specialty "General Medicine" NAO "Medical University of Astana," Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: zrk2905@mail.ru

ORCID ID 0000-0001-8280-9759 ABSTRACT

This article is devoted to the use of binary lectures in the process of teaching normal physiology. The authors of the article, based on their own experience, propose a form of interaction between two teachers, as well as a form of dialogue between a teacher and a student, in order to implement didactic goals, ensure intra-and inter-subject connections. It is noted that the use of binary lectures in the educational process contributes to the implementation of active forms of learning, contributes to the formation of professional competence.

Keywords: binary lecture, medical education, innovative technologies, professional competencies, interactive forms, problem-based learning

Введение. В последнее время в образовательных учреждениях наблюдается широкое применение инновационных технологий обу-

чения, построенное на диалоговом взаимодействии. Медицинское образование также направлено на активную деятельность обучающихся при решении профессиональных задач. Повышение качества, эффективность обучения зависит от подбора и использования адекватных образовательных технологий. При этом выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения - [1]. Одной из эффективных форм организации обучения выступает, с нашей точки зрения, бинарная модель взаимодействия, когда два преподавателя последовательно осуществляют, обеспечивают междисциплинарную связь, передачу системы знаний на интеграционной основе с целью развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей студентов - [2, 3]. Учебное занятие в виде интерактивного диалога формирует умение критически и творчески мыслить, анализировать информацию и альтернативные мнения, принимать продуманные совместные и индивидуальные решения; для интерактивного взаимодействия применяются и дискуссия, и мозговой штурм, и метод эвристических вопросов, и другие активные методы обучения - [4].

Цель работы: исследование эффективности «бинарной лекции» в процессе обучения студентов-медиков, а также сравнение использования данной методологии с традиционными формами проведения лекционных занятий.

Материалы и методы. Эффективность бинарной лекции по дисциплине «Физиология-1» оценивалась по степени усвоения студентами теоретического материала лекции, для чего используется интернет-сервис «Kahoot», хорошо приспособленный для одновременного тестирования большого количества студентов. В анкетировании участвовали 150 студентов 1 курса специальности «Общая медицина».

Результаты и обсуждение.

Профессиональная компетенция современного студента образовательной организации высшего образования невозможна без специальных знаний и умений, а также без опыта коммуникативной деятельности. Бинарная лекция осуществлялась через взаимодействие двух преподавателей, в определенной последовательности, чередования, согласованности, структурировании содержания и методов изложения теоретического материала. Недостаточно глубокие знания материала лекции студентом компенсируется лектором-преподавателем, который акцентирует внимание аудитории на ключевых аспектах лекции, не давая студенту уходить в сторону. Лекция «преподаватель-преподаватель», или «бинарная лекция» была ориентирована в проблемно-организованном материале, при котором осуществляется постановка проблемы, анализ проблемной ситуации, и поиск решений. Данные умения в большей степени формируются в ходе организации проблемного обучения, а также во время поисковой и самостоятельной исследовательской работы. Также в процессе бинарной лекции моделировались реальные ситуации с целью обсуждения проблемных вопросов двумя специалистами (теоретик - практик). При этом диалог преподавателей демонстрировал культуру совместного поиска решения проблемной ситуаций, с привлечением к общению студентов, которые задают вопросы, высказывают в свободной форме свои мысли и суждения.

При анализе результатов успеваемости в группах студентов, которым читались традиционные лекции (1 группа, п = 84) и лекции с использованием новой инновационной бинарной технологии (2 группа, п = 66) было выявлено следующее: абсолютная успеваемость во второй группе выросла от 94,28% до 99,8%, качественный показатель возрос 97,83%, за счет увеличения доли положительных оценок на экзамене (А-В) с 80,5% до 97,83%. Аналогичные

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

показатели в первой группе были, хоть и незначительно, но ниже: 96,4% и 89,3% соответственно.

С целью получения обратной связи было проведено анкетирование студентов обеих групп с использованием платформы «Google формы». Анкета включала 8 закрытых вопросов (оценка по 5-балльной шкале) и 3 открытых вопроса.

По результатам статистической обработки закрытых вопросов анкет сложилась следующая картина:

В общем подсчете сумма баллов 87,6% анкет составила более 25 баллов, из них 50,5% - 30 баллов. Менее 25 баллов было в 17,0% анкет. При анализе результатов анкетирования по группам установлено преобладание максимальных значений оценки - по 40 баллов отметили 85% студентов.

По результатам проведенного анкетирования открытых вопросов:

1. На вопрос «Как в целом Вы оцениваете качество ведения лекционных материалов?» - более половины опрошенных указали, что данная технология позволит развитию клинического мышления у студентов и улучшению коммуникативных компетенций, что приводит к повышению качества обучения (59,8 %).

2. На вопрос «Как в целом вы оцениваете обратную связь при чтении лекции?- почти все респонденты (92.86-96.13%) отметили, что при проведении обратной связи была возможность задать вопросы лектору.

3. Оценка усвоения знаний студентами, посредством письменных ответов на тестовые задания позволила понять, что бинарная лекция повышает клиническое мышление обучающегося.

4. 85,8% студентов отметили важность проведения подобных лекций.

5. 90,2 % отметили высокий уровень профессионализма лекторов и их умение мотивировать студентов на самостоятельную работу.

6. 76% студентов особенно отметили достаточно высокий уровень методической оснащенности лекции, 24 % хорошо оценили качество презентационных материалов.

7. Почти 100% студентов отметили, что хотели бы и в дальнейшем заниматься по данной методике и рекомендовали бы другим кафедрам использовать данную технологию в учебном процессе.

Выводы: Бинарная лекция по физиологии (преподаватель-преподаватель) - это организация взаимодействия двух преподавателей, которая проявляется в форме диалога, способствует формированию у студента общекультурных компетенций, предполагающих владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию, обучает культуре ведения дискуссии (диалога), поскольку диалог двух преподавателей, в который включаются и студенты, превращается в полилог. Бинарная лекция способствует повышению успеваемости студентов, формирует профессиональные компетенций, такие как, умение работать в команде, анализировать совокупность учебного материала разных дисциплин, умение быстро анализировать и принимать решение, осознание социальной значимости будущей профессии. Освоение всех перечисленных навыков будет несомненно, способствовать формированию высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста.

Список литературы:

1. Хамчиев К.М. Опыт внедрения проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - № 7. С. 129-131.

2. Артюшина И.А., Абдулхаликова И.В. Бинарное ведение лекции как форма интерактивного взаимодействия в проблемном информационном поле //

меоицине

Специальное образование. 2008.- № 10. С. 43-45. 3. Буланова М.В. (ред.) Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2002. 544 с.

3. Галактионова М.Ю., Моисеенко Д.А, Фурцев Д.И. Бинарная лекция как технология изучения клинических дисциплин специальности 060103.65 -«Педиатрия» // Медицинский альманах. 2015. № 2. С. 24-27.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов вузов/под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.