Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА (DSA)» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ «ПНЕВМОКОККОВЫЙ МЕНИНГИТ»'

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА (DSA)» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ «ПНЕВМОКОККОВЫЙ МЕНИНГИТ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА / АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА / КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ / «ПНЕВМОКОККОВЫЙ МЕНИНГИТ» / РАБОТА В КОМАНДЕ / INNOVATIVE METHODOLOGY / DIAGNOSTIC SEARCH ALGORITHM / CLINICAL CASE / "PNEUMOCOCCAL MENINGITIS" / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хасенова Калима Мирамбаевна, Хамчиев Курейш Мавлович, Ибраева Салима Сайфуллаевна, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Сембекова Камила Тажмаганбетовна

В статье проведен анализ методики "Алгоритм диагностического поиска", разработанной на кафедре нормальной физиологии Медицинского университета Астана. В частности, проведено исследование, направленное на разработку метода алгоритма диагностического поиска, (Diagnostic search algorithm - DSA) с использованием клинического случая «Пневмококковый менингит», который охватывает основные вопросы занятия «Структура и функции тканей, органов и систем, обеспечивающих процессы жизнедеятельности организма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хасенова Калима Мирамбаевна, Хамчиев Курейш Мавлович, Ибраева Салима Сайфуллаевна, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Сембекова Камила Тажмаганбетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF EFFECTIVENESS OF "DIAGNOSTIC SEARCH ALGORITHM (DSA)" TECHNOLOGY USING CLINICAL CASE "PNEUMOCOCCAL MENINGITIS"

This article analyzes the method "Diagnostic Search Algorithm" developed at the Department of Normal Physiology of the Astana Medical University. In particular, a study was conducted aimed at developing a diagnostic search algorithm (DSA) using the clinical case "Pneumococcal meningitis", which covers the main issues of the lesson "Structure and functions of tissues, organs and systems that support the processes of vital activity of the body".

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА (DSA)» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ «ПНЕВМОКОККОВЫЙ МЕНИНГИТ»»

УДК: 616.831.9 - 002 - 071

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА (DSA)» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ «ПНЕВМОКОККОВЫЙ МЕНИНГИТ»

ХАСЕНОВА КАЛИМА МИРАМБАЕВНА кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: kalmia-1055@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8908-8130

ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: kureysh2562@gmail.сom

ORCID ID 0000-0003-3981-1751 ИБРАЕВА САЛИМА САЙФУЛЛАЕВНА кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: salima ibrayeva @mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945

РАХИМЖАНОВА ЖАНАР АЙБАСОВНА кандидат биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 СЕМБЕКОВА КАМИЛА ТАЖМАГАНБЕТОВНА старший преводаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан

ORCID ID 0000-0002-2256-4945 АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ методики "Алгоритм диагностического поиска", разработанной на кафедре нормальной физиологии Медицинского университета Астана.

В частности, проведено исследование, направленное на разработку метода алгоритма диагностического поиска, (Diagnostic search algorithm - DSA) с использованием клинического случая «Пневмококковый менингит», который охватывает основные

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

вопросы занятия «Структура и функции тканей, органов и систем, обеспечивающих процессы жизнедеятельности организма».

Ключевые слова: инновационная методика, алгоритм диагностического поиска, клинический случай, «Пневмококковый менингит», работа в команде

медицине

INVESTIGATION OF EFFECTIVENESS OF "DIAGNOSTIC SEARCH ALGORITHM (DSA)" TECHNOLOGY USING CLINICAL CASE "PNEUMOCOCCAL MENINGITIS"

KHASENOVA KALIMA MIRAMBAEVNA

Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kalmia-1055@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8908-8130

KHAMCHIEVKUREISH MAVLOVICH Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.com ORCID ID 0000-0003-3981-1751

IBRAEVA SALIMA SAYFULLAEVNA candidate of medical sciences, professor of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: salima ibrayeva @ mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945

RAKHIMZHANOVA ZHANAR AYBASOVNA candidate of biological sciences, professor of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 SEMBEKOVA KAMILA TAGHAGANBETOVNA Senior Translator of the Department of Normal Physiology of NAO "Medical University of Astana," Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID 0000-0002-2256-4945

ABSTRACT

This article analyzes the method "Diagnostic Search Algorithm" developed at the Department of Normal Physiology of the Astana Medical

University.

In particular, a study was conducted aimed at developing a diagnostic search algorithm (DSA) using the clinical case "Pneumococcal meningitis", which covers the main issues of the lesson "Structure and functions of tissues, organs and systems that support the processes of vital activity of the body".

Keywords: innovative methodology, diagnostic search algorithm, clinical case, "Pneumococcal meningitis", teamwork

Введение. В настоящее время в современной высшей школе большое внимание уделяется внедрению инновационных методов обучения в учебный процесс. Правильное сочетание традиционных и инновационных методов обучения помогает развитию познавательных интересов и творческих способностей студентов, их подготовке к практической работе.

В современном быстро меняющемся мире, где конкуренция с каждым днем становится все более сильной, отсутствие практического опыта и навыков у студентов могут стать серьезным и существенным препятствием на пути к их трудоустройству и карьерному росту.

В связи с этим, все большую популярность приобретают современные методики обучения, направленные на выработку у студентов определенных практических навыков.

Отступление от классической академической тактики образования, которая укладывалась в схему лекция-семинар-экзамен, становится повсеместным, особенно, в западных вузах.

Использование различных новых методик намного улучшает процесс освоения материала, учит студентов мыслить и по-настоящему применять знания, полученные на лекциях.

Следует обратить внимание на то, что профессорско-преподавательский состав ряда казахстанских учебных заведений внедряет инновации, которые уже вошли в историю педагогической мысли и широко используются в западных странах: проблемно-, командно-, проект- ориентированные виды обучения и др. - [2; 4, с.130; 5, с. 192; 7, с. 275; 8, с. 1].

Ситуация с пандемией коронавируса в современных условиях образовательного процесса, конечно, внесла свои коррективы. Covid-19 заставил прибегнуть к экстренным online коммуникациям, инициировал поиск наиболее оптимальных интерактивных методик обучения студентов.

В связи с этим, на кафедре нормальной физиологии внедрили новую образовательную технологию «алгоритм диагностического поиска» и творчески адаптировали ее к условиям нашего ВУЗа.

Алгоритм диагностического поиска представляет собой набор правил, позволяющих решить любую конкретную задачу, задать последовательность действий, которые надо совершить для получения определенного решения.

Упоминание о технологии алгоритм диагностического поиска (Diagnostic search algorithm - DSA) периодически встречается в специализированной литературе, однако широкое применение эта технология не нашла, хотя ее перспективность признается большим числом авторов.

Одно из главных преимуществ такой методики состоит в том, что она активизирует самостоятельную подготовку, направлена на междисциплинарный подход и имеет ярко выраженную практическую направленность.

Суть этого метода обучения заключается в разработке студентами под руководством экспертов из разных областей знаний,

алгоритма диагностического поиска для проведения диагностики и лечения виртуального или стандартизованного пациента.

Впервые описание этой методики встречается в работах 1985 г. ученых из университета Монреаля (Канада) и успешно применяется там до сих пор.

Однако, данная методика не вышла далеко за пределы указанного университета, несмотря на то, что публикации о ее эффективности регулярно встречаются в научной литературе.

Одной из моделей интерактивного обучения, которая с успехом может применяться на теоретических предметах медицинского факультета, является разработка студентами алгоритма диагностического поиска. Как и любая другая технология, данная форма обучения имеет свои достоинства и недостатки.

Данная методология обучения, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны преподавателя по формированию учебной культуры студента. При использовании этого метода обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций - [1].

Метод DSA с использованием клинического случая «Пневмококковый менингит» хорошо вписывается в основные вопросы занятия по физиологии «Структура и функции тканей, органов и систем, обеспечивающих процессы жизнедеятельности организма», поэтому позволяет разнообразить его и обеспечивает лучшее понимание студентами важных физиологических вопросов.

Целью данной работы явилось изучение эффективности методики алгоритма диагностического поиска (Diagnostic search algorithm - DSA) с использованием клинического случая «Пневмококковый менингит», а также сравнение использования данной методо-

логии учебного процесса с традиционными формами проведения практических занятий.

Материалы и методы. Для изучения эффективности алгоритма диагностического поиска (Diagnostic search algorithm - DSA) были проведены практические занятия в 10 группах студентов 2 курса специальности «Общая медицина». На занятии был использован клинический случай «Пневмококковый менингит».

Важным моментом DSА явилась работа студентов с экспертами, которые предварительно читают лекцию по тем или иным проблемам данного клинического случая. Участвовали 2 эксперта из этой области. Затем студенты, знакомясь с клиническим случаем и используя свои знания, разрабатывали алгоритм диагностического поиска, в процессе чего осваивали вопросы учебной программы. По сравнению с традиционным методом обучения здесь студенты мотивированы, видели практическую значимость своих знаний и их влияние на исход клинического случая.

В ходе проведенного исследования были проанализированы ответы 120 студентов 2 курса НАО "Медицинский университет Астана", а также результаты эссе для обратной связи.

Оценка проводилась по следующим критериям: мотивация к изучению материала дисциплины, самооценка студентом вовлеченности в научно-образовательный процесс, самооценка преподавателем его роли в подготовке к занятию, роль формирующей оценки знаний в подготовке к итоговому экзамену.

Результаты и обсуждение. Результаты, полученные в процессе анализа ответов студентов, показали, что 84% студентов отдают предпочтение вышеизложенной методике проведения практического занятия по сравнению с традиционной методикой преподавания, оставшиеся 16% ответили, что им более понравилось бы сочетание новых технологий с традиционными методиками

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

Ю

образовательного процесса, что по всей видимости может отражать индивидуальную способность студента к обучению и восприятию информации.

Эссе студентов также демонстрирует, что в традиционной модели обучения, студент больше полагается на преподавателя, как наосновного источника, комментирующего их знания и оценка его вовлеченности в процесс обучения составила 3,8 балла против 6,7 при обучении в рамках вышеописанной технологии обучения, что отражает большую самостоятельную работу в подготовке к занятию. Средняя экзаменационная оценка у студентов 1 потока 2 курса составила - 86,2 баллов, у студентов 2 потока того же курса - 88,4 баллов.

Метод алгоритма диагностического поиска, (Diagnostic search algorithm - DSA) с использованием клинического случая «Пневмококковый менингит», — это модель обучения, при которой студенты под руководством экспертов, используя весь объём знаний, полученный по многим предметам, разбирают клинический случай и выполняют исследовательские задания.

Все материалы, предоставляемые студентам, являются авторскими - собственными разработками профессорско-преподавательского состава кафедры нормальной физиологии Медицинского университета Астана.

Предлагаемая нами технология (Diagnostic search algorithm -DSA - это модель обучения, в которой подготовка к практическому занятию включает в себя: ознакомление с презентационным материалом по клиническому случаю; прослушивание лекции; просмотр видеоматериала по конкретному

Студенты отмечали, что разработка алгоритма диагностического поиска позволяет им чувствовать себя активными и равноправными, наряду с преподавателем, участниками образовательного

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

процесса, помогает активировать навыки самостоятельной работы, а также совершенствует коммуникативные отношения между ними. Преподаватели также утверждают, что подобная технология является более интересной, продуктивной, позволяет более глубоко и в большем объеме разобрать материал.

Выводы. Таким образом, внедрение метода диагностического поиска (Diagnostic search algorithm - DSA) может значительно улучшить качество знаний и компетенций студентов, но в то же время, этот процесс достаточно сложен, требует высокого профессионализма и дополнительных усилий со стороны преподавателя.

Мы уверены, что технология алгоритма диагностического поиска (Diagnostic search algorithm - DSA) с использованием клинических случаев может с успехом использоваться при изучении любой дисциплины, в том числе, и в условиях дистанционного обучения.

Список литературы:

1. Мутaлиевa A^., AxTaHOBa С.К. Педaгогикa XXI BeKa: инновaционные методы обучения // Universum: психология и обрaзовaниe: электрон. Hay4H. журн. 2020. № 3 (69). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8928

2. Силовa И. Глобaлизaция Ha полях: обрaзовaниe и поcтcоциaлиc-тические трaнcформaции в Цeнтрaльной Aзии. Шaрлоттa, Сeвeрнaя Кaролинa: Информaционнaя эпоxa издaтeльcтвa (IAP), Inc .; 20l6; 12(6): 25-29

3. Хaмчиeв К.М. Опыт внедрения проблeмно-ориeнтировaнного обучения в медицинском обрaзовaнии // Мeждyнaродный жyрнaл экcпeримeнтaльного обрaзовaния. 2015. - № 7. С. 129-131.

4. Хамчиев К.М., Жаналиева М.К., Мадиева Ш.А., Тулиева A.M. Применение элементов методики обучения на основе принятия решений (DBL) в медицинском вузе // В сборнике: Еигореап Scientific Conference / Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 191-194.

5. Khamchiyev K.M., Zhaksylykova G. A., Bukeeva Zh. K., Derbissalina G. A. Introduction of ап innovative method of problem-based learning (PBL) in the educational process of JSC "MUA" // Astana meditsinalyk journal, Astana, 2014. - № 3. - P. 274-277.

6. Khamchiyev K.M., Kutebayev T.Zh., Khamchiyeva E.K. Experience of implementing problem-based learning (PBL) in education of Kazakhstan: student's opinion International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016.- № 4.-C.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.