УДК: 378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ» НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА АСТАНА
ШАНДАУЛОВ АСЫЛБЕКХАСАНОВИЧ
кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0001-6279-0376
ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор, завкафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-3981-1751
ЖИЕНГАЛИЕВА АРДАК КАНАТБЕКОВНА ассистент кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-6751-7632
М¥ХТАР Н¥РС¥ЛУ ЕРЛАНЦЫЗЫ преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0001-6101-2302
САЙЛАУБЕКЦЫЗЫ АЙС¥ЛУ ассистент кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-1235-6245 АННОТАЦИЯ
В данной статье проведен анализ использования модели виртуальный пациент (ВП) при обучении студентов специальности «Общая медицина». Модель виртуального пациента закладывает навыки клинического мышления у студентов при прохождении курса нормальной физиологии. Изучение теории и освоение нормальных величин физиологических показателей и сопоставление их с фактическими данными анкеты виртуального
:зо
пациента способствуют формированию начальных навыков клинического мышления.
Ключевые слова: виртуальный пациент, клиническое мышление, медицинское образование, студент-ориентированное обучение.
USE OF THE "VIRTUAL PATIENT" MODEL AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY OF ASTANA MEDICAL UNIVERSITY
SHANDAULOVASYLBEK HASANOVICH
Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0001-6279-0376 KHAMCHIYEVKUREYSHCH MAVLOVICH Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.сom ORCID ID 0000-0003-3981-1751
ZHIENGALIEVA ARDAK KANATBEKOVNA Assistant of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: [email protected]
ORCID ID 0000-0002-6751-7632 MUHTAR NURSULU ERLANKYZY Lecturer at the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: [email protected]
ORCID ID 0000-0001-6101-2302 SAILA UBEKKYZY AISULU Lecturer at the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: [email protected]
ORCID ID 0000-0002-1235-6245
ABSTRACT
This article analyses the use of the virtual patient model in the training of General Medicine students. The virtual patient model lays down clinical thinking skills in students while completing a course in normal
physiology. Studying the theory and mastering the normal values of physiological indicators and comparing them with the actual data of the virtual patient questionnaire contribute to the formation of initial clinical thinking skills.
Keywords: virtual patient, clinical thinking, medical education, studentoriented training
Введение. Модернизация высшего медицинского образования в Казахстане, характеризуется переориентацией его на личностную парадигму и компетентностный подход с целью формирования у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на международном рынке медицинских услуг -[1, 2, 4].
Современное медицинское общество стало уделять больше внимания контролю качества профессиональных компетенций выпускников медицинских университетов. О качестве подготовки врачей судят по их профессиональной компетентности. В реальной практике, при обучении студентов, приходится решать комплексные проблемы, которые редко бывают стандартными. Поэтому студенты должны обладать навыками нестандартного критического мышления и уметь действовать как самостоятельно, так и в команде не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Типичный способ решения проблем, предлагаемый в процессе обучения, часто подразумевает существование стандартной ситуации с ясно обозначенными параметрами. В таких ситуациях для решения проблемы требуется лишь точно следовать инструкции преподавателя. К сожалению, студенты, обученные по такому принципу, сталкиваясь с реальной клинической проблемой, не готовы быстро её решить. Для достижения успеха в выбранной профессии студентам нужно научиться выходить из стандартных ситуаций, возникающих за
стенами аудитории, что, собственно, и является целью формирование клинического мышления с использованием «виртуального пациента», начиная с первых курсов обучения в медицинских университетах - [3, 4]. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Объём прямых инструкций от преподавателя при этом сводится к минимуму, и поэтому студенты берут на себя большую ответственность за собственное обучение. При этом роль преподавателя сводится к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта в выполнении группового задания. Преподаватель всячески поощряет активное обсуждение проблемы, способствует возможности получения соответствующей информации, направляет русло ведения обсуждения -[5, 6, 7]. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть и, что ещё важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели озвучивание мнения преподавателя.
Целью данной работы явилось внедрение в учебный процесс модели виртуального пациента при прохождении курса нормальной физиологии студентами 1-го и 2-го курса по специальности «Общая медицина», для улучшения усвоения знаний и формирования начальных навыков клинического мышления.
Материалы и методы. Для внедрения модели «виртуального пациента». использовался клинический случай на бумаге или электронная презентация с описанием реальной или вымышленной истории и возможностью множественного выбора ведения больного., В зависимости от конкретной темы проводимых занятий, составляется история виртуального пациента, разрабатывается сценарий
проведения занятия. Формируется цель, ставятся задачи, разрабатывается хронометраж работы со сценарием.
После прохождения курса виртуального пациента студенты заполняли анонимные анкеты обратной связи, в которых отражали свое отношение к учебе по методу ВП. Результаты рассчитывались по балльной системе, где 5 - полностью согласен, 4 - согласен, 3 -трудно сказать, 2 - не согласен, 1 - полностью не согласен.
Результаты и обсуждение. Наряду с получением теоретических знаний, на занятиях с использованием ВП осваиваются практические навыки, например, методы пальпации, перкуссии и аускультации. При проведении электрофизиологических и других методов исследований, например, осваивают методики подсчета кровяных телец, правила наложения электродов при проведении ЭКГ, ЭЭГ, ЭМИ, РЭГ и др., с последующим освоением элементов анализа зарегистрированных кривых.
При этом роль преподавателя сводится к созданию мотивирующей обстановки, ориентации преподавания на студента, управлению за соблюдением времени и структуры проведения занятия, корректировкой проведения дискуссий, умением делать разрядку для снятия эмоционального напряжения.
Занятия завершаются строго по регламенту, делаются выводы о достижении цели и выполнении поставленных задач, как одного из важных моментов проведения занятия. Отмечаются положительные и отрицательные моменты. Обязательны словесные поощрения активных участников и благодарности в адрес участников.
Анализ анкет показал, что 94,9% студентов понравились занятия по новой методике, 5,1% заполнили графу "трудно сказать". По мнению всех студентов, (100%), ВП является полезным приемом для более эффективного усвоения предмета. 79,9% отдали предпочтение подходу и стилю работы тьюторов. 100% студентов понра-
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск
вилось самостоятельно формулировать вопросы для дальнейшего изучения. 95,8% согласились с тем, что их тьютор сопровождал ход дискуссии между всеми членами группы и поощрял участников.
Как студенты, так и преподаватели были приятно удивлены обширной информацией о строении и функционировании организма, методах диагностики и лечения, правах пациента, которую можно получить при изучении простого клинического случая. И что особенно важно, сделать тренировочную деятельность более увлекательной. "Это очень интересно для нас. Высоко мотивирует к индивидуальному изучению материала. Мы чувствуем себя врачами и четко осознаем, что жизнь и здоровье пациента зависят от уровня наших знаний и решений", - мнение студентов во время рефлексии, которую проводил тьютор после каждого занятия.
На основании проведенного исследования, анализа анкет и методики занятий, нами были составлены некоторые рекомендации для тьюторов и студентов в процессе работы по методике ВП:
1. Выберите центральную идею, концепцию или принцип, который всегда преподается в данном курсе, а затем подумайте о типичной задаче, задании или домашнем задании, которые обычно назначаются студентам, чтобы помочь им изучить эту концепцию [2,3,5].
2. Обозначьте цели обучения, которые студенты должны выполнить, когда они работают над проблемой.
3. Подумайте о реальном контексте рассматриваемой концепции. Реальный случай, который может быть адаптирован к условиям вашей страны.
4. Напишите руководство для тьютора и студентов.
5. На заключительном этапе определите ключевые ресурсы для студентов. Многие студенты захотят ограничить свои исследования интернетом, поэтому будет важно направить их также и в библиотеку.
6. Тьютор, должен активизировать работу группы, продемонстрировать владение материалом и учебным процессом. Его следующая задача, заставить студентов озвучивать свои мысли, периодически связывая, их друг с другом, и направляя дискуссию в нужное русло.
7. Одна из самых главных задач тьютора - установить в группе «основные правила». Создание четких правил позволит студентам сконцентрироваться на обучении.
Таким образом, модель «виртуальный пациент» мотивирует студентов на правильную формулировку проблемы и активно вовлекает студентов в процесс ее решения. Групповая дискуссия на занятии повышает активность и позволяет услышать мнение других. Студенты не думают, как и где применить новые знания, так как сначала задается проблема, а потом целенаправленно ищется информация, приобретаются навыки решения проблемы. Студенты учатся самостоятельно искать теоретический материал и работать с ним. Внедрение ВП в учебный процесс, предоставление необходимых условий тьюторам и студентам для развития их творческого потенциала, обучение в малых группах и личностно-ориенти-рованной среде способствует повышению качества подготовки медицинских кадров, совершенствованию компетенций выпускника, повышению конкурентоспособности специалистов на мировом рынке медицинских услуг.
Список литерaтуры:
1. Досмагамбетова P.C., Калиева Ш.С., Риклефс В.П., Риклефс И.М., Муратова А.З. Проблемно-ориентированное обучение: опыт внедрения в медицинском образовании Казахстана // Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в медицине». №7(71), 2014 г.
2. Муталиева А.Ш., Ахтанова С.К. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 3 (69). URL: Ь^://7ип^е^ит.сот/ги^у/агс1-|^еЛ1ет/8928
3. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» (problem-based learning -PBL) // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. - С. 112114; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31703
4. Хамчиев К.М. Опыт внедрения проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - № 7. С. 129-131.
5. Хамчиев К.М., Жаналиева М.К., Мадиева Ш.А., Тулиева A.M. Применение элементов методики обучения на основе принятия решений (DBL) в медицинском вузе // В сборнике: European Saen^f^ Сonferenсe / Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 191-194.
6. Khamсhiyev K.M., Zhaksylykova G. A., Bukeeva Zh. K., Derbissalina G. A. Introdu^on of ап innovative method of problem-based learning (PBL) in the eduсational p^ess of JSС "MUA" // Astana meditsinalyk journal, Astana, 2014. - № 3. - P. 274-277.
7. Khamсhiyev K.M., Kutebayev T.Zh., Khamсhiyeva E.K. Experienсe of implementing problem-based learning (PBL) in eduсation of kazakhstan: student's opinion Иета^па! Journal of Applied and Fundamental Researсh. 2016. - № 4. - С. 1.