Научная статья на тему 'СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТАЯ ЛЕКЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MIXED LEARNING / FLIPPED LEСTURE / MEDIСAL EDUСATION / STUDENT-ORIENTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамчиев Курейш Мавлович, Жиенгалиева Ардак Канатбековна, Шандаулов Асылбек Хасанович, Хамчиева Зарема Курейшовна

В данной статье проведен анализ эффективности смешанных форм обучения в медицинском образовании. В частности, проведено исследование, направленное на сравнение методологии «перевернутой лекции» с традиционными методами проведения лекционных занятий по дисциплине «Физиология» у студентов 1 курса специальности «Общая медицина»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамчиев Курейш Мавлович, Жиенгалиева Ардак Канатбековна, Шандаулов Асылбек Хасанович, Хамчиева Зарема Курейшовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED FORMS OF LEARNING IN THE IMPLEMENTATION OF A STUDENT-CENTERED APPROACH IN MEDICAL EDUCATION

This artiсle analyses the effeсtiveness of mixed forms of eduсation in mediсal universities. In partiсular, a study was сonduсted aimed at сomparing the methodology of the "flipped leсture" with traditional methods of сonduсting leсture сlasses in the disсipline "Physiology" among of the 1st year students of the speсialty "General Mediсine."

Текст научной работы на тему «СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

: опыт, решения, инновации УДК: 378.147

СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ

канд мед.наук., профессор, завкафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан email: kureysh2562@gmail.€om ORCID ID 0000-0003-3981-1751 ЖИЕНГАЛИЕВА АРДАК КАНАТБЕКОВНА ассистент кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: ardak_1995kz@mail.ru ORCID ID 0000-0002-6751-7632

ШАНДАУЛОВ АСЫЛБЕКХАСАНОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: shandaulov@mail.ru ORCID ID 0000-0001-6279-0376

ХАМЧИЕВА ЗАРЕМА КУРЕЙШОВНА Студентка 2 курса специальности «Общая медицина» НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: zrk2905@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8280-9759 АННОТАЦИЯ

В данной статье проведен анализ эффективности смешанных форм обучения в медицинском образовании. В частности, проведено исследование, направленное на сравнение методологии «(перевернутой лекции» с традиционными методами проведения лекционных занятий по дисциплине «(Физиология» у студентов 1 курса специальности «(Общая медицина».

Ключевые слова: смешанное обучение, перевернутая лекция, медицинское образование, студент-ориентированное обучение.

меоицине

MIXED FORMS OF LEARNING IN THE IMPLEMENTATION OF A STUDENT-CENTERED APPROACH IN MEDICAL EDUCATION

KHAMCHIEVKUREISH MAVLOVICH

Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.com ORCID ID 0000-0003-3981-1751

ZHIENGALIEVA ARDAK KANATBEKOVNA Assistant of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: ardak_1995kz@mail.ru ORCID ID 0000-0002-6751-7632

SHANDAULOVASYLBEK HASANOVICH Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: shandaulov@mail.ru ORCID ID 0000-0001-6279-0376 KHAMCHIYEVA ZAREMA KUREYSHOVNA 2nd year student of the specialty "General Medicine" NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: zrk2905@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8280-9759 ABSTRACT

This article analyses the effectiveness of mixed forms of eduсation in medial universities. In pabular, a study was conducted aimed at comparing the methodology of the "flipped leсture" with traditional methods of conducting lecture classes in the discipline "Physiology" among of the 1st year students of the specialty "General Medicine."

Keywords: mixed learning, flipped lecture, medical education, student-oriented learning.

Введение. Современные условия, связанные с глобализацией общества, внесли существенные изменения в технологию образовательного процесса. Медицинское образование нынешнего века отличается от педагогических подходов ХХ века. Одной из основных отличительных особенностей сегодняшнего образования является

глобальная интернетизация населения и проникновение цифровых технологий во все сферы обучения. Современное поколение учащихся и студентов известно, как социально цифровое, так и поколение Z - [3, с. 26]. Все это закономерно требует и новых подходов к процессу обучения, адаптации известных образовательных методик к современным условиям и разработке новых технологий. В образовательной системе Казахстана внедряются процессы по следующим направлениям: формирование нового образовательного контента, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых типов образовательных учреждений. Следует также отметить, что профессорско-преподавательский состав ряда казахстанских учебных заведений внедряет инновации, которые уже вошли в историю педагогической мысли и широко используются в западных странах: проблемно-, командно-, проект- ориентированные виды обучения и др. - [2, 4, с.130; 5, с. 192; 7, с. 275; 8, с. 1].

Значительные коррективы в процесс обучения в настоящее время внесла также и ситуация с пандемией коронавируса. Covid-19 вынудил участников образовательного процесса прибегнуть к экстренным online коммуникациям. Эта ситуация привела к тому, что преподаватели тех дисциплин, обучение по которым не предполагало дистанционный формат, инициировали поиск оптимальных интерактивных методик обмена знаниями, которые бы восполняли недостатки интернет-общения.

На первый план в данных условиях выходят разные методики смешанного обучения. Смешанное обучение - один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Смешанное обучение - это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоя-

тельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения - [1].

Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны преподавателя по формированию учебной культуры студента. В отличие от аудиторной работы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций - [1].

Одной из моделей смешанного обучения, которая с успехом применяется некоторыми учебными организациями на протяжении последнего десятилетия, является "перевернутое обучение, перевернутый класс, перевернутая лекция". Как и любая другая технология, данная форма обучения имеет свои достоинства и недостатки.

Целью данной работы явилось изучение эффективности «перевернутой лекции» - «flipped lerture» (FL) в процессе обучения студентов-медиков, а также сравнение использования данной методологии с традиционными формами проведения лекционных занятий.

Материалы и методы. Были проанализированы ответы 160 студентов 1 курса НАО "Медицинский университет Астана". Обучающимся 1 потока (n = 78) было прочитано пять лекций по методике FL; аналогичные лекции были проведены для студентов 2 потока (n = 82) по традиционной методике. Следующие 5 лекций были прочитаны для 1 потока традиционно, а для 2-го - в формате FL. Оценка проводилась по следующим критериям: мотивация к изучению материала дисциплины, самооценка студентом вовлеченности в научно-образовательный процесс, самооценка преподавателем его

роли в подготовке к занятию, роль формирующей оценки знаний в подготовке к итоговому экзамену.

Для анализа студенческих отзывов была разработана анкета, в которой ответы ранжировались по шкале Ликерта от 0 - полностью не согласен до 4 - полностью согласен.

Результаты и обсуждение. Flipped Lerture (FL) — это модель обучения, при которой преподаватель (лектор) предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очной (или дистанционной, онлайн) лекции проходит практическое закрепление материала - [6, с. 28].

Для перевернутого обучения нами по всем темам разработаны и используются водкасты (vodсаst), подкасты (podсаst), текстовые файлы (Txt), 3D-анимации (3D^nime) и 3D-презифaйлы (3D-prezi).

Здесь, учитывая новизну метода и используемых терминов, необходимо их расшифровать.

Подкасты (Podсаst) — это звуковые файлы (аудиолекции), записанные предварительно лекторами кафедры нормальной физиологии, которые предварительно (за несколько дней) рассылаются обучающимся по платформам Moodle и Miсrosoft Teаms . Студенты могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или прослушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodсаst от video-on-demаnd, т.е. видео по запросу) — это то же самое, что подкаст, только с записанными видеофайлами лекций.

Текстовый файл (Txt) - это текст лекции.

вй-презифайл (3D-prezifile) - это анимированная презентация содержания лекции с использованием 3D - технологии в программе Prezi Next.

3й-анимации (3й-аште) - это 3D-анимированные процессы, происходящие в организме.

Все материалы, предоставляемые студентам, являются авторскими - собственными разработками профессорско-преподавательского состава кафедры нормальной физиологии Медицинского университета Астана.

Предлагаемая нами технология FL - это модель обучения, в которой подготовка к лекции включает в себя: ознакомление с текстом лекции; прослушивание лекции; просмотр видеолекции, анимаций и презентации; прохождение тестов на начальное усвоение темы.

Очная или дистанционная работа с лектором (во время лекции по расписанию) посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у студентов в процессе подготовки к лекции. Также во время лекции студенты под руководством лектора разбирают клинические случаи и выполняют исследовательские задания. В конце лекции проводится обратная связь на понимание и закрепление пройденной на лекции темы.

Переход к модели перевернутой лекции является переходом от главенства лектора (преподавателя) к главенству студента. Именно студент становится ключевым звеном учебного процесса, что в полной мере соответствует реализации студентоцентрированного подхода в медицинском образовании.

Результаты, полученные в процессе анализа ответов студентов, показали, что 86% студентов отдают предпочтение "перевернутой лекции" по сравнению с традиционной методикой преподавания, оставшиеся 14% ответили, что им более понравилось бы сочетание новых технологий с традиционными лекциями, что по всей видимости может отражать индивидуальную способность студента к обучению и восприятию информации. Опрос студентов также демонстрирует, что в традиционной модели обучения, студент больше полагается на преподавателя, как на основного источника,

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

транслирующего знания и оценка его вовлеченности в процесс обучения составила 2,1 балла против 4,6 при обучении в рамках "перевернутой лекции", что отражает большую самостоятельную работу в подготовке к занятию. Мотивация студента во многом определялась наличием обратной связи и представляет со слов студентов "двусторонний процесс". Методология "перевернутой лекции" требует от лектора более четкого и структурированного подхода, активного использования цифровых технологий, больших временных затрат к подготовке к занятию. Средняя экзаменационная оценка у студентов 1 потока составила - 87,2 баллов, у студентов 2 потока - 88,2 баллов.

Студенты отмечали, что методика перевернутой лекции позволяет им чувствовать себя на лекции не пассивными слушателями, воспринимающими незнакомую для них информацию, а активными и равноправными, наряду с лектором, участниками образовательного процесса. Лекторы также утверждают, что лекция в формате «перевернутой» является более интересной, продуктивной, позволяет более глубоко и в большем объеме разобрать материал.

Выводы. Таким образом, учитывая то, что медицина является одной из тех областей знания, где проблемные методы, основанные на активной роли обучающихся в процессе обучения могут быть наиболее полезны, и ввиду особенностей медицинского образования, технология "перевернутой лекции" будет эффективна именно в тех участках знания, где важны познавательная активность, постоянное расширение теоретических и практических пластов знаний, а также скорость решения проблем, уверенность в собственных силах и самостоятельность. Технология "перевернутой лекции" позволяет сформировать и закреплять навыки получения знаний, формы достижения консенсуса, способности ориентироваться в информационных полях, находить объективно правильное

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

решение в мультидисциплинарных ситуациях. При этом использование данной модели предполагает освоение студентами следующих навыков таких как: работа в команде, руководство группой для развития лидерских качеств, умение слушать и активно участвовать в дискуссии, самостоятельное и целенаправленное изучение и использование ресурсов, коммуникативные способности для взаимодействия в решении сложных клинических задач и обмена информацией, независимость в суждениях, отстаивание своей точки зрения, ответственность за обучение.

Исходя из вышесказанного, технология "перевернутой лекции" может с успехом использоваться в любой отрасли образовании, особенно в условиях дистанционного обучения.

Список литерaтуры:

1. Долговa Т.В., Кондaковa М.Л., Подгорнaя Е.Я. Методические рекомендaции для тьюторов (педaгогов-курaторов), осуществляющих обрaзовaтельную деятельность с использовaнием дистaнционных обрaзовaтельных технологий (для основной школы). URL: metod.mob-edu.ru C^a обрaщения 09.02.2021 годa)

2. Мутaлиевa A.Ш., Aхтaновa С.К. Педaгогикa XXI векa: инновaционные методы обучения // Universum: психология и обрaзовaние: электрон. нaучн. журн. 2020. № 3 (69). URL: https://7universum.сom/ru/psy/arсhive/item/8928 (^a обрaщения: 23.09.2020).

3. Силовa И. Глобaлизaция нa полях: обрaзовaние и постсоциaлис-тические трaнсформaции в Центрaльной Aзии. Шарлотта, Северная Каролина: Информационная эпоха издательства (IAP), 1пс .; 2016; 12(6): 25-29

4. Хaмчиев К.М. Опыт внедрения проблемно-ориентировaнного обучения в медицинском обрaзовaнии // Междунaродный журнaл экспериментaльного обрaзовaния. 2015. - № 7. С. 129-131.

5. Хaмчиев К.М., Жaнaлиевa М.К., Мaдиевa Ш.A., Тулиевa A.M. Применение элементов методики обучения нa основе принятия решений (DBL) в медицинском вузе // В сборнике: European Sdentif^ Сonferenсe / Сборник стaтей XI Mеждунaродной нaучно-прaктической конференции. 2018. - С. 191-194.

6. Bergmann J., Sams A. Flipped learning. // BJET. London, 2015. - Vol. 46, Issue 6. - P.28

7. Khamсhiyev K.M., Zhaksylykova G. A., Bukeeva Zh. K., Derbissalina G. A. Introduсtion of ап innovative method of problem-based learning (PBL) in the eduсational p^ess of JSС "MUA" // Astana meditsinalyk journal, Astana, 2014. - № 3. - P. 274-277.

8. Khamсhiyev K.M., Kutebayev T.Zh., Khamсhiyeva E.K. Experienсe of implementing problem-based learning (PBL) in eduсation of Kazakhstan: student's opinion Иета^па! Joumal of Applied and Fundamental Researсh. 2016.-№ 4.-С.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.