Научная статья на тему '«SMART STANDS» КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

«SMART STANDS» КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL STAND / MOTIVATES STUDENTS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жашкеева Аделия Маратовна, Хамчиев Курейш Мавлович, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Сембекова Камила Тәжмағамбетқызы, Сабит Акайлым Ерлановна

На кафедре нормальной физиологии существует множество воспитательно-образовательных стендов самых различных тематик: от чисто учебных, где представлены знания по той или иной системе, до интерактивных воспитательных, на которых студент может проследить за жизнью кафедры или даже оставить свои пожелания. Все это многообразие позволяет формировать, во-первых, высокую мотивацию у студентов и, во-вторых, создает комфортную атмосферу обучения, что крайне благоприятно сказывается на достижениях в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жашкеева Аделия Маратовна, Хамчиев Курейш Мавлович, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Сембекова Камила Тәжмағамбетқызы, Сабит Акайлым Ерлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART STANDS" AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

At the Department of Normal Physiology, there are many educational stands of various topics: from purely educational ones, where knowledge on a particular system is presented, to interactive educational ones, where a student can follow the life of the department or even leave their wishes. All this diversity allows you to form, firstly, high motivation among students and, secondly, creates a comfortable learning atmosphere, which is extremely beneficial for academic achievements.

Текст научной работы на тему ««SMART STANDS» КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

УДК: 612: 378.1

«SMART STANDS» КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ

ФИЗИОЛОГИИ

ЖАШКЕЕВА АДЕЛИЯ МАРАТОВНА

магистр биол. наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: Adeliya_2007_86_@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8006-7691

ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ канд мед.наук., профессор, завкафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: kureysh2562@gmail.€om ORCID ID 0000-0003-3981-1751 РАХИМЖАНОВА ЖАНАР АЙБАСОВНА канд. биол. наук., профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 СЕМБЕКОВА КАМИЛА ТЭЖМАГАМБЕТЦЫЗЫ старший преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: sembekovak@mail.ru ORCID ID 0000-0003-2414-305X САБИТ АКАЙЛЫМ ЕРЛАНОВНА преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан e-mail: sae.260996@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-2213-3846 АННОТАЦИЯ

На кафедре нормальной физиологии существует множество воспитательно-образовательных стендов самых различных тематик: от чисто учебных, где представлены знания по той или иной системе, до интерактивных воспитательных, на которых студент может проследить за жизнью кафедры или даже оставить свои пожелания. Все это многообразие позволяет формировать, во-первых, высокую мотивацию у студентов и, во-вторых,

создает комфортную атмосферу обучения, что крайне благоприятно сказывается на достижениях в учебе.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный стенд, мотивация студентов, интерактивные технологии.

"SMART STANDS" AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

ZHASHKEYEVA ADELIYA MARATOVNA

Master of Biological Sciences, Senior lecturer Departments of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-sultan e-mail: Adeliya_2007_86_@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8006-7691 KHAMCHIYEVKUREYSHCH MAVLOVICH Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.aom ORCID ID 0000-0003-3981-1751

RAKHIMZHANOVA ZHANAR AIBASOVNA Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology NJSC " Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-sultan e-mail: zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 SEMBEKOVA KAMILA TAJMAGAMBETKYZY Senior lecturer of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: sembekovak@mail.ru

ORCID ID 0000-0003-2414-305X SABIT YERLANOVNA AKAILYM Teacher of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: sae.260996@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-2213-3846 ABSTRACT

At the Department of Normal Physiology, there are many educational stands of various topics: from purely educational ones, where knowledge on a particular system is presented, to interactive educational ones, where a student can follow the life of the department or even leave

their wishes. All this diversity allows you to form, firstly, high motivation among students and, secondly, creates a comfortable learning atmosphere, which is extremely beneficial for academic achievements.

Keywords: educational and educational stand, motivates students, interactive technologies.

Введение. Главной задачей современной системы образования является способность преподавателя не просто дать обучающемуся фундаментальные знания, а также обеспечить для него все необходимые условия, которые бы способствовали его самообразованию.

В настоящее время термин «интерактивные технологии» имеет довольно широкое понятие, которое включает в себя с одной стороны деловые и ролевые игры, работа в группах, мозговой штурм и дискуссии; а с другой стороны - компьютерные игры, интерактивные средства и технологии виртуальной реальности (Smart Stands, Matlab, Electronics Workbench, Model ChemLab и т.д.) - [1].

С психологической точки зрения интерактивное обучение - тип обучения, который основан на психологии человеческих отношений. Интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы обучения на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом - [1, 3].

Современные условия, связанные с глобализацией общества, внесли существенные изменения в технологию образовательного процесса. Медицинское образование нынешнего века отличается от педагогических подходов ХХ века. Одной из основных отличительных особенностей сегодняшнего образования является глобальная

интернетизация населения и проникновение цифровых технологий во все сферы обучения - [2].

На кафедре нормальной физиологии существует множество воспитательно-образовательных стендов самых различных тематик: от чисто учебных, где представлены знания по той или иной системе, до интерактивных воспитательных, на которых студент может проследить за жизнью кафедры или даже оставить свои пожелания. Все это многообразие позволяет формировать, во-первых, высокую мотивацию у студентов и, во-вторых, создает комфортную атмосферу обучения, что крайне благоприятно сказывается на достижениях в учебе. Например, стенды «Физиология жуйр^ерЬ и «Наши учителя - Вы лучшие» заставляют студентов прилагать усилия чтобы тоже попасть на доску почета и в будущем, возможно, стать учеником известных профессоров кафедры. Помимо этого, мотивирует студентов знакомство с настоящими и прошлыми достижениями кафедры, которые также представлены на стендах.

Другая группа стендов - те, которые создают благоприятную атмосферу на кафедре и обеспечивают двустороннюю связь между преподавателями и студентами. Ярчайшим представителем является стенд «I love Phisiology», рядом с которым с удовольствием фотографируются студенты и гости кафедры. Эти красивые и яркие стенды помогают студентам комфортнее чувствовать себя на кафедре, а некоторые имеют специальные зоны для обратной связи, где маркерами можно поздравить кого-нибудь или оставить свои пожелания. При оформлении стендов нами использовался креативный дизайн в духе молодежных тенденций, например, оформление под инстаграмм или добавление элементов продолженной реальности, когда обычные фотографии при наведении на них телефона «оживают» и превращаются в видео. Все это дает понять студентам, что кафедра с ними на «одной волне», чувствует их и

понимает. Несомненно, атмосфера кафедры нормальной физиологии особенная, что отмечают как студенты, так и наши гости. Немалую роль в создании этой атмосферы играют Smart стенды кафедры нормальной физиологии.

Впервые об использовании наглядных стендов и плакатов для мотивирования студентов, создания благоприятной обстановки в учебном заведении встречается в работах А.С. Макаренко. В этих же трудах приводятся оценка эффективности данной методики, которая объясняется с точки зрения педагогики и психологии. Профессор Хамчиев К.М. длительное время указывал на этот важный компонент образовательного процесса, учитывая, как опыт педагогов прошлого, так и современные тенденции молодого поколения, и сегодня на кафедре нормальной физиологии имеется большое количество учебно-воспитательных стендов.

Целью создания воспитательно-образовательных стендов кафедры является стимулирование студентов к учебе, путем создания для них как научного, так и культурно-общественного ориентира к стремлению, и формирования благоприятной учебной атмосферы.

Материалы и методы. С целью контроля эффективности было проведено анкетирование 530 студентов 34 групп 1-2-го курсов НАО «Медицинский университет Астана». Анкета включала 8 закрытых вопросов (оценка по 5-балльной шкале) и 3 открытых вопроса.

Результаты и обсуждение. Результаты сравнения успеваемости: с внедрением новой инновационной технологии Smart Stands были получены заметные результаты ее эффективности. Так, абсолютная успеваемость выросла до 100, качественный показатель возрос 97,83%, за счет увеличения доли положительных оценок на экзамене (А-В) с 80,5% до 97,83%.

А. По результатам статистической обработки закрытых вопросов анкет сложилась следующая картина:

В общем подсчете сумма баллов 87,6% анкет составила более 25 баллов, из них 50,5% - 30 баллов. Менее 25 баллов было в 17,0% анкет. При анализе результатов анкетирования по группам установлено преобладание максимальных значений оценки - по 40 баллов отметили 85% студентов из 34групп.

Б. По результатам проведенного анкетирования открытых вопросов:

1. На вопрос «Как в целом Вы оцениваете Smart Stands?» -более половины опрошенных указали, важность, доступность. «Smart Stands»- креативный информационный стенд для получения инфор-маций, дизайн выбран в духе молодежных тенденций. По результатам анализа в Инстраграмм, студенты считают, снятие на видео мини-лекции, практические занятия, дополненные схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами из студенческой жизни и др. - результат интеграции различных видов и проявлений учебной активности студентов, как функциональное проявление личности, способ самовыражения, самосовершенствования. В качестве субъективных комплексов учебной активности, использование стенда, рассматривается, как один из мотивационных, психологических факторов в подготовке специалистов. Например, мотивирует студентов знакомству с настоящими и прошлыми достижениями кафедры, для повторения изученного материала, побуждает интерес к научно-исследовательской деятельности, и др. Способствует улучшению коммуникативных компетенций, что приводит к повышению качества обучения (93.16-96.13%).

2. На вопрос «Как в целом вы оцениваете эффективность использования? - почти все респонденты (59,8%) отметили, что в настоящее время информация постоянно обновляется. Актуальные вопросы физиологии, о здоровье, ЗОЖ и др., которые важны всегда. «Smart Stands»- это привлекательное привлечение в онлайн-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

систему. Она постоянно дополняется новой информацией по учебной, научной, воспитательной направлениям кафедры. В «Smart Stands» демонстрированы результаты и достижения, полученные в ходе осуществления научных исследований, об участии преподавателей и студентов кафедры в семинарах, круглых столах и конференциях по актуальным проблемам медицины и физиологии, проведение олимпиады республиканского и международного уровня, способствует быть ближе студентам друг с другом, взаимодействовать и обмен информацией, доступность.

3. Оценка усвоения знаний студентами, посредством письменных ответов на тестовые задания позволила понять, что данная информационная технология повышает мотивацию обучающегося в практической деятельности, 85,8% студентов отметили важность использования интерактивной технологии, умный стенд содержит разделы, служит как электронный помощник и носитель информации.

5. 90,2% отметили высокий уровень профессионализма ППС кафедры, и их умение мотивировать студентов на самостоятельную работу.

6. 76% студентов особенно отметили достаточно высокий уровень методической оснащенности стенда, 24 % хорошо оценили качество изготовления презентационных материалов, выставленных на стенде, доступность в любое свободное время.

7. Почти 100% студентов отметили, что хотели бы и в дальнейшем пользоваться, быть ближе к друг другу, рекомендовали бы другим кафедрам использовать данную интерактивную технологию в учебно-воспитательный процесс.

Выводы. Таким образом, использование преподавателями интерактивных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к

профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов [4].

Информационная технология как элемент воспитательно-образовательного процесса на кафедре нормальной физиологии позволяет формировать высокую мотивацию обучающихся, а также создают благоприятную атмосферу на кафедре.

Список литературы:

1. Тихобаев, А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения / А.Г. Тихобаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - №8. С.81-84.

2. Шаталова Н. В. Практика применения SMART-технологий и качество обучения бакалавров по направлению подготовки // «Электроэнергетика и электротехника» // Инновационные технологии в образовании Сборник статей IV Международной научно-практической видеоконференции г. Тюмень, 30 ноября 2020. - С. 36-38.

3. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании // электр. научн. журн. 2019. Выпуск №16.

4. Привалов А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса / А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки - Тула, 2019. Выпуск 3. - С. 427-431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.