Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ПАЦИЕНТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ПАЦИЕНТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ / СБОР АНАМНЕЗА / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STANDARDIZED PATIENT / ANAMNESIS / DIFFERENTIAL DIAGNOSIS / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Омарова Асель Сайлауовна, Аскарова Нургуль Базархановна, Тынысова Жанар Ирсаиновна, Балхыбекова Айгуль Орынбековна, Уазирханов Мерей Уазирханович

Методика стандартизированного пациента в настоящее время вызывает широкий интерес по всему миру, однако сложность и новизна этой технологии мешает ее широкому внедрению. Преподавателями кафедры нормальной физиологии были решены трудности внедрения данной методики, и сегодня она с успехом применяется на занятиях как одна из основных образовательных технологий, показавших высокую эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Омарова Асель Сайлауовна, Аскарова Нургуль Базархановна, Тынысова Жанар Ирсаиновна, Балхыбекова Айгуль Орынбековна, Уазирханов Мерей Уазирханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE STANDARDIZED PATIENT TECHNIQUE AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

The standardized patient technique currently attracts widespread interest around the world, but the complexity and novelty of this technology prevents its widespread adoption. Teachers of the Normal Physiology Department solved the difficulties of implementing this technique, and today it is successfully used in classes as one of the main learning technologies that showed high efficiency

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ПАЦИЕНТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

УДК: 612 :378.147 :614.253.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ПАЦИЕНТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

ОМАРОВА АСЕЛЬ САЙЛАУОВНА

преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Нур-Султан, Казахстан ORCID ID 0000-0002-5905-5642. E-mail: [email protected]

АСКАРОВА НУРГУЛЬ БАЗАРХАНОВНА преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Нур-Султан, Казахстан, ORCID ID 0000-0001-8796-0108 E-mail: [email protected]

ТЫНЫСОВА ЖАНАР ИРСАИНОВНА Старший преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Нур-Султан, Казахстан ORCID ID 0000-0002-1747-3061. E-mail: [email protected]

БАЛХЫБЕКОВА АЙГУЛЬ ОРЫНБЕКОВНА доцент кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Нур-Султан, Казахстан, ORCID ID 0000-0001-7823-4905. E-mail: [email protected]

УАЗИРХАНОВ МЕРЕЙ УАЗИРХАНОВИЧ Старший преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Нур-Султан, Казахстан E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-1632-298X

АННОТАЦИЯ

Методика стандартизированного пациента в настоящее время вызывает широкий интерес по всему миру, однако сложность и новизна этой технологии мешает ее широкому внедрению. Преподавателями кафедры нормальной физиологии были решены трудности внедрения данной методики, и сегодня она с успехом применяется на занятиях как одна из основных образовательных технологий, показавших высокую эффективность

Ключевые слова: стандартизированный пациент, сбор анамнеза, дифференциальная диагностика, медицинское образование.

USE OF THE STANDARDIZED PATIENT TECHNIQUE AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

OMAROVA ASEL SAILAUOVNA

Lecturer at the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan, ORCID ID 0000-0002-5905-5642.

E-mail: [email protected] ASKAROVA NURGUL BAZARKHANOVNA Lecturer at the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan, Kazakhstan ORCID ID 0000-0001-8796-0108

E-mail: [email protected] TYNYSOVA ZHANARIRSAINOVNA Senior Lecturer, Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan, Kazakhstan. ORCID ID 0000-0002-1747-3061.

E-mail: [email protected] BALKHYBEKOVA AIGUL ORYNBEKOVNA Associate Professor at the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan, Kazakhstan. ORCID ID 0000-0001-7823-4905.

E-mail: [email protected] UAZIRKHANOV MEREY UAZIRKHANOVICH Senior Lecturer, Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan, Kazakhstan. E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0003-1632-298X ABSTRACT

The standardized patient technique currently attracts widespread interest around the world, but the complexity and novelty of this technology prevents its widespread adoption. Teachers of the Normal Physiology Department solved the difficulties of implementing this technique, and

today it is successfully used in classes as one of the main learning technologies that showed high efficiency.

Keywords: standardized patient, anamnesis, differential diagnosis, medical education.

Введение. Методика «стандартизированный пациент» используется в подготовке медицинских работников с 60-х годов ХХ века. Первоначально для обозначения людей, изображающих пациентов, применялись такие термины, как «программированный пациент», «симулированный пациент». Но постепенно было принято единое международное название, предложенное специалистами из медицинской Школы Броуди (США) - «стандартизированный пациент» -[5]. Метод стандартизованного пациента давно известен в образовательных кругах, однако применялся до сих пор лишь при проведении объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Мы считаем, что потенциал этой технологии позволяет шире использовать его, в том числе и на практическом занятии.

Целью нашей работы явилось внедрение методики стандартизованного пациента в программу дисциплины «физиология» для студентов специальности «общая медицина».

Сущность методики заключается в организации обучающего игрового процесса, в котором изображается конкретная клиническая ситуация и каждый из участников выполняет собственную роль.

Стандартизированный пациент - это специально подготовленный человек, который принимает участие в обучении и оценке компетенций обучающегося. Он инсценирует клинический случай, согласно заданному клиническому сценарию. Каждый пациент ярко моделирует ту или иную патологию, в процессе лечения которой студенты изучают основные вопросы анатомии, физиологии, биохимии, деонтологии, пропедевтики, терапии, что и является в

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

конечном итоге целью занятия, а не «излечение» пациента. Метод стандартизированного пациента подобран особым образом, чтобы в наибольшей степени подходить к теме занятия - [2].

Клинический сценарий - это сценарий, связанный с конкретным заболеванием пациента, демонстрируемый в искусственной среде. Важную роль в методике «стандартизированный пациент» играют оценочные листы, которые позволяют дать максимально объективную оценку действиям участников клинической ситуации. Выполнение задания разбивается на отдельные этапы/действия. Чтобы получить представление об уровне компетентности претендента по данному навыку, оценивается каждый этап навыка, реализованного в строгой последовательности. При выполнении какого-либо этапа в другой последовательности, т.е., напротив, несвоевременно проведенного действия, делается пометка - [5].

Заключительным этапом реализации методики стандартизированного пациента является защита теоретических выводов, сформулированных в ходе осуществления клинического сценария. После проведения симуляции рекомендуется выполнить дебрифинг участников, суть которого заключается в общении с преподавателем, во время которого оценивается качество работы учащихся на всех этапах. Преподаватель должен руководить обсуждением, задавая вопросы, давая оценки или разъясняя сложные детали. Процесс дебрифинга помогает учащимся провести анализ и обсуждение клинического случая. По результатам собеседования выставляется итоговая отметка, отражающая знания и умения учащихся - [3].

Целью занятия с использованием методики стандартизованного пациента является изучение развития, строения и функционирования организма человека. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: научить студентов основным вопросам, стимулировать самоподготовку студентов, развивать их комму-

никативные навыки и способность работать в междисциплинарной команде. Использование данной методики дает возможность студентам приблизиться к реальным ситуациям, существующим в практике врача.

Анализ процесса внедрения технологии показал, что преимуществами этого метода является безопасность, наглядность и универсальность. Особенно ярко эти преимущества проявляются на занятиях кафедры нормальной физиологии, со студентами младших курсов, которые пока недостаточно владеют навыками сбора анамнеза, общего осмотра, дифференциальной диагностики и лечения, а также слабо осведомлены об основных нозологиях.

При анализе результатов опроса студентов, проведенного нами в программе Survey Monkey, было обнаружено, что данная методика позволяет им чувствовать себя на занятии не пассивными наблюдателями, воспринимающими незнакомую для них информацию, а активными и самостоятельными, наряду с преподавателем, участниками образовательного процесса. Преподаватели также утверждают, что занятие в формате опроса стандартизированного пациента является более занимательным, результативным, позволяет более подробно разобрать и усвоить материал.

Ценностями применения методики «Стандартизированный пациент» являются:

- Надежность: «пациенты» являются стандартизированными и воспроизводимыми.

- Достоверность: сопоставимость с реальными пациентами.

- Контролируемость: соответствие целям обучения.

- Безопасность: не несет потенциального вреда для реальных пациентов.

- Эффективность: обеспечивается непрерывное накопление опыта в сжатые временные рамки и сокращается нагрузка на преподавателей медицинских вузов - [1].

Стоит отметить, что большинство обучающих и рабочих программ для практикующих специалистов и студентов используют ролевые игры с коллегами и студентами университетов как методы обучения клиническим и коммуникативным навыкам и оценки компетентности студентов. Обучающиеся медицинских вузов часто ощущают нехватку опыта взаимодействия с реальными пациентами. Применяемая нами методика, в полной мере восполняет этот пробел. Осваивая реалистичные сценарии с участием стандартизированного пациента, студенты накапливают опыт, а преподаватели получают возможность оценить способность студентов применять новые навыки на практике. Используя эту технику, студенты учатся собирать анамнез у пациента и проводить физикальное обследование по структурированному и эффективному принципу, систематически учатся задавать вопросы, касающиеся медицинского и социального анамнеза - [4].

Преимущество метода заключается в том, что перед студентами в качестве пациента находится реальный человек, который, обладая всеми знаниями по клиническому случаю, отвечает на вопросы студентов и рассказывает свою историю. По мере ее развития студенты самостоятельно понимает слабые моменты своей подготовки и вырабатывают таким образом свой учебный план для изучения. Помимо этого, общение с живым человеком развивает коммуникации в значительно большей степени чем любая другая методика.

В итоге к концу занятия студенты имеют перед собой сформированный самостоятельно учебный план, а эмоциональная вовлеченность в клиническую ситуацию значительно повышает мотива-

цию. Эти факторы обеспечивают высокую эффективность методики стандартизированного пациента и ее студентоцентрированную направленность, что и привлекло наше пристальное внимание и желание внедрить эту методику обучения в образовательный процесс кафедры физиологии.

Таким образом, методика стандартизированного пациента способствует непрерывному расширению теоретических и практических знаний, придает обучающимся уверенность в собственных способностях и стимулирует самостоятельность. Учитывая все сказанное, можно с уверенностью отметить, что данная технология будет эффективна именно в тех областях знания, где важны познавательная активность, скорость принятия решений для своевременного оказания необходимой помощи.

Список литературы:

1. Тусупкалиев А.Б., Курмангалиев К.Б., Дильмагамбетов Д.С., Курмангалиева С.С., Топаева К.К. «Клиническое обучение с использованием стандартизированных пациентов» методические рекомендации. - Актобе 2015

2. Peggy Wallace «Coaching Standardized Patients: For Use in the Assessment of Clinical Competence». - Cambridge: 2006.

3. Сantrell M.«A practical guide for medical teachers». - 2011

4. Hodgson, Lamson и Feldhousen «Use of Simulated Clients in Marriage and Family Therapy Education». Journal of Marital and Family Therapy. - 2007

5. Лескова Е.Е. Применение методики «Стандартизированный пациент» при подготовке будущих медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.