УДК: 378.147.34
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
ГАБДУЛЛИНА ГУЛЬНАР САЙЛАУОВНА
Канд. мед. наук., доцент, НАО «Медицинский университет Астана», кафедра анатомии человека, Казахстан, г. Нурсултан E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0002-7842-4124
АДАЙБАЕВ ТеЛЕУГАЛИ АДАЙБАЕВИЧ Доктор мед. наук., профессор, НАО «Медицинский университет Астана», кафедра анатомии человека, Казахстан, г. Нурсултан E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0003-2579-9501 СУЛЕЙМЕНОВА ФАТИМА МАШИМОВНА Канд. мед. наук., доцент, НАО «Медицинский университет Астана», кафедра анатомии человека, Казахстан, г. Нурсултан E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0001-9075-1876 ТАЖИМЕТОВ БЕКЗАТМАХМУДОВИЧ Канд. мед. наук., доцент, НАО «Медицинский университет Астана», кафедра анатомии человека, Казахстан, г. Нурсултан. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0001-7101-6278 САГИМОВА ГУЛЬЗИРА КАСЫМЖАНОВНА старший преподаватель, НАО «Медицинский университет Астана», кафедра анатомии человека, Казахстан, г. Нурсултан. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0003-3726-4168 АННОТАЦИЯ
В статье представлено значение проблемно-ориентированного обучения. Описано проведение практического занятия по методике проблемно-ориентированного обучения в ВУЗе.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение; образовательный процесс; миссия преподавателя.
APPLICATION OF PROBLEM-BASED LEARNING IN HIGHER
MEDICAL SCHOOL
GABDULLINA GULNAR SAILAUOWNA
Candidate of Medical Sciences, Docent, NJSC «Astana Medical University», department of human anatomy, Kazakhstan, Nur-sultan city. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0002-7842-4124
ADAIBAEV TOLEUGALIADAIBAEVICH Doctor of Medical Sciences, Professor, NJSC «Astana Medical University», department of human anatomy, Kazakhstan, Nur-sultan city. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0003-2579-9501 SULEIMENOVA FATIMA MASHYMOVNA Candidate of Medical Sciences, Docent, NJSC «Astana Medical University», department of human anatomy, Kazakhstan, Nur-sultan city. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0001-9075-1876 TAZHIMETOV BEKZAT MAKHMUTOVIC Candidate of Medical Sciences, Docent, NJSC «Astana Medical University», department of human anatomy, Kazakhstan, Nur-sultan city. E-mail [email protected] ORCID ID 0000-0001-7101-6278 SAGIMOVA GULZIRA KASIMZHANOVNA Senior Lecturer, NJSC «Astana Medical University», department of human anatomy, Kazakhstan, Nur-sultan city.E-mail [email protected]
ORCID ID 0000-0003-3726-4168
ABSTRACT
The article presents the importance of problem-oriented learning. The article describes the practical training on the methodology of problem-oriented training in higher education.
Key words: Problem- based learning; educational process; teacher's mission.
Методика проблемно-ориентированного обучения (ПОО, PBL), широко используется в медицинских университетах Америки и Европы, а также и в медицинских вузах Казахстана.
Целью и функцией проблемно-ориентированного обучения является развитие у студентов практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
При проблемно-ориентированном обучении усвоение и применение знаний, умений и навыков, процесс получения и воспроизведение информации достигается самостоятельно каждым студентом - [1, 2].
Установлено, что в процессе самостоятельного получения и воспроизведения информации студентом, эти истины и закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстро можно восстановить - [3]
За счет развития самостоятельности получаемых знаний при решении проблемных ситуации возникает активная познавательная деятельность и материал в лучшей степени усваивается студентами и при этом проблемное обучение превращается в усовершенствованную методику преподавания.
Новая методика, которая способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации, что особенно важно в медицинском образовании - [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
Самым основным при проблемно-ориентированном обучении является проблемная ситуация или кейсы. Проблемные ситуации или кейсы создают условия для мышления в процессе постановки и решения проблем, также содержат описание ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов - [12].
ПОО - это занятия, где основными субъектами-участниками являются студенты. Роль преподавателя-тьютора заключается в содействии ходу дискуссии, направлении их при необходимости в нужное русло, в помощи студентам самостоятельно выявить проблему, определить и сформулировать вопросы для изучения, которые необходимы им для решения выявленной проблемы и в
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск
дальнейшем, в наблюдении за правильностью принимаемых решений и последовательностью шагов.
Преподаватель-тьютор используя проблемные ситуации, поощрая и направляя, способствует познавательному, личностному и творческому развитию студентов, тем самым способствует развитию его мотивации к обучению. И при решениях проблемных ситуаций возникает такой тип сотрудничества, как партнерство и равенство - [13]
При этом осуществляется анализ изложения проблем и в процессе самостоятельной поисковой деятельности студентов достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства - [14]
И при проблемно-ориентированном обучении развиваются аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные навыки, которые дают возможность грамотно и осознанно применять полученные знания - [15, 16, 17].
К преимуществам проблемно-ориентированного обучения относятся также: увеличение роли самостоятельного образования, повышение уровня освоения, развитие практических навыков, социальное взаимодействие, мотивация к образованию, хороший уровень обучения - [18].
В НАО «Медицинский университет Астана» для обучения студентов по методике проблемно-ориентированного обучения была создана рабочая группа. Члены рабочей группы (тьюторы) обучались основам ПОО на семинарах, организованных в НАО «Медицинский университет Астана».
В университете со студентами 1-6 курса специальности «Общая медицина» проводятся практические занятия по методике проблемно-ориентированного обучения. Проблемная ситуация или кейсы были представленны университетом St. George's (London).
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск
В нескольких малых группах занятие проводятся по методу творческого обучения (при обучении студенты и формулируют проблему и находят ее решение). Студенты с преподавателем (в роли тьютора) разбирают и решают проблемную ситуацию.
□ по методике проблемно-ориентированного обучения формируют малые группы (6-8 студентов)
□ занятие проводятся 3 раза на один случай (понедельник - четверг - понедельник)
□ во время занятия в режиме ПОО в кабинете, желательно присутствие двух тьюторов. Два тьютора более эффективно, т.к. они могут заменять друг друга - если один тьютор занят одним студентом, второй работает с оставшейся аудиторией
□ Во время первой встречи студентов: знакомство с тьютором,
выработка правил проведения занятия и работы группы, изучение проблемной ситуации,
выдвижение и упорядочивание по приоритетам проблемы изучения,
выдвижение гипотез, формулирование проблемных вопросов
Студенты занимаются самостоятельным поиском ответов на проблемные вопросы (4-6 часов в неделю)
□ Во время второй встречи студенты:
воспроизводят проблемную ситуацию, делятся информацией, полученной в ходе самостоятельной подготовки
получают от тьютора дополнительную информацию по проблемной ситуации по мере необходимости
формируют новые проблемные вопросы, процесс формирования проблемных вопросов бесконечен, главное разобрать вопросы, включенные в учебную программу
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск
□ Проводят пошаговый разбор проблемной ситуации
□ Далее обсуждают диагноз, итог результатов, проводят обратную связь, оценивают собственное участие.
Таким образом, при проблемно-ориентированном обучении развиваются навыки, которые дают возможность грамотно и осознанно применять полученные знания.
Список литературы:
1. Dahlgren A. PBL through the looking glass. Comparing applications in computer engineering, psychology and physiotherapy. // International Journal of Engineering Education. -2003. - V. 19. - Pp. 672-681.
2. Искренко Э.В., Полтон Т.А. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере St. George University, London, Great Britain) // Научные ведомости БелГУ. 2008. № 10 (50). С. 214-217.
3. Субочева А. Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов /А. Д. Субочева, О. Н. Субочева //Междунар. научно-исследовательский журнал. - 2014. - Вып. 9 (28). -С. 136-139.
4. Андрющенко И.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры /И.В. Андрющенко, Е.В. Малинина // Высшее образование в России. -2013. - №1. -C. 89-92.
5. Блинов А.О. Интерактивные методы обучения в магис-тратуре /А. О. Блинов, О С. Рудакова //Alma mater. - 2014. - №4. - С. 45-48.
6. Бухарина Т. Внедрение инновационных технологий в педаго-гический процесс медицинского вуза //Врач. - 2011. - №10. - С. 71 -73.
7. Миноранская Н.С. Активные методы обучения как средство формирования высокой компетентности специалиста //Мед. образование и профессиональное развитие. - 2012. -№1. - С. 153-156.
8. Педагогика в медицине/ Под ред. Н.В. Кудрявой. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 320 с.
9. Раздорская О.В. Применение рефлексивно-креативного подхода в процессе изучения педагогики студентами медицинского вуза //Высшее образование сегодня. - 2012. -№10. - С. 20-25.
10. Филимонова Л.А. Роль педагогических технологий в преподавании клинических дисциплин /Л.А. Филимонова, Н.А. Борисенко //Мед. образование и профессиональное развитие. - 2012. - №1. - С. 145-148.
11. Bedard D. Problem-based and Project-based Learning in Engineering and Medicine: Determinants of Students' Engagement and Persistance /D. Bedard, C. Lison, D. Cote Dalle // Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. - 2012. -V. 6 (2). - Pp. 71-77.
12. Искренко Э.В., Полтон Т.А. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере St. George University, London, Great Britain) // Научные ведомости БелГУ. 2008. № 10 (50). С. 214-217.
13. Barrows H. Generic Problem-Based Learning Essentials. 2004. URL: http://www.pbli. org/pbl/generic_pbl.htm.
14.Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационый метод «Проблемно-ориентиро-ванного обучения » (PROBLEM-BASED LEARNING -PBL) // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5.
- С. 112-114;
15. Бухарина Т. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза //Врач. - 2011. - №10. - С. 71 -73.
16. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика //Высшее образование в России. - 2010. - №1. - С. 98-101.
17. Gijbels D. Effects of Problem-Based Learning. A Meta-Analysis From the Angle of Assessment /D. Gijbels, F. Dochy, P. van den Bossche //Review of Educational Research. -2005. - V. 75 (1). - Pp. 27-61.
18. Хамчиев К.М. Проблемно-ориентированное обучение в медицине как мотивация изучения фундаментальных дисциплин /К.М. Хамчиев, Т.Ж. Кутебаев // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №7.
- С. 352-352.