Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКНОГО КУРСА, ИНТЕРНАТУРЫ И РЕЗИДЕНТУРЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

УЧЕБНАЯ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКНОГО КУРСА, ИНТЕРНАТУРЫ И РЕЗИДЕНТУРЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / INTEGRATED LEARNING / PATHOLOGICAL ANATOMY / CLINICAL-ANATOMICAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Манекенова Кенжекыз Боранбаевна, Омаров Талгат Маратович, Дукенбаева Бибажар Абаевна, Попова Марина Романовна

Рассмотрена модель обучения студентов выпускного курса, врачей интернов и резидентов медицинских вузов в виде учебной клинико-анатомической конференции. Представлены этапы подготовки, особенности подведения итогов конференции и ее эффективная роль в оценке интегрированных знаний обучающихся, полученных ими в процессе обучения в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Манекенова Кенжекыз Боранбаевна, Омаров Талгат Маратович, Дукенбаева Бибажар Абаевна, Попова Марина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CLINICAL-ANATOMICAL CONFERENCE AS A METHOD FOR ASSESSING THE INTEGRATED KNOWLEDGE OF STUDENTS AT THE STAGE OF THE GRADUATE COURSE, INTERNSHIPS AND RESIDENCES IN MEDICAL UNIVERSITIES

The model of teaching graduate students, intern doctors and residents of medical universities in the form of an educational clinical and anatomical conference is considered. The stages of preparation, the features of summing up the results of the conference and its effective role in assessing the integrated knowledge of students, obtained by them in the process of training at a medical university, are presented.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКНОГО КУРСА, ИНТЕРНАТУРЫ И РЕЗИДЕНТУРЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

УДК: 378.146.

УЧЕБНАЯ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКНОГО КУРСА, ИНТЕРНАТУРЫ И РЕЗИДЕНТУРЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

МАНЕКЕНОВА КЕНЖЕКЫЗ БОРАНБАЕВНА доктор мед. наук, профессор; заведующий кафедрой патологической анатомии НАО «Медицинский университет Астана», Республика Казахстан. г. Нур-Султан. E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0001-7840-8100

ОМАРОВ ТАЛГАТМАРАТОВИЧ канд. мед. наук, доцент кафедры патологической анатомии НАО «(Медицинский университет Астана», Республика Казахстан. г. Нур-Султан.E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-1386-2502

ДУКЕНБАЕВА БИБАЖАР АБАЕВНА канд. мед. наук, доцент кафедры патологической анатомии НАО «(Медицинский университет Астана», Республика Казахстан. г. Нур-Султан.

E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-3711-9799

ПОПОВА МАРИНА РОМАНОВНА ассистент кафедры патологической анатомии НАО «(Медицинский университет Астана», Республика Казахстан. г. Нур-Султан. E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-1305-5740 АННОТАЦИЯ

Рассмотрена модель обучения студентов выпускного курса, врачей интернов и резидентов медицинских вузов в виде учебной клинико-анатомической конференции. Представлены этапы подготовки, особенности подведения итогов конференции и ее эффективная роль в оценке интегрированных знаний обучающихся, полученных ими в процессе обучения в медицинском вузе.

Ключевые слова: интегрированное обучение, патологическая анатомия, клинико-анатомическая конференция.

меоицине

EDUCATIONAL CLINICAL-ANATOMICAL CONFERENCE AS A METHOD FOR ASSESSING THE INTEGRATED KNOWLEDGE OF STUDENTS AT THE STAGE OF THE GRADUATE COURSE, INTERNSHIPS AND RESIDENCES IN MEDICAL UNIVERSITIES

MANEKENOVA KENZHEKYZ BORANBAEVNA Doctor of Medical Sciences, professor; head of the Department of Pathological Anatomy, NJSC "Astana Medical University", Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan Email: [email protected] ORCID ID 0000-0001-7840-8100

OMAROV TALGAT MARATOVICH candidate of medical sciences, associate Professor of the Department of Pathological Anatomy, NJSC "Astana Medical University", Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-1386-2502

DUKENBAEVA BIBAZHAR ABAYEVNA candidate of medical sciences, associate Professor of the Department of Pathological Anatomy, NJSC "Astana Medical University", Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-3711-9799

POPOVA MARINA ROMANOVNA assistant at the Department of Pathological Anatomy, NJSC "Astana Medical University", Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0003-1305-5740

ABSTRACT

The model of teaching graduate students, intern doctors and residents of medical universities in the form of an educational clinical and anatomical conference is considered. The stages of preparation, the features of summing up the results of the conference and its effective role in assessing the integrated knowledge of students, obtained by them in the process of training at a medical university, are presented.

Keywords: integrated learning, pathological anatomy, clinical-anatomical conference.

В современном мире важно акцентировать внимание на образовании не только как на результате усвоения систематизированных

знаний, умений и навыков, но и на процессе накопления, передачи, преобразования и усвоения специализированных знаний, на поэтапное, пошаговое овладение необходимыми компетенциями. Те знания, умения и навыки, которые приобретаются студентами медицинских вузов в процессе обучения, должны способствовать адаптации выпускника к требованиям современной системы здравоохранения. Такая адаптация возможна лишь в условиях обеспечения преемственности, которая является базовым механизмом непрерывного образования. Одной из неотъемлемых задач высшего медицинского образования является поддержание авторитета вузовских дисциплин, сохранение и реконструирование преемственности знаний. Содержание и организация образовательного процесса, направленного на формирование личности будущего врача, его профессиональной компетенции, являются актуальными задачами высшего медицинского образования - [1, С. 336; 2, С.1; 3, С. 72].

Медицинские учебные заведения, на современном этапе, практически перешли от традиционного дисциплинарно-ориентированного учебного плана к интегрированному. Интегрированное обучение предназначено для обеспечения взаимосвязи между фундаментальными и клиническими науками, что очень важно для формирования у студентов мотивации и интереса к изучаемым базовым биомедицинским дисциплинам через призму приложения полученных знаний к решению конкретной клинической проблемы. Интегрированное обучение помогает будущим врачам собирать факты в единую цепь с тем, чтобы получить полную картину о клинической ситуации и разработать целостный подход к лечению каждого конкретного пациента - [4, С.1; 5, С 26; 6, С.438, 439].

В свете вышеизложенного, особую актуальность приобретает дисциплина «Клиническая патоморфология», ранее называемая, как «Биопсийно-секционный курс». Основной целью данной дисциплины

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

является формирование клинико-патоморфологического мышления и приобретение навыков решения широкого круга вопросов, возникающих перед врачом.

На кафедре патологической анатомии медицинского университета «Астана» «Клиническая патоморфология» предлагается студентам выпускного курса, интернам и резидентам различных клинических специальностей, в форме элективной дисциплины, где в качестве итогового занятия проводится учебная ролевая игра «Клинико-анатомическая конференция». Для подготовки и проведения этой игры, обучающимся предлагается работа с медицинской картой стационарного больного Ы, умершего в организации здравоохранения от осложнений какой-либо соматической патологии.

Ознакомление обучающихся с данными медицинской карты стационарного больного включает следующие этапы. Первый этап -ознакомление с анамнезом заболевания и анамнезом жизни, другими дополнительными анамнестическими данными; изучение жалоб и данных, характеризующих объективный статус больного при поступлении в организацию здравоохранения. По завершении первого этапа обучающиеся должны самостоятельно оформить предварительный клинический диагноз и составить план обследования больного, который затем обсуждается в группе для утверждения окончательного плана обследования.

Вторым этапом, обучающиеся тщательно изучают изменения состояния больного по дневникам клинических наблюдений и по данным клинико-лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в динамике клинических наблюдений за больным. Определяют ведущие клинические синдромы, приведшие к ухудшению состояния больного. После проведенного анализа обучающиеся должны сформулировать свои суждения о динамике развития смертельных осложнений, а затем самостоятельно сформулировать

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

посмертный клинический диагноз. Итогом второго этапа является сопоставление результатов работы обучающихся с данными медицинской карты стационарного больного. В результате такого сопоставления, под руководством преподавателя, выявляются все недочеты произведенного ими анализа клинических данных.

На третьем этапе преподаватель знакомит обучающихся с результатами патологоанатомического исследования трупа умершего больного, помогает обучающимся провести клинико-морфоло-гические сопоставления, затем предлагает оформить патолого-анатомический диагноз и клинико-морфологический эпикриз, исходя из данных макро- и микроскопического исследования и клинико-морфологического сопоставления. После обсуждения в группе и согласования патологоанатомического диагноза и эпикриза с преподавателем, обучающиеся приступают к подготовке презентации данного случая на учебной клинико-анатомической конференции. В случаях расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов, обучающиеся приобретают навыки определения категории и причины выявленного расхождения.

Для проведения клинико-анатомической конференции, среди обучающихся распределяются роли врачей, принимавших участие в ведении и лечении умершего больного, а также врача-патологоанатома, которые должны подготовить доклады, в соответствии с распределением ролей. Рецензент готовит презентацию по вопросам этиологии, патогенеза, терапии и прогноза возможных осложнений основного заболевания.

На учебную клинико-анатомическую конференцию приглашаются врачи интерны, резиденты смежных специальностей, преподаватели кафедры. Ведет конференцию преподаватель группы.

В течение конференции докладчикам задаются вопросы, делаются замечания и комментарии по каждому этапу ведения больного. Затем рецензент демонстрирует свою презентацию.

В целом подготовка обучающихся к конференции длится в течение всего цикла элективной дисциплины «Клиническая патомор-фология». Безусловно, эта работа для них достаточно сложная, но интересная и, по их мнению, познавательная, так как обучающимся предоставляется возможность войти в роль врача, готового к самостоятельным решениям и действиям. Отвечая на поставленные вопросы и отстаивая, по мере возможностей, правильность своих лечебно-тактических действий, они внедряются в клиническую практику.

Самым значимым в модели учебной клинико-анатомической конференции является подведение итогов конференции, когда обучающиеся убеждаются в недостатке тех или иных знаний и умений; в наличии определенных пробелов в процессе обучения. Они испытывают необходимость интеграции знаний по различным медико-биологическим и клиническим дисциплинам, к ним приходит истинное понимание роли врача в судьбе больного.

В процессе подготовки и проведения учебной клинико-анато-мической конференции, обучающиеся приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения.

По окончании цикла, мы слышим искренние слова благодарности от обучавшихся и чувствуем, что они продвинулись на шаг вперед на пути к совершенствованию своих клинических знаний, умений и навыков.

Таким образом, такая модель обучения студентов выпускного курса, врачей интернов и резидентов, как «Учебная клинико-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

анатомическая конференция», является эффективным способом оценки интегрированных знаний обучающихся, полученных ими в процессе обучения в медицинском вузе.

План и структура такой подготовки подчинена основной цели клинико-анатомических конференций, а именно, всесторонней подготовке врачей во избежание повторения распространенных ошибок в ведении пациентов. В клинической патоморфологии роль клинико-анатомических конференций определяется, как высшая форма осуществления контроля качества лечебно-диагностического процесса на всех этапах оказания медицинской помощи.

Список литературы:

1. Котенко В.В., Котенко Е.Н., Чумаков П.А. Актуальные методики формирования профессиональной компетентности студентов медицинского вуза //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 5 (часть 2) - С. 336-339;

2. Куликова И.Г. Наука и образование в современном обществе //Эл. газета «Интерактивное образование» - 2015. - Выпуск № 59;

3. Друшевская В.Л. Некоторые аспекты преподавания патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях/Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №4 (ч.2). - С. 72-74:

4. Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Калиева Ш.С. Опыт внедрения интегрированного обучения: проблемы и перспективы //Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. "Интегрированное обучение: состояние и направления развития". - Караганда, 2013. - С. 1-13;

5. Миндубаева Ф.А., Гитенис Н.В., Евневич А.М., Салихова Е.Ю., Харисова Н.М. Опыт использования современных образовательных технологий в медицинском образовании// Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 8 - С. 26-28;

6. Prideaux D. Integrated teaching: An effective tool for active learning // Medical Journal of Dr. D.Y. Patil Vidyapeeth. - 2015. - Vol. 8. - Issue 4. - Р.438 - 440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.