Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / РЕЗИДЕНТ / СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА / ДИСТАНЦИОННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / COVID-19 / PROJECT-BASED LEARNING / TELEMEDICINE / RESIDENT / FAMILY MEDICINE / REMOTE MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганжула Юлия Леонидовна, Уразова Салтанат Нургожаевна

Медицинское образование должно идти в ногу со временем, быстро перестраиваться под влиянием многих факторов, включающих меняющуюся роль врача, стремительно развивающуюся медицинскую науку, технологии, разнообразие педагогических методов обучения студентов, резидентов и практикующих врачей. Внедрение и освоение практико-ориентированного обучения в совокупности с клиническими навыками способствует приобретению и развитию практического опыта, направленного на получение определенного результата у обучающихся. Новым элементом практико-ориентированного обучения на кафедре «Семейной медицины №3» стало внедрение телемедицины на клинических базах и обучение резидентов использованию аппаратуры для дистанционного наблюдения за пациентами. Особенно актуально этот вопрос встал с возникновением пандемии COVID-19, когда пациенты и медицинский персонал стали уязвимы, были вынуждены социально дистанцироваться. Однако, даже в новых условиях, пациенты с хроническими заболеваниями должны получать лечение и непрерывно быть под наблюдением медицинского персонала ПМСП. Внедрение обучения телемедицине как элемента практико-ориентированного образования позволит решить вызовы, брошенные пандемией медицинскому сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF TEACHING RESIDENTS TO TELEMEDICINE AS PROJECT-BASED LEARNING ELEMENT

Medical education has to be up-to-date, quickly adapt under influence of various factors such as a changing role of a doctor, swiftly developing medicine, technologies, diversity of pedagogical methods of teaching students, residents and practicing doctors. Implementation and mastering of Project-Based Learning, as well as clinical skills, contribute to acquiring and developing practical experience directed at receiving particular results from learners. Telemedicine implementation at clinical bases and teaching residents to using equipment for remote patient monitoring became a new element of Project-Based Learning in the Department of Family Medicine №3. With the emergence of COVID-19 pandemic, when both patients and medical staff became vulnerable and were made to obey social distancing this question became especially actual. However, even being in new conditions, patients with chronic illnesses must receive treatment and constantly be under monitoring of PHC staff. Telemedicine study implementation as Project-Based Learning affords to deal with challenges of a pandemic for medical society.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 614.253.4

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ГАНЖУЛА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Магистр медицины, ассистент кафедры «Семейная медицина №3»

НАО «Медицинский университет Астана», Нур-Султан, Казахстан E-mail: yganzhula83@mail.ru.

ORCID ID 0000-0002-6643-1482 УРАЗОВА САЛТАНАТНУРГОЖАЕВНА Профессор, зав. кафедрой «Семейная медицина №3» НАО «Медицинский университет Астана», Нур-Султан, Казахстан.

ORCID ID 0000-0002-2331-1261 АННОТАЦИЯ

Медицинское образование должно идти в ногу со временем, быстро перестраиваться под влиянием многих факторов, включающих меняющуюся роль врача, стремительно развивающуюся медицинскую науку, технологии, разнообразие педагогических методов обучения студентов, резидентов и практикующих врачей. Внедрение и освоение практико-ориентированного обучения в совокупности с клиническими навыками способствует приобретению и развитию практического опыта, направленного на получение определенного результата у обучающихся. Новым элементом практико-ориентированного обучения на кафедре «Семейной медицины №3» стало внедрение телемедицины на клинических базах и обучение резидентов использованию аппаратуры для дистанционного наблюдения за пациентами. Особенно актуально этот вопрос встал с возникновением пандемии COVID-19, когда пациенты и медицинский персонал стали уязвимы, были вынуждены социально дистанцироваться. Однако, даже в новых условиях, пациенты с хроническими заболеваниями должны получать лечение и непрерывно быть под наблюдением меди-

цинского персонала ПМСП. Внедрение обучения телемедицине как элемента практико-ориентированного образования позволит решить вызовы, брошенные пандемией медицинскому сообществу.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; телемедицина; резидент; семейная медицина; дистанционное наблюдение; СОУЮ-19.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF TEACHING RESIDENTS TO TELEMEDICINE AS PROJECT-BASED LEARNING

ELEMENT

GANZHULA YULIYA LEONIDOVNA

Master of medicine, assistant of the Department of Family Medicine №3 NJSC

"Astana Medical University", Nur-Sultan Kazakhstan ORCID ID 0000-0002-6643-1482 URAZOVA SALTANATNURGOZHAEVNA Professor, manager of the Department of Family Medicine №3 NJSC "Astana

Medical University", Nur-Sultan Kazakhstan ORCID ID 0000-0002-2331-1261 ABSTRACT

Medical education has to be up-to-date, quickly adapt under influence of various factors such as a changing role of a doctor, swiftly developing medicine, technologies, diversity of pedagogical methods of teaching students, residents and practicing doctors. Implementation and mastering of Project-Based Learning, as well as clinical skills, contribute to acquiring and developing practical experience directed at receiving particular results from learners. Telemedicine implementation at clinical bases and teaching residents to using equipment for remote patient monitoring became a new element of Project-Based Learning in the Department of Family Medicine №3. With the emergence of COVID-19 pandemic, when both patients and medical staff became vulnerable and were made to obey social distancing this question became especially

actual. However, even being in new conditions, patients with chronic illnesses must receive treatment and constantly be under monitoring of PHC staff. Telemedicine study implementation as Project-Based Learning affords to deal with challenges of a pandemic for medical society.

Keywords: Project-Based Learning; Telemedicine; Resident; Family Medicine; Remote Monitoring; COVID-19.

Введение: Высокое качество оказания медицинских услуг населению возможно только при развитии современных методов преподавания в медицинском образовании. Это касается как студентов, так и непрерывного профессионального образования практикующих врачей. Внедрение инновационных методов в настоящее время является приоритетным и способствует формированию и развитию клинического мышления. Это и умение анализировать, быстро принимать решения относительно диагностики и лечения пациента, мони-торировать его состояние, понимать и предотвращать возможные угрозы и осложнения - [1]. Использование технологий в медицинском образовании развивается на протяжении многих лет. Сама медицинская среда стала более цифровой, причем как в обучении медицинских работников, так и в их рутинной практике. В целом, использование цифровых ресурсов стало приоритетным во всех сферах общества - [2]. В 2004 году в Казахстане была внедрена национальная телемедицинская сеть. В областных и городских районных больницах пациенты получают телеконсультации у врачей областных больниц и республиканских поликлиник городов Алматы и Нур-Султан. Во время сеанса врачи отправляют данные пациента, такие как УЗИ, электрокардиография, рентгеновские снимки, лабораторные анализы, специалисту-консультанту центра телемедицины. Медицинский консультант делает свое заключение по поводу диагноза и дает рекомендации по дополнительному обследованию и лечению -

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

[3]. В эпоху COVID-19 с помощью технологий возможно обеспечить непрерывность наблюдения и лечения пациентов с помощью удаленных консультаций, постоянного мониторинга и обучения пациентов с использованием телефона, и видеосвязи. Социальное дистанцирование, несомненно, ускорило процесс развития телемедицины в мире и останется на этой нише и после победы над пандемией - [4]. Обучение телемедицинскому консультированию как элементу прак-тико-ориентированного обучения является перспективным этапом развития медицинской науки.

Цель: Внедрение обучения телемедицине как элемента прак-тико-ориентированного обучения на практических занятиях с резидентами второго года обучения на кафедре семейной медицины №3.

Материалы и методы: В качестве инновационной методики преподавания применялся практико-ориентированный метод обучения посредством использования платформы телеметрии для проведения телемедицинского консультирования пациента. Преподаватель знакомит резидентов с аппаратурой, платформой телеметрии и способами мониторинга состояния здоровья пациента.

Использовались три комплекта оборудования:

1. Тонометр, фитнес браслет и трансмиттер;

2. Тонометр, фитнес браслет, глюкометр с набором тест-полосок и трансмиттер;

3. Тонометр, фитнес браслет, бесконтактный термометр.

Измеренные данные с этой аппаратуры через „Bluetooth" передавались на трансмиттеры, которые находились в домах пациентов и были присоединены к Интернету, через которые в дальнейшем транслировались в общую базу данных.

Комплекты оборудования были переданы пациентам с АГ, СД и ХСН, за которыми наблюдали резиденты второго года обучения. Все пациенты были обучены правилам использования выданной им

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

аппаратуры. Через специально разработанное приложение резиденты могли видеть данные АД, ЧСС, температуру тела, уровень сахара крови, расход килокалорий, что позволило отслеживать, сравнивать состояние здоровья пациентов и корректировать их лечение. У каждого пациента комплект оборудования находился два месяца. По окончанию работы с пациентом и оборудованием резиденты писали отчет с анализом мониторинга состояния пациентов.

Результаты: Данная методика проведения занятий позволяет приучить врача использовать современные технологии в своей ежедневной работе. Во время пандемии телемедицина позволяет продолжать мониторировать состояние здоровья хронических пациентов в режиме реального времени, корректируя, при необходимости, их лечение. В отличие от традиционных занятий, обсуждение мониторинга состояния пациента проводилось в форме дискуссии, ежедневного анализа полученных данных. В конце занятия каждый резидент выражал свое мнение, оценивал эффективность лечения своего пациента, предлагал варианты его корректировки. Выполнение таких задач, несомненно, способствуют развитию клинического мышления и аналитическому подходу в лечении больных. Обучение проводилось с резидентами второго года, в конце которого была получена обратная связь. Оценка резидентов следующая: 100% оценили данный вид обучения как «положительный» и «необходимый» в повседневной работе врача. Выводы:

1. Применение практико-ориентированного обучения формирует у обучающихся навыки критического анализа.

2. Телемедицина позволяет врачу использовать современные технологии и идти в ногу со временем, а также дистанционно мониторировать состояние пациента.

3. Наблюдение за пациентами способствует лучшему усвоению материала по нозологиям.

Таким образом, метод практико-ориентированного обучения успешно используется на занятиях на кафедре семейной медицины у резидентов, а при наличии достаточного количества оборудования будет использоваться и при подготовке врачей-интернов.

Список литературы:

1. Тусупбекова М.М., Богославский В.Л., Мусабекова С.А., Дусмаилов Р.М., Котов Е.А. Практико-ориентированное обучение как повышение уровня педагогических технологий. //Вестник КазНМУ, Алматы, 2017.

2. Guze P.A. Using Technology to Meet the Challenges of Medical Education. //Trans. Am. Clin. Climatol. Assoc. 2015, 126, 260-270.

3. Bhaskar S., Bradley S., Chattu V.K., Adisesh A., Nurtazina A., Kyrykbayeva S., Sakhamuri S., Yaya S., Sunil T., Thomas P., Mucci V., Moguilner S., Israel-Korn S., Alacapa J., Mishra A., Pandya S., Schroeder S., Atreja A., Banach M., Ray D. Telemedicine Across the Globe-Position Paper From the COVID-19 Pandemic Health System Resilience PROGRAM (REPROGRAM) International Consortium (Part 1). //Front. Public. Health. 2020 Oct 16, 8, 556720. doi: 10.3389/fpubh.2020.556720.

4. Bhaskar S., Bradley S., Chattu V.K., Adisesh A., Nurtazina A., Kyrykbayeva S., Sakhamuri S., Moguilner S., Pandya S., Schroeder S., Banach M., Ray D. Telemedicine as the New Outpatient Clinic Gone Digital: Position Paper From the Pandemic Health System REsilience PROGRAM (REPROGRAM) International Consortium (Part 2). //Front. Public. Health. 2020, Sep 7, 8, 410. doi: 10.3389/fpubh.2020.00410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.