Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ГОТОВНОСТЬ / БУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Богатикова Ольга Николаевна, Дунаева Ольга Викторовна, Калашникова Светлана Станиславовна, Куц Анна Вячеславовна

В статье обосновывается определяющая роль педагога в противодействии проявлениям буллинга в школьной среде. Объясняются причины недостаточной эффективности работы, осуществляемой в общеобразовательных организациях для решения данной задачи. Доказывается необходимость формирования в ходе профессиональной подготовки в высшей школе готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции проявлений буллинга среди школьников. Определены компоненты готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде как целостного личностного образования (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный) и их составляющие. Разработан опросник и осуществлено эмпирическое исследование готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции проявлений буллинга. Проанализированы данные опроса, свидетельствующие о наибольшей сформированности мотивационного компонента готовности. Подавляющее большинство будущих педагогов признают значимость задачи противодействия проявлениям буллинга в детской среде, которую должен решать каждый учитель и классный руководитель. Однако существенно и число студентов, считающих проблему буллинга зоной ответственности родителей, что свидетельствует о необходимости формирования у них мотивационного компонента готовности. Одновременно опрос показал необходимость формирования у будущих педагогов системы знаний и представлений в данной области, а также умений и навыков практического решения проблемы. По результатам эмпирического исследования представлены рекомендации по формированию в ходе профессиональной подготовки в вузе готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Богатикова Ольга Николаевна, Дунаева Ольга Викторовна, Калашникова Светлана Станиславовна, Куц Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE TEACHERS TO THE PREVENTION AND CORRECTION OF BULLYING IN THE SCHOOL ENVIRONMENT

The article substantiates the defining role of the teacher in countering the manifestations of bullying in the school environment. The reasons for the insufficient efficiency of the work carried out in general educational organizations to solve this problem are explained. It proves the necessity of formation in the course of professional training in higher education of the future teachers’ readiness for the prevention and correction of bullying manifestations among schoolchildren. The components of the future teachers’ readiness for the prevention and correction of bullying in the school environment, as a holistic personal education (motivational-value, cognitive, operational-activity), and their components are determined. A questionnaire was developed and an empirical study of the readiness of future teachers for the prevention and correction of bullying manifestations was carried out. The survey data were analyzed, indicating the highest formation of the motivational component of readiness. The vast majority of future teachers recognize the importance of the task of counteracting the manifestations of bullying in the children's environment, which every teacher and class teacher must solve. However, the number of students who consider the problem of bullying to be the responsibility of parents is also significant, which indicates the need to form a motivational component of readiness in them. At the same time, the survey showed the need for future teachers to form a system of knowledge and ideas in this area, as well as the skills and abilities of practical problem solving. Based on the results of an empirical study, recommendations are presented on the formation of the readiness of future teachers for the prevention and correction of bullying in the school environment during professional training at the university.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Научная статья УДК 37

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-73-81 EDN: BEHDBK

Ольга Александровна Воскрекасенко1, Ольга Николаевна Богатикова2И, Ольга Викторовна Дунаева3, Светлана Станиславовна Калашникова4, Анна Вячеславовна Куц5

1 Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

3Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

4Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

5Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5174-729X [email protected]н, https://orcid.org/0000-0003-1879-0701 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-9721 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1558-8874 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2934-1322

Готовность будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде

Аннотация. В статье обосновывается определяющая роль педагога в противодействии проявлениям буллинга в школьной среде. Объясняются причины недостаточной эффективности работы, осуществляемой в общеобразовательных организациях для решения данной задачи. Доказывается необходимость формирования в ходе профессиональной подготовки в высшей школе готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции проявлений буллинга среди школьников. Определены компоненты готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде как целостного личностного образования (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный) и их составляющие. Разработан опросник и осуществлено эмпирическое исследование готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции проявлений буллинга. Проанализированы данные опроса, свидетельствующие о наибольшей сформированности мотивационного компонента готовности. Подавляющее большинство будущих педагогов признают значимость задачи противодействия проявлениям буллинга в детской среде, которую должен решать каждый учитель и классный руководитель.

Однако существенно и число студентов, считающих проблему буллинга зоной ответственности родителей, что свидетельствует о необходимости формирования у них мотивационного компонента готовности. Одновременно опрос показал необходимость формирования у будущих педагогов системы знаний и представлений в данной области, а также умений и навыков практического решения проблемы. По результатам эмпирического исследования представлены рекомендации по формированию в ходе профессиональной подготовки в вузе готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде.

Ключевые слова: будущие педагоги; профессиональная подготовка; высшая школа; готовность; буллинг; профилактика; коррекция; школьная среда

Для цитирования: Воскрекасенко О. А., Богатикова О. Н., Дунаева О. В., Калашникова С. С., Куц А. В. Готовность будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 73-81. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-73-81. https ://elibrary.ru/behdbk.

© Воскрекасенко О. А., Богатикова О. Н., Дунаева О. В., Калашникова С. С., Куц А. В., 2022

Original article

Olga A. Voskrekasenko1, Olga N. Bogatikova®, Olga V. Dunaeva3, Svetlana S. Kalashnikova4, Anna V. Kutz5

1Doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department of pedagogy and psychology, FSBEI HE «Penza state university». 440026, Penza, Krasnaya st., 40

2Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology, FSBEI HE «Penza state university». 440026, Penza, Krasnaya st., 40

3Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology, FSBEI HE «Penza state university». 440026, Penza, Krasnaya st., 40

4Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology, FSBEI HE «Penza state university». 440026, Penza, Krasnaya st., 40

5Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology, FSBEI HE

«Penza state university». 440026, Penza, Krasnaya st., 40

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5174-729X

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-1879-0701

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-9721

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-1558-8874

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2934-1322

Readiness of future teachers to the prevention and correction of bullying in the school environment

Abstract. The article substantiates the defining role of the teacher in countering the manifestations of bullying in the school environment. The reasons for the insufficient efficiency of the work carried out in general educational organizations to solve this problem are explained. It proves the necessity of formation in the course of professional training in higher education of the future teachers' readiness for the prevention and correction of bullying manifestations among schoolchildren. The components of the future teachers' readiness for the prevention and correction of bullying in the school environment, as a holistic personal education (motivational-value, cognitive, operational-activity), and their components are determined. A questionnaire was developed and an empirical study of the readiness of future teachers for the prevention and correction of bullying manifestations was carried out. The survey data were analyzed, indicating the highest formation of the motivational component of readiness. The vast majority of future teachers recognize the importance of the task of counteracting the manifestations of bullying in the children's environment, which every teacher and class teacher must solve. However, the number of students who consider the problem of bullying to be the responsibility of parents is also significant, which indicates the need to form a motivational component of readiness in them. At the same time, the survey showed the need for future teachers to form a system of knowledge and ideas in this area, as well as the skills and abilities of practical problem solving. Based on the results of an empirical study, recommendations are presented on the formation of the readiness of future teachers for the prevention and correction of bullying in the school environment during professional training at the university.

Keywords: future teachers; professional training; higher education; readiness; bullying; prevention; correction; school environment

For citation: Voskrekasenko O. A., Bogatikova O. N., Dunaeva O. V., Kalashnikova S. S., Kutz A. V Readiness of future teachers to the prevention and correction of bullying in the school environment. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 73-81. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-73-81. https://elibrary.ru/behdbk.

Введение

Распространенность буллинга как опасного социально-психологического феномена определила пристальное внимание исследователей к выявлению его глубинных причин, изучению сущностных проявлений и поиску путей искоренения. Особое беспокойство у ученых и практиков во всем мире вызывает распространенность данного явления в школьной среде [Кривцова, 2016; Крылова, 2022; Цымбаленко, 2019].

Так, в предварительной версии официального доклада ЮНЕСКО «Насилие в школах и буллинг:

глобальная ситуация, тенденции, факторы и последствия» за 2018 г., по итогам исследований, проведенных в школах 144 стран мира, приводятся данные о том, что в среднем ежегодно 32 % школьников 9-15 лет страдают от буллинга со стороны сверстников [School violence ... , 2018]. Наиболее распространенными видами буллинга оказались физический буллинг — ему подвергаются 16,1 % детей; сексуальный — 11,2 % детей; психологический — 5,5 % детей. Россия также входит в печальную статистику по распространенности буллинга в подростковой среде, зани-

мая место в первом десятке стран, где школьники сталкиваются с данной проблемой [Белеева, 2020; Утемисова, 2020].

Основная роль по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде отводится педагогам, которые часто руководствуются распространенным убеждением о важности самостоятельного разрешения детьми конфликта или обвиняют жертву и поддерживают невмешательство свидетелей, что ведет к повсеместному распространению школьного буллинга. При этом справиться однократными мерами с травлей порой невозможно. Индивидуальная работа с ребенком, пострадавшим от буллинга (жертвой), и агрессором (буллером) ненадолго приносит положительные результаты. Принятая в детском коллективе деструктивная модель отношений продолжает действовать. Искоренить буллинг могут только регулярные целенаправленные меры, рассматриваемые как неотъемлемая часть ежедневной воспитательной работы. Вместе с тем целый ряд причин определяет отсутствие в школах комплексной работы по профилактике и коррекции проявлений буллинга в детской среде. Среди них недостаточный уровень информированности педагогов о проблеме буллинга, его признаках, причинах и последствиях: педагоги не владеют способами диагностики наличия буллинга в школе и приемами эффективного реагирования на выявленные случаи; в школах отсутствует система выявления буллинга и реабилитации пострадавших от него детей [Остановить школьную ... , 2018].

Педагогам принадлежит ключевая роль в решении проблемы школьного буллинга, создании безопасной и комфортной образовательной среды. Учителя должны быть готовы к профилактике и коррекции проявлений буллинга, к созданию конструктивных, доброжелательных детско-подростковых отношений, невраждебной школьной среды в целом. Это актуализирует проблему специальной научной психолого-педагогической и организационно-методической подготовки будущих учителей к работе по профилактике и коррекции проявлений буллинга среди школьников. Перед системой высшего педагогического образования встает задача организации и осуществления комплексной профессиональной подготовки будущих педагогов к профилактике и коррекции школьного буллинга.

Первым этапом в решении социально-педагогической задачи выступает изучение исходного уровня сформированности готовности

будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде, что и составило цель проведенного исследования. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач: определения компонентов готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде; разработки опросника, направленного на выявление сформированности данных компонентов у студентов педагогического направления подготовки; проведения опроса, анализа и обобщения полученных результатов.

Методы исследования

В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение научной литературы по проблеме готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде, а также данных опроса, который проводился на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты (171 человек) историко-филологического и естественно-научного факультетов, а также факультета педагогики, психологии и социальных наук направления подготовки «Педагогическое образование».

Обзор литературы

Значимость проблемы профилактики и коррекции проявлений буллинга в школьной среде определила обращение к ней как зарубежных, так и отечественных исследователей.

В зарубежных психолого-педагогических исследованиях (D. L. Espelage, L. D. Hanish, D. Olweus, P. C. Rodkin, A. B. Nickerson, M. Waseem и др.) буллинг рассматривается как тип агрессивного поведения, отличающийся систематическим характером и многообразием моделей межличностных отношений, особенно в школьной среде, и включающих в себя прямые (физические и вербальные) и реляционные (манипуляция, социальная изоляция, распространение сплетен) формы, направленные на преднамеренное причинение вреда другому человеку [Olweus, 1994; Rodkin, 2015; Waseem, 2021].

На сегодняшний день значительная часть зарубежных исследований школьного буллинга сосредоточена на изучении влияния средовых факторов, таких как специфические аспекты городской среды [Swearer, 2001]; группа сверстников [Hong, 2012]; школьная среда [Armitage, 2021]; социальный контекст, например, влияние домашнего насилия, жестокого обращения или гиперопеки со стороны родителей [Ahmed, 2004;

Smokowski, 2005]. Целый ряд исследований посвящен анализу этнических и тендерных особенностей буллинга [Samara, 2019; Smith, 2019], а также типологии его жертв [Kennedy, 2021].

В отечественной науке исследований социально-культурных предпосылок буллинга немного, и большинство из них сфокусированы на психологических характеристиках и индивидуальных различиях участников травли. Ряд авторов (Е. С. Гурина, С. Б. Нестерова, В. И. Волохова и др.) отмечают неразрешимость ситуации без вмешательства взрослого [Гурина, 2021]. Авторы подчеркивают, что брать на себя ответственность за развитие моральной, волевой и правовой сферы детей и подростков — обязанность взрослых. Как показано в исследовании М. Ф. Луканиной, Е. В. Тереховой, И. Г. Журавлевой и Е. А. Дьяконовой, позиция взрослого, реализуемая учителем и классным руководителем, политика подкрепления позитивного поведения и категорического противодействия буллингу как явлению играют важнейшую роль в его профилактике и коррекции [Луканина, 2019].

В связи с этим встает вопрос о готовности педагогов, в том числе и будущих учителей, к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде. В контексте этой проблемы в научной литературе представлены исследования о стратегиях предотвращения буллинга [Гурина, 2021], профилактических направлениях и подходах [Берлянд, 2020; Лебедева, 2017], принципах эффективного противостояния травле на уровне школы [Бочавер, 2014], программах профилактики [Волкова, 2021], методах и формах минимизации буллинга и моббинга [Кулишов, 2016]. Однако проблема формирования готовности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде на сегодняшний день не нашла должного отражения в научной литературе.

Анализ вышеназванных работ по проблеме буллинга в школьной среде, а также исследования готовности в работах Е. А. Левановой [Лева-нова, 2016], Э. С. Аришиной и

Л. И. Старовойтовой [Аришина, 2018] и др. позволили определить компоненты готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде как целостного личностного образования (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный) и их составляющие.

Структура мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов включает наличие устойчивой мотивации студентов к формированию навыков профилактики и коррекции буллинга в школьной среде; отношение будущих педагогов к буллингу в школе как проявлению однозначно враждебных действий в детско-подростковой среде; характер стереотипных установок (их отсутствие) в вопросах определения причин возникновения буллинга и ответственности за его проявление; осознание значимости своей профессиональной роли в решении проблемы проявления детской агрессии.

Когнитивный компонент готовности прослеживается в знании студентами возрастных особенностей современного поколения школьников, их ценностных ориентациях, создающих предпосылки для осуществления буллинга по отношению к другим обучающимся; способов, средств, форматов работы по профилактике и коррекции буллинга в школе.

Операционально-деятельностный компонент готовности определяется умениями будущих педагогов формулировать цели и задачи по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде; диагностировать проявления буллинга; определять алгоритм действий в ситуации буллинга; подбирать и сочетать оптимальные средства, способы, методы, формы, технологии, приемы осуществления профилактики и коррекции буллинга в школьной среде; прогнозировать результаты работы, направленной на профилактику и коррекцию буллинга в школьной среде; адекватно оценивать результаты воспитательной работы учителя, классного руководителя по профилактике и коррекции буллинга; осуществлять рефлексию (самооценку) выполненной работы по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде.

Результаты исследования

В соответствии с выявленными на основе анализа научной литературы компонентами готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде был разработан опросник, направленный на выявление сформированности данной готовности в ходе профессиональной подготовки в высшей школе у студентов направления подготовки «Педагогическое образование».

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов (96 %) знакомы с этим понятием, характеризуют его как «травлю или агрессивное отношение к одному из членов

какого-либо коллектива». Больше половины (62 %) сталкивались с буллингом по отношению к несовершеннолетним или были свидетелями этого явления. При этом студенты отмечали, что видели буллинг со стороны не только школьников, но также и учителей. 7,5 % видели это явление в организациях дополнительного образования. Однако много и тех, кто никогда не сталкивался с буллингом (31,5 %).

Схожая ситуация и с ответами на вопрос о том, являлись ли сами опрашиваемые жертвами буллинга. Большинство (55 %) никогда не сталкивались с этим явлением в свои годы. Однако каждый третий (30 %) столкивался с проявлениями буллинга по отношению к себе хотя бы раз, в том числе со стороны взрослых (учителей и родителей). 7,5 % опрошенных ответили, что подвергались буллингу постоянно. 7,5 % — затруднились ответить.

Подавляющее большинство респондентов (95 %) признают, что профилактика и коррекция буллинга в школе — важная воспитательная задача, которую должен решать каждый учитель и классный руководитель. По мнению студентов, будущий учитель (воспитатель, классный руководитель) должен быть готов к решению задач профилактики и коррекции буллинга в школьной среде (97 %). Однако каждый четвертый студент (24 %) хотел бы видеть широкое привлечение соответствующих служб и должностных лиц (администрация, психолог, социальный педагог) для профилактики и коррекции буллинга, которые, таким образом, перестанут быть обязанностями учителя и классного руководителя.

Разнообразен был и выбор реакции студентов на ситуацию, в которой они представляли себя в роли свидетеля буллинга по отношению к несовершеннолетнему/школьнику. Почти поровну разделилась реакция возмущения (38 %) и сдержанности с принципиальным непринятие подобных отношений/действий (40 %); 10,5 % испытали бы недоумение и растерянность; 4 % — ужас. Около 10 % предложили свой вариант реакции и действий в этой ситуации: помочь жертве бул-линга, поговорить с обеими сторонами конфликта, привлечь внимание администрации школы и родителей обеих сторон, поговорить с коллективом класса, где происходят издевательства и др.

Также в ходе опроса было выявлено отношение студентов к нескольким точкам зрения, которые сейчас фигурируют в официальных общественных и педагогических кругах. Большинство опрашиваемых (72,5 %) согласны с тем, что вни-

мание, заинтересованность, профессионализм учителя/классного руководителя являются залогом успеха в противостоянии детской агрессии и жестокости. Однако студенты — будущие педагоги обращают внимание на то, что насилие и агрессия со стороны детей — проблема недостаточного воспитания в семье, поэтому разбираться с этим должны родители (34,5 %). С утверждением о том, что проблема буллинга вызвана «природной жестокостью» детского возраста, согласились лишь 5 % студентов. 6 % опрошенных считают необходимым усиление работы только школьных структур.

Что касается когнитивного компонента готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде, в ходе опроса были получены следующие данные. Только 34,5 % опрошенных студентов считают, что обладают достаточными знаниями о возрастных особенностях и специфике современного поколения школьников, их ценностных ориентациях, создающих предпосылки для осуществления буллинга по отношению к другим. 64 % отметили наличие у себя некоторых представлений из данной области, 1,5 % сказали об отсутствии каких-либо знаний и представлений.

На вопрос об уровне знаний студентов о способах, средствах, форматах работы по профилактике и коррекции буллинга в школе были получены следующие ответы: я обладаю достаточными знаниями — 15 %; у меня есть некоторые представления — 76 %; у меня отсутствуют какие-либо знания и представления — 9 %.

Особое место в структуре готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции бул-линга в школьной среде занимает операциональ-но-деятельностный компонент. В связи с этим целый ряд вопросов был направлен на выявление сформированности у студентов в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков. Будущие педагоги сочли, что у них уже сформированы следующие умения и навыки:

— формулировать цели и задачи по организации профилактики и коррекции буллинга в школьной среде (39 %);

— диагностировать проявления буллинга в школьной среде (35 %);

— определять алгоритм действий в ситуации буллинга (35,5 %);

— подбирать и сочетать оптимальные средства, способы, методы, формы, технологии, при-

емы осуществления профилактики и коррекции буллинга в школьной среде (27 %);

- прогнозировать результаты работы, направленной на профилактику и коррекцию буллинга в школьной среде (18 %);

- адекватно оценивать результаты воспитательной работы учителя/классного руководителя по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде (35 %);

- осуществлять рефлексию (самооценку) выполненной работы по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде (29 %).

Также около 3 % отметили, что не имеют перечисленных выше умений и навыков, потому что данная тема не обсуждается в рамках преподаваемых дисциплин.

Таким образом, данные опроса свидетельствуют о наибольшей сформированности моти-вационного компонента готовности будущих педагогов к осуществлению профилактики и коррекции проявлений буллинга в школьной среде. Подавляющее большинство из них признают, что профилактика и коррекция буллинга в школе является важной воспитательной задачей, которую должен решать каждый учитель и классный руководитель. Однако существенным является и количество студентов — будущих педагогов, которые считают проблему буллинга зоной ответственности родителей, что свидетельствует о необходимости формирования у них мотиваци-онного компонента готовности к профилактике и коррекции проявлений буллинга в школьной среде. Одновременно необходимо формирование системы знаний и представлений в данной области, а также умений и навыков практического решения проблемы.

Подготовка студентов педагогических вузов к профилактике и коррекции проявлений буллинга в школьной среде может проводиться в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Наибольшим потенциалом для решения данной задачи обладают дисциплины «Педагогика», «Психология» и «Технология и организация воспитательных практик». В ходе учебных занятий со студентами можно рассмотреть понятие и сущность школьного буллинга, виды, формы, структуру данного явления, его отличия от других форм насилия [Бобровникова, 2016]. В материалы лекционных курсов целесообразно включить информацию о причинах и проявлениях буллинга в школьной среде, путях и способах его выявления и предотвращения. На практических занятиях — осуществить разбор педагогических ситуаций,

анализ признаков наличия буллинга в отношениях между обучающимися, поиск оптимальных способов разрешения ситуации индивидуально, а также на уровне класса и школы. Будущий педагог, основываясь на характеристиках буллинга и его проявлений, должен знать и уметь отличать различные виды буллинга от похожих форм насилия, а также знать, чем травля отличается от обычных конфликтов между детьми в школе [Цымбаленко, 2019].

У будущих педагогов необходимо формировать умение определять социально-психологические и иные причины, провоцирующие проявления буллинга в школьной среде. С этой целью можно, например, на практических занятиях предложить студентам проанализировать официальные данные о распространении буллинга в разных регионах мира, представленные в докладе ЮНЕСКО «Насилие в школах и буллинг: глобальная ситуация, тенденции, факторы и последствия» [School violence ... , 2018]. На занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам под руководством преподавателя или самостоятельно (в процессе внеаудиторной работы) необходимо выявить потенциальные социально-политические, экономические, культурные, психологические и гендерные факторы буллинга [Кривцова, 2016].

Очень важно сформировать у будущих педагогов понимание деструктивных последствий проявлений буллинга в школьной среде, связь буллинга и психосоциальных трудностей его жертв, отрицательного воздействия буллинга на психосоматическое здоровье и качество жизни ребенка в целом [School violence ... , 2018].

На практических занятиях (семинары, «круглые столы», диспуты, дебаты, психологические тренинги, имитационные и ролевые игры) студенты должны научиться различать проявления прямого и косвенного буллинга (вымогательство денег/вещей или распространение сплетен, ложных слухов) [Шалагинова, 2017] и прийти к осознанию особой сложности диагностики буллинга в детско-подростковой среде, поскольку травле ребенок подвергается не только во время уроков и на перемене, но и после занятий.

В процессе обучения важно сформировать у будущих педагогов особое отношение к данной проблеме: какими бы ни были причины и условия возникновения и проявления школьной травли, это говорит об антигуманной социально-психологической обстановке в школе. В связи с этим необходимо определить пути и способы

разрешения проблемы, позволяющие обеспечить безопасную, психологически комфортную для всех субъектов образовательного процесса среду.

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов должна быть нацелена на формирование у них высокой нравственной культуры, выражающейся в неукоснительном соблюдении норм педагогической этики, психологической готовности оказать поддержку каждому ребенку, столкнувшемуся с проявлениями агрессии. Также необходимо донести до студентов — будущих педагогов, что важнейшими условиями предупреждения проявлений буллинга в школьной среде выступают доверительные отношения, складывающиеся между педагогом и обучающимися, понимание им особенностей взаимоотношений в детском коллективе, знание его структуры, включая наличие враждующих микрогрупп и группировок. С этой целью на теоретических и практических занятиях по педагогике и психологии особое внимание должно уделяться отработке у будущих педагогов умений и навыков организации досуговых, игровых и иных видов деятельности со школьниками, а также технологии сплочения детского коллектива и формирования в нем здорового психологического микроклимата.

Заключение

Распространенность буллинга в школьной среде, опасность его последствий для личностного развития ребенка, его психологического и психосоматического здоровья определяют необходимость комплексного противодействия данному явлению. Значимая роль в решении данной социально-педагогической проблемы принадлежит школьному учителю. Педагоги должны быть готовы обеспечивать профилактику и коррекцию проявлений буллинга среди школьников, способствовать созданию конструктивных детско-подростковых отношений и благоприятной образовательной среды в целом. Подобного рода готовность закладывается в процессе профессиональной подготовки в высшей школе. Однако, как показали результаты эмпирического исследования, будущие педагоги нуждаются в формировании у них как устойчивой мотивации к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде, так и системы знаний и представлений в данной области, а также умений и навыков практического решения проблемы. Всесторонняя нравственная, научная психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих педагогов может стать условием эффективного решения актуальной проблемы повышения социально-

психологической безопасности, комфортности школьной среды для всех субъектов образовательного процесса.

Библиографический список

1. Аришина Э. С. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности / Э. С. Аришина, Л. И. Старовойтова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Т. 61. № 4. С. 11-14.

2. Белеева И. Д. Буллинг как социально-психологическое явление: анализ теоретических подходов и эмпирических исследований / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 131-136.

3. Берлянд Ю. Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде : сборник статей. Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. С. 22-41.

4. Бобровникова Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 759-761.

5. Бочавер А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 47-55.

6. Волкова Е. Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18. № 3. С. 90-97.

7. Гурина Е. С. От количественной к качественной характеристике буллинга в образовательной среде / Е. С. Гурина, С. Б. Нестерова, В. И. Волохова // Теоретические подходы к обоснованию существования бул-линга в детской и подростковой среде : коллективная монография. Ялта : ЯГУ, 2021. С. 58-69.

8. Кривцова С. В. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия / С. В. Кривцова,

A. Н. Шапкина, А. А. Белевич // Образовательная политика. 2016. № 3. С. 97-119.

9. Крылова А. А. Опыт буллинга в личной истории педагога / А. А. Крылова, Н. Г. Крылова, Е. В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 40-47.

10. Кулишов В. В. Методы минимизации моббин-га в условиях образовательной организации /

B. В. Кулишов, В. В. Каплина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 35-39. URL: https://e-koncept.ru/2016/56547.htm (дата обращения: 22.01.2022).

11. Лебедева И. В. Профилактика подросткового буллинга: современные решения / И. В. Лебедева, Р. У Арифулина, Л. В. Белогорская // Международный журнал экспериментального образования. 2017. Т. 46. № 8. С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Леванова Е. А. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности // Преподаватель XXI века. 2016. № 2. С. 11-20.

13. Луканина М. Ф. Алгоритм работы специалиста в случае выявления буллинга в детском коллективе / М. Ф. Луканина, Е. В. Терехова, И. Г. Журавлева, Е. А. Дьяконова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практической конференции, 05-06 марта 2019, Ярославль : РИО ЯГПУ 2019. С. 322-326.

14. Утемисова Г. У Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы / Г. У. Утемисова, Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 27-34.

15. Цымбаленко Н. А. Буллинг. Как остановить травлю ребенка: детская психология. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 160 с.

16. Шалагинова К. С. К вопросу необходимости предупреждения буллинга в современной начальной школе: от обоснования к реализации превентивной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 11. С. 305-310.

17. Ahmed E., Braithwaite V. Bullying and victimization: Cause for concern for both families and schools // Social Psychology of Education. 2004. 7. P. 35-54.

18. Armitage R. Bullying in children: impact on child health // BMJ Paediatr Open. 2021. 5(1). e000939. doi: 10.1136/bmjpo-2020-000939.

19. Hong J. S., Espelage D. L. A review of research on bullying and peer victimization in school: An ecological system analysis. Aggress. Violent Behav. 2012. 17. P. 311-322.

20. Kennedy R. S. Bully-Victims: An Analysis of Subtypes and Risk Characteristics // J Interpers Violence. 2021. 36 (11-12) P. 5401-5421. doi: 10.1177/0886260517741213.

21. Olweus D. Bullying at school: basic facts and effects of a school based intervention program // J Child Psychol Psychiatry. 1994. 35(7). P. 1171-90.

22. Rodkin P. C., Espelage D. L., Hanish L. D. A relational framework for understanding bullying: Developmental antecedents and outcomes. Am. Psychol. 2015. 70. P. 311-321.

23. Samara M., Foody M., Göbel K., Altawil M. and Scheithauer H. Do Cross-National and Ethnic Group Bullying Comparisons Represent Reality? Testing Instruments for Structural Equivalence and Structural Isomorphism // Front. Psychol. 2019. 10. P. 1621.

24. School violence and bullying: Global status and trends, drivers and consequences UNESCO, 2018. 16 p.

25. Smith P. K., Lopez-Castro L., Robinson S., Görzig, A. Consistency of gender differences in bullying in crosscultural surveys // Aggress. Violent Behav. 2019. 45. P. 33-40.

26. Smokowski P. R., Kopasz K. H. Bullying in school: An overview of types, effects, family characteris-

tics, and intervention strategies // Children and Schools. 2005. 27. P. 101-110.

27. Swearer S. M., Doll B. Bullying in schools: An ecological framework. J. Emot. Abus. 2001. 2. P. 7-23.

28. Waseem M., Nickerson A. B. Bullying. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2021. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK441930/ (дата обращения: 11.01.2022).

Reference list

1. Arishina Je. S. Prepodavatel' universiteta kak sub#ekt formirovanija gotovnosti studentov k profession-al'noj dejatel'nosti = University teacher as a subject of the formation of students' readiness for professional activities / Je. S. Arishina, L. I. Starovojtova // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2018. T. 61. № 4. S. 11-14.

2. Beleeva I. D. Bulling kak social'no-psihologicheskoe javlenie: analiz teoreticheskih podhodov i jempiricheskih issledovanij = Bulling as a socio-psychological phenomenon: an analysis of theoretical approaches and empirical research / I. D. Beleeva, T. A. Zaglodina, L. Je. Pankratova, N. B. Titova // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 5. S. 131-136.

3. Berljand Ju. B. Opyt profilaktiki detskoj i po-drostkovoj agressii v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii (obzor) = Experience in preventing child and adolescent aggression in educational institutions of the Russian Federation (review) // Podhody k profil-aktike agressivnogo povedenija detej i podrostkov v obra-zovatel'noj srede : sbornik statej. Moskva : FGBNU «IIDSV RAO», 2020. S. 22-41.

4. Bobrovnikova N. S. Profilaktika bullinga v obra-zovatel'noj srede = Prevention of bullying in educational environment // Molodoj uchenyj. 2016. № 12 (116). S. 759-761.

5. Bochaver A. A. Travlja v detskom kollektive: ustanovki i vozmozhnosti uchitelej = Bullying in a children's team: teacher's ideas and opportunities // Psiholog-icheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 6. № 1. S. 47-55.

6. Volkova E. N. Programmy profilaktiki po-drostkovogo bullinga v dejatel'nosti pedagoga-psihologa = Programs for the prevention of teenage bullying in the activities of a teacher-psychologist // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2021. T. 18. № 3. S. 90-97.

7. Gurina E. S. Ot kolichestvennoj k kachestvennoj harakteristike bullinga v obrazovatel'noj srede = From quantitative to qualitative characteristics of bullying in the educational environment / E. S. Gurina, S. B. Nesterova, V. I. Volohova // Teoreticheskie podhody k obosnovaniju sushhestvovanija bullinga v detskoj i podrostkovoj srede : kollektivnaja monografja. Jalta : JaGU, 2021. S. 58-69.

8. Krivcova S. V. Bulling v shkolah mira: Avstrija, Germanija, Rossija = Bulling in schools around the world: Austria, Germany, Russia / S. V. Krivcova,

A. N. Shapkina, A. A. Belevich // Obrazovatel'naja politi-ka. 2016. № 3. S. 97-119.

9. Krylova A. A. Opyt bullinga v lichnoj istorii peda-goga = The experience of bullying in the personal history of the teacher / A. A. Krylova, N. G. Krylova, E. V Tihomirova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022. № 1 (124). S. 40-47.

10. Kulishov V. V Metody minimizacii mobbinga v uslovijah obrazovatel'noj organizacii = Methods for minimizing mobbing in educational organization / V. V Kulishov, V. V. Kaplina // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 29. S. 35-39. URL: https://e-koncept.ru/2016/56547.htm (data obrash-henija: 22.01.2022).

11. Lebedeva I. V. Profilaktika podrostkovogo bullinga: sovremennye reshenija = Teen bullying prevention: modern solutions / I. V. Lebedeva, R. U. Arifulina, L. V Belogorskaja // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperi-mental'nogo obrazovanija. 2017. T. 46. № 8. S. 46-51.

12. Levanova E. A. Prakticheskaja gotovnost' peda-goga k professional'noj dejatel'nosti = Practical readiness of the teacher for professional activity // Prepodavatel' HHI veka. 2016. № 2. S. 11-20.

13. Lukanina M. F. Algoritm raboty specialista v slu-chae vyjavlenija bullinga v detskom kollektive = Algorithm for the work of a specialist in case of detection of bullying in a children's team / M. F. Lukanina, E. V Terehova, I. G. Zhuravleva, E. A. D'jakonova // Ped-agogika i psihologija sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, 05-06 marta 2019. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. S. 322-326.

14. Utemisova G. U. Aktual'nost' issledovanija prob-lemy bullinga: sovremennoe sostojanie problemy = The relevance of the study of the bullying problem: the current state of the problem / G. U. Utemisova, N. N. Vasjagina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 4. S. 27-34.

15. Cymbalenko N. A. Bulling. Kak ostanovit' travlju rebenka: detskaja psihologija = Bulling. How to stop child bullying: child psychology. Sankt-Peterburg : Piter, 2019. 160 s.

16. Shalaginova K. S. K voprosu neobhodimosti preduprezhdenija bullinga v sovremennoj nachal'noj shkole: ot obosnovanija k realizacii preventivnoj deja-tel'nosti = To the issue of the need to prevent bullying in modern elementary school: from justification to the im-

plementation of preventive activities // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. № 11. S. 305-310.

17. Ahmed E., Braithwaite V. Bullying and victimization: Cause for concern for both families and schools // Social Psychology of Education. 2004. 7. P. 35-54.

18. Armitage R. Bullying in children: impact on child health // BMJ Paediatr Open. 2021. 5(1). e000939. doi: 10.1136/bmjpo-2020-000939.

19. Hong J. S., Espelage D. L. A review of research on bullying and peer victimization in school: An ecological system analysis. Aggress. Violent Behav. 2012. 17. P. 311-322.

20. Kennedy R. S. Bully-Victims: An Analysis of Subtypes and Risk Characteristics // J Interpers Violence. 2021. 36 (11-12) P. 5401-5421. doi: 10.1177/0886260517741213.

21. Olweus D. Bullying at school: basic facts and effects of a school based intervention program // J Child Psychol Psychiatry. 1994. 35(7). P. 1171-90.

22. Rodkin P. C., Espelage D. L., Hanish L. D. A relational framework for understanding bullying: Developmental antecedents and outcomes. Am. Psychol. 2015. 70. P. 311-321.

23. Samara M., Foody M., Göbel K., Altawil M. and Scheithauer H. Do Cross-National and Ethnic Group Bullying Comparisons Represent Reality? Testing Instruments for Structural Equivalence and Structural Isomorphism // Front. Psychol. 2019. 10. P. 1621.

24. School violence and bullying: Global status and trends, drivers and consequences UNESCO, 2018. 16 p.

25. Smith P. K., Lopez-Castro L., Robinson S., Görzig, A. Consistency of gender differences in bullying in crosscultural surveys // Aggress. Violent Behav. 2019. 45. P. 33-40.

26. Smokowski P. R., Kopasz K. H. Bullying in school: An overview of types, effects, family characteristics, and intervention strategies // Children and Schools. 2005. 27. P. 101-110.

27. Swearer S. M., Doll B. Bullying in schools: An ecological framework. J. Emot. Abus. 2001. 2. P. 7-23.

28. Waseem M., Nickerson A. B. Bullying. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2021. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK441930/ (data obrashhenija: 11.01.2022).

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 10.02.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.