Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ'

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
насилие / несовершеннолетние / семейное неблагополучие / буллинг (травля) / школьники / воспитательная деятельность / учителя / violence among minors / family problems / harassment (bullying) among schoolchildren / upbringing activity of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кара Игорь Степанович

В обществе довольно активно обсуждаются проблемы насилия среди несовершеннолетних, которое принимает формы буллинга –травли. Причины девиантного насильственного поведения детей в отношении сверстников в подавляющем большинстве связаны с проблемами семейного воспитания как правонарушителей, так и их жертв. Отсутствие адекватного реагирования на проявление агрессии часто приводит к криминализации личности подростков и одновременно к виктимизации потенциальных жертв травли. Проведенные исследования показали, что с травлей несовершеннолетние чаще всего сталкиваются в школе и на улице. Для подросткового возраста ведущей сферой деятельности является учеба. Образовательные учреждения, призванные наделить учеников определенным объемом знаний, должны больше внимание уделять воспитанию школьников и профилактике девиантного поведения. В статье рассмотрены принятые в последнее время нормативные акты, направленные на активизацию воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе по профилактике насилия, травли среди несовершеннолетних. Необходимо наладить подготовку учителей к проведению воспитательной работы, управлению детским коллективом, реализации профилактической деятельности в современных условиях общественного развития. Для повышения воспитательной роли общеобразовательных учреждений необходимо пересмотреть нормативы трудовой нагрузки учителей и критериев оплаты воспитательной работы. Также в статье рассмотрены вопросы целесообразности внесения в Госдуму законопроекта, направленного на борьбу с травлей в школах и профилактику буллинга, с последующей разработкой Министерством просвещения Государственной программы профилактики травли и создания Единого стандарта профилактики травли и административной ответственности школ за их неисполнение. Сделан вывод, что чрезмерная унификация воспитательной работы общеобразовательных учебных заведений с составлением отчетности и применением мер административной ответственности в случае невыполнения мероприятий, направленных на профилактику буллинга, нецелесообразны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF BULLYING AMONG MINORS AT SCHOOL

The problems of violence among minors, which takes the form of bullying, are quite actively discussed in society. The causes of deviant violent behaviour of children against their peers are overwhelmingly related to the problems of family bonding of perpetrators and their victims. The lack of an adequate response to aggression often leads to the criminalisation of adolescents’ personalities and, at the same time, to the victimisation of potential victims of bullying. Investigations have shown that minors most often experience bullying at school and in the street. What is the leading area of activity for adolescence, is schooling. Educational institutions, whose vocation is to equip pupils with a certain amount of knowledge, should pay more attention to the upbringing of pupils and the prevention of deviant behaviour. Recently adopted normative acts aimed at intensifying the upbringing activity of general educational institutions, including the prevention of violence, bullying among minors, are considered in the article. It is necessary to establish the training of teachers to carry out the work of upbringing, to manage children’s collective, to implement preventive activities in modern conditions of social development. In order to increase the role of ubringing of general education institutions, it is necessary to revise the norms of teachers’ labour load and criteria for payment of ubringing work. Also, the issues of expediency of introducing a draft law, which would be aimed at combating bullying in schools and bullying prevention, submitted to the State Duma of Russia and subsequently developed by the Ministry of Education as the State Bullying Prevention Programme and creation of the Unified Bullying Prevention Standard and administrative responsibility of schools for their non-fulfilment, are considered in the article. The conclusion is that excessive unification of bullying prevention work of general education institutions with reporting and administrative liability measures in case of non-fulfilment of measures aimed at bullying prevention is not appropriate.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ»

Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 212-219. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 2, pp. 212-219. ISSN 1998-0817

Научная статья

5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.915

EDN NQHIOP

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-212-219

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ

Кара Игорь Степанович, кандидат юридических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия, kara-igor2009@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6584-9588

Аннотация. В обществе довольно активно обсуждаются проблемы насилия среди несовершеннолетних, которое принимает формы буллинга -травли. Причины девиантного насильственного поведения детей в отношении сверстников в подавляющем большинстве связаны с проблемами семейного воспитания как правонарушителей, так и их жертв. Отсутствие адекватного реагирования на проявление агрессии часто приводит к криминализации личности подростков и одновременно к виктимизации потенциальных жертв травли. Проведенные исследования показали, что с травлей несовершеннолетние чаще всего сталкиваются в школе и на улице. Для подросткового возраста ведущей сферой деятельности является учеба. Образовательные учреждения, призванные наделить учеников определенным объемом знаний, должны больше внимание уделять воспитанию школьников и профилактике девиантного поведения. В статье рассмотрены принятые в последнее время нормативные акты, направленные на активизацию воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе по профилактике насилия, травли среди несовершеннолетних. Необходимо наладить подготовку учителей к проведению воспитательной работы, управлению детским коллективом, реализации профилактической деятельности в современных условиях общественного развития. Для повышения воспитательной роли общеобразовательных учреждений необходимо пересмотреть нормативы трудовой нагрузки учителей и критериев оплаты воспитательной работы. Также в статье рассмотрены вопросы целесообразности внесения в Госдуму законопроекта, направленного на борьбу с травлей в школах и профилактику буллинга, с последующей разработкой Министерством просвещения Государственной программы профилактики травли и создания Единого стандарта профилактики травли и административной ответственности школ за их неисполнение. Сделан вывод, что чрезмерная унификация воспитательной работы общеобразовательных учебных заведений с составлением отчетности и применением мер административной ответственности в случае невыполнения мероприятий, направленных на профилактику буллинга, нецелесообразны.

Ключевые слова: насилие, несовершеннолетние, семейное неблагополучие, буллинг (травля), школьники, воспитательная деятельность, учителя.

Для цитирования: Кара И.С. Профилактика буллинга среди несовершеннолетних в школе // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 212-219. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-212-219

Research Article

PREVENTION OF BULLYING AMONG MINORS AT SCHOOL

Igor S. Kara, Candidate of Jural Sciences, Associate Professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia, kara-igor2009@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6584-9588

Abstract. The problems of violence among minors, which takes the form of bullying, are quite actively discussed in society. The causes of deviant violent behaviour of children against their peers are overwhelmingly related to the problems of family bonding of perpetrators and their victims. The lack of an adequate response to aggression often leads to the criminalisation of adolescents' personalities and, at the same time, to the victimisation of potential victims of bullying. Investigations have shown that minors most often experience bullying at school and in the street. What is the leading area of activity for adolescence, is schooling. Educational institutions, whose vocation is to equip pupils with a certain amount of knowledge, should pay more attention to the upbringing of pupils and the prevention of deviant behaviour. Recently adopted normative acts aimed at intensifying the upbringing activity of general educational institutions, including the prevention of violence, bullying among minors, are considered in the article. It is necessary to establish the training of teachers to carry out the work of upbringing, to manage children's collective, to implement preventive activities in modern conditions of social development. In order to increase the role of ubringing of general education institutions, it is necessary to revise the norms of teachers' labour load and criteria for payment of ubringing work. Also, the issues of expediency of introducing a draft law, which would

Вестник КГУ -Л № 2, 2023

© Кара И.С., 2023

be aimed at combating bullying in schools and bullying prevention, submitted to the State Duma of Russia and subsequently developed by the Ministry of Education as the State Bullying Prevention Programme and creation of the Unified Bullying Prevention Standard and administrative responsibility of schools for their non-fulfilment, are considered in the article. The conclusion is that excessive unification of bullying prevention work of general education institutions with reporting and administrative liability measures in case of non-fulfilment of measures aimed at bullying prevention is not appropriate.

Keywords: violence among minors, family problems, harassment (bullying) among schoolchildren, upbringing activity of teachers.

For citation: Kara I.S. Prevention of bullying among minors at school. Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 2, pp. 212-219. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-212-219

Проблема увеличения насилия между несовершеннолетними в наше время стала особо острой. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами. В таких условиях происходит нерегулируемое расслоение детей и примитивизация их взаимоотношений, нередко выражающаяся в том, что сплетни, манипуляции, насилие и угрозы применения насилия, выяснение «кто сильнее», «с кем и против кого дружить», «клеймение» изгоев, травля (преследование, издевательство, систематическое вербальное и физическое унижение одноклассников со стороны сильных и агрессивных детей и растянутое во времени психологическое подавление, ущемление достоинства, особенно слабых) определяют направление социализации части обучающихся1. Травля сверстников, сопровождаемая насильственными проявлениями, присуща подросткам с низкими интеллектуальными способностями или педагогической и нравственной запущенностью. Не имея каких-либо отличительных умственных или физических способностей, чтобы показать себя в другом, более «героическом» виде, подростки начинают унижать и издеваться над другими детьми, повышая, как им кажется, собственную самооценку. Снятые на мобильный телефон видеоролики со сценами насилия, избиения, издевательства без согласия жертв размещаются в сети Интернет [Нечевин, Колодкин: 57].

В настоящее время в средствах массовой информации активно обсуждается проблема буллинга (травли) среди школьников. Законодательное определение буллинга Минобнауки закрепило в 2016 г. «буллинг - запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе2. Министерство просвещения России в 2019 г. относительно травли школьников предложило иное, по нашему мнению, более точное определение: «буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна

из современных разновидностей буллинга - кибер-буллинг, травля в социальных сетях»3.

Нами был проведен анкетный опрос школьников 7-8 классов и частично 9-го класса о буллинге среди их сверстников, о его причинах и помощи преодоления травли детей. К анкетному опросу были привлечены ученики из различного уровня школ г. Брянска: элитного лицея № 1 имени А.С. Пушкина, обычной школы - Центра образования «Перспектива», пригородной школы - Супоневской средней школы № 2. Всего опросом было охвачено 430 школьников.

Около 95 % опрошенных школьников знают, что означает термин буллинг. При этом 20 % опрошенных были сами участниками травли как наблюдатели и почти 19 % стали жертвами и наблюдателями издевательств. Однако более 58 % опрошенных детей указало, что они лично не участвовали в травле, издевательствах подростков. В силу того, что ведущей сферой деятельности подростков является учеба, то и с фактами травли более 36 % опрошенных несовершеннолетних столкнулось в школе, около 29 % -в социальных сетях, а почти 17 % - в школе и социальных сетях. Более 53 % опрошенных учеников указали, что они редко, но встречали ситуацию травли школьников педагогами, и около 3 % опрошенных такую травлю наблюдают постоянно. Около 46 % проанкетированных школьников сталкивались с ситуацией издевательств в форме словесного унижения, 14 % - с сочетанием словесного унижения и физического насилия, более 11 % - с сочетанием словесного унижения, физического насилия, игнорирования, и чуть больше 4 % школьников отметили, что сталкивались только с физическим насилием. Травлю в образовательной организации, по мнению более 23 % опрошенных, способен прекратить педагогический коллектив, более 15 % - родители и около 11 % - педагогический коллектив совместно с родителями. Следовательно, около половины учеников уповают на помощь взрослых в пресечении травли и только чуть больше 31 % - надеются на помощь сверстников.

Жертвами травли чаще становятся психологически неустойчивые, не способные себя защитить подростки либо не знающие, как выйти из конфликтной ситуации. Они выбиваются из нормального эмоционального, психического равновесия, что и приводит их к некоему психологическому кризису, выход

из которого подростки находят часто в самоубийстве, в расправе с обидчиками, порой и вооруженной, где ее жертвами становятся и случайные лица.

Проявляя озабоченность распространенностью буллинга в образовательных организациях, в средине октября 2022 г. первый замглавы думского комитета по просвещению Яна Лантратова анонсировала, что группа депутатов в конце 2022 г. планирует внести в Госдуму РФ законопроект, направленный на борьбу с травлей в школах и профилактику буллинга. Для профилактики травли в российских школах авторы будущего законопроекта предлагают Министерству просвещения России принять Госпрограмму профилактики травли [Одоевцева], которая определит государственную политику в области профилактики буллинга, и далее на основе Госпрограммы разработать Единый стандарт профилактики травли, содержащий набор конкретных практик и инструментов для достижения поставленных программой целей [Моторина, Копылова]. Школы и другие образовательные организации должны будут принять свой локальный нормативный акт с перечнем мероприятий по реализации Государственной программы и Единого стандарта профилактики травли [Дер-гунова]. Также предполагается из числа педагогов, психологов, службы школьной медиации, представителей родительских комитетов создать в школах специальное подразделение по рассмотрению случаев травли, подбору мер реагирования и профилактики, контролю за поведением выявленных зачинщиков, участников травли и отслеживанием психологической обстановки в классах и в школьном коллективе в целом [Дергунова]. В случае непринятия школой локального нормативного акта по реализации Государственной программы и единого стандарта профилактики травли предлагается школу и учителей привлекать к административной ответственности в виде штрафа [Ушакова]. Профилактика буллинга, по мнению разработчиков законопроекта, должна стать не обособленным автономным мероприятием, а частью системы воспитания и обучения детей в образовательных организациях [Моторина, Копылова].

В целом соглашаясь с тем, что необходимо уделить более пристальное внимание профилактике буллинга в школе, важно понять причины повышенной агрессивности, переходящей в жестокость, нынешней молодежи и исследовать, что уже делается для устранения либо нейтрализации этих причин и какие меры необходимо еще принять.

Думается, что молодежная агрессивность и склонность к насилию вызвана, прежде всего, упущениями семейного воспитания, недостатками учебно-воспитательной работы с детьми в образовательных учреждениях. С.М. Иншаков к 12 факторам насильственных преступлений в первую очередь относит такие

обстоятельства, как пороки семейного воспитания и пороки школьного воспитания [Иншаков]. В последние десятилетия деятельность российской школы в основном была сведена к трансляции знаний ученикам, а воспитательная ее роль отошла на задний план. Однако еще в начале 90-х гг. прошлого века академик Д.С. Лихачев отмечал, что школа - «это, прежде всего, воспитательное учреждение... воспитательное, а не просто учебное. И знания не должны сыпаться на ученика этаким бесконтрольным потоком, прямо-таки водопадом. В связи с ростом уровня знаний, развития науки постоянно усложняются и те предметы, которые изучаются. Но знания быстро устаревают. Выход один - выпускник школы должен обладать научным мышлением, которое едино для всех наук. Школа, как известно, формирует людей, закладывает основы структуры личности. То, что не привито в школе, упущено, позднее наверстывать и исправлять очень трудно. Как будто это прописная истина. Но ее очень часто признают, но не осознают» [Лихачев]. А ведь еще в начале новой эры древнегреческий писатель и философ Плутарх утверждал, что «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» [Плутарх]. Иными словами, школе в первую очередь нужно сконцентрировать усилия по воспитанию учеников, формированию позитивных общественно приемлемых качеств личности, а потом уж наполнять их знаниями. При этом необходимо прививать навыки научного мышления, получения и использования научной информации.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране стали уделять повышенное внимание вопросам правовой защиты семьи и детей, развитию социальных институтов воспитания, обновлению воспитательного процесса в системе образования, поддержке деятельности педагогических работников. В мае 2015 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 г.4, закрепляющую положение о том, что воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В ноябре 2018 г. был создан Совет при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей5. По итогам заседания этого Совета, состоявшегося 4 июля 2019 г., Президент РФ В.В. Путин утвердил перечень поручений, в частности: предусмотреть при планировании мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, включение в них с 2021 г. мероприятий, направленных на формирование системы воспитания подрастающего поколения; разработать комплекс

мер, направленных на повышение статуса учителя; Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ представить предложения по созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях6. О важности роли классного руководителя в деле воспитания школьников Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию 15 января 2020 г. отметил, что «ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки»7.

В мае 2020 г. Министерство просвещения РФ направило органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, для использования в работе методические рекомендации по организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. В числе приоритетных задач деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством в области воспитания и социализации обучающихся, было обозначено «формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.; выявление и своевременная коррекция деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе; формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции...»8.

В июле 2020 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» были внесены изменения, касающиеся усиления доли воспитания обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в образовательных организациях. Примерные основные образовательные программы: общеобразовательные, среднего профессионального образования, высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) -уже должны включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный

план воспитательной работы. При этом в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся9.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ в марте 2022 г. разработало «Примерную основную образовательную программу начального общего образования» и «Примерную основную образовательную программу основного общего образования»10, включающие рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. В июле 2022 г. Министерство просвещения России утвердило «Примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций»11, которая может быть актуализирована, и разработка новых рабочих программ воспитания не требуется.

Возникает закономерный вопрос: новые рабочие программы воспитания школьников разработают и в них наверняка будут предусмотрены меры профилактики буллинга (травли) школьников, но сможет ли современный учитель успешно реализовать эти меры профилактики? Понятно, что вопросы, связанные с травлей, почему она возникла и как ее победить, могут и должны решать только сами учителя и классные руководители, так как именно они работают с классом, все видят и могут предотвратить травлю. Они должны отличать ситуации, когда дети из-за чего-то не поладили, от буллинга (травли). Учитель должен разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря, помогать ему: во-первых, оказать эмоциональную поддержку, во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение - и учитель может поставить его в ситуацию успеха, например выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее [Лукьянова]. Нужно повышать квалификацию учителей, заключающуюся не только в профессиональной переподготовке по предмету, но и в том, чтобы они знали, как поступать в ситуации, требующей тонкого психологического подхода [Цветкова Роза].

По мнению Людмилы Петрановской, педагога-психолога, специалиста по семейному устройству, в своем большинстве школьные педагоги просто не знают, что делать, их этому не учат, и от бессилия они пускают все на самотек. Учителей же надо учить

работать с группой, а не просто преподавать предмет. Управление коллективом - это не какой-то редкий дар. Это технологии, которым учатся так же, как учатся и всему остальному. Сегодня курсы повышения квалификации преподавателей часто скучны и бессмысленны. Проводимые лекции устарели содержательно и методически [Цветкова].

Правда, Министерство просвещения России для повышения профессионального мастерства педагогических работников предполагает внедрять и развивать систему наставничества12. Наставничество является одной из универсальных технологий передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащаю-щее общение, основанное на доверии и партнерстве. Ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» разработаны рекомендации для методической поддержки внедрения в России целевых моделей разнообразных форм наставничества, включающих множественные вариации, например: ученик - ученик, учитель - учитель, студент -ученик и т. д.13

Однако повышение доли воспитательной составляющей в обучающей деятельности учителей потребует дополнительных усилий и наличия большего количества времени. Учителя жалуются на перегруженность, на большие объемы бумажно-компьютерных отчетов, а им еще отвечать и за психологический климат в классе? В связи с этой проблемой назрела необходимость сокращения нагрузки учителей и пересмотра критериев оплаты воспитательной работы. Ведь самые эффективные организационные и финансовые вложения - это вложения не в технологические усовершенствования школьного процесса, не в количество и качество технических средств обучения. Самым эффективным оказывается вложение в самого учителя, в его квалификацию, в престиж этой профессии в стране [Цветкова Роза].

Требуется также изменение подхода к работе школы с родителями. Если у ребенка возникают проблемы, когда он попадает в коллектив, то корень этих проблем нужно искать внутри семьи. Жестокость, авторитарность в семье транслируется детьми дальше -на младших, слабых, потом на своих детей. Правда, большинство родителей любят своих детей. Но, к сожалению, они далеко не всегда проявляют свою любовь, главным образом потому, что просто не знают, как это сделать. Поэтому многие дети сегодня не чувствуют, что их искренне, безусловно, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть. Если у родителей нет с ребенком близких, проникнутых любовью отношений, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, с учителями, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы. Но многие

родители не считают возможным чему-то учиться в области подростковой психологии, воспитания детей. И здесь как раз школа могла бы воздействовать на родителей: изменить их подходы в деле воспитания детей. Ведь порой взрослые не признают право ребенка на собственную жизнь, а для него это крайне важно. Он должен сам набивать свои шишки и учиться на собственных ошибках. Никакого роста не бывает без страданий - ни физического, ни духовного. И когда родители хотят оградить от них своего ребенка, они, по сути, пытаются оградить его от жизни. Тогда как их задача - находиться рядом, давать поддержку, тепло, любовь и понимание, а вовсе не жить за своего ребенка [Сычева].

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в перечень органов и учреждений этой системы профилактики входят и органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Одним из основных направлений их профилактической деятельности является разработка, внедрение в практику работы, осуществление реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (п. 5, ч. 1 и 2 ст. 14)14. Следовательно, изложенные выше нормативные акты по усилению воспитательной составляющей в деятельности образовательных организаций с обучающимися содержательно наполняет их профилактическую роль, рамочно обозначенную Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Итак, образовательные учреждения и в первую очередь средняя школа призваны бороться с проявлениями буллинга (травли) между детьми, появления в детских коллективах изгоев. Школа должна помочь детям развить свои лучшие душевные качества, обучить правильному межличностному общению. Ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителей научили пресекать травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться [Лукьянова]. Как справедливо отметил В.В. Лунев, «полученный в подростковом возрасте опыт насильственого, корыстного и анархического поведения у многих субъектов сохраняется долгие годы, а у некоторых - всю жизнь» [Лунеев].

Необходимо изменить и сам подход к образовательной деятельности школы - приоритет должен быть отдан воспитанию учеников, а потом уже наполнению их знаниями, для того чтобы ученики приучились научному мышлению получения и использования научной информации. В этом и реализуется профилактическая роль школы, являющейся главнейшим институтом социализации личности.

Примечания

1 О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»): Письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2017 г. № 07-7657 // Вестник образования. 2018. № 9 (май).

2 Приложение 1. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов»): Письмо Минобрнауки России от 26 февраля 2016 г. № 07-834 [документ опубликован не был]. URL: https://www.consultant.ru

3 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 // Официальные документы в образовании. 2020 (февраль). № 5.

4 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 Мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства РФ. 08.06.2015. № 23. Ст. 3357.

5 О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей»): Указ Президента РФ от 19 Ноября 2018 г. № 662 (ред. от 21 июня 2022) // Собрание законодательства РФ. 26.11.2018. № 48. Ст. 7393.

6 Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей: Утв. Президентом РФ 14.10.2019 № Пр-2132 // Вестник образования России. 2019 (ноябрь). № 22.

7 Послание Президента Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. 16.01.2020. № 7.

8 О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»): Письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 // Официальные документы в образовании. 2020 (июнь). № 16.

9 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (часть 1). Ст. 5063.

10 Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22. URL: http://fgosreestr.ru

11 Об актуализации примерной рабочей программы воспитания (вместе с «Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций»: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22: Письмо Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06 // Официальные документы в образовании. 2022 (сентябрь). № 26.

12 О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», «Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников»): Письмо Минпросвещения России № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 657 от 21 декабря 2021 г. // Официальные документы в образовании. 01.06.2022. № 16.

13 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: Письмо Минпросвещения России от 23 января 2020 г. № МР-42/02.

14 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

Список литературы

Дергунова В. Школа без травли: о чем анти-буллинговый законопроект, который готовят депутаты. URL: https://www.novochag.ru/obshchestvo/ mnenie/shkola-bez-travH-o-chem-antibulHngovyy-zakonoproekt-kotoryy-gotovyat-deputaty/ (дата обращения: 17.10.2022).

Иншаков С.М. Криминология. Москва: Юриспруденция, 2000. 432 с.

Лукьянова И. Если ребенка травят в школе. Азбука воспитания. URL: https://azbyka.ru/deti/esli-rebenka-travyat-v-shkole (дата обращения: 18.02.2023).

Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: в 2 т. Т. 2. Особенная часть. Москва: Юрайт, 2011. 872 с. (Сер.: Магистр).

Моторина С., Копылова А. Дать в руки знания: как могут измениться школы с новым законом о профилактике травли. Forbes Life, 19.10.2022. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/479961-dat-v-ruki-znania-kak-mogut-izmenit-sa-skoly-s-novym-zakonom-o-profilaktike-travli (дата обращения: 19.10.2022).

Нечевин Д.К., Колодкин Л.М. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия. Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 53-60.

Одоевцева С. В России создадут единый «стандарт травли» школьников: проблему назвали «острой» // МК. URL: https://www.mk.ru/social/2022/10/12/v-rossii-sozdadut-edinyy-standart-travli-shkolnikov-problemu-nazvali-ostroy.html (дата обращения: 12.10.2022).

Плутарх Херонейский. Плутарх - афоризмы, цитаты и высказывания. URL: https://aforisimo.ru/autor/ Плутарх (дата обращения: 19.10.2022).

Сычева Ю. Размышления на пороге школы. Азбука воспитания. URL: https://azbyka.ru/deti/razmy-shleniya-na-poroge-shkoly (дата обращения: 22.10.2022).

Ушакова А. В России может появиться закон о борьбе с травлей в школе // Учительская газета. 12.10.2022. URL: https://ug.ru/v-rossii-mozhet-poyavitsya-zakon-o-borbe-s-travlej-v-shkole/ (дата обращения: 12.10.2022).

Цветкова Р. Та же травля. Из беседы с Людмилой Петрановской (педагога-психолога, специалиста по семейному устройству). Я очень боюсь, что скоро школьники будут макать сверстников в унитаз со словами: «Это у нас буллинг» // Еженедельный «Ъ» - Коммерсантъ. 24.02.2018. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3557397 (дата обращения: 25.02.2018).

Цветкова Роза. Та же травля. Из беседы с уполномоченным по правам ребенка в городе Москве Евгением Бунимовичем. «Буллинг» - слово для русского языка новое, а понятие - нет // Еженедельный «Ъ» - Коммерсантъ. 24.02.2018. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3557397 (дата обращения: 24.02.2018).

References

Dergunova V Shkola bez travli: o chem antibullingo-vyi zakonoproekt, kotoryi gotoviat deputaty [School without bullying: what is the anti-bullying bill that deputies are preparing on]. URL: https://www.novochag.ru/obsh-chestvo/mnenie/shkola-bez-travli-o-chem-antibullingo-

vyy-zakonoproekt-kotoryy-gotovyat-deputaty (access date: 17.10.2022). (In Russ.)

Inshakov S.M. Kriminologiia [Criminology]. Moscow, Jurisprudence Publ., 2000, 432 p. (In Russ.)

Luk'ianova I. Esli rebenka traviat v shkole [If a child is bullied at school]. Azbuka vospitaniia [The ABC of education]. URL: https://azbyka.ru/deti/esli-rebenka-tra-vyat-v-shkole (дата обращения: 18.02.2023). (In Russ.)

Luneev V.V Kurs mirovoi i rossiiskoi kriminologii: uchebnik: v 2 t. Vol. 2. Osobennaia chast' [Course of world and Russian criminology: textbook, in 2 vols. Vol. 2. Special part]. Moscow, Yurayt Publishing House Publ., 2011, 872 p. (Series, Master). (In Russ.)

Motorina S., Kopylova A. Dat' v ruki znaniia: kak mogut izmenit'sia shkoly s novym zakonom o profilak-tike travli [To give knowledge into the hands: how schools can change with the new law on bullying prevention]. Forbes Life. URL: https://www.forbes.ru/ forbeslife/479961-dat-v-ruki-znania-kak-mogut-izmen-it-sa-skoly-s-novym-zakonom-o-profilaktike-travli (access date: 19.10.2022). (In Russ.)

Nechevin D.K., Kolodkin L.M. Molodezhnyi ekstre-mizm i preventivnye vozmozhnosti etiki nenasiliia [Youth extremism and preventive possibilities of ethics of nonviolence]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law], 2019, No. 7, pp. 53-60. (In Russ.)

Odoevtseva S.V. Rossii sozdadut edinyi «standart travli» shkol'nikov: problemu nazvali «ostroi» [In Russia, a single "standard of bullying" of schoolchildren will be created: the problem was called "acute"] // MK. URL: https://www.mk.ru/social/2022/10/12/v-rossii-sozdadut-edinyy-standart-travli-shkolnikov-problemu-nazvali-os-troy.html (access date: 12.10.2022). (In Russ.)

Plutarkh Kheroneiskii. Plutarkh - aforizmy, tsitaty i vyskazyvaniia. [Plutarch - aphorisms, quotes and sayings]. URL: https://aforisimo.ru/autor/Plutarkh/ (access date: 19.10.2022). (In Russ.)

Sycheva Iu. Razmyshleniia na poroge shkoly [Reflections on the threshold of school]. Azbuka vospitaniia. [The ABC of education]. URL: https://azbyka.ru/ deti/razmy-shleniya-na-poroge-shkoly (access date: 22.10.2022). (In Russ.)

Ushakova A.V Rossii mozhetpoiavit'sia zakon o bor'-be s travlei v shkole - Uchitel'skaia gazeta [A law on combating bullying at school may appear in Russia -Uchitelskaya Gazeta]. URL: https://ug.ru/v-rossii-moz-het-poy avitsy a-zakon-o-borbe-s-travlej -v-shkole/ (access date: 12.10.2022). (In Russ.)

Tsvetkova R. Ta zhe travlia. Iz besedy s Liudmi-loi Petranovskoi (pedagoga-psikhologa, spetsialista po semeinomu ustroistvu). Ia ochen' boius', chto skoro shkol'niki budut makat' sverstnikov v unitaz so slovami: "Eto u nas bulling" [The same harassment. From a conversation with Lyudmila Petranovskaya (a teacher-psychologist, a specialist in family structure). I am very afraid

218

Вестник КГУ S № 2, 2023

that soon schoolchildren will dip their peers into the toilet with the words: "This is bullying"]. Ezhenedel'nyi «b» - Kommersant [Weekly «L» - Kommersant]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3557397 (access date: 24.02.2018). (In Russ.)

Tsvetkova Roza. Ta zhe travlia. Iz besedy s upolnomo-chennym po pravam rebenka v gorode Moskve Evgeni-em Bunimovichem. «Bulling» - slovo dlia russkogo iazy-ka novoe, a poniatie - net» [The same harassment. From a conversation with the Commissioner for Children's Rights in Moscow, Evgeny Bunimovich. "Bullying" is

a new word for the Russian language, but the concept is not."]. Ezhenedel'nyi «Ъ» - Kommersant [Weekly "Ъ" - Kommersant]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3557397 (access date: 24.02.2018). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 14.04.2023; одобрена после рецензирования 04.05.2023; принята к публикации 05.05.2023.

The article was submitted 14.04.2023; approved after reviewing 04.05.2023; accepted for publication 05.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.