Социально-педагогическая диагностика буллинга в
городской гимназии
Сидоренко А.Р.,
annuhka-
sidorenko@mail. т
Легенчук Д.В.,
doc600@mail. т
ФГБОУВО Курганский
государственный
университет
(г. Курган, Россия)
УДК 37.013
Аннотация. Цель работы - выявить жертв буллинга среди учащихся 8-х классов, изучить поведение детей, подвергающихся буллингу. В статье рассматриваются индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте. Методы и объекты исследования: для исследования использовались следующие методики «Опросник по буллингу», разработанный нами специально под цели исследования «Тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут)». Объектом исследования стали дети подросткового возраста, обучающиеся в городской гимназии. Результаты: выделены типы буллинга, выявлено число детей, относящихся к каждому из типов буллинга. Определенны виды агрессии, характерные для детей, подвергающихся буллингу. Разработаны рекомендации для учеников, коллектива образовательного учреждения и родителей по профилактике агрессивного поведения и проявления буллинга. Выводы. Диагностическим путем установлено, что многие дети подвергаются травле в школе, но не все могут рассказать об этом. Таким образом, эта проблема замалчивается и не решается. Для решения данного вопроса необходима комплексная, многоцелевая работа по профилактике и предотвращению школьной травли.
Ключевые слова: гимназия, буллинг, школьная травля, агрессия, индивидуально-личностные особенности,
конфликтные ситуации, социализация.
Bullying as a social phenomenon in the educational
environment
Sidorenko A.R.,
Legenchuk D. V.,
Kurgan State University (Kurgan, Russia)
UDC 37.013
Annotation. The purpose of the work is to identify bullying victims among 8th grade students, to study the behavior of children exposed to bullying. The article discusses the individual-personality characteristics of bullying participants in adolescence. Methods and objects of research: the following methods were used for the study: "Bullying questionnaire", developed by us specifically for the purpose of the study, "Aggression test (questionnaire L. G. Pochebut)". The object of the study were teenage children studying in the city gymnasium. Results: highlighted types of bullying, revealed the number of children related to each type of bullying. The types of aggression that are characteristic of children exposed to bullying are determined. Recommendations have been developed for students, the staff of the educational institution and parents on the
Ф&Р У M
www.forummn.ru
молодежной науки
https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.15
orum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
prevention of aggressive behavior and manifestation of bullying. Conclusion. Diagnostically, it was found that many children are harassed at school, but not everyone can talk about it. Thus, this problem is hushed up and not solved. To solve this issue, a comprehensive, multi-purpose work is needed to prevent and prevent school bullying.
Keywords: gymnasium, bullying, school bullying, aggression, individual-personality characteristics, conflict situations, socialization.
Введение
В наше время различные проблемы, свойственные подростковому возрасту, находятся во внимании большинства наук о развитии человека и общества, и на ряду с различными вопросами приобрела огласку проблема буллинга, но не как конфликт между подростками, а как процесс продолжительной травли «жертвы».
Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. [2]
Первыми занялись исследованием проблемы школьной травли скандинавские ученые (Heinemann,1973; Olweus, 1984; Pikas, 1975; 1976; 1989; Roland, 1983; 1988; 1989; Tattum,1988; Lane, 1988), подходы к решению этой проблемы, которые ими сформированы, постепенно приобретают признание в Европе. [3]
Национальная ассоциация школьных работников США дала следующее определение буллингу: это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учащимися во взаимоотношении иного учащегося, при этом растет желание причинить ущерб умышленно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе.
Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Несмотря на крайнюю значимость проблемы буллинга, в отечественной литературе она практически не освещена, на данный момент существует не более 5 статей или пособий, в которых речь шла бы конкретно о буллинге. В то же время на Западе проблема буллинга -проблема номер один.
Для того чтобы лучше изучить индивидуально-психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют. Есть несколько классификаций ролей в буллинге. Наиболее логичной для нашего исследования представляется классификация П. Смита и К. Ананиаду: инициатор (преследователь), помощник инициатора (стремится помогать и подражать преследователю), защитник жертвы (как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников), жертва и наблюдатель (нейтральный участник).
Для нашего исследования более близка позиция И. С. Бердышева и М. Г. Нечаева [1], которые выделяют следующие факторы, по которым ребенка можно отнести к группе риска по буллингу:
• множественный стресс;
• провоцирующие особенности жертвы;
• стигматизация.
Хотя мы многим обязаны скандинавским ученым, привнесшим существенный вклад в исследовании проблемы школьной травли, определенные трудности им преодолеть не удалось. Это касается как используемых моделей, так и преимущественной работы с жертвами и
www.forummn.ru
молодежной науки 92 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.15
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
преследователями в ущерб общешкольной работе. Также мало изучены индивидуальные особенности участников буллинга. [4] Кроме того, при диагностике буллинга в образовательной среде, на наш взгляд, необходимо определить социальные особенности самой среды, развивающиеся в ней отрицательные факторы, провоцирующие проявление буллинга (например, деструктивная роль классного руководителя и пассивность социального педагога).
Исходя из вышесказанного, мы поставили цели и задачи исследования.
Цель исследования: изучение индивидуально-личностных особенностей участников буллинга в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в образовательной среде
2. Изучить личностные особенности подростков, участников буллинга в образовательной среде.
3. Способствовать развитию и формированию у школьников умений и способностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
4. Предотвращение случаев школьного насилия
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение индивидуально-личностных особенностей подростков-участников буллинга, такие как: агрессивность, адаптивность, социальный статус в классе.
Для проведения исследования мы использовали несколько методик:
1. Опросник по буллингу.
Данный опросник состоит из 94 утверждений, которые необходимо отметить, если они характерны для респондента. Все утверждения сгруппированы по категориям: общение, отвержение другими, принуждение, негативное восприятие, насилие или угрозы, частота, источник нападения, количество, источник защиты. По результатам мониторинга опросника, можно получить данные об общем числе жертв буллинга и о случаях буллинга первого и второго типа.
2. Тест агрессивности (опросник Л .Г. Почебут)
Данный тест необходим для диагностики агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межличностных конфликтов. Тест состоит из 40 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на пять шкал: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия. По результатам теста можно увидеть степень агрессивности учащихся и их адаптационные возможности.
На базе МБОУ «Гимназия №27» города Кургана было проведено исследование по выявлению участников буллинга и их индивидуально-личностных особенностей. В исследовании приняло участие 77 учащихся 8-ых классов. Учащимся были выданы бланки с утверждениями, в которых они отметили характерные для них высказывания. Исследование проводилось анонимно, для получения более достоверной информации. Затруднений в выполнении донных методик у респондентов не возникло.
Основная часть
Анализ опросника по буллингу показал следующие результаты: из 77 респондентов, жертвами буллинга являются 26 человек. Из них жертвами буллинга первого типа стали 3-девушки и 0-юношей.
Буллинг первого типа - это те действия, которые начались не менее, чем полгода назад и происходили не менее одного раза в неделю. Это и есть собственно случаи буллинга.
Жертвами буллинга второго типа стали 15-девушек и 8- юношей.
Буллинг 2-го типа - это действия, которые совершаются:
1) Реже, чем один раз в неделю и длятся менее полугода;
2) Минимум один раз в неделю и длятся менее полугода;
3) Длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю;
Опросник показал источники нападений. Первый источник - старшие школьники. Этот вариант выбрали 6 учащихся. И второй источник нападения - одноклассники. Этот вариант выбрали 17 детей, из этого можно сделать вывод, что межличностные отношения в классе нарушены. Именно педагог может играть решающую роль, когда необходимо вывести ученика из статуса «Жертвы». Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня межличностных отношений в классе. [5]
Рассмотрим результаты, полученные по данным теста агрессивности на рисунке 1 (опросник Л.Г. Почебут).
Самоагрессия Эмоциональная агрессия Предметная агрессия Физическая агрессия Вербальная агрессия
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Рисунок1. Количество детей, подвергающихся травле в школе, склонны к данным видам
агрессии
По данным теста мы видим, что дети, подвергающиеся травле в школе, меньше всего склонны к вербальной и физической агрессии, т.е они не могут выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с использованием физической силы или применяя словесные оскорбления.
По пять человек выбрали предметную и эмоциональную агрессию, это означает, что у таких детей возникает эмоциональное отчуждение при общении с обидчиками, сопровождаемое враждебностью или недоброжелательностью по отношению к нему, так же они могут срывать свою агрессию на окружающих их предметах.
И девять человек выбрали самоагрессию, эти дети оказываются беззащитными в агрессивной среде, не могут дать отпор, когда на них «нападают», у них отсутствует или ослаблен механизм психологической защиты. Таким образом, полученные результаты, позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых выявлено жестокое обращение в общеобразовательном учреждении (как со стороны детей, так и со стороны учителей) что говорит о необходимости работы по профилактике буллинга в общеобразовательном учреждении.
... www.forummn.ru
молодежной науки 94 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.15
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Анализ полученного материала позволяет сказать, что для жертв буллинга характерны следующие признаки: низкая самооценка, депрессия, проблемы во взаимодействии со сверстниками.
Таким образом, дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму разного уровня тяжести, что приводит к серьезным последствиям вплоть до суицида. И не имеет значения, имел ли место физический буллинг или психологический. Устранение случаев школьного насилия является важной задачей страны, так как жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.
Для решения поставленных задач мы разработали следующие рекомендации.
Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения и проявления буллинга будет наиболее эффективна в том случае, если она реализуется на основании методики снижения детской враждебности, допускающей применение следующих форм деятельности:
- переключение интереса и активности школьников в конструктивное направление;
- профилактические беседы, нацеленные на понимание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов, подкрепленные ссылкой на закон и права других людей;
- ролевые игры, разрешающие воспроизвести реальные ситуации и научить детей социально приемлемому поведению в различных условиях;
- задания, помогающие приучить ребенка к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям (написание поздравлений, участие в благотворительных акциях и др.);
- упражнения на выполнение действий по образцу, выполнение правил, изобразительная и физическая деятельность;
- тренинг эмоционального характера (глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.);
- тренировка воли (обещание не вступать в конфликты и не обижать других, следить каждый день за выполнением данного обещания и т.д.);
- самоотчеты (подведение результатов прошлого дня, исследования поведения, поступков и т.д.).
Профилактические мероприятия позволят создать в образовательном учреждении безопасное социально-педагогическое пространство. Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков. Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе. "Отверженные" дети безболезненно включатся в процесс работы и развития классного коллектива. Улучшиться социальное самочувствие. Формируется осознание подростками своих личностных качеств, позитивной жизненной позиции без применения насилия. Уменьшается количество случаев появления жестокого поведения в подростковом сообществе.
Заключение
Таким образом, решение проблемы буллинга в учреждении образования возможно только при условии совместной работы всего школьного сообщества. Это означает, что социальный педагог, учителя, администрация, школьные психологи, родители (законные представители) и ученики должны сотрудничать с целью максимально информативной оценки проблемы буллинга в образовательной учреждении и выработки эффективных способов реагирования на нее. Педагогам нужно создать в учреждении полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом, крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть холлы, классные кабинеты, столовая и так далее. Кроме того, крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим
свободной дискуссии. Необходимо ввести в практику работы образовательных учреждений и плановую диагностику любых проявлений нарушения межличностных отношений в подростковой среде.
Библиографический список
1. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников // Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.homekid.ru/bullying/contens.html (дата обращения: 02.04.2020)
2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. 2009. № 105. С. 159-165.
3. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб: Питер, 2001. 448 с.
4. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. -2007. 2007. № 4. С. 90.
5. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография. Курган: КГУ, 2008. 376 с.