Научная статья на тему 'Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв»'

Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7246
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / МОББИНГ / НАСИЛИЕ / "ЖЕРТВА" / "ОБИДЧИК" / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / BULLYING / MOBBING / VIOLENCE / VICTIM / OFFENDER / ACCENTUATION OF CHARACTER / PECULIARITIES OF TEMPERAMENT / STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна

В статье обсуждается феномен буллинга в подростковом возрасте, выделяются его основные формы, признаки проявления, причины. Предъявляются результаты эмпирического исследования проблемы буллинга в школе, выявлены наиболее выраженные угрозы, риски, формы насилия в подростковой среде. Представляются и обсуждаются индивидуально-личностные характеристики, особенности темперамента «жертв» и «обидчиков», их доминирующие стратегии поведения при разрешении конфликтов. Обосновывается потребность в практических разработках для учителей и педагогов-психологов по профилактике и коррекции школьной травли и насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING IN SCHOOL ENVIRONMENT: RESEARCH EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF OFFENDERS AND VICTIMS

The article describes the phenomena of bullying in teenage years, identifies its basic forms, signs and causes. The results of the empirical research of the problem of bullying in schools are given. Besides, the most obvious threats, risks and forms of violence in teenage environment are revealed. The article presents and discusses the individual characteristics of personality, the features of temperament of victims and their offenders, their dominant strategies of behavior in conflict resolution. It also substantiates the necessity in practical elaboration for teachers and educational psychologists to prevent and correct bullying and violence.

Текст научной работы на тему «Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв»»

БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБИДЧИКОВ»И «ЖЕРТВ »

BULLYING IN SCHOOL ENVIRONMENT: RESEARCH EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF OFFENDERS AND VICTIMS

В.Н. Бутенко, O.A. Сидоренко

Буллинг, моббинг, насилие, «жертва», «обидчик», акцентуации характера, особенности темперамента, стратегии поведения в конфликте. В статье обсуждается феномен буллинга в подростковом возрасте, выделяются его основные формы, признаки проявления, причины. Предъявляются результаты эмпирического исследования проблемы буллинга в школе, выявлены наиболее выраженные угрозы, риски, формы насилия в подростковой среде. Представляются и обсуждаются индивидуально-личностные характеристики, особенности темперамента «жертв» и «обидчиков», их доминирующие стратегии поведения при разрешении конфликтов. Обосновывается потребность в практических разработках для учителей и педагогов-психологов по профилактике и коррекции школьной травли и насилия.

V.N. Butenko, O.A. Sidorenko

Bullying, mobbing, violence, victim, offender, accentuation of character, peculiarities of temperament, strategies of behavior in conflict. The article describes the phenomena of bullying in teenage years, identifies its basic forms, signs and causes. The results of the empirical research of the problem of bullying in schools are given. Besides, the most obvious threats, risks and forms of violence in teenage environment are revealed. The article presents and discusses the individual characteristics of personality, the features of temperament of victims and their offenders, their dominant strategies of behavior in conflict resolution. It also substantiates the necessity in practical elaboration for teachers and educational psychologists to prevent and correct bullying and violence.

Проблема школьной травли, насилия актуализируется в подростковом возрасте. Разные факторы усугубляют проблему, порождая все более изощрённые способы жестокости в школьной подростковой среде.

Школьная среда, система взаимоотношений в школе крайне важны для дальнейшего становления подростка, и возникающее в ряде случаев системное насилие в среде учащихся в школе требует самого пристального внимания с научной точки зрения, так как школьный этап жизни во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование ключевых свойств личности. Освоив определённые паттерны поведения, такие как «жертва», «обидчик», «пассивный наблюдатель», подросток может следовать им всю жизнь.

Проблема школьной травли впервые начала систематически разрабатываться в конце 70-х гг. прошлого века скандинавскими учеными (Д. Ол-веус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд). Первоначально она рассматривалась как коллективное нападение на одного человека, мешающего группе заниматься обычной деятельностью, получила определение «моббинг» [Петросянц, 2011]. Так, К. Лоренс использовал термин «моббинг», чтобы охарактеризовать группу школьников, объединяющихся против отличающегося от них ученика [Там же].

Представление о «школьной травле» включает в себя целую совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс длительного физического или психического насилия со стороны индиви-

да или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [Ломов, 1980]. В зарубежной практике это явление стало обозначаться термином «буллинг», введенным Д. Ольвеус.

Термин «буллинг» (школьная травля, издевательства) может употребляться более широко по отношению к нападкам любого характера, так как несет в себе психологическую или физическую угрозу, при этом издевательства такого типа имеют особенности, связанные с полом участников (Роланд, 1988), и, по мнению Д. Ольвеуса, может проявляться в психологическом и интеллектуальном аспектах [Кон, 2006], обладая такими характеристиками, как длительность и систематичность, чем и отличается от моббинга. В настоящее время, термин «моббинг» относится к форме насилия, которое совершено группой молодых людей.

Первоначально буллинг определялся как особый вид насилия [Петросянц, 2011], когда человек физически нападает или угрожает другому человеку, который более слаб и бессилен, чтобы он чувствовал себя напуганным, изолированным, лишённым свободы действий длительное время. У обоих участников буллинга после подобного нападения проявляется эмоциональная травма, а также страх перед возможностью повторения ситуации нападения. В случае буллинга и «обидчик», и «жертва» - части одной и той же взаимодействующей социальной группы. Поэтому под буллингом понимается такая форма межличностного взаимодействия, при которой один человек выступает обидчиком, а другой - жертвой, длительно и систематично подвергающейся физическому и / или психологическому насилию.

Основными показателями буллинга в об-

разовательной среде являются: насилие (физическое, психологическое, эмоциональное); осуществляется в одиночку или группой; направлено против человека, который заведомо слабее психологически / физически; носит систематичный, длительный и осознанный характер.

Можно в итоге говорить о том, что буллинг представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения. Буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но обладает специфическими чертами (продолжительный повторяющийся характер буллинга, дисбаланс сил обидчика и жертвы, буллинг-структура включает в себя фиксированные типы участников - обидчик, жертва, свидетель, помощник булли, защитник жертвы), отличающими буллинг от других форм конфликтного взаимодействия. Таким образом, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. При возникновении буллинга в классе возникает буллинг-структура - социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей.

Заслуживают внимания попытки зарубежных исследователей описать типологические портреты носителей ролей в ситуации буллинга в образовательной среде [Гуггенбюль, 2000; Лэйн, 2001]. Систематизируя данные исследований характеристик участников буллинга [Глаз-ман, 2009; Гуггенбюль, 2000; Лэйн, 2001], остановимся на обобщённом описании личностных особенностей «жертв» и «обидчиков». Результаты занесены в таблицу.

Психологические характеристики «жертв» «и обидчиков» (по данным зарубежных исследователей)

Участники буллинга Психологические характеристики

Жертвы Социальная отрешённость, склонность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), негативное самоотношение, низкий / высокий уровень агрессии, низкое чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки

Обидчики Высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эм-патии, высокая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, позитивное самоотношение, относительно высокий социометрический статус

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

Исходя из представленных данных, можно констатировать разрозненность представлений о психологических характеристиках участников буллинга в школе. Известные на данный момент психологические особенности не дают возможности обобщённого представления образа «жертвы» или «обидчика».

В то же время практически не раскрыта проблема взаимосвязи индивидуально-личностных качеств и стратегий поведения в конфликте участников буллинга в подростковом возрасте в связи с принятием ими роли «жертвы» или «обидчика» в ситуации буллинга.

При этом именно подростковый возраст -наиболее конфликтный этап психосоциального развития человека, определяющий специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления [Черкасова, 2010]. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно-конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления [Реан, 2009].

При актуальности заявленной проблемы и высокой потребности в практических разработках по профилактике и коррекции школьной травли и насилия отечественных психолого-педагогических исследований, посвящённых проблематике, недостаточно. Для эффективной работы по профилактике школьной травли педагогам и психологам необходимо понимать психологические характеристики участников процесса.

С целью изучения взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте участниками буллинга в г. Красноярске было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 7 г. Красноярска. В исследовании первоначально приняли участие 78 учащихся седьмых классов.

Было выдвинуто следующее предположение: принятие роли «жертвы» или «обидчика» в ситуации буллинга связано с индивидуально-личностными особенностями подростков:

-для «жертв» и «обидчиков» характерны разные особенности темперамента;

- для «жертв» и «обидчиков» свойственны разные типы акцентуаций личности;

- «жертвы» и «обидчики» пользуются разными стратегиями поведения при разрешении конфликтов;

- на выбор стратегии поведения в конфликте оказывают влияние индивидуально-личностные особенности подростков.

В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц, опросник структуры темперамента для подростков В.М. Русалова (Д-ОСТ), тест «Описание поведения в конфликте» Томаса Килмана (адаптация Н.В. Гришиной), личностный опросник Леонгарда - Шмишека.

С помощью опросника «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц были выделены потенциальные «жертвы» и «обидчики». В итоге из 78 учащихся были отобраны 40 человек: 17 потенциальных «жертв» и 15 потенциальных «обидчиков».

После определения ключевых выборок испытуемых изучались также особенности темперамента, акцентуаций, доминирующей стратегии поведения в конфликте у подростков каждой из групп - участников буллинга.

Для выявления достоверности различий в изучаемых показателях был использован 11-критерий Манна - Уитни. Для установления взаимосвязей между изучаемыми показателями был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В итоге изучения представлений учеников о ситуации буллинга в школе на вопрос анкеты «Существует ли проблема насилия в школе?» 60 % учеников ответили утвердительно, 40 % отрицательно. По мнению подростков, совершителями насилия являются: «старшие ученики» - 21 %, «ровесники» - 53 %, «учителя» - 7 %. Преобладающими формами насилия в школе стали: «унижения» - 34 %, «сплетни и интриги» - 18 %, «угрозы (запугивания)» - 16 %, «изолирование» - 12 %, «физические воздействия (побои, сталкивание с лестницы, притеснения)» - 12 %, «другие формы (насмешки, разрушение собственности, вымогательства)»-8%.

Изучение эмоциональных переживаний подростков показывает, что 22 % «желают ответить тем же», 21 % «испытывают страх», 19 % - «подавленность», 18 % - «испытают ненависть и злобу», 13 % - «вину и стыд», 7 % - «безразличие». Среди учеников «никогда не подвергались буллингу»

60 %, «да, такое иногда случалось» -17 %, «да, такое случается регулярно» - 23 %. Исходя из этих данных, можно определить группу «жертв», в которую вошли ученики, переживающие ситуацию буллинга регулярно, - 23 % от общей выборки, то есть 18 человек.

В результате изучения понимания «жертвами» причин буллинга в отношении их личности, были выявлены такие факты: большинство «жертв» - 23 % не осознают причин буллинга в отношении себя, особенностями своей внешности назвали причину буллинга 16 %, игнорирование обидчиков как причина буллинга была названа 14 %, прочие причины были выбраны в меньшем количестве случаев.

Преобладающей стратегией поведения «жертвы» в ситуации буллинга является стремление сделать вид, что ничего не произошло -16 %, а на втором месте стоит стратегия игнорирования «обидчиков» - 11 %, на третьем месте пропуск школы - 8 %, в 6 % «жертва» пытается объясниться с «обидчиком», на пятом и шестом местах в 1 % случаев «жертва» чувствует себя слабой и беспомощной или старается избегать места, где произошла травля.

Приоритетным методом борьбы с буллингом для «жертв» (14 %) стала пассивная позиция, то есть они предпочитают не предпринимать никаких мер по предотвращению насилия. Пропуск школы выбрали 9 %. Особо стоит отметить, что 10 % склонны рассказать о своих проблемах учителю и лишь 6 % родителям.

Результаты опроса «обидчиков», показали, что «обидчики» склонны высмеивать своих «жертв» - 30 %, распространять сплетни и ложные слухи о «жертвах» - 28 %, исключать «жертвы» из совместной деятельности - 26 %, применять физическую силу или насмехаться над особенностями тела других учеников - 24 %, портить собственность других учеников - 12 %.

Результаты опроса показали, что «обидчики» предпочитают действовать за компанию - 20 %, когда отдельный участник может скрыть своё участие в травле, в то время как при личной травле -8 % - идентифицировать «обидчика» не составит труда.

Согласно результатам проведенного опроса, понимание причин буллинга у «обидчиков» рас-

пределилось следующим образом: рассказ учителю о других учениках -12 %; рассказ другим о ссорах или игнорирование других учеников - 11 %; конфликтные отношения с другими - 9 %; высокомерное поведение - 8 %; подчинение учителю -7 %; внешняя специфичность - 6 %; больше нравится учителю - 5 %; социальный статус - 3 %.

Итак, по результатам исследования 8 % семиклассников сообщили, что неоднократно проявляли агрессивные действия по отношению к сверстникам, ещё 20 % заявили, что периодически прибегают к насилию, обе группы не проявили тенденции быть жертвой (никогда не подвергались буллингу) - всего 22 человека. 23 % семиклассников испытали действия агрессивного характера со стороны сверстников и не проявили тенденции быть обидчиком (никогда не участвовали в буллинге в отношении других учеников) -всего 18 человек.

Результаты изучения темперамента участников буллинга, по данным «Опросника структуры темперамента» для подростков (Д-ОСТ) В.М. Руса-лова, позволили выявить высокие значения социальной эмоциональности «жертв», которые указывают на высокую эмоциональность в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в общении, к оценкам товарищей, неуверенность в себе и в ситуации общения. Стоит отметить, что относительно таких показателей, как эмоциональность и пластичность, наблюдается тенденция значимых отличий в группах участников буллинга. Эмоциональность выше в группе «жертв» буллинга (среднее значение у «жертв» - 7,5 балла, у «обидчиков» - 6,4 балла), а несколько более высокие значения пластичности свойственны «обидчикам» (среднее значение у «жертв» - 6,3 балла, у «обидчиков» - 7,5 балла). Это говорит о том, что, возможно, «жертвы» более склонны ощущать неуверенность, тревогу и более чувствительны к неудачам, чем «обидчики». С точки зрения пластичности «обидчики» более легко переключаются с одного предмета на другой, стремятся к разнообразию форм предметной деятельности по сравнению с «жертвами».

Результаты изучения специфики выбора стратегии поведения в конфликте испытуемых по тесту Томаса - Килмана «Описание поведения в конфликте» показали, что «жертвы» выбирают страте-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гию избегания в 30 % случаев, эти данные соотносятся сданными, полученными в результате опроса, на втором месте стратегия избегания, далее следуют стратегии соперничества и поиска компромисса, реже всего выбирается стратегия сотрудничества. «Обидчики» в 60 % случаев выбирают стратегию соперничества, в 34 % случаев сотрудничество, в 6 % - компромисс. «Жертвы» выбирают стратегии «избегание» и «приспособление», а «обидчики» - «соперничество». Стратегии «сотрудничество» и «компромисс» используют как «жертвы», так и «обидчики».

Исследование специфики типов акцентуаций личности с помощью личностного опросника Леонгарда - Шмишека позволило выявить, что у «жертв» чаще всего встречаются педантичный и экзальтированный типы акцентуации, далее следует тревожный тип и эмотивный. У «обидчиков» чаще всего встречается гипертимический тип, на втором месте-демонстративный, на третьем-застревающий и возбудимый типы акцентуации. Таким образом, у «жертв» встречается эмотивный тип акцентуации личности, у «обидчиков» - гипертимический, застревающий, возбудимый и демонстративный типы.

Изучение взаимосвязи выявленных показателей подростков - «жертв» и «обидчиков» позволило установить, что «жертвы» выбирают стратегии поведения «соперничество», «избегание» и «приспособление». У подростков, которые выбирают соперничество как преобладающую стратегию поведения в конфликтной ситуации, доминируют такие коммуникативные качества, как эмоциональность, социальная пластичность, социальный темп. Выявлена отрицательная связь с эргич-ностью. На выбор стратегии «соперничество» оказывает влияние акцентуация личности гипертими-ческого типа. Стратегию поведения «сотрудничество» в конфликтной ситуации выбрали всего два человека, поэтому в большинстве выявлены слабые корреляционные взаимосвязи с акцентуациями личности и структурой темперамента. Единственная значимая положительная связь с экзальтированным типом акцентуации.

«Обидчики» выбирают стратегии поведения «соперничество» и «сотрудничество». У подростков, которые выбирают соперничество как преобладающую стратегию поведения в конфликтной

ситуации, доминируют такие коммуникативные качества, как социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп, между рассматриваемой стратегией поведения и коммуникативными качествами присутствует статистически значимая корреляционная взаимосвязь. Эти подростки отличаются потребностью в социальном контакте, желанием исследовать социальные формы деятельности, стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию. А вот между стратегией соперничества и предметно-ориентируемыми качествами темперамента выявлена отрицательная взаимосвязь. Обратная отрицательная взаимосвязь выявлена с темпом, эргичностью и эмоциональностью. Это означает, что чем больше данные характеристики преобладают в структуре темперамента, тем менее вероятно, что подросток выберет стратегию соперничества. На выбор стратегии «соперничество» оказывает влияние акцентуация личности возбудимого типа, также можно говорить и о застревающем типе акцентуации. У подростков, которые выбирают сотрудничество в качестве преобладающей стратегии поведения в конфликтной ситуации, выявлена положительная связь с такими свойствами темперамента, как пластичность, темп, эмоциональность, и отрицательная связь с такими свойствами, как социальная пластичность и социальный темп. Стратегию «сотрудничество» выбирают подростки с акцентуацией гипертимического типа, прослеживается связь с демонстративным и тревожным типами. У таких стратегий поведения, как «компромисс», «избегание» и «приспособление», в большинстве выявлена низкая корреляционная взаимосвязь с акцентуациями личности и структурой темперамента. Выявление малого количества корреляционных взаимосвязей объясняется тем, что стратегии «избегание» и «приспособление» «обидчики» не указали как ведущие при разрешении конфликтных ситуаций, а стратегия «компромисс» была указана только одним респондентом.

Таким образом, в ходе проведенного исследования был получен ряд выводов.

Подростки признают, что проблема насилия в школе существует, в качестве угрозы насилия ими названы сверстники и старшие ученики. Преобладающими формами насилия в школе, по мнению

учеников, являются: унижения, сплетни и интриги, угрозы, исключение из совместной деятельности. При наблюдении насилия семиклассникам свойственны желание ответить тем же, чувство страха и подавленности.

«Жертвы» буллинга чаще подвергаются игнорированию, насмешкам, распространению ложных слухов, физическому насилию, таким образом, формы психологического насилия преобладают над физическими. Большинство «жертв» не осознают причин буллинга в отношении себя, считают, что причина в их внешности или в поведении. «Обидчики» среди основных причин буллинга называют доносы учителю, игнорирование или рассказ о ссорах другим. «Обидчики» высмеивают и оскорбляют «жертв», распространяют ложные слухи о них, исключают из совместной деятельности. Предпочитают устраивать коллективную травлю. Таким образом, выявлены существенные расхождения во взглядах на причины буллинга у «жертв» и «обидчиков».

Исследование показало статистические различия в структуре темперамента у «жертв» и «обидчиков» только по показателю социальной эмоциональности. Более высокие значения социальной эмоциональности «жертв» указывают на высокую эмоциональность в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в общении, оценкам товарищей, неуверенность в себе и в ситуации общения.

Изучение поведения в конфликтных ситуациях также позволило выявить различия в избираемых стратегиях. «Жертвы» преимущественно выбирают стратегии «избегание» и «приспособление», а «обидчики» выбирают стратегию «соперничество». Стратегии «сотрудничество» и «компромисс» используют как «жертвы», так и «обидчики».

Исследование акцентуаций личности позволило обнаружить, что для «жертв» и «обидчиков» свойственны разные типы акцентуации личности. У «жертв» встречается эмотивный тип акцентуации личности, у «обидчиков» - гиперти-мический, застревающий, возбудимый и демонстративный типы.

Расширено понятие буллинга - этотакая форма межличностного взаимодействия, при которой один человек выступает обидчиком, а другой -

жертвой, длительно и систематично подвергающейся физическому и / или психологическому насилию.

Выявлены индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте. Подтверждено, что принятие роли «жертвы» и «обидчика» взаимосвязано с типом акцентуации личности.

Библиографический список

1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С.160-164.

2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Акад. проект, 2000.

3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

4. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. С. 8-20.

5. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.

6. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6 (108). С. 151-154.

7. Реан A.A. Психология подростка. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2009. 512 с.

8. Сидоренко O.A. Толерантность как социокультурная и гуманитарная ценность и некоторые возможности ее развития у подростков // Актуальные проблемы образования: история и современность. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2012. С. 76-86.

9. Собкин B.C., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов [Электронный ресурс]. URL: URL:http://www. socioedu.ru/userfiles/file/Sobkin, %20Smoslova_ Zertvi.pdf (дата обращения: 26.12.2012).

10. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. М.: Просвещение, 2010. 98 с.

11. Чернов А.Ю. Психологическая структура групповых норм // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. №3(29). С. 144-148.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.