УДК 343.985 Б01: 10.24412/2071-6184-2022-4-11-17
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Т.С. Волчецкая, И.Е.Козырева, Е.В.Осипова
Проанализированы особенности проявления различных форм насилия в образовательных учреждениях. Дифференцировано непосредственное насилие, проявляемое на уровне физического контакта агрессора и жертвы, и опосредованное насилие, реализуемое посредством использования сети интернет. Отмечено, что в настоящее время сферу девиантного поведения молодежи в образовательных учреждениях характеризует переход психического насилия в цифровой формат, что предопределяет как специфику его проявлений, так и особенности его выявления, профилактики и пресечения. Авторами представлены результаты анализа проведенного анонимного анкетирования учеников и учителей, а также психологов ряда регионов России по вопросам проявления психического и физического насилия в школах. Было установлено, что среди современных форм насилия в образовательных учреждениях преобладают: скулшутинг, буллинг, кибербуллинг, склонение несовершеннолетних к суициду. Криминалистический анализ предкриминальных и криминальных ситуаций показал тесную взаимосвязь кибербуллинга и скулшутинга. Значение выделенных в статье криминалистических и психологических особенностей современных форм насилия в общеобразовательных школах состоит в том, что на их основе могут быть построены частные криминалистические методики и разработаны меры их криминалистической профилактики.
Ключевые слова: насилие в школах, скулшуттинг, массовые расстрелы в школах, буллинг, криминалистическая профилактика.
Проблема противодействия угрозам и вызовам общественной и идеологической безопасности является социально значимой как для государственных органов, так и для гражданского общества. Культивация идеологии насилия направлена на размывание ценностных ориентиров молодых людей, дезориентацию их жизненных установок, рост агрессии. Среди факторов возникновения групп деструктивной направленности можно выделить деформацию в семейных отношениях, пробелы в учебно -воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций.
Социальная жизнь молодежи в значительной части вынужденно перешла в формат общения через социальные сети, мессенджеры и т.п. платформы и программные инструменты для общения, обмена информацией. Объективные изменения в жизни общества вынужденно свели к минимуму непосредственные, личные контакты людей, и на относительно продолжительный период времени вынудили население перейти преимущественно на соответствующие цифровые платформы для коммуникации. Эта тенденция в особенности повлияла на молодежь, которая в еще большей степени перенесла свою социальную жизнь в интернет-пространство, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами
Проведенное нами анонимное анкетирование учеников, психологов и преподавателей общеобразовательных школ Калининграда и ряда городов Башкирии по вопросам различных форм девиантного поведения в общеобразовательных школах, позволило установить, что около 73% опрошенных учителей отметили учащение случаев проявления физического и психического насилия в образовательной среде за последние пять лет. Если раньше в школьной среде насилие в виде подростковых драк было реакцией на угрозу, покушение на свободу для восстановления своих прав и места в социальной иерархии, то сегодня ситуация стала меняться на фоне общей информатизации и цифровизации общества. Анкетирование позволило установить основные элементы криминалистической характеристики указанных деяний. Опрошенные назвали наиболее распространенные на сегодня способы физического и психического насилия в школах: кибербулиинг (59,3%) и буллинг (54,4%), физическое насилие (49,7%), психическое насилие (40,8%), в том числе психическое насилие посредством вовлечения в различного рода группы и организации, а также склонение несовершеннолетних к суициду (38,3%), скулшутинг (16,9%), сексуальное насилие, вымогательство.
Характеризуя место применения насилия, можно отметить, что большая часть указанных видов насилия происходит на территории школ (22% опрошенных учащихся указали, что не чувствуют себя в безопасности, находясь в школе), а часть - за её пределами.
Кроме того, на сегодняшний день можно говорить о насилии непосредственном (происходит при непосредственном физическом контакте агрессора и жертвы, например, физическое насилие, буллинг, скулшутинг и т.п.) и опосредованном (происходит посредством использования сети интернет, причем личность агрессора может быть скрыта от жертвы, например, кибербуллинг, склонение к суициду и т.п.). Именно переход форм насилия в цифровой формат характеризует сегодня эту сферу девиантного поведения молодежи в образовательных учреждениях и предопределяет как специфику его проявлений, так и выявления, профилактики и пресечения.
Рассмотрим криминалистические и психологические особенности наиболее распространенных и опасных видов насилия в общеобразовательных школах более подробно. Во-первых, это скушутинг. Проведенный анализ показал, что легальное определение такого криминального феномена как скулшутинг в кодифицированных нормативно-правовых актах подавляющего большинства зарубежных стран практически отсутствует. Как справедливо отмечают зарубежные исследователи, стрельба в школе может иметь серьезные прямые и косвенные травматические последствия, как для молодежи, так и для общества в целом [1, с. 47].
Другой распространенной формой девиантного поведения в молодежной среде, непосредственно сопряженной с развитием информационно -телекоммуникационных сетей, является доведение до самоубийства [ 2, с. 3-10]. По данным Всемирной организации здравоохранения, самоубийства являются
второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15-29 лет [3]. Российские эксперты отмечают, что попытки самоубийств многократно превышают число самоубийств, а у половины подростков, совершающих такие попытки, они являются не первыми [4].
Наши исследования показали, что факторами, предопределяющими предкриминальные ситуации суицидального поведения подростков, могут быть: конфликты, агрессивные настроения в социуме, а также воздействие виртуальных сообществ, поскольку содержащиеся в них суицидальные призывы, деструктивные материалы, направлены на дискредитацию общечеловеческих ценностей, депрессивный контент, пропаганду субкультур, побуждающих подростков к совершению суицида, «добровольного» ухода из жизни [5, с. 578-591]. Дополнительным фактором, детерминирующим распространение преступлений данной направленности, является широкая доступность информации о способах совершения суицида, которую отмечают ученые разных стран [6, с. 29-36; 7, с. 253].
На сегодняшний день активность «суицидальных сообществ» в киберпространстве существенным образом снизилась, однако, сама проблема не исчерпала себя. На смену ушедшему «синему киту» пришли другие деструктивные формы и методы склонения несовершеннолетних к суициду. Например, в июле 2020 года полиция Таллина опубликовала предостережение о новой угрозе. По сведениям правоохранителей в некоторых социальных сетях неизвестный под псевдонимом Йонатан Галиндо (Jonathan Galindo) в маске диснеевского персонажа Гуфи направлял опасные для жизни задания, а в случае их невыполнения высказывал угрозы насилия или причинения смерти в адрес несовершеннолетних [8].
Высокая степень виктимности несовершеннолетних позволяет предположить, что в настоящее время идет работа над отладкой нового механизма криминальной ситуации преступной деятельности, фатальные результаты которой не заставят себя долго ждать.
При это следует отметить, что проблема склонения несовершеннолетних к суициду не нова и находится в тесной взаимосвязи в с другой формой насилия в молодежной среде - буллингом. Буллинг, как форма молодёжного насилия, предполагает систематическую и целенаправленную травлю определенной группой молодых людей одного из своих сверстников, который не смог по различным причинам социализироваться.
Ввиду неуклонного развития технического прогресса буллинг в молодежной среде за последнее десятелетие претерпел существенные изменения, связанные с перемещением травли в киберпространство, что позволяет вести речь о новой форме девиантного поведения - кибербуллинге. Эта форма девиантного поведения проявляется в том, подростки используют инструментарий социальных сетей, позволяющий анонимно унижать сверстников [9, с. 177-191].
С позиций психологии кибербуллингу следует уделять больше внимания, поскольку жертвы киберпреступлений имеют самый низкий уровень
психического благополучия. Данное обстоятельство может, в том числе, обуславливать возможное совершение жертвой кибербуллинга насильственных преступлений из чувства мести или совершения суицида. Детерминанты буллинга крайне разнообразны и во многом предопределены спецификой социально-экономического развития государства. Любая школьная травля направлена как на сокращение прав у объекта буллинга (право на мнение, право быть услышанным, права на участие с коллективом в каких-либо мероприятиях), так и на несоизмеримое увеличение обязанностей перед коллективом (например, обязанность по выполнению заданий обидчиков, обязанность скрывать факт буллинга от третьих лиц и т.д.). При этом систематическийбуллинг обуславливает общую криминализацию молодежной среды и может привести к совершению несовершеннолетними преступлений (побои, умышленное причинения тяжкого вреда здоровье, убийство и др.) [10, с. 105-115].
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения самые высокие показатели среди государств Европы по буллингу в молодежной среде были зарегистрированы не только в Латвии, но и в Литве. По результатам исследования в 2018 году с буллингом в литовских школах сталкивался почти каждый третий подросток 11 -13 лет, а участвовали в травле каждый четвертый мальчик и каждая седьмая девочка. Между тем, Латвия имеет единоличное лидерство по распространенности кибертравли, до 31% среди 15-летних жителей республики прибегали к такой форме насилия [11, с. 371-379].
Согласно нашим исследованиям, 63% респондентов-учащихся школ указали, что им доводилось видеть, как другого ученика неоднократно обижали, оскорбляли, пугали сверстники, при этом 17% отметили, что подобная травля имела место в интернет пространстве. Также 63% опрошенных отметили, что в их классе имеются учащиеся, с которыми никто не общается, а 45% - сообщили, что в их классе были учащиеся, которые не находили общего языка с одноклассниками и по этой причине уходили в другую школу. Обращает также на себя внимание тот факт, что 66% опрошенных учителей знают о случаях оскорблений, унижений, издевательств одних учеников над другими в школе и за ее пределами, но только 31% респондентов допускают, что случаи буллинга могут иметь место в образовательной среде. Еще больше доля респондентов - 75%, которые считают, что случаи психического давления, бойкотирования, оскорблений среди учеников происходит преимущественно в сети интернет [12].
Данные свидетельствуют о значительном уровне распространения буллинга и кибербуллинга среди молодежи практически многих стран. Кроме того, можно сделать вывод о том, что масштабы проявления буллинга в молодежной среде имеют тенденцию к увеличению. Если ранее в большей степени превалировала травля с использованием физического насилия, то теперь зачастую она происходит в форме психического насилия, оставляя, порой, достаточно серьезные психологические травмы на всю жизнь [13, с. 173178]. Все это говорит о неблагоприятном психологическом влиянии
распространения насилия в молодежной среде, в образовательных учреждениях, на безопасность общества и государства.
Распространение насилия в молодежной среде представляет не эфемерную, а вполне реальную угрозу национальной безопасности любого государства. В свое время Э. Курапка и Г. Малевски справедливо обозначили проблему необходимости проведения совместных международных научных криминалистических исследований. Развивая эту идею, отметим, что обмен имеющимся опытом в области профилактики насилия в образовательной среде, а также проведение транснациональных исследований, позволят выработать общие криминалистические рекомендации по криминалистическому противодействию этим преступлениям. Результатом таких исследований должны стать разработанные с учетом региональной специфики криминалистические характеристики, а также комплексные криминалистические методики расследования отдельных видов преступлений [11, с. 371-379].
Анализ изучения материалов уголовных дел позволяет выделить некоторые меры криминалистической и психологической профилактики распространения насилия в школах. Такую профилактику эффективно могут реализовать школьные психологи и учителя. Так, и по результатам вышеупомянутого анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ Калининградской области 75% респондентов отметили, что, по их мнению, внеучебная работа с учащимися требует усиления в контексте имеющихся угроз безопасности. При этом 72% респондентов заявили, что никогда не проходили специального обучения или курсов повышения квалификации по разрешению ситуаций насилия в школе (буллинга, кибербуллинга, гендерного насилия, скулшутинга и т.д.).
Важным направлением организации профилактической работы в исследуемой сфере является разработка эффективных форм взаимодействия правоохранительных органов и общеобразовательных школ, различных специализированных общественных организаций, средств массовой информации. Особую роль в системе профилактики играют сами образовательные учреждения: организация обучения и внеучебного времени, управление ими должны быть направлены на исключение условий распространения насилия среди учащихся, на своевременное выявление признаков такового и их пресечения[14, с. 194-201].
Оснащение правоохранительных органов современными методиками выявления и пресечения криминальной деятельности в сети Интернет, направленной на совершение отдельных рассмотренных в настоящей статье форм насилия среди молодежи, специализированная подготовка сотрудников правоохранительных органов, представляется, будет способствовать более эффективному противодействию распространения насилия в молодежной среде.
Список литературы
1. Travers Á., McDonagh T., Elklit A. Youth responses to school shootings: A review. Curr Psychiatry Rep. 2018. № 20. Р. 47.
2. Волчецкая Т.С., Кот Е.А. Криминалистический анализ использования интернет-ресурсов как места и средства побуждения несовершеннолетних к суициду // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. № 3. С. 3-10.
3. Всемирная организация здравоохранения. Вопросы здравоохранения. Самоубийства. Основные сведения о самоубийствах [Электронный ресурс] // URL: http://www.who.int/ru/news-room/factsheets/detail/suicide (дата обращения 10.09.2022).
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/57277288/ (дата обращения 10.09.2022).
5. Волчецкая Т.С., Авакьян М.В., Осипова Е.В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 5. С. 578-591.
6. Phillips, James & Mann, Leon. Suicide baiting in the internet era. Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 92. Р. 29-36.
7. Fahey, Robert & Boo, Jeremy & Ueda, Michiko. Covariance in diurnal patterns of suicide-related expressions on Twitter and recorded suicide deaths. Social Science &Medicine. 2020. Vol.10. Р. 253.
8. Hinduja S. &Patchin J. W. Cyberbullying: Identification, Prevention, & Response. Cyberbullying Reasearch Center. // URL: https://cyberbullying.org/CyberbullyingIdentification-Prevention-Response-2018.pdf.
9. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т.11. № 3. C. 177-191.
10. Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В. Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики //Российский юридический журнал. 2021. № 5 (140). С. 105-115.
11. Malewski, Henryk, Egidijus Kurapka. Polsko-litewska wspólpraca czynnikiem inspirujAcym integra-cyjne procesy w kryminalistyce europejskiej. Nauka wobec prawdy sqdowej. Ksigga pamiqtkowa ku czci Profesora Zdzistawa Kegla, Wroclaw: Katedra Kryminalistyki Wydzialu Prawa, Admini-stracji i Ekonomii Uniwersytetu Wroclawskiego. 2005. Р. 371-379.
12. Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В. Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики // Российский юридический журнал. 2021. № 5 (140). С. 105-115.
13. Козырева И.Е., Ильиных Л.В. Психологические предпосылки преступного поведения // Заметки ученого. 2022. № 4. С. 173-178.
14. Волчецкая Т.С., Авакьян М.В. Прикладные аспекты противодействия информационно-мировоззренческим угрозам в цифровом пространстве и особенности их профилактики //Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 6 (127). С. 194-201.
Волчецкая Татьяна Станиславовна, д-о юрид. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Калининград, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»,
Козырева Ирина Евгеньевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры, irinak75@,gmail. com, Россия, Уфа, ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет,
Осипова Екатерина Васильевна, канд. юрид. наук, доцент ОНК Института управления и регионального развития, ekaterinaosipova@yahoo. com, Россия, Калининград, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
CRIMINALISTICS AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF VIOLENCEIN
COMPREHENSIVE SCHOOLS
T.S. Volchetskaya, I.E. Kozyreva, E.V. Osipova
The article analyzes the features of the manifestation of various forms of violence in educational institutions. Direct violence, manifested at the level of physical contact between the aggressor and the victim, and indirect violence, realized through the use of the Internet, are differentiated. It is noted that at present the sphere of deviant behavior of young people in educational institutions is characterized by the transition of mental violence to a digital format, which predetermines both the specifics of its manifestations and the features of its detection, prevention and suppression. The authors present the results of an analysis of an anonymous survey of students and teachers, as well as psychologists from a number of regions of Russia, on the manifestation of mental and physical violence in schools. It was found that among the modern forms of violence in educational institutions prevail: school shooting, bullying, cyberbullying, inciting minors to commit suicide. Forensic analysis of pre-criminal and criminal situations has shown a close relationship between cyberbullying and school shooting. The significance of the forensic and psychological features of modern forms of violence highlighted in the article in secondary schools lies in the fact that private criminalistics methods can be built on their basis and measures for their criminalistics prevention can be developed.
Key words: school violence, school-shutting, mass shootings in schools, bullying, criminalistics prevention
Volchetskaya Tatyana Stanislavovna, Doctor of Law Scie., Professor, Head of the Department, TVolchetskaya@kantiana. ru, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University,
Kozyreva Irina Evgenievna, Cand. of Law Scie., Associate Professor, Associate Professor of the Department, irinak75@gmail. com, Russia, Ufa, Bashkir State University,
Osipova Ekaterina Vasilievna, Cand. of Law Scie., Associate Professor, Institute of Management and Regional Development, ekaterinaosipova@yahoo. com, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University.