Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК МЕСТА И СРЕДСТВА ПОБУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СУИЦИДУ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК МЕСТА И СРЕДСТВА ПОБУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СУИЦИДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда в криминалистике / социальные сети в криминалистике / расследование побуждения несовершеннолетних к суициду / криминалистическая методика / кибербуллинг / digital environment in criminalistics / social networks in forensic science / investigation of the inducement of minors to suicide / forensic technique / cyberbullying

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волчецкая Татьяна Станиславовна, Кот Екатерина Александровна

Показана специфика Интернет-ресурсов как современной среды и средства совершения преступлений. Изложены результаты исследования роли феномена информации в цифровой среде. Указаны факты, обуславливающие необходимость выделения криминалистических особенностей расследования преступлений, связанных с побуждением несовершеннолетних к суицидальному поведению и суициду, с использованием сети Интернет. Поднимается проблема необходимости криминалистического исследования преступлений, связанных с побуждением несовершеннолетних к суициду и разработки частной криминалистической методики по раскрытию и расследованию указанного вида преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волчецкая Татьяна Станиславовна, Кот Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC ANALYSIS OF THE USE OF INTERNET RESOURCES AS A PLACE AND MEANS OF INCITING MINORS TO SUICIDE

The specifics of Internet resources as a modern environment and means of committing crimes are shown. The results of the study of the role of the phenomenon of information in the digital environment are presented. The facts are indicated that determine the need to highlight the forensic features of the investigation of crimes associated with the induction of minors to suicidal behavior and suicide using the Internet. The article raises the problem of the need for a forensic study of crimes related to the induction of minors to suicide and the development of a private forensic methodology for the disclosure and investigation of this type of crime.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК МЕСТА И СРЕДСТВА ПОБУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СУИЦИДУ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.98

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК МЕСТА И СРЕДСТВА ПОБУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СУИЦИДУ

Т.С. Волчецкая, Е.А. Кот

Показана специфика Интернет-ресурсов как современной среды и средства совершения преступлений. Изложены результаты исследования роли феномена информации в цифровой среде. Указаны факты, обуславливающие необходимость выделения криминалистических особенностей расследования преступлений, связанных с побуждением несовершеннолетних к суицидальному поведению и суициду, с использованием сети Интернет. Поднимается проблема необходимости криминалистического исследования преступлений, связанных с побуждением несовершеннолетних к суициду и разработки частной криминалистической методики по раскрытию и расследованию указанного вида преступлений.

Ключевые слова: цифровая среда в криминалистике, социальные сети в криминалистике, расследование побуждения несовершеннолетних к суициду, криминалистическая методика, кибербуллинг.

Цифровая среда и виртуальный мир давно считаются неотъемлемой частью жизни подростков, миром, в который дети сбегают от родительского контроля и могут чувствовать себя свободными, бесконтрольными и вседозволенными, либо наоборот, находясь в психотравмирующей, конфликтной ситуации в социуме, ищут «за экраном» поддержку, общение и недостающее внимание. Современные информационные технологии являются неотъемлемой частью информационного общества. С каждым днем все чаще появляются новые информационные площадки - «Newmedia», которые упрощают доступ к информации, заменяя традиционные средства массовой информации, открывая к ним доступ с любых гаджетов и цифровых устройств в любое удобное время. Практически невозможно представить подростка без

3

гаджета в руках: без смартфона либо «планшета». Жизнь «on-line» - замена действительности на виртуальную реальность, представляет опасность для подростков с точки зрения восприятия окружающей действительности, навязывания «со стороны» деструктивной модели поведения, снижая способность к адекватному поведению в реальном обществе.

Однако, как и в реальной жизни, так и в Интернет-пространстве, человеку могут угрожать какие-либо опасности, далеко не всегда им осознаваемые как таковые. Именно поэтому вопросам безопасности информационной среды государство стало придавать особое значение.

Основой государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности граждан и государства является проблема, которая включает два основных аспекта: защита информации от угроз, создающих опасность национальным интересам в информационной среде [2] и защиты от информации, точнее от ее возможных негативных, информационных и психологических воздействий. Ввиду сложившихся реалий стало ясно, что именно информация является мощным средством манипулирования и управления людьми.

«Информация неразрывно связана с психическими процессами, осуществляемыми человеком в ходе осуществления им своей деятельности» [4, с. 72]. Поэтому дальнейшее изучение вопроса невозможно без уяснения понятия «информации» и установления ее неразрывной связи с поведением и психикой человека, в частности подростка.

С точки зрения американского ученого Г. Бейтсона: «Информация...является частью наших жизненных процессов» [5, с. 11]. Таким образом, информация является движущей силой любого поведенческого акта. На основе поступающей информации и результата взаимодействия субъекта с окружающей средой у каждого человека формируется представление о «картине мира», видения окружающего мира, основанного на нашем опыте, культуре, отношении, преставлениях о «добре» и «зле» и т.д.

Создание информационного фона, генерирование ложных потоков информации или ее искажение применяются для изменения представления об окружающей среде, что влечет за собой изменение «картины мира» - другое ощущение реальности, что упрощает возможность манипулирования. Можно признать существование технологий манипулирования направленных на человека, при непосредственном взаимодействии, в том числе в социальных сетях, либо опосредованно, например, изменение окружающей среды, их отношения к конкретному человеку и о себе самом, например, с использованием искусственного интеллекта «deepfake», изменяя и синтезируя человеческое изображение, представляя опасность дискредитации любого пользователя.

В российской и зарубежной юридической научной литературе стали все более активно обсуждаться негативные тенденции использования Интернет-ресурсов с целью совершения преступлений, направленных против жизни и здоровья людей, в особенности несовершеннолетних [6; 8; 9; 11].

Проведенный нами анализ эмпирического материала показал, что самые популярные Интернет-ресурсы: социальные сети, коммуникационные системы, мессенджеры, видеосервисы, форумы, чаты, созданные для общения и обмена информацией, все больше превращаются из территории для общения в территорию вражды, призывающую подростков к деструктивному поведению. Более того, некоторая завуалированная информация, содержащейся на отдельных Интернет-ресурсах подталкивает подростков к поведению депрессивно-суицидальной направленности, что представляет собой повышенную общественную опасность.

С точки зрения основоположницы советской школы суицидологии профессора А.Г. Амбрумовой, суицидальное поведение объясняется следствием нарушения взаимодействия и адаптации личности в социуме, в условиях переживаемого конфликта и эмоциональных переживаний, порождающих суицидальные мысли и намерения [3, с. 58].

Исходя из особенностей детской психологии и современных реалий, можно однозначно утверждать, что факторами суицидального поведения подростков могут являться не только, конфликты, агрессивные настроения в социуме [7], но и непосредственное воздействие на них Интернет-ресурсов, виртуальных сообществ. Поскольку содержащиеся в них суицидальные призывы, деструктивные материалы, направлены на дискредитацию общечеловеческих ценностей, депрессивный контент, пропаганду субкультур, побуждающих подростков к совершению суицида, «добровольного» ухода из жизни. Контент таких Интернет-ресурсов может существенно влиять на представление подростка об окружающем мире, о своем месте в нем, изменять его поведение. Может также создать иные самоощущения, самоидентификацию и заставить действовать подростка так, как выгодно манипулятору, в зависимости от преследуемой цели.

В подобных ситуациях информация, точнее ее форма и особенности предоставления, являются своеобразным способом совершения преступлений, связанных с содействием либо побуждением к совершению самоубийства несовершеннолетнего. Следует отметить тонкость такого вида манипуляции, которая заключается в выполнении поступательного алгоритма действий, внушении и введении в депрессивное и аффективное состояние подростка при отсутствии прямого призыва к совершению самоубийства. Таким образом, у ребенка формируется ложное представление о смерти, как о единственно возможном варианте развития ситуации.

Схожие методы применяются в неких «квестах» (приключенческих играх), ключевая роль в которых отводится исполнению действий, приводящих в конечном итоге к летальному исходу. Конечно же, игроки сами не получают информацию о финальном задании, выполнение которого влечет наступление смерти. У игроков формируется представление о лучшей жизни. Злоумышленники до последнего всячески маскируют от несовершеннолетних свой замысел и истинные цели заданий, держа их в неведении об истинных преступных намерениях.

Неотъемлемой составляющей такого рода контактов, позволяющей злоумышленникам как можно дольше влиять на подростков и избегать их раскрытия, является сокрытие фактов о подобных дистанционных взаимоотношениях. А переписка по наставлению манипуляторов подлежит сокрытию или удалению.

В следственной практике известны факты, когда преступники из корыстных или иных намерений вынуждали несовершеннолетних сообщать им свои персональные данные, принуждали отправлять фото-, видеоизображения, демонстрирующие интимные части тела. В последующем это использовалось для шантажа, вымогательства, угроз.

Достижения технического прогресса порождают новые механизмы совершения преступлений в информационном и киберпространстве. В последнее время получили высокую распространенность преступления, направленные против личности, совершаемые с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Именно сеть Интернет во многом определяет способы совершения преступлений, специфику следообразования преступной деятельности, принятия решения о применении технических средств, используемых в процессе раскрытия и расследования преступлений, а также методов получения информации.

Отдельно заслуживают внимания преступные действия, захлестнувшие социальные сети, пик которых пришелся на 2017 год, способствующие вовлечению несовершеннолетних в «группы смерти», в связи с чем, Федеральным законом от 7.06.2017 № 120-ФЗ были внесены изменения в нормативные акты «в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» [1].

Изменения в Уголовный кодекс РФ внесены в части введения ответственности в рамках статьи 110.1 за склонение к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства несовершеннолетних лиц, которые являются самой уязвимой категорией граждан, в силу личностных особенностей, неразвитости критического мышления, податливости уговорам и манипуляциям, эмоциональной нестабильности, отсутствия жизненного опыта. Причем законодатель выделяет несколько способов совершения преступления данной категории: путем уговоров, предложений, подкупа и обмана, тем самым формируя суицидальное поведение подростка, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства. Существенное различие диспозиций статей 110.1 и 110 УК РФ заключается в том, что для достижения результата применяются различные способы совершения преступлений. При доведении до самоубийства или до покушения на самоубийство ими выступают внешние проявления физического

и психического принуждения, а при склонении к самоубийству используются иные приемы воздействия на психику человека.

Кроме того, введена уголовно-правовая норма, нашедшая своё закрепление в ст. 110.2 УК РФ, предусматривающая ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, путем распространения информации о способах его совершения, с применением методов воздействия на психику несовершеннолетнего, призывая к совершению самоубийства. Общественная опасность указанных деяний, вне зависимости от наступивших последствий является безусловной. Использование сети Интернет, явно повышает степень общественной опасности указанных преступлений, поскольку всемирной сети свойственна быстрота передачи информации и широкий охват аудитории, анонимность, доступность, возможность дублирования сообщений, досягаемость жертвы вне зависимости от места нахождения и времени суток.

Более того, следует акцентировать внимание на появлении новых форм и способов воздействия на несовершеннолетних, одним из которых является феномен «кибербуллинга», находящий свое отражение в прямой или косвенной агрессии онлайн-травли, систематического запугивания жертвы, преследования и принуждения, использования и распространения персональной информации, осуществляемой по средствам использования социальных сетей, мобильной связи, мессенджеров и др.

Временные промежутки, в течение которых в отношении несовершеннолетних проводится целенаправленное удаленное воздействие, имеющее своей целью их склонение к самоубийству, могут длиться месяцами, в зависимости от психоэмоционального состояния подростков. Негативное влияние происходит не одномоментно, а на протяжении длительного времени. Таким образом, в большинстве своем такие преступления носят продолжительный характер.

Учитывая длительность воздействия, значимый смысл приобретают социальные и психологические компоненты строения условий, при которых совершаются рассматриваемые преступления, отражающие связь несовершеннолетнего с находящимися вокруг него людьми.

Следует отметить, что в данном случае криминалистическая информация о месте, времени, способах совершения преступлений содержится непосредственно в «цифровой среде», технике и электронных носителях информации, используемых несовершеннолетними. Поэтому именно «цифровое пространство» является наиболее типичным местом совершения указанных преступлений, представляя собой важный элемент криминалистической характеристики данных преступлений.

В свою очередь, источником криминалистически значимой информации являются электронные устройства (компьютерная, цифровая техника), программное обеспечение и информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет), в частности «on-line» платформы, мессенджеры и социальные сети, используемые для общения с подростками, которые

позволяют обнаружить информацию, характеризующую личность жертвы противоправных посягательств. Анализ контента социальных сетей дает возможность следователю выявить информацию, позволяющую воссоздать информационную модель расследуемого события преступления, выделить ее специфические особенности, а также выдвинуть типовые следственные ситуации и версии о криминальном характере самоубийства.

На удаленных серверах мессенджеров и иных социальных сервисов содержится полный объем информации о действиях, местоположении и контактах пользователей, участии в социальных группах деструктивного, религиозного, депрессивного характера, аккумулируется переписка и иные размещаемые фото-, видеоматериалы. Существенно упростит процесс получения информации проведение осмотра непосредственно самой странички пользователя (аккаунта) в случае возможности доступа к средствам авторизации.

Государством предпринимаются всеобъемлющие меры по организации информационной безопасности и защиты несовершеннолетних пользователей Интернет-ресурсами. В то же время статистика дает повод задуматься. Так, согласно сведениям о преступлениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации, предусмотренных ст. 110.1 УК РФ по данным отчета 1-ЕГС, всего зарегистрировано в 2017 г. - 22 преступления, в 2018 году - 30 преступлений, в первом полугодии 2019 года - 14 преступлений[12]. Это является свидетельством того, что преступления, связанные с побуждением несовершеннолетних к суицидальному поведению и суициду с использованием сети Интернет в большинстве случаев латентны, а их выявление является непростой задачей для сотрудников правоохранительных органов.

Более того, имеются и определённые сложности в расследовании таких преступлений. Это объясняется трудностями процесса доказывания факта побуждения и склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению. Имеющимися недостатками, связанными с допущением следственных ошибок в ходе проведения проверок и расследования уголовных дел организационного характера. Ошибками, вызванными пренебрежением к использованию специальных знаний, недостатками в определении тактики производства следственных действий, а также проведения криминалистической профилактики и, наконец, отсутствием специальных частных криминалистических методик расследования данного вида преступлений. Кроме того, учеными не проводилось обобщения и анализа материалов следственной и судебной практики по делам данной категории.

Еще одной проблемой является то, что в настоящее время не выработан единый механизм взаимодействия и реализации комплекса административных, организационных и профилактических мер, по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения. Особенно актуально стоит проблема расследования преступлений, связанных с появлением новых видов деструктивной деятельности, пропагандирующей, побуждающей и содействующей суицидальному поведению несовершеннолетних, что

обуславливает необходимость создания новых частных методик расследования преступлений, применения специальных знаний и разработки следственных ситуаций в рамках криминалистической науки, с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

Список литературы

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению: Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, № 50, ст. 7074

2. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 44-59.

3. Григорьев А.Н. Информация и информационное взаимодействие в расследовании преступлений: теоретические аспекты: монография. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2006. 272 с.

4. Бейтсон Г., Бейтсон М. Ангелы страшатся. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 216 с.

5. Белоусов А.Д. Система деструктивных влияний в сети Интернет, направленная на склонение детей и подростков к совершению самоубийства / Петровская академия наук и искусств Межрегиональная общественная организация. Журнал «Медный Всадник». 2019.№ 4.

6. Бозров В.М., Костовская Н.В., Яворский А.А. Криминальный суицид (психолого-психиатрические, уголовно-правовые и процессуально-криминалистические аспекты): монография. М.: Юрлитинфрм, 2015. 221 с.

7. Волчецкая Т.С Особенности развития современной криминалистики в Германии и США // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 1. С. 39-44.

8. Волчецкая Т.С., Бедризов А.Г Особенности криминалистической науки в России и зарубежных странах // Криминалистические проблемы эффективности борьбы с преступностью и иными правонарушениями среди молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию профессора Л.Л. Каневского. 2019. С. 37-43.

9. Сафронова Е.П., Федоров А.Ф. Взаимосвязь деструктивных сайтов сети интернет и суицидального поведения в подростковом возрасте //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2017. № 4-7(72). С. 55-60.

10. Юрков А.А. Виртуальная компьютерная реальность: негативные и позитивные формы межсубъектных взаимосвязей: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Москва, 2013. 24 с.

11. Данные федерального статистического наблюдения, форма № 1-ЕГС «Единый отчет о преступности», утвержденная приказом Генерального прокурора РФ от 02.07.2012 № 250 за 2017-2019 гг.

Волчецкая Татьяна Станиславовна, д-р юрид. наук, проф.,Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Кот Екатерина Александровна, аспирант, katerina. kot.89@bk. ru, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта

FORENSIC ANALYSIS OF THE USE OF INTERNET RESOURCES AS A PLACE AND MEANS

OF INCITING MINORS TO SUICIDE

T.S.Volchetskaya, E.A. Kot

The specifics of Internet resources as a modern environment and means of committing crimes are shown. The results of the study of the role of the phenomenon of information in the digital environment are presented. The facts are indicated that determine the need to highlight the forensic features of the investigation of crimes associated with the induction of minors to suicidal behavior and suicide using the Internet. The article raises the problem of the need for a forensic study of crimes related to the induction of minors to suicide and the development of a private forensic methodology for the disclosure and investigation of this type of crime.

Key words: digital environment in criminalistics, social networks in forensic science, investigation of the inducement of minors to suicide, forensic technique, cyberbullying

Volchetskaya Tatiana Stanislavovna, Doctor of Law Sciences, prof., Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Head. department, [email protected], Russia, Kaliningrad, Baltic Federal University. I. Kant

Kot Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate student, [email protected], Russia, Kaliningrad, Baltic Federal University. I. Kant

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.