исследования
Социо
логия №4 2017
Кибербуллинг как фактор риска суицидальных тенденций в школьной среде
Измайлова Е.В.
Статья посвящена рассмотрению активности пользования детей интернетом и взаимосвязи психологического насилия, проявляющегося в угрозах, оскорблениях и других его проявлениях с фактором суицида у детей школьного возраста. Рассмотрены особенности ки-бербуллинга, как один из факторов толчка к суицидальной деятельности.
Ключевые слова: интернет, кибербуллинг, безопасность интернет пространства, суицид, суицидальные тенденции, «группы смерти», школьный возраст.
Izmaylova E.V.
Cyberbullying as a risk factor for suicidal tendencies in the school environment
The article is devoting to the study of the activity of using children by the Internet and the relationship of psychological violence manifested in threats, insults and other manifestations with a suicide factor in children of school age. Features of cyberbullying are considering as one of the push factors to suicidal activity.
Key words: Internet, cyberbullying, security of the Internet space, suicide, suicidal tendencies, «death groups», school age.
С развитием информационных технологий и их доступностью каждый год пользователей интернет пространство становится все больше. Значит и тема становится все более актуальной, а также порождает как свои плюсы, так и свои минусы. Практически каждый ребенок, который пошел в первый класс умеет обращаться с телефоном/ноутбуком/планшетом, а главное пользоваться на этих девайсах интернет-серверами. Виртуальный мир меняет специфику взаимодействия между людьми, виртуальная коммуникация имеет ряд особенностей: анонимность, большой охват населения, неконтролируемость. Через интернет мы можем формировать свое личное пространство, находить друзей/любовь, открыть для себя новые знания и возможности, услуги становятся более доступные, но и безопасность ставится под угрозой. Не зря «В соответствии с решением парламентского слушания Совета Федерации от 12 марта 2014 года во всех школах Российской Федерации 30 октября 2016 был проведен Единый урок по безопасности в сети». В рамках данной программы был разработан международный квест по цифровой грамотности. В него включены 4 тематические викторины (техническая, коммуникационная, потребительская, информационная грамотность), функция родительского контроля, а также интернет-голосование, выбор лучших образовательных сайтов, а также премии и победители. Квест разделен на несколько уровней: воспитанники детских садов, школьники и студенты.1 Что нам еще раз говорит о том, что уже дети, которые ходят в детский сад подвержены влиянию интернета.
«Изучи Интернет - управляй им!» - это социально-образовательный проект для школьников, разработанный Координационным центром национального домена сети интернет. Проект состоит из нескольких модулей, где мы можем ознакомиться с принципами устройства
Социол
[ОГИЯ №4 2017
Междисциплинарные
сети интернет, его работы и пройти онлайн чемпионат для школьников2. А также 2009 год в России был годом безопасного интернета.
Опираясь на эти данные, мы можем сделать вывод, что школьники умеют и активно пользуются интернет пространством, а если есть конференции и конкурсы посвященные безопасности в интернет пространстве, значит существует угроза нарушения этой безопасности. И одной из этих угроз является кибербуллинг. В первые определение кибербуллинга дал Билл Белсей. «Кибербуллинг- намеренные оскорбления, угрозы, травля и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени».
Одним из последствий кибербуллинга является суицид. Согласно определению ВОЗ (1982), «суицид - акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство -аналогичный акт, не имеющий фатального исхода». В докладе о состоянии здравоохранения в мире в 2001 г. («Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда») говорится, что «самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода», и что «самоубийство является сегодня одной из основных проблем общественного здравоохранения».
Травля в интернете может происходить по-разному. Это и травля через социальные сети, создаваемые специальные страницы и домены с агитацией травли над определенной личностью. Размещение обидных фотографий, фраз, распускание слухов, придумывание несуществующих историй. Часто размещают сведения с целью шантажа. Иногда атака идет напрямую, когда человеку пишут личные сообщения, либо публичные комментарии3. В последнее время у всех на слуху стали распространены «группы смерти», а также онлайн игры с руководством к самоубийству.
По данным исследований, Россия занимает одну из лидирующих позиций по уровню кибербуллинга среди школьников. Исследования были проведены компанией Майкрософт в 2012 году4 почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет заявила, что они становились объектами травли. По этому показателю Россия за-
няла пятое место среди 25 государств.
Второе исследование, но не менее популярное было проведено организацией ВОЗ в 2013-2014 годах. Исследование проводилось среди детей 11-15 лет. В рамках исследования была доказана связь кибербуллинга и суицидальных наклонностей жертвы. И, к сожалению, в возрастной группе 11 лет мы заняли первое место, среди детей 13 и 15 лет третьи места5.
Третье исследование было проведено в России «Дети России онлайн» среди детей 9-16 лет. В среднем 23% детей были жертвами кибербуллинга. При этом было выявлено, что каждая десятая девочка переживает последствия кибербуллинга несколько месяцев, что может привести к суицидальному фактору6.
Любая травля, в том числе и кибербуллин-г опасна для психологического здоровья жертв. По данным исследования американского журнала «The psychiatrist» было выявлено, что кибербуллинг является частой причиной депрессии, снижении самооценки, а также суицидов среди школьников. Но не мало важной особенностью было выделено то, что люди, которые травят также склонны к депрессии, пониженной самооценке и суицидальным мыслям7.
Особенности кибербуллинга, порождающие суицидальные факторы:
1.Одной из особенностей кибербуллинга в социальной сети является то, что личность ки-берпреступника является не всегда является истиной, за картинкой может скрываться любой человек. Выдержка из хроники управления МВД России. Ноябрь 2015 «Сотрудниками Управления «К» МВД России...был задержан заместитель директора по воспитательной работе одной из подмосковных школ, осуществлявший развратные действия в отношении несовершеннолетних. Злоумышленник регистрировался в социальных сетях под вымышленными именами, искал несовершеннолетних девушек и заводил с ними переписку.устанавливал с ними доверительные отношения, после чего за денежное вознаграждение или угрозы предлагал им раздеться перед веб- камерой или прислать ему откровенные фотографии. В отношении задержанного избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 242.2 УК РФ»8.
К сожалению, некоторые случаи таких переписок заканчиваются суицидальными послед-
исследования
оциология №4 2017
ствиями. Один из таких случаев произошел в Самаре с девочкой 13-летнего возраста. В 10 лет девочка завела знакомство с парнем через социальную сеть. Парень под различными фразами и комплементами смог выманить у девочки откровенные снимки. Девочка покончила жизнь самоубийством.9
2. Быстрота распространения информации. Кибербуллер может за несколько минут распространить информацию в сети и сделать так, чтоб за минуты это увидели тысячи людей.
3. Присутствие сексуального подтекста. В интернете мы можем быть более раскрепощенными и говорить на те темы, о которых мы бы стеснялись говорить, будучи лицом к лицу с собеседником. Для школьников это запретная тема, поэтому она порождает желание и в некоторой степени игру. А анонимность в данном случае придает только долю азарта.
3. Безнаказанность. Так как мы уже говорили ранее, что кибербуллер(киберхакер) может иметь другое имя и другие информационные данные, отличающиеся от реальных, то проблема вычислить кто стоит за тем или иным акка-унтов является и по сей день очень проблематичной как для следственных органов, так тем более и для подростка. А если мы не можем вычислить преступника, то и никакие меры пресечения применить к нему мы не можем тоже.
Отдельно выделим «группы смерти. С появлением интернета секты, которые существовали множество веков теперь могут распространяться с очень быстрой скоростью. Это могут быть сторонники героев, убивающих людей, мультипликационные персонажи. В 2016 году было произведено расследование журналистов издания «Новая газета». Журналисты произвели мониторинг социальной сети «Вконтакте» и нашли родственников жертв, покончивших жизнь самоубийством. В результате они озвучили страшные цифры-более 130 школьников. Одной из популярных групп стала группа: 157 и знаменитая игра «Синий Кит». Но официальной подтвержденной информации на данный момент в публикациях не представлено, но правила игры и бурное обсуждение ее последствий в сети интернет происходят и по сей день.
В марте 2017 года было взято интервью у известного врача-психотерапевта Тины Берад-зе. В своем интервью она отметила, что с каждым годом проблема только усугубляется. И
опираясь на исследования Американских коллег в сфере психиатрии обозначила, что «суицид стал второй по распространению причиной смертности среди подростков, и львиная доля здесь приходится как раз на социальные сети. Чаще всего подростки, решившие свести счеты с жизнью, подвергались буллингу. Вторая причина суицида - участие в так называемых «группах смерти»»10.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема кибербуллинга как фактор суицидальных тенденций среди школьников на данный момент стоит очень остро и мы должны создавать, внедрять и пропагандировать программы с целью профилактики безопасности интернет пространства. Работа должна производиться двусторонняя, как в отношение тех, кто является киберхакерами, так и в отношение тех, кто является их жертвами. Иногда ребенок имеет двойственные позиции и может находиться в двух ролях одновременно, являться как ки-берхакером перед одним субъектом, так и жертвой для другого субъекта. Не маловажной является и работа четырехсторонняя: родитель-учитель-ребенок-интернет. Все эти звенья должны быть четко взаимосвязаны, и структура работы должна создаваться с целью информирования через все четыре системы взаимодействия.
Литература
1. Блайа, К. Кибербуллинг и школа // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 4046.
2. Вураско А. За картинкой в сети дети не видят злоумышленника // Дети в информационном обществе. 2017. № 4. С. 20-23.
3. Исследование компанией Microsoft [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.google.lv
4. Кибербуллинг-это преступление. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// vk.com/public29165258
5. Солдатова Г, Зотова Е. Агрессоры и жертвы // Дети в информационном обществе. 2012. № 11. С. 42-51.
6. Премия сетевичок. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://2017.xn— b1afaandokxclpo7exf.xn—p1ai/
7. Социально образовательный проект «Изучи интернет-управляй им» [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://xn—
Социология №4 2017
7sbikand4bbyfwe.xn—p1ai/about/
8. Cowie Helen. Cyberbullying and its impact on young people's emotional health and well-being //The psychiatrist. 2013. № 5. С. 36-44
9. Jo Inchley and others. Буллинг: Кибербул-линг//Политика здравоохранения в отношение детей и подростков. 2016. № 7. С. 207-210
10. Khetsuriani М. Суицид в сети: Кибербуллинг и «группы смерти». [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.likar.info/ psihologicheskie-problemyi/article-79130-suitsid-v-seti-kiberbulling-i-gruppy-smerti/
11. Sourander A. Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents / / Arch Gen Psychiatry. 2010. № 67: 720с.
Ссылки:
1Премия сетевичок. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://2017.xn— b1afaandokxclpo7exf.xn—p1ai/
2Социально образовательный проект «Изучи интернет-управляй им» [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://xn— 7sbikand4bbyfwe.xn—p1ai/about/
3 Блайа, К. Кибербуллинг и школа // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 42.
Междисциплинарные
4Исследование компанией Microsoft [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.google.lv
5 См.: Jo Inchley and others. Буллинг: Ки-бербуллинг//Политика здравоохранения в отношение детей и подростков. 2016. № 7. С. 207210
6 См.: Солдатова Г, Зотова Е. Агрессоры и жертвы // Дети в информационном обществе. 2012. № 11. С. 42-51.
7 Cowie Helen. Cyberbullying and its impact on young people's emotional health and well-being //The psychiatrist. 2013. № 5. С. 36-44
8Вураско А. За картинкой в сети дети не видят злоумышленника // Дети в информационном обществе. 2017. № 4. С. 23.
9Кибербуллинг-это преступление. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// vk.com/public29165258
10 Khetsuriani М. Суицид в сети: Кибербуллинг и «группы смерти». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.likar.info/ psihologicheskie-problemyi/article-79130-suitsid-v-seti-kiberbulling-i-gruppy-smerti/