СУИЦИД КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Л.В. ЛУЧШЕВА
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Татарстан, Россия
Проанализирована проблема профилактики суицидальных наклонностей и практик среди детей и подростков. Автор рассматривает основные направления работы семьи и школы по первичной и вторичной профилактике суицидального поведения, демонстрирует взаимосвязь медико-биологических и социально-психологических факторов суицидального риска.
Ключевые слова: факторы суицидального риска, первичная диагностика суицидального поведения, профилактика суицидального поведения, педагогические ошибки,усиливающие фактор риска, интернет-угрозы и интернет-помощь при суицидальных рисках.
SUICIDE AS A COMPLEX OF PROBLEM AND WAYS TO OVERCOME IT
L.V. LUCHSHEVA
Kazan National Research Technological University Kazan, Tatarstan, Russia
The article analyzes the problem of prevention of suicidal tendencies and practices among children and adolescents. The author considers the main directions of work of the family and school on primary and secondary prevention of suicidal behavior, demonstrates the relationship of biomedical and socio-psychological factors of suicidal risk.
Key words: factors of suicide risk, primary diagnosis of suicidal behavior, prevention of suicidal behavior, pedagogical errors increasing the risk factor, Internet threats and Internet assistance of suicidal risks.
УДК: 316.7 (450+531)
Среди кризисов, с которыми приходится сталкиваться обществу, самым разрушительным является влечение к самоубийству. Как утверждают специалисты, если уровень самоубийств достигает 20 случаев на 100 тыс. человек, то происходит вырождение нации. Проблема суицидов как проблема вырождения нации особо острое звучание приобретает в транзитных, переходных обществах, когда происходит изменение политического режима, форм собственности, реформируется сразу несколько значимых социальных институтов. Еще в Древнем Китае, когда человеку прочили много страданий, желали ему родиться в век больших перемен.
В современном мире перемены - неотъемлемая часть общественных процессов, которые становятся значимыми не только для народов, меняющих традиционный уклад жизни на ускоряющуюся гонку за ценностями глобализирующегося мира, но и для стран - инициаторов научно-технического прогресса. Поэтому проблема суицидов является актуальной и для передовых стран мира, и для периферийных. В силу своей значимости проблема стала объектом пристального изучения самых разных специалистов: врачей, психологов, социологов, работников образования [1,2].
Исследования показали, что суициды хотя бы отчасти биологически обусловлены. Была доказана связь между низким уровнем концентрации серотонина метаболит 5-гидроксильной кислоты (5-Н1АА) в спинномозговой жидкости и увеличением частоты суицидальных попыток и числа самоубийств среди людей с психическими заболеваниями [4,6]. Кроме того, существуют весомые
биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению и развитию стремления к суициду.
К медико-биологическим факторам суицидального риска относят эндогенные психические заболевания (особенно шизофрению и маниакально-депрессивный психоз), ранние органические поражения головного мозга (травмы, нейроинфекции), хронические или смертельные болезни.
Социологический подход к проблеме исходит из анализа социально-психологических условий формирования суицидального поведения. Перечень этих условий имеет как универсальный характер рисков, например, возраст, воспитание в госучреждениях, слабая социальная адаптация, так и специфику региональных особенностей, например, уровень безработицы, религиозность населения, материальное благополучие, экологические проблемы, алкогольные и наркотические традиции и др.
Особую остроту и значимость проблема суицидов приобретает в контексте смертности среди подростков и молодежи. Психологи, социальные работники, психиатры и педагоги оказываются абсолютно беспомощными перед человеком, грозящим себя убить. Все современные находки терапии и консультирования требуют времени, которого не дает желающий уйти из жизни подросток.
Самоубийство - это мольба о помощи, которую никто не услышал.
Попытка самоубийства - крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу, при этом часто представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, в действительности он хочет лишь наладить отношения с окружающими.
Завершенный суицид в первую очередь трагичен для родителей ушедшего из жизни ребенка, а сострадательные эмоции окружающих по отношению к таким родителям требуют найти виновного случившейся трагедии. И часто в подобных случаях винят учебное заведение, где учился подросток, учителей, школьный коллектив. Таким образом, в общественном сознании укореняется объект вины и объект сочувствия.
Вместе с тем, причина «виновата школа» весьма условна, первопричина заложена именно в семье и родителях. Осознавать первопричину родителям больно и неприятно, их психика с целью самосохранения, отторгает чувство вины и стыда, а первопричина случившегося вытесняется из сознания, поэтому поиск виноватого часто приводит их к событиям, связанным со школой, друзьями, одноклассниками, учителями, интернетом. Тем не менее, эти иные события и отношения являются лишь спусковым механизмом, в то время как первопричина всегда находится в семье, во взаимоотношениях ребенка с родителями. Жизнестойкость личности - способность не только противостоять внешним психотрав-мирующим, стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их в ситуации собственного развития закладываются в семье.
Во все времена много говорят и пишут о роли родителей в процессе воспитания, сегодня этот процесс как никогда требует учитывать суицидальные наклонности ребенка. И здесь требуется комплексная, совместная работа школы и семьи.
Всех специалистов, которые так или иначе сталкиваются с проблемой суицидов, волнует вопрос профилактики, которую сегодня принято делить на первичную, вторичную и третичную. Первичная заключается в выявлении внутренних суицидальных факторов, к которым относят слабо развитые волевые качества, патологию смысловой регуляции, низкий уровень социальной компетенции, неадекватность самооценки, непереносимость фрустрации. Вторичная профилактика направлена на работу с суицидальными намерениями и суицидальным поступком. Третичная - с повторной суицидальной попыткой.
Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление формирования и развития тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
И здесь очень важно чтобы методика выявления суицидальной предрасположенности учитывала психологические, гендерные и возрастные особенностей детей, подростков, молодежи. Школьный психолог должен уметь выявлять типичный депрессивный синдром.
В этом направлении большую работу провели практикующие психологи, старанием которых созданы вопросники и тесты, определяющие склонность к человека
к суициду. В первую очередь следует назвать некоторые тесты для оценки депрессивного состояния подростка. Это: Госпитальная шкала для самооценки тяжести депрессии и тревоги, Шкала Бека для самооценки тяжести депрессии, Вопросник для выявления панических атак, Индивидуально-типологический вопросник (ИТО), Шкала эмоциональной возбудимости. Все эти и некоторые другие тесты и вопросники можно получить в свободном доступе в интернете.
Прибегая к подобным измерителям, школьный психолог способен выявить детей с возбудимой психикой, оценить тяжесть депрессии у подростка, наметить дальнейший план работы с ребенком и его родителями.
Педагогическому коллективу параллельно в родительский всеобуч следует ввести ряд лекций и индивидуальных бесед о профилактике суицидов. Здесь важно показать особенность психоэмоционального и физиологического развития ребенка на разных этапах школьной жизни, подготовить родителей к правильным, адекватным реакциям на проблемы ребенка, показать источники подростковых проблем и убедить родителей в том, что последствия их неверных реакций на эти проблемы могут стать причиной суицида.
Большинство родителей не видят проблем и настроений своих детей, а узнав о них, отгораживаются: родная мать узнает последней, что ее дочь беременна; родители понимают, что их сын наркоман, только тогда, когда тот уже начал воровать из дома. Проблемы подростков на почве несчастной любви, конфликты со сверстниками практически всегда остаются для родителей неизвестными. Родители и дети часто не могут найти компромисс, поэтому школе нужно обозначить тех, кто может выступить третьей стороной, здесь роль медиатора могут выполнить как специалисты - психологи, так и уважаемые родственники и даже священники.
Дети с неустойчивой психикой и подростки с депрессивным настроением требуют к себе пристального внимания всего педагогического коллектива и особенно классного руководителя, который должен приложить максимум усилий для выяснения причин подобных состояний. Причины могут скрываться в здоровье и сложных жизненных ситуациях ребенка, поэтому важно определить источник напряжения, причину его внутри-личностного конфликта.
Внутриличностный конфликт может быть сформирован самим школьным социумом, в котором непосредственно находится ребенок. Проблема буллинга (травля одного ребенка ученическим коллективом) достаточно осмыслена как в мировой, так и в российской педагогике. Учителям следует знать формы проявления этого конфликта и уметь ему противостоять. Незамеченный буллинг способен привести подростка к суицидальному намерению, который проявляется в утрате контактов со сверстниками, проявлению устойчивых психосоматических расстройств (потеря аппетита, нарушение сна и др.). Такой подросток уходит в себя, он может начать раздаривать вещи, которыми дорожил, пренебрежительно относиться к своему внешнему виду.
И здесь для администрации школы очень важно выявлять педагогические ошибки, способные подтолкнуть
Суицид как копмлексная проблема и пути ее преодоления
ребенка к суициду. В первую очередь - это ошибки, связанные с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства: грубость учителя, унижение ученика, «наклеивание ярлыков», публичная компроментация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание могут стать спусковым механизмом для сведения счетов с жизнью подростка. Другая группа ошибок учителя заключается в неправильном педагогическом процессе, когда на занятиях обсуждаются самоубийства художественных героев, известных личностей, где суицидальные поступки трактуются как нормальные и приемлемые или даже единственно возможные.
Кроме того, дети с неустойчивой психикой и подростки с депрессивным настроением должны стать объектом пристального внимания школьного психолога, в том числе и с целью выявления их суицидальных наклонностей. Сегодня разработаны и используются на практике ряд тестов для учащихся старших классов: тест Т.Н. Раз-уваевой [3] по диагностике суицидальных наклонностей и намерений к самоубийству с целью дальнейшей пси-хокорректирующей работы; тест Р.Ф. Матвеева демонстрирует не только скрытую склонность к суициду, но и уже существующие саморазрушительные наклонности, которые требуют серьезной психологической, психотерапевтической или психиатрической помощи. Кроме того, существует ряд тестов в системе он-лайн, определяющих склонность к суициду и саморазрушению.
Антисуицидальная пропаганда на уровне школы требует профилактических бесед в средних и старших классах, начиная с 14-летнего возраста. Они должны быть направлены на обучение способам совладения со стрессами, информирование о возможностях получения помощи в кризисных ситуациях.
Здесь следует также сказать о роли самого интернета как в провоцировании, так и в профилактике суицидального поведения.
К интернет-угрозам в первую очередь следует отнести киберунижение (кибербуллинг), который заключается в распространении унижающей достоинство конкретного ребенка информации, это могут быть изображения, видео, тест с оскорблениями и травля. Кибербуллинг сегодня имеет множество различных видов и форм, где наиболее опасным является киберпреследование -скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (happy slapping - радостное избиение) -видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики без согласия жертвы размещают в интернете, где они просматриваются всеми желающими. И здесь очень важно, чтобы родители и школа консолидировались в позиции, что виртуальные знакомые ребенка должны оставаться виртуальными, т.е. встречи в реальном мире с друзьями, которых он приобрел в интернете, абсолютно недопустимы.
Взрослые и родители пока мало задумываются об опасностях обширной киберпрактики своих детей. Ки-бербуллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб - нераспознанным, но вполне реальным, несмо-
тря на виртуальность проблемы. Последствиями кибер-буллинга могут стать, в том числе, попытки суицидов и трагическая смерть.
Киберунижение как причина подросткового суицида в России стала объектом пристального внимания и изучения Центра безопасного интернета в России. Координатор этого центра Урван Парфентьев обратил внимание на то, что 43% звонков на телефон доверия связаны именно с этой проблемой [7].
Пропаганда суицидального поведения в интернете может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Именно в интернете можно найти информацию о том, как лучше покончить с собой.
Жертва кибербуллинга проявляет себя беспокойным поведением, у подростка возникает депрессия и нежелание идти в школу. Он проявляет нервозность при получении новых сообщений, у ребенка появляется негативная реакция на звук письма электронной почты, что должно насторожить родителей. И здесь родителям необходимо проявить чуткость, поговорить и обсудить содержание этих сообщений с ребенком. Будет весьма полезно, если они вместе с ребенком, попавшим под кибербуллинг, обратятся за помощью на линию «Дети Он-лайн». В этом случае родители продемонстрируют и свою компьютерную компетенцию и окажут существенную помощь своему ребенку.
Проект «Дети Он-лайн» поддержан Министерством образования РФ и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ [5], выйти на линию можно круглосуточно по электронной почте helpline@detionline.com и через сайт www.detionline.cjm.
Таким образом, компьютерные технологии могут нести угрозу жизни и психическому здоровью ребенка, но могут оказать и существенную поддержку в момент кризисной ситуации, о чем должны знать и учителя, и родители, и дети.
В заключение можно утверждать, что основными направлениями работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков должно стать повышение квалификации педагогов по вопросам профилактики возникновения суицидального поведения школьников. Необходимо помнить, что в подростковых коллективах суицидальные действия могут совершаться сериями вследствие проявления у подростков реакции имитации. Важным моментом профилактики является проведение анкетирования с целью выявления склонных к суициду детей и подростков и дальнейшее оказание им квалифицированной помощи. Кроме того, работу с родителями по вопросам профилактики возникновения суицидального поведения необходимо проводить регулярно, а также организовывать на постоянной основе педагогическое сопровождение семейного воспитания в учебных учреждениях. И последнее: именно школе сегодня отводится главная роль в популяризации служб и сайтов экстренной психологической помощи. Только совместная комплексная профилактическая работа семьи и школы сможет оградить детей от желания уйти из жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. М 1980: 55.
2. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. М Речь 2006: 144.
3. Опросник суицидального риска. Модификация Т.Н. Разуваевой. URL: http://testoteka.narod.ru/ lichn/1/09.html (дата обращения 18.09.2018)
4. Палмер Д.А., Палмер Л.К. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. М Прайм-Еврознак2007:362.
5. Парфентьев У. Тренды цифровой безопасности. - URL: https://ru-bezh.ru/urvan-urvanovich-parfentev/9895-trendyi-czifrovoj-bezopasnosti-po-itogam-cybersecurityforum-201 (дата обращения 14.09.2018)
6. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М Когито-Центр 2005: 205.
7. https://психоаналитик-матвеев.рф/category/ samopoznanie-cheloveka/ (дата обращения 18.09.2018)
УЗ ЖОНИГА КДСД КДЛИШНИНГ МУРАККАБ МУАММОЛАРИНИ БАРТАРАФ ЭТИШ ЙУЛЛАРИ
ЛУЧШЕВА Л.В.
Козон илмий текшириш технологик университеты Россия, Татаристон Республикаси, Козон ш.
Мацола болалар ва усмирлар орасида уз жонига касд килиш тенденциялари ва амалиётларининг олди-ни олиш муаммоларини тахлил килади. Муаллифлар оила ва мактаб ишининг асосий йуналишларини уз жонига касд килишнинг биринчи ва иккинчи даражали профилактикасига каратади, уз жонига касд килиш хавфининг биомедикал ва ижтимоий психологик омилларининг узаро боглицлигини намойиш этади.
Калит сузлар: уз жонига цасд цилиш хавф омиллари, уз жонига цасд цилиш хатти-щракатларининг дастлабки ташхиси,уз жонига цасд цилиш хулц-атворининг олдини олиш, хавф омилини оширувчи педагогик хатолар, интернетдаги та^дидлар ва жонига цасд цилишнинг хавф-хатарига царши ёрдам.