УДК 159.922.8
DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087
КИБЕРБУЛЛИНГ И СКЛОННОСТЬ
К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ
Е. Г. Дозорцева, Д. В. Кирюхина
Для цитирования
Дозорцева, Е. Г Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков / Е. Г. Дозорцева, Д. В. Кирюхина // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 80-87. - DOI : 10.33463/20728336.2020.1 (50).080-087.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Кибербуллинг - один из видов современного отклоняющегося поведения подростков, который получил свое развитие с появлением социальных сетей в Интернете. Статья посвящена проблеме связи кибербуллинга (участия в кибербуллинге подростков и их отношения к его различным проявлениям) и склонности подростков к другим видам девиантного поведения. Гипотеза о связи кибербуллинга со склонностью к агрессивно-насильственному поведению не подтвердилась, однако обнаружено, что различные виды кибербуллинга имеют значимые связи со склонностью к аддиктивному поведению, в меньшей степени - к делинквентному поведению и склонности к преодолению норм и правил. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследова-
© Дозорцева Е. Г, Кирюхина Д. В., 2020
ний феномена кибербуллинга как проявления агрессии и уточнения характеристик, сближающих его с феноменом аддикции.
Ключевые слова: подростки, ки-бербуллинг, социальные сети, Интернет, девиантное поведение, агрессия, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.
Современное общество по праву характеризуется как информационное: одной из его черт является признание приоритета информации как продукта человеческой деятельности, а информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашего существования. В то же время компьютеризация обеспечивает доступ к информации, которая, однако, не всегда оказывает позитивное влияние на человека и не всегда бывает надежной и достовер-
ной. Проводя за компьютером существенную часть своего времени, подростки оказываются подверженными неблагоприятному влиянию разного рода информации, и сами становятся источником подобных воздействий в разнообразных коммуникациях.
Одна из актуальных проблем, возникших в век информационных технологий, - проблема кибербуллинга - травли человека через сообщения в сети Интернет, содержащие негативные оценки, оскорбления, угрозы [8, с. 11]. Эту проблему можно рассматривать в качестве продолжения и модификации существующей уже в течение десятилетий проблемы буллинга в реальной жизни. Буллинг - одна из современных форм девиантного поведения подростков [1]. С появлением интернет-коммуникаций молодые люди получили новые возможности и активно пользуются виртуальным пространством для реализации своей агрессии, унижая и оскорбляя других людей [4], что может иметь тяжелые последствия для жертв: от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией [10, 11, 14, 15]. В отличие от обычного буллинга, кибертравля охватывает огромную аудиторию интернет-пользователей. Ситуация усугубляется тем, что информация, запущенная в виртуальное пространство с целью дискредитации человека, крайне сложно удаляется. Это порождает у жертвы ощущение беспомощности, безысходности. Большинство из пострадавших не осмеливаются обратиться за поддержкой и предать огласке их травлю, так как опасаются быть отвергнутыми всем обществом [12; 13, с. 71].
В исследованиях, посвященных определению форм и структуры отклоняющегося поведения, были выделены критерии оценки и отличительные свойства такого поведения [2]. Девиации рассматриваются как действия личности (группы), отклоняющиеся от социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности (группе). Они сопровождаются социальной дезадаптацией, однако приносят и скрытую выгоду носителю девиантного поведения [3].
Кибербуллинг сходен по своим характеристикам с другими видами девиантного поведения. Ему свойственны деструктивность, социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей, повторение действий, которые способствуют формированию девиаций [5, 7]. Вместе с тем феномен кибербуллинга в связи с другими видами девиантного поведения до сих пор не исследован. Это обстоятельство, а также необходимость противодействовать подобным тенденциям и предупреждать их негативные последствия обусловливают актуальность изучения проблемы кибербуллинга в связи со склонностью к другим видам девиант-ного поведения.
Предпринятое нами исследование было направлено на выявление связи между участием подростков в кибер-буллинге и отношением к различным проявлениям кибербуллинга, с одной стороны, и склонностью подростков к различным видам девиантного поведения, с другой. Исходя из характеристик кибербуллинга, мы предположили, что наиболее близким к нему должна быть склонность подростков к агрессивному поведению в реальной жизни.
Методы и выборка
В исследовании приняли участие 44 ученика 8-х классов в возрасте 13-15 лет (М = 14,0 ± 0,36), 17 мальчиков и 27 девочек. Для исследования включенности подростков в интернет-пространство и их отношения к кибербуллингу были специально разработаны два опросника. Первая методика посвящена изучению поведения школьников в социальных сетях и определению того, какие виды занятий в Интернете предпочитают юные пользователи и какое количество времени им уделяют. Второй опросник позволил выявить частоту столкновения школьников с кибербуллингом, характер их участия в нем (в качестве жертв, преследователей, совмещающих обе роли), а также их оценку допустимости тех или иных действий в сети Интернет, которые по своему содержанию подпадают под определениекибербуллинга.
Обследование проводилось анонимно, с указанием подростками только своего псевдонима, пола и возраста, что повышало уровень их откровенности и достоверности результатов. Часть вопросов имели открытый характер. При обработке данных с помощью описательной статистики учитывались как общие результаты, так и дифференцированные по полу.
При определении склонности подростков к девиантному поведению за основу была взята классификация, используемая в методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» («СОП») [9, с. 362-370], с помощью которой у подростков выявляются тенденции к нарушению норм и правил в целом, к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему, делинквентно-му поведению, к агрессии и насилию. Специальная шкала методики ориен-
тирована на выявление дефицита волевого контроля эмоциональных реакций, который способствует реализации перечисленных выше вариантов поведенческих девиаций.
Связь между данными об участии подростков в кибербуллинге и склонностью к отклоняющемуся поведению устанавливалась при помощи ранговой корреляции Спирмена [6, с. 2].
Результаты и их обсуждение
Проведенный опрос показал, что подростки проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения (табл. 1).
Установлено, что практически все (97 %) опрошенные подростки сталкивались с кибербуллингом, причем большинство (56 %) использовали интернет-травлю в качестве ответа на агрессию (табл. 2). Среди девочек количество тех, кто выступали только в роли жертв (40,7 %) значительно преобладает над количеством кибер-буллеров (3,7 %). Среди мальчиков ки-бербуллеров в процентном отношении больше, чем у девочек (17,6 %), но число жертв кибертравли у них также несколько преобладает (23,5 %).
Как показано в таблице 3, в большинстве случаев школьники,находив-шиеся в позиции жертвы, подвергались издевательству, раскрытию личной информации и травле (диссинг).
Результаты, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что с одобрительным отношением подростков к некоторым видам кибербуллинга связана их склонность к аддиктивному и агрессивному поведению.
Данные таблицы 5 указывают на то, что наибольшее число видов кибер-
Таблица 1
Виды занятий подростков в социальных сетях
Виды занятий в социальных сетях N = 44
Переписываюсь с друзьями 78 %
Слежу за новостями в мире 10 %
Играю в различных приложениях 0 %
Просматриваю картинки и видео по своим интересам 2 %
Оставляю комментарии под записями других людей 5 %
Завожу знакомства с людьми из других городов (стран) 3 %
Другое 2 %
Таблица 2
Участие подростков в кибербуллинге, %
Подростки Никогда не сталкивались Жертвы Кибербуллеры Кибербуллеры и жертвы одновременно
Всего (Ы = 44) 3,0 32,0 9,0 56,0
Девочки (Ы = 27) 3,7 40,7 3,7 51,9
Мальчики (Ы = 17) 5,9 23,5 17,6 52,9
Таблица 3
Формы кибербуллинга, которым подверглись подростки
Формы кибербуллинга N = 44
Издевательство 77 %
Раскрытие личной информации 51 %
Травля (диссинг) 48 %
Киберпреследование 39 %
Троллинг 31 %
Таблица 4
Связь оценки допустимости подростками действий в сети Интернет со склонностью к девиантному поведению
Действия в Интернете, которые подростки считают допустимыми Виды отклоняющегося поведения
Аддиктивное поведение Склонность к агрессии и насилию
Оскорблять человека и его интересы и не извиняться за это ,476*** -,152
Обсуждать информацию о человеке с другими без его ведома ,305** ,330**
** p < 0,01; *** p < 0,001
84
агрессии подростков связано со склонностью к аддиктивному поведению как иллюзорно-компенсаторному варианту решения собственных проблем. Кроме того, обращает на себя внимание то, что максимально тесно с различными видами отклоняющегося поведения связан такой вид кибербуллинга, как отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться. В то же
время множественные проявления кибербуллинга, или использование разных видов недопустимого поведения в виртуальной среде, имеют связь с наиболее выраженным вариантом деви-антного поведения - делинквентным.
Как показано в таблице 6, некоторые виды кибербуллинга, от которых страдали сами опрошенные, имеют неоднозначные связи со склонностью к
Таблица 5
Связь действий, которые совершали подростки со склонностью к девиантному поведению
Действия в Интернете Виды отклоняющегося поведения
Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение
Размещение выдуманной информации о человеке, чтобы другие посмеялись ,373** ,234 ,123
Отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться ,666*** 437*** 412***
Размещение выдуманной информации в социальных сетях о других людях 444*** ,127 ,246
Отправление электронного письма, чтобы позлить или посмеяться ,324** ,194 ,108
Более одного из упомянутых выше ,491 ,267 ,309**
* р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001
Таблица 6
Связь действий, с которыми сталкивались подростки в сети Интернет в качестве пострадавших, и склонности к девиантному поведению
Действия в Интернете по отношению к самому подростку Виды отклоняющегося поведения
Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение
Получение неприятного письма от знакомого -,123 -323** -,147
Получение неприятного письма от незнакомого -,029 -,006 ,314**
Травля и издевательство онлайн ,455*** ,179 ,250
девиантному поведению. Можно предположить, что положительные связи между показателями кибербуллинга, жертвами которого становились подростки, и их собственными девиант-ными тенденциями служат основанием превращения в дальнейшем пострадавших в киберагрессоров.
Данные, представленные в таблице 7, указывают на наличие значимой связи между многими виртуальными действиями, которые, по мнению подростков, являются приемлемыми, и склонностью к отклоняющемуся поведению. Большую часть связей составляют позитивные установки к проявлениям кибербуллин-га со склонностью к аддиктивному поведению.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно констатировать следующее. Подростки 13-15 лет активно пользуются Интернетом, в
частности социальными сетями, и часто сталкиваются с кибербуллингом. Кибербуллинг может рассматриваться как особый вариант девиантного поведения, который проявляется во враждебном отношении к другим людям с целью нанесения им психологического ущерба. В процессе онлайн-трав-ли подростки занимают позицию как преследователя, так и жертвы, часто сочетая эти роли. Выдвинутая нами гипотеза о наиболее тесной связи ки-бербуллинга со склонностью подростков к агрессии и насилию не подтвердилась: такие связи в данной выборке вообще отсутствовали. В то же время различные виды кибербуллинга имеют значимые связи преимущественно со склонностью школьников к аддик-тивному поведению, в меньшей степени - к делинквентному поведению и преодолению норм и правил в це-
Таблица 7
Действия в Интернете, которые подростки считают приемлемыми Виды отклоняющегося поведения
Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение
Не извиняться в социальных сетях за оскорбления ,306** ,193 ,009
Злить кого-нибудь 468*** ,204 ,379**
Не осуждать тех, кто выкладывает видео с драками ,270 ,070 ,325**
Смотреть видео, где кого-то бьют ,393*** ,187 ,224
Не осуждать парней, которые выкладывают фото знакомых девушек без их ведома 328*** ,349** ,023
Троллить других людей в Интернете 413*** ,170 ,251
Связь виртуальных действий, которые подростки считают приемлемыми, и склонности к девиантному поведению
лом. Полученные результаты требуют новой интерпретации и ставят новые вопросы. Мы можем предположить, что они свидетельствуют о специфическом характере кибербуллинга как феномена агрессии. Возможно, подростки, склонные к активной прямой, в том числе физической,агрессии, реализуют ее в реальной жизни, а не в сети Интернет. С другой стороны, ки-бербуллинг при отсутствии непосредственного контакта между агрессором и жертвой может иметь замещающий характер и включать в себя элементы фантазии (представления кибербулле-ра о реакции жертвы), что сближает его с иллюзорно-компенсаторными свойствами аддиктивного поведения.
Заключение
Проведенное исследование имеет существенные ограничения, связанные с небольшим объемом выборки, и может рассматриваться как предварительное, пилотное. В то же время выявленные связи кибербул-линга и склонности к различным видам девиантного поведения позволяют наметить пути дальнейшего изучения кибербуллинга как феномена специфической «бесконтактной» агрессии. Более детального анализа требуют характеристики аддик-тивного поведения, связи с которым кибербуллинга отличаются высокой статистической значимостью. Интерес представляет сопоставление этих явлений с таким феноменом, как кибераддикция. Следует продолжить исследование связи кибербуллинга с различными компонентами агрессии, а также агрессивностью и враждебностью как личностными чертами. Один из вариантов исследования может заключаться в определении индивидуальных характеристик, не
только способствующих, но и препятствующих кибербуллингу.
Полученные как в настоящем исследовании, так и в планируемых работах результаты позволят более четко представить феномен кибербуллинга и разработать подходы к его профилактике и конкретные меры по предупреждению кибертравли среди подростков.
Библиографический список
1. Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8. URL : http://psystudy.ru (1дата обращения: 17.12.2019].
2. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение : учеб. пособие. СПб. ; М., 2003. 736 с.
3. Змановская Е. В. Психология де-виантного поведения: структурно-динамический подход : монография. СПб., 2005. 274 с.
4. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(3). С. 102-113.
5. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. статей / отв. ред. А. С. Каргин. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285-294.
6. Поляков Л. Е. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. М. : Наука, 1971. 2 с.
7. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совлада-
ния // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11-22.
8. Федунина Н. Ю. Представления о триаде «преследователь - жертва -наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. 11 с.
9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 488 с.
10. Chibbaro J. S. School counselors and the cyber bully: Interventions and implications. Professional School Counseling. 2007. Pp. 65-68.
11. Kowalski R. M., Limber S. P. & Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying
in the digital age (2 nded.). Chichester : Wiley-Blackwell, 2011.
12. Lenhart A. Cyberbullying: What the research is telling us. Retrieved from http://www.pewinternet. org/Presentations/2009/18-Cyberbullying-What-the-research-is-telling-us.aspx, 2010.
13. Patchin J. W. Cyberbullying: A review of the legal issues facing educators. Preventing School Failure. 55(2). 2011. Pp. 71-74.
14. Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology. 49. 2008. Pp. 147-154.
15. Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society. 25(1). 2011. Pp. 59-72.