Научная статья на тему 'Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков'

Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1942
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КИБЕРБУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TEENAGERS / CYBERBULLYING / SOCIAL NETWORKS / THE INTERNET / DEVIANT BEHAVIOR / AGGRESSION / ADDICTIVE BEHAVIOR / DELINQUENT BEHAVIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дозорцева Елена Георгиевна, Кирюхина Дарья Валерьевна

Кибербуллинг один из видов современного отклоняющегося поведения подростков, который получил свое развитие с появлением социальных сетей в Интернете. Статья посвящена проблеме связи кибербуллинга (участия в кибербуллинге подростков и их отношения к его различным проявлениям) и склонности подростков к другим видам девиантного поведения. Гипотеза о связи кибербуллинга со склонностью к агрессивно-насильственному поведению не подтвердилась, однако обнаружено, что различные виды кибербуллинга имеют значимые связи со склонностью к аддиктивному поведению, в меньшей степени к делинквентному поведению и склонности к преодолению норм и правил. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследований феномена кибербуллинга как проявления агрессии и уточнения характеристик, сближающих его с феноменом аддикции.Cyberbullying is one of the types of modern deviant behavior of teenagers, which was developed with the advent of social networks on the Internet. The article is devoted to the problem of connection of cyberbullying (participation in cyberbullying of teenagers and their attitude to its various manifestations) and propensity of teenagers to other types of deviant behavior. In contrast to the proposed hypothesis about the relationship of cyberbullying with the propensity to aggressive and violent behavior, it was found that the maximum number of significant relationships both parameters of cyberbullying have a tendency to addictive behavior, to a lesser extent to delinquent behavior and a tendency to overcome norms and rules. The conclusion is made about the need for further research of the phenomenon of cyberbullying as manifestations of aggression and refinement of characteristics that bring it closer to the phenomenon of addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков»

УДК 159.922.8

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087

КИБЕРБУЛЛИНГ И СКЛОННОСТЬ

К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

Е. Г. Дозорцева, Д. В. Кирюхина

Для цитирования

Дозорцева, Е. Г Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков / Е. Г. Дозорцева, Д. В. Кирюхина // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 80-87. - DOI : 10.33463/20728336.2020.1 (50).080-087.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Кибербуллинг - один из видов современного отклоняющегося поведения подростков, который получил свое развитие с появлением социальных сетей в Интернете. Статья посвящена проблеме связи кибербуллинга (участия в кибербуллинге подростков и их отношения к его различным проявлениям) и склонности подростков к другим видам девиантного поведения. Гипотеза о связи кибербуллинга со склонностью к агрессивно-насильственному поведению не подтвердилась, однако обнаружено, что различные виды кибербуллинга имеют значимые связи со склонностью к аддиктивному поведению, в меньшей степени - к делинквентному поведению и склонности к преодолению норм и правил. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследова-

© Дозорцева Е. Г, Кирюхина Д. В., 2020

ний феномена кибербуллинга как проявления агрессии и уточнения характеристик, сближающих его с феноменом аддикции.

Ключевые слова: подростки, ки-бербуллинг, социальные сети, Интернет, девиантное поведение, агрессия, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.

Современное общество по праву характеризуется как информационное: одной из его черт является признание приоритета информации как продукта человеческой деятельности, а информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашего существования. В то же время компьютеризация обеспечивает доступ к информации, которая, однако, не всегда оказывает позитивное влияние на человека и не всегда бывает надежной и достовер-

ной. Проводя за компьютером существенную часть своего времени, подростки оказываются подверженными неблагоприятному влиянию разного рода информации, и сами становятся источником подобных воздействий в разнообразных коммуникациях.

Одна из актуальных проблем, возникших в век информационных технологий, - проблема кибербуллинга - травли человека через сообщения в сети Интернет, содержащие негативные оценки, оскорбления, угрозы [8, с. 11]. Эту проблему можно рассматривать в качестве продолжения и модификации существующей уже в течение десятилетий проблемы буллинга в реальной жизни. Буллинг - одна из современных форм девиантного поведения подростков [1]. С появлением интернет-коммуникаций молодые люди получили новые возможности и активно пользуются виртуальным пространством для реализации своей агрессии, унижая и оскорбляя других людей [4], что может иметь тяжелые последствия для жертв: от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией [10, 11, 14, 15]. В отличие от обычного буллинга, кибертравля охватывает огромную аудиторию интернет-пользователей. Ситуация усугубляется тем, что информация, запущенная в виртуальное пространство с целью дискредитации человека, крайне сложно удаляется. Это порождает у жертвы ощущение беспомощности, безысходности. Большинство из пострадавших не осмеливаются обратиться за поддержкой и предать огласке их травлю, так как опасаются быть отвергнутыми всем обществом [12; 13, с. 71].

В исследованиях, посвященных определению форм и структуры отклоняющегося поведения, были выделены критерии оценки и отличительные свойства такого поведения [2]. Девиации рассматриваются как действия личности (группы), отклоняющиеся от социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности (группе). Они сопровождаются социальной дезадаптацией, однако приносят и скрытую выгоду носителю девиантного поведения [3].

Кибербуллинг сходен по своим характеристикам с другими видами девиантного поведения. Ему свойственны деструктивность, социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей, повторение действий, которые способствуют формированию девиаций [5, 7]. Вместе с тем феномен кибербуллинга в связи с другими видами девиантного поведения до сих пор не исследован. Это обстоятельство, а также необходимость противодействовать подобным тенденциям и предупреждать их негативные последствия обусловливают актуальность изучения проблемы кибербуллинга в связи со склонностью к другим видам девиант-ного поведения.

Предпринятое нами исследование было направлено на выявление связи между участием подростков в кибер-буллинге и отношением к различным проявлениям кибербуллинга, с одной стороны, и склонностью подростков к различным видам девиантного поведения, с другой. Исходя из характеристик кибербуллинга, мы предположили, что наиболее близким к нему должна быть склонность подростков к агрессивному поведению в реальной жизни.

Методы и выборка

В исследовании приняли участие 44 ученика 8-х классов в возрасте 13-15 лет (М = 14,0 ± 0,36), 17 мальчиков и 27 девочек. Для исследования включенности подростков в интернет-пространство и их отношения к кибербуллингу были специально разработаны два опросника. Первая методика посвящена изучению поведения школьников в социальных сетях и определению того, какие виды занятий в Интернете предпочитают юные пользователи и какое количество времени им уделяют. Второй опросник позволил выявить частоту столкновения школьников с кибербуллингом, характер их участия в нем (в качестве жертв, преследователей, совмещающих обе роли), а также их оценку допустимости тех или иных действий в сети Интернет, которые по своему содержанию подпадают под определениекибербуллинга.

Обследование проводилось анонимно, с указанием подростками только своего псевдонима, пола и возраста, что повышало уровень их откровенности и достоверности результатов. Часть вопросов имели открытый характер. При обработке данных с помощью описательной статистики учитывались как общие результаты, так и дифференцированные по полу.

При определении склонности подростков к девиантному поведению за основу была взята классификация, используемая в методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» («СОП») [9, с. 362-370], с помощью которой у подростков выявляются тенденции к нарушению норм и правил в целом, к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему, делинквентно-му поведению, к агрессии и насилию. Специальная шкала методики ориен-

тирована на выявление дефицита волевого контроля эмоциональных реакций, который способствует реализации перечисленных выше вариантов поведенческих девиаций.

Связь между данными об участии подростков в кибербуллинге и склонностью к отклоняющемуся поведению устанавливалась при помощи ранговой корреляции Спирмена [6, с. 2].

Результаты и их обсуждение

Проведенный опрос показал, что подростки проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения (табл. 1).

Установлено, что практически все (97 %) опрошенные подростки сталкивались с кибербуллингом, причем большинство (56 %) использовали интернет-травлю в качестве ответа на агрессию (табл. 2). Среди девочек количество тех, кто выступали только в роли жертв (40,7 %) значительно преобладает над количеством кибер-буллеров (3,7 %). Среди мальчиков ки-бербуллеров в процентном отношении больше, чем у девочек (17,6 %), но число жертв кибертравли у них также несколько преобладает (23,5 %).

Как показано в таблице 3, в большинстве случаев школьники,находив-шиеся в позиции жертвы, подвергались издевательству, раскрытию личной информации и травле (диссинг).

Результаты, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что с одобрительным отношением подростков к некоторым видам кибербуллинга связана их склонность к аддиктивному и агрессивному поведению.

Данные таблицы 5 указывают на то, что наибольшее число видов кибер-

Таблица 1

Виды занятий подростков в социальных сетях

Виды занятий в социальных сетях N = 44

Переписываюсь с друзьями 78 %

Слежу за новостями в мире 10 %

Играю в различных приложениях 0 %

Просматриваю картинки и видео по своим интересам 2 %

Оставляю комментарии под записями других людей 5 %

Завожу знакомства с людьми из других городов (стран) 3 %

Другое 2 %

Таблица 2

Участие подростков в кибербуллинге, %

Подростки Никогда не сталкивались Жертвы Кибербуллеры Кибербуллеры и жертвы одновременно

Всего (Ы = 44) 3,0 32,0 9,0 56,0

Девочки (Ы = 27) 3,7 40,7 3,7 51,9

Мальчики (Ы = 17) 5,9 23,5 17,6 52,9

Таблица 3

Формы кибербуллинга, которым подверглись подростки

Формы кибербуллинга N = 44

Издевательство 77 %

Раскрытие личной информации 51 %

Травля (диссинг) 48 %

Киберпреследование 39 %

Троллинг 31 %

Таблица 4

Связь оценки допустимости подростками действий в сети Интернет со склонностью к девиантному поведению

Действия в Интернете, которые подростки считают допустимыми Виды отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение Склонность к агрессии и насилию

Оскорблять человека и его интересы и не извиняться за это ,476*** -,152

Обсуждать информацию о человеке с другими без его ведома ,305** ,330**

** p < 0,01; *** p < 0,001

84

агрессии подростков связано со склонностью к аддиктивному поведению как иллюзорно-компенсаторному варианту решения собственных проблем. Кроме того, обращает на себя внимание то, что максимально тесно с различными видами отклоняющегося поведения связан такой вид кибербуллинга, как отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться. В то же

время множественные проявления кибербуллинга, или использование разных видов недопустимого поведения в виртуальной среде, имеют связь с наиболее выраженным вариантом деви-антного поведения - делинквентным.

Как показано в таблице 6, некоторые виды кибербуллинга, от которых страдали сами опрошенные, имеют неоднозначные связи со склонностью к

Таблица 5

Связь действий, которые совершали подростки со склонностью к девиантному поведению

Действия в Интернете Виды отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение

Размещение выдуманной информации о человеке, чтобы другие посмеялись ,373** ,234 ,123

Отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться ,666*** 437*** 412***

Размещение выдуманной информации в социальных сетях о других людях 444*** ,127 ,246

Отправление электронного письма, чтобы позлить или посмеяться ,324** ,194 ,108

Более одного из упомянутых выше ,491 ,267 ,309**

* р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001

Таблица 6

Связь действий, с которыми сталкивались подростки в сети Интернет в качестве пострадавших, и склонности к девиантному поведению

Действия в Интернете по отношению к самому подростку Виды отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение

Получение неприятного письма от знакомого -,123 -323** -,147

Получение неприятного письма от незнакомого -,029 -,006 ,314**

Травля и издевательство онлайн ,455*** ,179 ,250

девиантному поведению. Можно предположить, что положительные связи между показателями кибербуллинга, жертвами которого становились подростки, и их собственными девиант-ными тенденциями служат основанием превращения в дальнейшем пострадавших в киберагрессоров.

Данные, представленные в таблице 7, указывают на наличие значимой связи между многими виртуальными действиями, которые, по мнению подростков, являются приемлемыми, и склонностью к отклоняющемуся поведению. Большую часть связей составляют позитивные установки к проявлениям кибербуллин-га со склонностью к аддиктивному поведению.

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно констатировать следующее. Подростки 13-15 лет активно пользуются Интернетом, в

частности социальными сетями, и часто сталкиваются с кибербуллингом. Кибербуллинг может рассматриваться как особый вариант девиантного поведения, который проявляется во враждебном отношении к другим людям с целью нанесения им психологического ущерба. В процессе онлайн-трав-ли подростки занимают позицию как преследователя, так и жертвы, часто сочетая эти роли. Выдвинутая нами гипотеза о наиболее тесной связи ки-бербуллинга со склонностью подростков к агрессии и насилию не подтвердилась: такие связи в данной выборке вообще отсутствовали. В то же время различные виды кибербуллинга имеют значимые связи преимущественно со склонностью школьников к аддик-тивному поведению, в меньшей степени - к делинквентному поведению и преодолению норм и правил в це-

Таблица 7

Действия в Интернете, которые подростки считают приемлемыми Виды отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение Преодоление норм, правил Делинквентное поведение

Не извиняться в социальных сетях за оскорбления ,306** ,193 ,009

Злить кого-нибудь 468*** ,204 ,379**

Не осуждать тех, кто выкладывает видео с драками ,270 ,070 ,325**

Смотреть видео, где кого-то бьют ,393*** ,187 ,224

Не осуждать парней, которые выкладывают фото знакомых девушек без их ведома 328*** ,349** ,023

Троллить других людей в Интернете 413*** ,170 ,251

Связь виртуальных действий, которые подростки считают приемлемыми, и склонности к девиантному поведению

лом. Полученные результаты требуют новой интерпретации и ставят новые вопросы. Мы можем предположить, что они свидетельствуют о специфическом характере кибербуллинга как феномена агрессии. Возможно, подростки, склонные к активной прямой, в том числе физической,агрессии, реализуют ее в реальной жизни, а не в сети Интернет. С другой стороны, ки-бербуллинг при отсутствии непосредственного контакта между агрессором и жертвой может иметь замещающий характер и включать в себя элементы фантазии (представления кибербулле-ра о реакции жертвы), что сближает его с иллюзорно-компенсаторными свойствами аддиктивного поведения.

Заключение

Проведенное исследование имеет существенные ограничения, связанные с небольшим объемом выборки, и может рассматриваться как предварительное, пилотное. В то же время выявленные связи кибербул-линга и склонности к различным видам девиантного поведения позволяют наметить пути дальнейшего изучения кибербуллинга как феномена специфической «бесконтактной» агрессии. Более детального анализа требуют характеристики аддик-тивного поведения, связи с которым кибербуллинга отличаются высокой статистической значимостью. Интерес представляет сопоставление этих явлений с таким феноменом, как кибераддикция. Следует продолжить исследование связи кибербуллинга с различными компонентами агрессии, а также агрессивностью и враждебностью как личностными чертами. Один из вариантов исследования может заключаться в определении индивидуальных характеристик, не

только способствующих, но и препятствующих кибербуллингу.

Полученные как в настоящем исследовании, так и в планируемых работах результаты позволят более четко представить феномен кибербуллинга и разработать подходы к его профилактике и конкретные меры по предупреждению кибертравли среди подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8. URL : http://psystudy.ru (1дата обращения: 17.12.2019].

2. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение : учеб. пособие. СПб. ; М., 2003. 736 с.

3. Змановская Е. В. Психология де-виантного поведения: структурно-динамический подход : монография. СПб., 2005. 274 с.

4. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(3). С. 102-113.

5. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. статей / отв. ред. А. С. Каргин. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285-294.

6. Поляков Л. Е. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. М. : Наука, 1971. 2 с.

7. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совлада-

ния // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11-22.

8. Федунина Н. Ю. Представления о триаде «преследователь - жертва -наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. 11 с.

9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 488 с.

10. Chibbaro J. S. School counselors and the cyber bully: Interventions and implications. Professional School Counseling. 2007. Pp. 65-68.

11. Kowalski R. M., Limber S. P. & Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying

in the digital age (2 nded.). Chichester : Wiley-Blackwell, 2011.

12. Lenhart A. Cyberbullying: What the research is telling us. Retrieved from http://www.pewinternet. org/Presentations/2009/18-Cyberbullying-What-the-research-is-telling-us.aspx, 2010.

13. Patchin J. W. Cyberbullying: A review of the legal issues facing educators. Preventing School Failure. 55(2). 2011. Pp. 71-74.

14. Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology. 49. 2008. Pp. 147-154.

15. Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society. 25(1). 2011. Pp. 59-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.