Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение
ГОЛОВАНОВА Наталья Александровна, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
В соответствии с Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. в России особого контроля требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях; размещение в Интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков. Предотвращение издевательств в школе давно стало темой законодательного процесса в зарубежных странах. Оценка такого опыта представляется важной и для российской юридической науки, тем более что исследования данного негативного явления и вопросы, связанные с его профилактикой и преодолением, в российской научной литературе проводятся в основном специалистами в области педагогики, психологии, психиатрии.
Используя исторический и сравнительно-правовой методы, автор анализирует законодательство и правоприменительную практику ряда зарубежных государств (США, Великобритании, Филиппин и Казахстана). По мнению автора, исследование достаточно длительного и, как считается, успешного законодательного опыта других государств в этой области помогает понять уровень проблемы и возможные последствия нормативного регулирования. Несмотря на то что подход к борьбе с травлей в школах этих стран различается, важно, что решение данной проблемы вынесено на законодательный уровень и охватывает разные способы буллинга, в том числе кибербуллинг, когда унижение жертвы (например, анонимные угрозы, отредактированные фотографии, порноместь и т. д.) осуществляется с помощью Интернета и мобильных телефонов. Автор полагает, что отсутствие легального определения буллинга затрудняет профилактику насилия в школе. Закрепление запрета буллинга в отдельном законе (или Законе об образовании) будет иметь важное превентивное значение.
Ключевые слова: зарубежные антибуллинговые законы, буллинг в школе, кибербуллинг, насилие, запугивание, преследование, информация в социальных сетях.
Challenges to Combat Bullying: a Legislative Response
N. A. GOLOVANOVA, leading research fellow of the Department of constitutional, administrative, criminal legislation and international law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
In accordance with the Concept for the development of the child neglect and juvenile delinquency prevention system for the period until 2020 in Russia, special antisocial actions such as intimidation, harassment of children by classmates, the spreading of a false, defamatory information in social networks; placement in the information and telecommunication network "Internet" of video clips with scenes of beatings, torture and other violent actions against young children and adolescents require special attention. Prevention of bullying in school has long been the subject of legislative process in foreign countries. Evaluation of such experience is also important for Russian legal science, especially since studies of this negative phenomenon and issues related to its prevention and overcoming in the Russian scientific literature are carried out mainly by specialists in the field of pedagogy, psychology or psychiatry.
Using the historical and comparative legal method, the author analyzes the legislation and law enforcement practice of a number of foreign states (USA, United Kingdom, Philippines and Kazakhstan).
According to the author a study of a sufficiently long legislative experience of other states in this area helps to understand the level of the problem and possible consequences of normative regulation. Although the approach to combating bullying in schools in these countries differs, it is important that the solution to this problem is raised to the legislative level and covers various ways of bullying, including cyberbullying, when the victim's humiliation (eg, anonymous threats, edited photos, revenge porn, etc.) is carried out via the Internet and mobile phones. The author believes that the absence of a legal definition of bullying makes it difficult to prevent violence in school. The prohibition of bullying in a separate law (or the law on education) will have an important preventive value.
Keywords: foreign laws against bullying, school bullying, cyberbullying, violence, intimidation, harassment, information in social networks.
DOI: 10.12737/art_2018_8_11
Несомненно, что дети в школе часто сталкиваются с негативными, оскорбительными или грубыми оценками, а иногда и действиями своих сверстников — в той или иной форме, наверное, каждый человек имеет подобный опыт. Феномен травли, издевательства и запугивания стал непосредственной темой научных трудов профессора психологии Дана Ольвеуса, который начиная с 1970 г. ведет в Университете Бергена (Норвегия) обширный проект, явившийся первым систематическим исследованием насилия в учебных заведениях, т. е. того феномена, который в зарубежных и российских изданиях называется «буллинг»1. В 1982 г., после того как на Севере Норвегии три мальчика в разных школах покончили с жизнью из-за травли, была разработана первая версия Программы Ольвеуса по предотвращению буллинга (The Olweus Bullying Prevention Program). Дальнейшие же исследования Ольвеуса в этой области в последующие десятилетия были сосредоточены на изучении трех составляющих, характерных для бул-линга, а именно на преднамеренном повторяющемся отрицательном (неприятном или причиняющем вред) поведении одного или нескольких лиц, направленном против человека, которому трудно защищаться (кто чувствует себя уязвимым, бо-
1 Буллинг — термин, используемый в современной психологии (от англ. bullying, bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник).
лее или менее беспомощным)2. Оль-веусом были сформулированы три ключевых критерия для определения школьного буллинга, к которым относятся: намерение агрессора причинить жертве эмоциональный вред; повторяющийся характер поведения; и неравенство сил агрессора и жертвы (реальное или воображаемое)3.
Психологи обычно выделяют несколько форм травли: вербальное насилие (оскорбления, крики); насилие в письменной форме (текстовые и другие письменные сообщения); психологическое насилие (угрозы, помехи, сплетни, остракизм); материальное насилие (кража или порча вещей); сексуальное насилие (неуместные, унизительные или другие неприемлемые типы высказываний или поведения). Насилие может быть испытано как прямая агрессия или угрозы либо как действия, призванные доминировать, угнетать или причинять физический вред. Выделяются также различные степени насилия, каждый из которых может нанести вред физическому, социальному, матери-
2 См.: Olweus D. Bullying in School: Some Facts, Some Myths, and Systematic Intervention. Athens. June 11, 2014. URL: https://www.ilga-europe.org/sites/default/ files/Attachments/dan_olweus.pdf.
3 См.: Leonard C. Teachers' Responsibilities Towards the Bullying Behaviours of Students.
Masters of Arts in Education Department of
Integrated Studies. URL: http://digitool.library. mcgill.ca/webclient/StreamGate?folder_ id=0&dvs=1510568555495~98.
альному и психологическому здоровью или нарушить права жертвы. Эта тема продолжает исследоваться во всем мире, поскольку бул-линг видоизменяется, приобретает с техническим прогрессом новые формы, но суть его остается прежней — доминирование и унижение другого человека.
Исследования и программы противодействия школьному буллингу, подготавливаемые в Центре психического здоровья детей и подростков Ольвеуса в последние годы, подтверждают определенные изменения данного феномена. Хотя, по мнению норвежского ученого, основными формами буллинга по-прежнему являются прямое физическое насилие, прямое вербальное насилие и косвенное (реляционное) насилие4, а большинство учащихся (85—90%) издеваются или запугивают других «традиционными» способами, появление новых цифровых технологий стало менять привычную картину. Все чаще применяется кибер- или цифровой буллинг, когда преследование с целью унижения жертв (например, анонимные угрозы, отредактированные фотографии, порноместь и т. д.) осуществляется с помощью Интернета и мобильных телефонов. Программы Ольвеуса и его последователей широко применяются во всем мире в школах5, однако буллинг в его современном виде стал проблемой мирового масштаба, и для его преодоления требуются усилия не только педагогов и школь-
4 См.: Olweus D. Invited Discussion Paper. Cyber Bullying: An Overrated Phenomenon? // European Journal of Developmental Psychology. 2012.
5 В США после массового убийства в школе Колумбайн (Невада) по предложению Министерства юстиции программа профилактики Ольвеуса с 1999 г. стала использоваться в качестве модели национальной схемы предотвращения насилия. Она используется также в Канаде, Великобритании, Исландии, Германии, Литве, Украине и др. странах.
ных психологов6, но и государства в лице законодателя.
Все исследователи этого вопроса отмечают, что, хотя буллинг может принимать различные формы, его проявление напрямую не зависит от социальных, культурных и экономических условий. Причем акты такого насилия могут травмировать не только жертв такого обращения, но и свидетелей происшествия. Не секрет, что учителя также становятся жертвами буллинга.
Как верно подчеркивает С. В. Кривцова, «чувство беспомощности современного учителя абсолютно адекватно отражает положение дел в школьном сообществе... Это происходит, потому что школа как организация не берет на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников, и в том числе буллингу — травле одних учеников другими... Выходки буллеров (так называют инициаторов буллинга) происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние как на "зрителей", так и на атмосферу в школе в целом. Что же касается жертв буллинга — ученые тех стран, где к этому явлению относятся с серьезностью, изучают его, накапливают данные и однозначно показывают, что именно травля (как правило, в форме отвержения) со стороны сверстников приводит к суициду среди подростков»7.
В связи с тем что одним из приоритетов российского правительства является защита прав детей, в том
6 См.: Кривцова С. В., Белевич А. А, Шап-кина А. Н. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России // Журнал Образовательная политика. 2016. Т. 3. № 73. С. 2—25; Школа без насилия: метод. пособие / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М., 2015.
7 Кривцова С. В. Буллинг в школе. Федеральный институт развития образования.
Центр развития психологической службы. М., 2011.
числе путем профилактики правонарушений несовершеннолетних, связанных с буллингом и кибербул-лингом — запугиванием, травлей ребенка со стороны одноклассников, распространением лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях; размещением в Интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков8, значительный интерес вызывает опыт других государств в этой области, и в первую очередь законодательный.
Столкнувшись с удручающей картиной не только открытой травли одноклассников, но и нападений с оружием и убийств в учебных заведениях, американские законодатели пошли по пути издания в отдельных штатах специальных законов о борьбе с буллингом в школе. В результате на сегодняшний день все 50 американских штатов имеют соответствующие акты. Джорджия стала первым штатом, принявшим такой закон в 1999 г. (1999 Georgia Laws, H. B. 84, Chap. 282 (O.C.G. A. § 20-2-751.4 and O.C.G. A. § 20-2-751.5.)), а Монтана — последним, принявшим в апреле 2015 г. соответствующий закон (Bully-Free Montana Act — HB 0284). Их издание сопровождалось жаркими дискуссиями: противники считали, что в результате могут пострадать другие школьные программы, поскольку дополнительного финансирования не предполагалось. Кроме того, острота проблемы принижалась, три-виализировалась, поскольку подобное насилие (hazing — дедовщина, злая шутка над новичком) считалось чем-то вроде инициации, приобщения к школьной жизни.
Сторонники же принятия законов ссылались на огромное число
8 См. распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года».
судебных исков к учебным заведениям, не обеспечивающим безопасность в школах и кампусах, а также на отсутствие у преподавателя законного права на осуществление карательных мер против нарушителей, которые, используя правовой вакуум, продолжают в результате безнаказанности нарушать права других. Повлияли на принятие первого закона штата Джорджия и события 20 апреля 1999 г. в Колорадо, вошедшие в историю под названием «Массовое убийство в школе "Ко-лумбайн"» (Columbine High School massacre), когда два ученика старших классов Эрик Харрис и Ди-лан Клиболд напали на остальных школьников и учителей, применяя стрелковое оружие и самодельные взрывные устройства. В результате были ранены 37 человек, из них 13 — смертельно, нападавшие застрелились.
Оценкой качества и действенности принятых законов, а также вносимых изменений занимается Общественная наблюдательная организация Bully Police USA9, которая также оказывает всяческую поддержку учащимся, подвергнувшимся травле, а также их родителям.
Какого-либо специального акта о запрете травли на федеральном уровне до последнего времени издано не было, хотя такие попытки делались неоднократно10, однако, по мнению Правительства США, если буллинг имеет дискриминационную направленность, связанную с расой,
9 См.: Bully Police USA. A Watch-Dog Organization — Advocating for Bullied Children & Reporting on State Anti Bullying Laws. URL: http://www.bullypolice.org/.
10 Например, только в 2011 г. были рассмотрены следующие законопроекты: H. R. 83: Bullying Prevention and Intervention Act of 2011; H. R.1648, S. 506: Safe Schools Improvement Act of 2011; H. R. 975: Anti-Bullying and Harassment Act of 2011; H. R.1648, S. 506: Safe Schools Improvement Act of 2011.
национальностью, происхождением, цветом кожи, полом, возрастом, инвалидностью или религией жертвы, школы, финансируемые из федерального бюджета (включая колледжи и университеты), обязаны рассмотреть вопрос о запугивании (harassment) как нарушении гражданских прав11.
Тексты принятых в разные годы и в различных штатах законов не совпадают, однако практически все они устанавливают обязанности и ответственность местных образовательных учреждений за выработку модельной политики против травли, стандартов отчетности об инцидентах и т. п.12 Как отмечается на правительственном сайте США (stopbullying.gov)13, этим законам свойствен ряд общих ключевых компонентов. Вот некоторые из них: заявление о цели принятия акта: в нем указывается на негативные последствия буллинга, включая воздействие на обучение учащихся и безопасность в школе; декларируется неприемлемость любой формы, типа или уровня буллинга, что каждый инцидент должен восприниматься всерьез школьной администрацией, школьным персоналом (включая учителей), учащимися и их семьями;
заявление о сфере действия закона: школьная территория, школьные мероприятия (независимо от места их проведения), школьные автобусы или использование принадлежащих школе технологий;
дефиниция запрещенного поведения. Законы дают конкретное определение буллинга, в том числе четкое определение кибербуллинга.
11 Cm.: Federal Laws. URL: https://www. stopbullying.gov/laws/federal/index.html.
12 Cm.: Bullying Prevention State Laws. URL: http://www.promoteprevent.org/sites/ www.promoteprevent.org/files/resources/ Bullying%20Prevention%20State%20Laws_2. pdf.
13 URL: https://www.stopbullying.gov/
laws/key-components/index.html.
Определение буллинга содержит открытый список действий, которые считаются издевательством. Подчеркивается, что определение издевательства должно быть сформулировано таким образом, чтобы его было легко понять и интерпретировать школьным советам, политикам, школьной администрации, школьному персоналу, учащимся, их семьям и сообществу;
разработка и внедрение политики местных органов образования, запрещающей издевательства (LEA Policies), в которой должны участвовать все заинтересованные стороны, включая школьную администрацию, сотрудников, учащихся и их семей и представителей общественности, чтобы наилучшим образом учитывать местные особенности. Такая политика должна включать: дефиницию буллинга, процедуру сообщения о происшествии, процедуру оперативного расследования и ответа на любое сообщение об инциденте, включая стратегию немедленного вмешательства для защиты жертвы от дополнительных издевательств или мести; уведомление родителей жертвы или предполагаемого нарушителя и при необходимости — должностных лиц правоохранительных органов; письменные отчеты обо всех инцидентах; санкции и диапазон последствий за издевательства; информацию о службах поддержки жертвы. В настоящее время почти во всех штатах (за исключением шести) помимо специальных законов принята LEA Policies.
Многие законы после их принятия дополнялись положениями о защите разных категорий учащихся — учеников с ограниченными возможностями, лиц с нетрадиционной половой ориентацией и положениями о кибербуллинге. Например, законодательство Канзаса в 2011 г. было дополнено определением кибербуллинга, который признается «издевательством посредством использования любого электронного средства
связи, включая, помимо прочего, электронную почту, обмен мгновенными сообщениями, текстовые сообщения, блоги, мобильные телефоны, пейджеры, онлайн-игры и веб-сайты». Закон штата Джорджия был дополнен положениями о запрете использования цифровых технологий в целях травли, согласно которым кибербуллингом является «умышленное, враждебное и неоднократное преследование и запугивание человека с использованием цифровых технологий, включая, помимо прочего, электронную почту, блоги, сайты социальных сетей (например, MySpace, Facebook и т. д.), чаты, тексты и обмен мгновенными сообщениями; использование камер или телефонов для фотосъемки и размещения в Интернете фотографий учащихся или школьных служащих с целью их оскорбления; отправка оскорбительных или угрожающих текстовых или мгновенных сообщений; использование веб-сайтов для распространения слухов о других учащихся»14. Сегодня сходные нормы имеются в законодательстве всех американских штатов.
Отметим, что экстремальные случаи кибербуллинга и до издания специальных законов в отдельных штатах уже считались опасными правонарушениями — стал-кингом (Stalking — назойливое преследование) или запугиванием (Harassment), способными повлечь гражданскую и уголовную ответственность. Однако с широким распространением социальных сетей кибербуллинг стал очень серьезной проблемой и для учеников, и для учителей, поскольку в эпоху Ин-
14 Policy for Prohibiting Bullying, Harassment and Intimidation Georgia Department of Education. Dr. John D. Barge, State School Superintendent. September 9, 2010. Revised August 24, 2011. URL: https:// www.gadoe.org/Curriculum-Instruction-and-Assessment/Curriculum-and Instruction/ Documents/GaDOE%20Bullying%20Policy_ August%202011.pdf.
тернета унижение может длиться бесконечно.
По мнению американских исследователей, наблюдается определенная тенденция к криминализации таких нарушений. Хотя исторически полномочия в отношении борьбы с бул-лингом почти полностью относились к компетенции систем школьного образования штатов, законодательство, регулирующее последствия буллинга и кибербуллинга, демонстрирует тенденцию к рассмотрению наиболее серьезных форм буллинга как преступлений, которые должны преследоваться в системе уголовного правосудия. Так, в Неваде была введена уголовная ответственность за угрозу причинения телесных повреждений или смерти ученику либо школьному служащему путем устного, письменного или электронного сообщения с намерением запугивания, причинения тревоги; с целью вызвать панику или гражданские беспорядки либо вмешаться в работу государственной школы15.
Кроме того, в законодательстве и антибуллинговой политике отдельных штатов подчеркивается необходимость большего участия правоохранительных органов и органов системы уголовного правосудия в борьбе с травлей в школьных кам-
пусах16.
Что касается подготовки аналогичных законов в других государствах, следует отметить, что чаще в
15 cm.: 2010 Nevada Code TITLE 34 EDUCATION. Chapter 392 Pupils. NRS 392.915 Threatening to Cause Bodily Harm or Death to Pupil or School Employee by Means of Oral, Written or Electronic Communication; Penalties. URL: https://law.justia.com/codes/ nevada/2010/title34/chapter392/nrs392-915. html.
16 Cm.: Sacco D. T., Silbaugh K, Corredor F., Casey J., Doherty D. An Overview of State Anti-Bullying Legislation and Other Related Laws. URL: https://www. meganmeierfoundation.org/cmss_files/ attachmentlibrary/State-Anti-Bullying-Legislation-Overview.pdf.
школьный процесс внедряются профилактические психологические программы, чем издаются подобные акты. Тем не менее в последнее время они стали появляться. В качестве примера можно привести филиппинский Закон о борьбе с бул-лингом 2013 г. (Anti-Bullying Act, RA No. 10627), который требует ввести во всех начальных и средних школах специальную политику профилактики и борьбы с буллингом и ки-бербуллингом. В Законе дается пространное определение буллинга с точным указанием, какие действия и в каком месте совершать запрещено — любой нежелательный физический контакт между хулиганом и жертвой, такой как: удар, толчок, пинок, пощечина, щекотание, захват головы, передразнивание, борьба и использование доступных предметов в качестве оружия. Закон предусмотрел процедуру рассмотрения сообщений о происшествии, а также дисциплинарные меры, в том числе исключение из школы. При этом нарушитель обязан в любом случае пройти программу реабилитации. Кроме того, если, по мнению администрации, хулигану может быть предъявлено обвинение в преступлении, уведомление об этом направляется в полицию или другие правоохранительные органы. Филиппинский закон по своему содержанию и предлагаемым мерам весьма схож с американскими антибуллинговыми законами последних лет.
В Великобритании до последнего времени в отношении школьного буллинга использовались лишь профилактические программы, в частности программа Делвина Тейтума (Delwyn Tattum), схожая с разработками Д. Ольвеуса. Эта программа включает три стадии: работу с кризисом, вмешательство и профилактику. Уже на первой стадии школа вырабатывает четкие санкции в отношении агрессоров, вплоть до исключения из школы. В некоторых начальных школах организуются так называемые школьные суды,
где комиссия, состоящая из выборных представителей школьников и учителей, рассматривает жалобы на травлю и определяет меру наказания. На стадии вмешательства используется «шефство», когда ученику помогает школьник постарше, живущий поблизости от него, и они ходят вместе в школу и из школы, что помогает избежать ситуаций травли по дороге в школу и домой. Стадия профилактики подразумевает проведение специальных уроков, или курсов-модулей, обучающих адекватному поведению в ситуации травли и конфликта17.
Однако в 2016 г. в Великобритании был издан первый Закон о борьбе с буллингом в школах (Addressing Bullying in Schools Act (Northern Ireland)), действие которого, правда, распространяется только на Северную Ирландию. Согласно ст. 1 Закона буллинг включает (но не ограничивается) «повторное использование любого устного, письменного или электронного сообщения; любое другое действие или любую их комбинацию учеником или группой учеников против другого ученика или группы учеников с намерением причинить физический или эмоциональный вред этому ученику или группе учеников». Как видно из дефиниции, Закон не содержит положения о ки-бербуллинге в качестве отдельной нормы, ограничиваясь упоминанием лишь электронных сообщений. Не включает он какого-либо закрытого или открытого списка запрещенных действий, оставляя решение этого вопроса на усмотрение администрации образовательного учреждения.
Что касается Англии и Уэльса, то предписания о дисциплине в учебных заведениях, содержащиеся в различных актах об образовании,
17 См.: Кутузова Д. Проблема травли детей в школе. Обзор зарубежных ис-
следований. URL: https://pro-psixology. ru/prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html.
не включат запрет буллинга, однако Департамент образования, осознавая высокую опасность этого явления, выпустил в 2017 г. специальные Рекомендации по предотвращению и устранению буллинга18, ориентирующие руководство и сотрудников учебных заведений относительно использования уже имеющегося законодательства разной природы — в сфере образования, уголовного права и т. д.
Согласно данным Рекомендациям в каждом учебном заведении должны быть приняты меры для предотвращения всех форм травли. Закон об образовании и инспекциях 2006 г. (Education and Inspections Act) предусматривает, что школы должны принимать меры для поощрения хорошего поведения и предотвращения всех форм буллинга среди учащихся (ст. 89). Эти меры должны быть частью политики поведения в школе и известны всем ученикам, персоналу школ и родителям.
Хотя буллинг сам по себе не является отдельным уголовным преступлением в Великобритании, некоторые действия (или сообщения), связанные с запугиванием или содержащие угрозы, могут быть признаны преступлением, например, в соответствии с Законом о запугивании 1997 г. (Protection from Harassment Act), Законом о публичном порядке 1986 г. (Public Order Act), Законом о злонамеренных сообщениях 1988 г. (Malicious Communications Act). Так, в соответствии с Законом о злонамеренных сообщениях любое лицо, отправляющее электронное сообщение, которое является неприличным или грубо оскорбительным, угрожающим или содержащим ложную информацию (о чем известно отправителю), виновно в преступлении,
18 cm.: Preventing and Tackling Bullying. Advice for Headteachers, Staff and Governing Bodies. July 2017 / URL: https://www.gov. uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/623895/Preventing_ and_tackling_bullying_advice.pdf.
если целью сообщения было причинение стресса или беспокойства получателю. В этом случае сотрудникам школы надлежит обращаться в полицию.
Что касается дисциплинарных мер, то они в отношении учеников могут быть применены, если инцидент произошел вне школьного помещения под законным контролем (ст. 90, 91 Закона об образовании и инспекциях). Это относится и к случаю буллинга за пределами школы, например в школьном или общественном транспорте, в местных магазинах, в центре города или за городом. Если об этом было сообщено администрации школы, происшествие должно быть расследовано, а руководитель должен также рассмотреть вопрос о целесообразности уведомления полиции.
Закон об образовании 1996 г. (Education Act — действует с дополнениями 2011 г.) предусматривает обыск учащихся и изъятие запрещенных предметов19, в том числе электронных устройств (например, мобильного телефона). Если сотрудник школы официально изъял телефон, он имеет право изучить хранящиеся в нем данные или файлы и удалить их, если для этого есть основания. Эти правила применяются ко всем школам, и согласие родителей не требуется. При наличии разумных оснований подозревать, что изъятое электронное устройство содержит доказательства преступления, телефон передается в полицию, а материалы, имеющие отношение к преступлению или порнографическим изображениям детей либо порнографическому изображению экс-
19 В том числе оружие, алкоголь, наркотик, краденое, сигареты, порнография (любого рода, в том числе журналы с фотографиями полуобнаженных моделей, а также экстремальные материалы для взрослых), фейерверки, которые могут быть использованы для причинения вреда или совершения какого-либо действия, запрещенного школьными правилами.
тремального характера, не должны удаляться до его передачи в полицию.
Иные методы борьбы с буллингом применяются в Республике Казахстан, где также нет специальных законодательных норм о борьбе с насилием в школе, случаи травли рассматривает Совет отцов — избираемый орган, в состав которого входят уважаемые отцы (не более четырех человек). Совет отцов рассматривает случаи буллинга по заявлению учителя или ученика-жертвы и обеспечивает доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера. Как правило, первый же прецедент останавливает травлю в школе. К таким вопросам привлекают и руководителей местного самоуправления (акимов)20.
Обращает на себя внимание казахстанский пилотный проект по профилактике насилия в школах, в котором участвовали государственные школы и интернаты Восточно-Казахстанской области21. По результатам проведенного исследования в Казахстане внедрена Модельная программа «Профилактика и реагирование на насилие в образовательных учреждениях», которая включает обучение учеников третьих — седьмых классов позитивным типам поведения, распознаванию школьного насилия, своевременному прекращению конфликтных ситуаций, уважительному отношению к своим сверстникам и др.22 Программа на-
20 См.: Лучшие методики против буллинга. URL: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/luchshie-metodiki.html.
21 Проект был реализован в рамках сотрудничества Уполномоченного по правам человека РК, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и областного управления образования. См.: Буллинг в казахстанских школах: как с ним бороться?// Современное образование. 2016. № 2. URL: http://iac.kz/ru/publishing/bulling-v-kazahstanskih-shkolah-kak-s-nim-borotsya.
22 См.: Доклад о положении детей в Рес-
публике Казахстан. Астана, 2015. URL: http://
целена на повышение осведомленности о насилии в школе; увеличение поддержки и участия персонала школы, учащихся и их родителей в создании школьной среды без насилия; увеличение выявлений и сообщений о случаях насилия в школе; улучшение мер реагирования на школьное насилие, служащих для снижения случаев насилия и ведущих к созданию школьной среды без насилия. В этих целях в деятельность каждой школы предлагается внедрить 16 ключевых компонентов, направленных на создание Команды школьной безопасности; системы выявления, реагирования, предупреждения насилия в школах; выработку понятия «насилие в школе»; создание трехступенчатой системы вмешательства (первичного, целевого, интенсивного) и проч.23 Очевидно, что при формировании Программы учитывался опыт борьбы с буллингом, апробированный на мировом уровне, в первую очередь программ вмешательства Д. Ольвеуса. Обращение наших коллег из Казахстана к зарубежному опыту и тем более проведение совместного пилотного проекта представляет большой интерес.
В проведенном исследовании показаны два основных подхода к профилактике и борьбе с буллингом в школах. Первый предполагает, что решение всех вопросов, связанных с противодействием насилию (формирование соответствующей политики, разработка понятия «буллинг», дисциплинарные меры и проч.), должно быть передано на уровень образовательного учреждения и оформлено в виде локального нормативного акта образовательного учрежде-
www.bala-kkk.kz/sites/default/files/upload/ files/%20%204.12.2015.doc%2B%2B%2B%281%29. pdf.
23 См.: Руководство по реализации программы «Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области». Астана, 2014. URL: http:// www.refworld.org.ru/pdfid/5638c27a4.pdf.
ния. При этом государственный контролирующий орган может давать рекомендации или утверждать программы повышения квалификации для педагогов24. Другой подход — из-
24 В Казахстане для повышения квалификации педагогов-психологов общеобразовательных школ разработана специальная программа «Обеспечение безопасной образовательной среды и предотвращение насилия в школе, профилактика суицида среди подростков». 2016. См. приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 г. № 92 «Об утверждении образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров организаций дошкольного, среднего, дополнительного, а также специального образования». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1600013306#z1.
дание законодательного акта, в котором закрепляется идеология противодействия, понятие буллинга, определяется круг местных органов, непосредственно ответственных за разработку и контроль модельной политики. Безусловно, второй подход дает возможность более тщательной проработки, учета мирового опыта, единообразия толкования школьной администрацией. Отсутствие легального определения буллинга или травли затрудняет выполнение поставленных задач по профилактике насилия в школе. Помимо прочего, более высокий уровень постановки проблемы и закрепление запрета буллинга в отдельном законе (или законодательстве об образовании) имеют важное превентивное значение, которое трудно переоценить.
Библиографический список
2010 Nevada Code TITLE 34 EDUCATION. Chapter 392 Pupils. NRS 392.915 Threatening to Cause Bodily Harm or Death to Pupil or School Employee by Means of Oral, Written or Electronic Communication; Penalties. URL: https://law.justia.com/codes/nevada/2010/title34/ chapter392/nrs392-915.html.
Bully Police USA. A Watch-Dog Organization — Advocating for Bullied Children & Reporting on State Anti Bullying Laws. URL: http://www.bullypolice.org/.
Leonard C. Teachers' Responsibilities Towards the Bullying Behaviours of Students. Masters of Arts in Education Department of Integrated Studies. URL: http://digitool.library.mcgill.ca/ webclient/StreamGate?folder_id=0&dvs=1510568555495~98.
Olweus D. Bullying in School: Some Facts, Some Myths, and Systematic Intervention. Athens. June 11, 2014. URL: https://www.ilga-europe.org/sites/default/files/Attachments/dan_olweus. pdf.
Olweus D. Invited Discussion Paper. Cyber Bullying: An Overrated Phenomenon? // European Journal of Developmental Psychology. 2012..
Policy for Prohibiting Bullying, Harassment and Intimidation Georgia Department of Education. Dr. John D. Barge, State School Superintendent. September 9, 2010. Revised August 24, 2011. URL: https://www.gadoe.org/Curriculum-Instruction-and-Assessment/Curriculum-and Instruction/Documents/GaDOE%20Bullying%20Policy_August%202011.pdf.
Preventing and Tackling Bullying. Advice for Headteachers, Staff and Governing Bodies. July 2017 / URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/623895/Preventing_and_tackling_bullying_advice.pdf.
Sacco D. T., Silbaugh K., Corredor F., Casey J., Doherty D. An Overview of State Anti-Bullying Legislation and Other Related Laws. URL: https://www.meganmeierfoundation.org/cmss_files/ attachmentlibrary/State-Anti-Bullying-Legislation-Overview.pdf.
Буллинг в казахстанских школах: как с ним бороться?// Современное образование. 2016. № 2. URL: http://iac.kz/ru/publishing/bulling-v-kazahstanskih-shkolah-kak-s-nim-borotsya.
Доклад о положении детей в Республике Казахстан. Астана, 2015. URL: http://www.bala-kkk.kz/sites/default/files/upload/files/%20%204.12.2015.doc%2B%2B%2B%281%29.pdf.
Кривцова С. В. Буллинг в школе. Федеральный институт развития образования. Центр развития психологической службы. М., 2011.
Кривцова С. В., Белевич А. А., Шапкина А. Н. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России // Журнал Образовательная политика. 2016. Т. 3. № 73.
Кутузова Д. Проблема травли детей в школе. Обзор зарубежных исследований. URL: https:// pro-psixology.ru / prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij /1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html.
Лучшие методики против буллинга. URL: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/ pages/luchshie-metodiki.html.
Руководство по реализации программы «Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области». Астана, 2014. URL: http://www.refworld.org. ru/pdfid/5638c27a4.pdf.
Школа без насилия: метод. пособие / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М., 2015.