Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
дефектология / дети с особыми образовательными потребностями / коррекционно-развивающие дидактические игры.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Вдовицкая Светлана Александровна

Основной задачей специальной школы является создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни с последующей социализацией. Проблема коррекции внимания обучающихся является общей дидактической и методической проблемой специальной педагогики. В статье представлен практический наглядно-дидактический материал, направленный на развитие внимания детей с ограниченными возможностями, который поможет организовать коррекционную работу в специальных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 376.42

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ВДОВИЦКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель-дефектолог категории «педагог-исследователь», учитель профессионально-трудового обучения КГУ «Специальная школа-интернат №9» управления образования Карагандинской области Сарань, Казахстан

Аннотация: Основной задачей специальной школы является создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни с последующей социализацией. Проблема коррекции внимания обучающихся является общей дидактической и методической проблемой специальной педагогики. В статье представлен практический наглядно-дидактический материал, направленный на развитие внимания детей с ограниченными возможностями, который поможет организовать коррекционную работу в специальных школах.

Ключевые слова: дефектология, дети с особыми образовательными потребностями, коррекционно-развивающие дидактические игры.

Специальное и инклюзивное образование являются важными направлениями в области образования, которые основываются на определенных ценностях и принципах. Они направлены на обеспечение равных возможностей и доступа к образованию для детей с различными особенностями и способностями. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход, который учитывает потребности, интересы, стили обучения и способности каждого ученика. Индивидуализация помогает создать условия для максимального развития потенциала каждого ребенка и активного участия в образовательном процессе.

Обучение и воспитание в коррекционной школе осуществляется на основе принципов, присущих общей системе образования. Вместе с тем, коррекционная школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с особыми образовательными потребностями, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций. Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, в том числе всех видов внимания.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми мы предлагаем начинать с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание - это необходимое качество, которое следует развивать с самого раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями имеют ряд особенностей в развитии внимания:

- ограниченная концентрация внимания;

- затруднения с переключением внимания;

- ограниченная способность фокусировать внимание;

- затруднения с многозадачностью;

- затруднения с длительным запоминанием информации.

Развитие внимания у детей с ООП требует индивидуального подхода и адаптации задач в соответствии с их потребностями и возможностями. Вот несколько способов, которые могут быть эффективными:

Структурирование задач.

Разделяйте задания на более мелкие и конкретные шаги, чтобы упростить их выполнение. Предоставляйте четкие инструкции и последовательность действий. Используйте визуальные подсказки, такие как рисунки, диаграммы или планы.

Упражнения на длительность внимания.

Поначалу работайте с детьми в течение коротких отрезков времени и постепенно увеличивайте продолжительность упражнений. Используйте таймер, чтобы дать детям эффективное чувство времени и помочь им развить навык управления длительностью своего внимания.

Игры на развитие внимания.

Занимайтесь играми, которые требуют сосредоточенного внимания, памяти и концентрации. Например, игра «Memory», где детям нужно найти пары карт или «Собери в целое», где они должны собрать пазл. Это поможет им развить фокусировку внимания и улучшить память.

Использование мультимодальных подходов

Используйте разнообразные сенсорные каналы для привлечения внимания детей. Используйте визуальные, звуковые, тактильные и двигательные элементы в ваших упражнениях. Например, использование цветных маркеров, звуковых эффектов или двигательных игр.

Интеграция интересов ребенка.

Учитывайте интересы ребенка при выборе задач и активностей. Это поможет детям заинтересоваться и более вовлечено участвовать. Например, если ребенок интересуется животными, используйте изображения или игрушки с животными в упражнениях на развитие внимания.

Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание. Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Существует ряд упражнений на развитие внимания, которые можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Упражнения на визуальное внимание:

- Поиск предметов - дать детям задание найти определенные предметы на изображении или в комнате.

- Сортировка - попросить детей отсортировать набор предметов по определенным признакам (цвет, размер, форма).

2. Упражнения на звуковое внимание:

- Игра «Слово по слогам» - произнося слово, просить детей разбить его на слоги.

- Игра «Один лишний звук» - произнести несколько слов и попросить детей определить несоответствующее слово.

- Игра «Буквы в слове» - назвать слово и попросить детей найти все буквы, которые входят в это слово.

3. Упражнения на зрительное внимание:

- Игра «Найди отличия» - дать детям две картинки и попросить найти все отличия между

ними.

- Игра «Найди сходства» - дать детям две картинки и попросить найти все сходства между ними. Развиваются все стороны внимания.

Сравни предметы Ндюаи сходства между предметами и их рнлнчи*.

IE

- «Корректурные пробы». Бланк заполнен буквами (цифрами, знаками, рисунками). Задание: зачеркнуть (подчеркнуть, обвести) букву, например «О», подчеркнуть «Я». Здесь предполагается формирование всех характеристик внимания.

Задание №9

Раскрась клеточки с буквой "о"

Задание №9

Раскрась клеточки с буквой "о"

а п р л д ж э О ь т н м ч я ф ы в a a 11 р л J ж э б ь I и м с ч и ф ы в a

ы й 11 у к е ц й V к е н г п о ф ы о й U у к е О Ц й О V к е н г п

и в а к е н я ш 3 X ь р р н О в a О к е II о ф я О г ш 3 X ь р р

м р а н a a г III 3 X п л м р О о a О н О a О О a н г ш 3 X п л

п п ф в п г в к й ф a р л ж a д п п ф в п О г О в к й ф ы a р л ж a д

а я ы ф р ш ы ф ы в п н т ь в ж a a ы ф р о 111 О ы ф ы в a п и т ь в ж

в в в ы л я ч с и т ь б ы э в в В ы л О О О о я ч с м и i ь б ы э

к ы а й д ю ф ь к м a й д о О О о О О о О О о О ю ъ

е ф п U ж ш м III ш е a в ы я я ■ е ф п U ж ш О м о III ш е a в ы я О я О

н я р у э 3 с и л X е л д й ч н я p V э 3 с II О л X е р л л н О ч О

г ч л в ъ X ч т ь U с X г ч л В ь X ч I О О ь о о О О U О с X

ш с д а X ь я ь Ш э ш й У м 3 ш с д Я X ь И ь ш О э о ш й о У о м 3

3 м ж п 3 ж ф б 3 ж ш V к и ш 3 м ж п 3 ж ф б 3 О ж о III у о к о и Щ

д и э е ш д ы ю X д г к е т г д и э е ш д м ю X О д о г к О е о т Г

ж т ю н ш л в э ь д н е н т н ж т К) н ш л в э ь О л о н е о н О т н

э ь О р г п а ж л Нл р р ш э ь б р г п a ж О л О л О о р о р О ш

б ь т р п а V а Й с ч я в ы ф н и V к б ь т р п a V ц й с ч я в ы ф й U У к

- Игра «Сколько объектов?» - показать детям группу предметов на короткое время и попросить их сказать, сколько предметов они видели. 4. Упражнения на концентрацию внимания:

- Решение головоломок - давать детям головоломки разной сложности и попросить их разгадать их самостоятельно.

- Игра «Последовательность» - показывать детям серию предметов и попросить их повторить предметы в том же порядке.

- «Таблица Шульте». На бланке числа от 1 до 10 (от 1 до 25) не по порядку. Надо как можно быстрее назвать и показать числа в правильном порядке. Числа могут располагаться в двух комплектах на разном фоне. Формируется переключаемость, концентрация, объем внимания.

- «Зашумленные предметы». На бланке наложены друг на друга предметы. Необходимо назвать все, если они связаны между собой, назвать обобщающее понятие. Формируется концентрация, переключаемость внимания.

Упражнения для развития внимания у детей с особыми образовательными потребностями должны быть забавными, интересными и подходить к их возрастным и когнитивным способностям. Комбинируя эти упражнения и приспосабливая их к индивидуальным потребностям каждого ребенка, можно помочь им развить все стороны внимания. Это будет способствовать повышению эффективности занятий, развитию функциональной грамотности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта. М.: Рос. Академия образования, 2006.

2. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.

4. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.