Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / СРЕДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутлева Л. С., Покушалова Е. В.

В статье рассматриваются вопросы развития внимания младших школьников как средства повышения эффективности учебного процесса, представлены основные приемы и методы работы над развитием внимания с учетом возрастных особенностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

инвалидностью // Дефектология. - № 4. - 2017. - С. 30-36.

2. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 2. - С. 42-49.

3. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. - № 6. - 2017. - С. 49-55.

© Бондаренко С.Б., 2023

УДК 373.3

Кутлева Л.С.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода, РФ, Покушалова Е.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода, РФ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития внимания младших школьников как средства повышения эффективности учебного процесса, представлены основные приемы и методы работы над развитием внимания с учетом возрастных особенностей детей.

Ключевые слова:

внимание, средство, эффективность, учебный процесс, методы, приемы.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников.Часто из-за плохого внимания ребёнок испытывает трудности при обучении в школе. Ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, важную совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. [1, с. 5]Так что же такое внимание?

Внимание - это сосредоточенность сознания человека на определённом объекте или явлении. Наше сознание выделяет определённые предметы или явления, отвлекаясь от всего остального. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется.

У внимания можно выделить несколько важных свойств. Объём показывает, на скольких предметах ученик может сосредоточиться одновременно. Избирательность - свойство выделять из окружения значимые явления или предметы. Концентрация — это качество, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального. Устойчивость — умение длительное время фиксировать внимание на объекте. Благодаря переключаемости ученик легко чередует виды учебной деятельности. Распределение позволяет одновременно заниматься несколькими делами. Все эти свойства у младших школьников развиты недостаточно. Для внимания большинства детей характерны

малый объём, слабое распределение, неразвитая переключаемость. Важно также помнить о том, что существует несколько видов внимания. [1, с. 6]

Первый - это непроизвольное внимание, которое стимулируется чем-то новым и необычным. Второй - это произвольное внимание, которое является осознанным и волевым, появляется при желании сосредоточиться на чем-то определенном. И третий - это послепроизвольное внимание, которое заключается в появлении стремления и интереса к познанию нового.

Для младших школьников характерно непроизвольное внимание. Они хорошо принимают новую информацию, но ещё не умеют управлять своим вниманием. Поэтому необходимо развивать у детей навык произвольного и послепроизвольного внимания. Это нужно для того, чтобы школьник научился выполнять задания усилием воли. Поэтому преподавание в начальных классах должно быть интересным и эмоциональным. Для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности.

Урок должен быть чётко спланирован и организован. Учитель должен показывать логическую связь внутри каждого задания, между заданиями. При нарушении таких цепочек внимания учеников значительно ослабевает. Темп урока должен быть подобран с учётом работоспособности класса. Слишком высокий или низкий темп снижает внимание. Материал преподноситься доступно, с опорой на наглядность. При большом объёме материала внимание становиться неустойчивым вследствие утомления, при малом-появляются паузы для отвлечения от темы. Необходимо специально организовывать мыслительную деятельность детей. Для этого применять разнообразные виды и формы заданий. Регулярно менять вид деятельности. Поддерживать уровень мотивации обучения, создавать эффект новизны, устранять причины страхов перед неизвестным. Для развития внимания необходимо использовать различные формы работы на уроке.

Развитие внимания - процесс длительный и сложный. Он требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не уделяют много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как перед ними стоят задачи обучения. Современные методики развития внимания предлагают специальные упражнения и задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников. Чтобы упражнения были эффективны рекомендуется соблюдать определённые правила: проведение упражнений в системе; небольшая продолжительность (5-10 мин.); соблюдение принципа от простого к сложному; использование комплексных упражнений для выработки нескольких свойств внимания.

Подбирать упражнения следует в зависимости от цели, которая стоит перед учителем и уровня сформированности свойств внимания у ребенка. Предлагаемые далее упражнения и игры могут использоваться в коллективной и индивидуальной работе с учащимися с целью профилактики невнимательности, повышения уровня развития внимания и успеваемости.

Для поддержания внимания в начале уроке можно использовать следующие игровые моменты:

1) Знак «Внимание!» Учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре. Дети замолкают.

2) «Кто меня слышит?» В шумном классе учитель тихо говорит: «Кто меня слышит - хлопните в ладоши». Неожиданные хлопки заставляют прислушаться и замолчать.

3) «Ритуалы приветствия». Встаньте, у кого имя начинается на букву «А». Встаньте тот, кто сидит на первом ряду на второй парте и т. д.

4) Видео «обратный отсчёт». Счёт от 10 до 1.

5) «Пожалуйста». Учитель показывает различные движения. Дети повторяют их, если произносится слово «пожалуйста».

На уроке урока целесообразно использовать различные тренинги: [2, с. 16]

1) Тренинги на развитие переключаемости внимания.

Это «Корректурные» упражнения. Они также полезны для повышения сосредоточенности,

концентрации и устойчивости внимания. Сначала дети вычёркивают буквы из текста, затем, обводят по 2 буквы, далее переходят на учебный материал. Смысл упражнения заключается в том, что дети ищут в тексте буквы, слова, предложения одинакового свойства.

2) Тренинги на развитие устойчивости и концентрации внимания.

Такие упражнения, как «Перепутанные линии», развивают концентрацию и устойчивость внимания. Например, соединить примеры с одинаковыми ответами, соединить цифры в порядке возрастания, только слова с безударной гласной в корне. Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам. Очень любимы детьми задания «Найди отличия», «Дорисуй вторую половинку».

3) Тренинги на развитие объёма и концентрации внимания. Так игра «Копировальщики» развивает объём и концентрацию внимания. Сначала это копирование таблиц Шульте, затем и учебного материала. Смысл таких упражнений в точном копировании. Задание «Выполняй по образцу» повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и повторить по образцу узор в течение определенного времени.

4) Тренинги на развитие избирательности внимания.

Это упражнения в сравнении, группировке, классификации. Найти спрятавшиеся слова, ответы, буквы. Задание на соединение частей слов, правил, задач и примеров. А также задания на поиск ошибок. К числу эффективных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду.

Хотелось бы остановиться на игровых упражнениях на развитие внимания, применяемых на уроках. Именно условия игры развивают все свойства внимания. Интересна игра «Муха». Игра идёт на поле из девяти клеток. Водящий даёт команды на перемещение мухи. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Игра «Палочки» используется для смены деятельности. Один ученик произвольно выкладывает несколько счетных палочек. Затем закрывает тетрадью. Другой должен повторить. Игра «Собери коллекцию» позволяет развивать объём внимания. В течении 10 секунд увидеть и назвать как можно предметов одного цвета, формы. Игра «Перекличка — путанка». Ведущий называет фамилии и имена детей. Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. В игре «Повторяй» дети называют своё слово и слово предыдущего играющего. Игра «Сохрани слово в секрете» учит ребенка длительное время руководствоваться заданным правилом. Например, он должен повторять за вами все слова, кроме названий животных. Вместо этого он должен хлопнуть в ладоши. [3, с. 35]

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания. Применение упражнений для развития внимания способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1.Волков Б. С. «Психология младшего школьника». М.: Педагогическое общество России, 2002.

2.Калмыкова Е. В. «Игровые технологии обучения в начальной школе: практическое пособие». М.: «Аркти», 2007.

3.Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов - на - Дону, Феникс, 2003.

© Кутлева Л.С., Покушалова Е.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.