Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
произвольное внимание / дошкольники / общее недоразвитие речи. / voluntary attention / preschoolers / general speech underdevelopment.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В.

В статье освещается проблема развития произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития). Описаны этапы опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного внимания с данной категорией детей, проанализированы результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article highlights the problem of the development of voluntary attention in children of the preparatory group for school with general speech underdevelopment (3rd level of speech development). The stages of experimental work on the development of voluntary attention with this category of children are described, the research results are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

i показники та дiагностичний шструментарш, по-виннi бути iмплементованi у кожну наступну щдси-стему («зшмаючи» можливi конфлiкти систем через неузгодженють позицiй), забезпечуючи гармо-нiзацiю загального та конкретного.

Висновки. Отож, компетентнiсна система освiти е особистiсно та соцiально орieнтованою, вона особливо актуальна для щдготовки фахiвцiв соцiономiчних професiй, що базуються на взаемо-вiдносинах «людина-людина». Системотвiрним чинником освгги цього рiвня е згуртовашсть внут-рiшня та зовнiшня, узгоджуючи зусилля всiх, хто мае безпосередне чи опосередковане ввдношення до освгш у рамках вiдповiдного соцiального сере-довища (вщдаленого, близького, безпосереднього оточення).

При дiагностицi рiвня професшно-сощально1 згуртованосл суб'ектiв освггаьо1 системи/тдсис-теми, здатносп майбутнього фахiвця до сощаль-ного гуртування необхвдно орiентуватися не сть льки на згуртованiсть як самодостатнш феномен, ск1льки на згуртованiсть як чинник розвитку освгт-ньо! системи, пвдвищення професшно1 компетент-ностi студента: а) наявнють базових професшно-со-щальних цiнностей з 1х системотвiрним потенща-лом; б) активацiю механiзмiв штеграцд, штеракцп, шклюзп в оргашзацп колективно! дiяльностi, об'ед-нання зусиль щодо розвитку освггаъох системи; в) вщслщковування якостi функцiонування та розвитку освггаъох системи у комплексi вах взаемозале-жних складових.

Формуеться ситуащя, вiдповiдно до яко! поси-люеться взаемна зацiкавленiсть освiтнього закладу та його суб'екпв у забезпеченнi компетентшсно! освiти, оскiльки компетентностi - це не лише знання та вмшня !х використовувати, а i якосп, пов'язанi з особистiсними характеристиками, що визначають здатнiсть до взаемодп з людьми, соща-льним середовищем (сощально-полггичним, куль-турним, iнформацiйним та ш.).

Список лiтератури

1. Колот А. М. Сощальна згуртованiсть суст-льства як доктрина: основш засади, причини актуа-лiзацil, складовi розвитку. Економiчна теор1я. 2010. № 1. С. 18-28.

2. Нестерова М. 1мплементащя европейських цiнностей для розвитку сощально! згуртованостi в освiтi. [Електронний ресурс]. URL: https://www.sceges.npu.edu.ua/images/news/conferen ce12_12_2019/Tezy_12_12_19.pdf

3. Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Укра!ни «Про затвердження Державно! стратеги репональ-ного розвитку на 2021-2027 роки» ввд 5 серпня 2020 р. № 695. https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/695-2020-п#Text

4. Delanty G. The University and Cosmopolitan citizenship / Gerard Delanty // Higher Education: New Challenges and Emerging Roles for Human and Social Development. Global University Network for innovation. - N. Y., 2008. - 374 p.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Алпатова Н.С.

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Попова Л.В.

МДОУ «Детский сад № 107 «Искорка», г. Волжский,

учитель-логопед Харчук М.В.

МДОУ «Детский сад №109 «Колокольчик», г. Волжский,

учитель-логопед

THE DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Alpatova N.

NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow, associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences, senior researcher Popova L.

MDOU «Kindergarten No. 107» Spark, Volzhsky, teacher speech therapist

Kharchuk M.

MDOU «Kindergarten No. 109» Bell, Volzhsky, teacher speech therapist

Аннотация

В статье освещается проблема развития произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития). Описаны этапы опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного внимания с данной категорией детей, проанализированы результаты исследования.

Abstract

The article highlights the problem of the development of voluntary attention in children of the preparatory group for school with general speech underdevelopment (3rd level of speech development). The stages of experimental work on the development of voluntary attention with this category of children are described, the research results are analyzed.

Ключевые слова: произвольное внимание, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Keywords: voluntary attention, preschoolers, general speech underdevelopment.

Внимание - важнейший психический процесс, представляющий собой способность сосредоточиваться на определенном объекте и тесно связанный с общей направленной познавательной активностью, намерениями, мотивацией (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Р.С. Немов, В.И. Страхов, С.Л. Рубинштейн и другие). По мнению этих ученых, устойчивость и концентрация внимания выступают наиболее важными его свойствами, позволяющими охарактеризовать внимание как произвольное [5].

Для учителя-логопеда проблема развития внимания является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития дошкольников с общим недоразвитием речи [2, 3]. Дети легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя-логопеда или воспитателя, забывают то, что слышали, допускают ошибки [4, 7]. Наиболее частыми для поведения детей с общим недоразвитием речи являются такие характеристики, как «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость», «неравномерная работоспособность». Могут наблюдаться и проявления инертности, что затрудняет выполнение заданий, связанных с переключением внимания с одного задания на другое. У большинства детей значительно нарушается функция произвольного внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания [6].

Известно, что развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в школе (Л.И. Баскакова, Ю.Ф. Гаркуша, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая, Я.А. Пономарев, О.Н. Усанова и другие). Поэтому процесс внимания необходимо развивать как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с общим недоразвитием речи.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и апробация коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития).

Экспериментальная работа, осуществляющаяся на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 107 «Искорка» и «Детский сад №109 «Колокольчик» г. Волжского, включала 3 этапа: 1) проведение диагностики уровня развития произвольного внимания

у дошкольников с общим недоразвитием речи; 2) определение и реализацию на практике коррекци-онно-развивающей работы по развитию произвольного внимания у этих детей; 3) проверку эффективности проведенной работы.

В исследовании принимали участие 16 детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа) и 16 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).

Опытно-экспериментальное изучение уровня развития произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи осуществлялось через диагностику его свойств (концентрация, объем, распределение, устойчивость, переключаемость). В качестве диагностического материала использовались следующие методики: таблицы Шульте, корректурная проба (Тест Бурдона), «Найди и вычеркни», «Лабиринт», «Перепутанные линии» [1].

Обобщение и количественный анализ результатов диагностического исследования показал, что 62,5% детей в контрольной группе имеет высокий уровень произвольного внимания, 37,5% - средний уровень, низкий уровень не выявлен.

Диагностика развития исходного уровня развития внимания в экспериментальной группе позволила выявить следующие показатели: 56,25% дошкольников с общим недоразвитием речи имеют средний уровень, 43,75% - низкий уровень, высокий уровень не обнаружен.

Следует отметить, что в ходе диагностики дети с общим недоразвитием речи часто отвлекались, не могли сосредоточиться на работе, наблюдалась быстрая утомляемость. Например, некоторые дети, несколько раз просмотрев таблицу Шульте и не найдя нужного числа, теряли всякий интерес к выполнению задания. Другие дети с общим недоразвитием речи начинали выполнять задание с середины таблицы. Дошкольники нуждались в направляющей помощи взрослого. У некоторых дошкольников с общим недоразвитием речи результативность к концу работы повышалась, так как они более или менее вникали в суть работы. У других результативность понижалась, что свидетельствовало об их утомляемости, потере интереса к работе, а также о низкой работоспособности.

При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп мы выявили следующие

особенности. Детям с нарушением речевого развития, в отличие от детей с нормой, требуется больше времени на выполнение заданий, поскольку они хуже понимали инструкцию к заданию, в большей степени затруднялись самостоятельно выделять существенные признаки объекта, внимание и интерес к работе снижены, недостаточно сформированы такие характеристики внимания, как переключение, устойчивость, распределение, концентрация и объем внимания и, как следствие, было допущено большое количество ошибок при выполнении заданий.

Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации на практике комплекса коррекционно-разви-вающих занятий по развитию произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

Вторым этапом опытно-экспериментального исследования является реализация системы коррек-ционно-развивающей работы, которая предполагала проведение 36 занятий по развитию произвольного внимания у детей экспериментальной группы.

Специальные коррекционные занятия проводились как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой. При построении занятий также учитывались возрастные, индивидуальные особенности и возможности детей с общим недоразвитием речи.

На специальных занятиях осуществлялась взаимосвязь между знакомством с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей. Кроме того, все занятия были направлены на развитие всех психических процессов, помимо внимания. Так, на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи решались такие задачи, как эмпатиче-ское принятие ребенка, создание комфортной психологической атмосферы и психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка, отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка посредством игровой деятельности.

В качестве средств развития произвольного внимания мы использовали сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры и упражнения, включая логоритмические упражнения, направленные на развитие и совершенствование умений переключать, распределять и концентрировать внимание детей с общим недоразвитием речи.

Содержание специальных коррекционных занятий представлено следующими заданиями:

- задания «Змейка», «Лабиринт»: ребенок должен провести по извилистой линии карандашом и найти короткий путь из точки А в точку В;

- задание «Найди отличия»: ребенок должен посмотреть на две картинки (например, изображение двух снеговиков или Микки Маусов) и найти отличия (всего отличительных знаков было 10);

- задание «Повторите»: специалист договаривается с детьми, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «Повторите!»;

- упражнения «Найди букву», «Догони и поймай букву»: ребенку дается небольшой текст из книги и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). При этом фиксируется время и количество ошибок. В этом упражнении важно не столько найти большое число определенных букв, сколько не пропустить буквы в просмотренных строках. Поэтому, прежде чем тренировать скорость выполнения, нужно научить ребенка не допускать ошибки, т.е. не пропускать буквы.

Наиболее сложным для детей с общим недоразвитием речи было задание «Шум не мешает». Дети по команде вслух заучивали разные стихотворения (одинаковые по объему) за определенное время (6-8 минут).

Некоторые сложности вызвало упражнение «Сосчитай-ка!» Содержание занятия: логопед раскладывает мелкие предметы (скрепки, пуговицы, карандаши) в произвольном порядке (в ряд). Нужно подсчитать, сколько всего карандашей, скрепок, пуговиц, но считать можно только называя все предметы по порядку (первый карандаш; первая скрепка; второй карандаш и т.д.).

Наибольший интерес вызвало задание «Бывает - не бывает». Содержание: ребенку надо представить себе ситуацию, которую описывает педагог, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если ребенок ответит правильно, его очередь загадывать загадку, а если неправильно - его очередь пропускается. Игра пройдет интереснее, если фразы будут разнообразными и неожиданными.

Оживленно и весело прошло занятие «Кто за кем?». Ведущий подаёт сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят за ним ребята.

После выполнения каждого задания детьми экспериментальной группы логопедом были проанализированы ошибки, которые они допустили.

Такие задания позволяли учить детей концентрировать внимание на объекте, формировать умение контролировать свои действия; учить сравнивать зрительно воспринимаемые объекты; развивать устойчивость внимания, способность переключать внимание с одного объекта на другой; учить параллельно или одновременно выполнять разные виды заданий.

После апробации коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания у дошкольников экспериментальной группы нами была проведена повторная диагностика с применением тех же методик.

Так, проведенное нами исследование показало, что в экспериментальной группе высокий уровень развития произвольного внимания диагностирован у 25,0% детей, средний уровень - у 68,75%, низкий уровень - у 6,25% .

Высокая результативность работы связана с тем, что дети были знакомы с данными заданиями и ориентировались в их выполнении. Время на вы-

полнение заданий существенно сократилось. Сравнивая результаты первичного и повторного диагностического исследования, можем сделать вывод, что положительная динамика наблюдалась у абсолютного большинства детей и только у одного ребенка обнаружен низкий уровень. Снижение числа допущенных ошибок позволяет говорить об эффективности проведенной работы по развитию произвольного внимания.

Проведенное нами исследование показало, что в контрольной группе уровневые показатели развития произвольного внимания у детей практически не изменились: у 68,75% детей определен высокий уровень, у 31,25% - средний уровень; низкий уровень не обнаружен.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности проведенной коррекционно-разви-вающей работы по развитию произвольного внимания у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Альманах психологических тестов. - Издание 2-е. - Москва: КСП, 1996. - 400 с.

2. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 2. - С. 10-23.

3. Мартыновская И.А., Шорохова М.В. Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). -URL: http://e-koncept.ru/2018/182014.htm.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 525 с.

5. Пахомова Н.А. Развитие произвольного внимания у первоклассников в зависимости от условий обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2002. - 24 с.

6. Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Психол. ин-т Рос. акад. образования. - Москва, 2001. -22 с.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практич. пособие. - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2004. - 209 с.

САМООЦ1НКА САМОСТ1ЙНО1 ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТ1В ВИПУСКНИХ КУРС1В З ДИСЦИПЛ1НИ «ПЕД1АТР1Я, ДИТЯЧ1 ШФЕКЦП» ЩД ЧАС ДИСТАНЦ1ЙНОГО НАВЧАННЯ

Тарнавська С.1.

к.мед.н., доц. кафедри nediampii та дитячих iнфекцiйних хвороб Буковинського державного медич-

ного yHieep^memy Шахова О. О.

к.мед.н., ас. кафедри педiатрii та дитячих iнфекцiйних хвороб Буковинського державного медич-

ного унiверситету

SELF-ASSESSMENT OF INDEPENDENT TRAINING OF STUDENTS OF GRADUATE COURSES IN THE DISCIPLINE "PEDIATRICS, CHILDREN'S INFECTIONS" DURING DISTANCE LEARNING

Tarnavska S.

PhD, Associate Professor of Department of Pediatrics and Children Infectious Diseases Bukovinian State Medical University

Shakhova O.

PhD, Associate Professor of Department of Pediatrics and Children Infectious Diseases Bukovinian State Medical University

Анотащя

В статп наведеш результати аношмного анкетування студенпв 5-го та 6-го курав медичних факуль-тепв, яш стосувалися оцшки дистанцшного навчання очима студенпв, методики дистанцшного навчання, вщношення студенпв до навчання та самооцшки самостшно! тдготовки студенпв з дисциплши «педiат-р1я, дитячi шфекцп».

Abstract

The article presents the results of an anonymous questionnaire of 5th and 6th year medical students, which concerned the students' assessment of distance learning, distance learning methods, students' attitudes to learning and self-assessment of students' self-training in Pediatrics, pediatric infections.

Ключовi слова: дистанцшне навчання, самостшна тдготовка, педiатрiя, дитячi шфекцп.

Keywords: distance learning, self-training, Pediatrics, pediatric infections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.