Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипкина Н. В., Дорофеева Т. А.

В статье указывается, что условием, определяющим успешность обучения в младшем школьном возрасте, является хорошо развитое произвольное внимание. Исследуются особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в норме и с задержкой психического развития. Отмечаются особенности внимания детей с задержкой психического развития: объём ниже возрастной нормы, недостаточная устойчивость, медленное переключение и распределение внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипкина Н. В., Дорофеева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376.37+ 159.99

Антипкина Н.В., магистрант направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Дорофеева Т.А.,науч. руководитель, канд.пед.наук, доц. ФГБОУВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Республика Хакасия, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье указывается, что условием, определяющим успешность обучения в младшем школьном возрасте, является хорошо развитое произвольное внимание. Исследуются особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в норме и с задержкой психического развития. Отмечаются особенности внимания детей с задержкой психического развития: объём ниже возрастной нормы, недостаточная устойчивость, медленное переключение и распределение внимания.

Ключевые слова: младшие школьники, произвольное внимание, задержка психического развития

В последние годы в специальной психологии актуальной является проблема выявления нарушений развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и поиск путей компенсации психического недоразвития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Л.И. Переселени, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Т.В. Волосовец, Е.А. Стребелева).

Во время обучения в начальной школе дети формируют основу системы знаний, умений и навыков, уровень развития которых будет определять успешность школьников в будущем. Условием, определяющим успешность обучения в младшем школьном возрасте, является хорошо развитое произвольное внимание.

В современных исследованиях ряда психологов (Е.В. Соколовой, Г.И. Жаренковой, Е.А. Порошиной, Т.В. Егоровой, Н.В. Бабкиной) указывается на нестабильное развитие внимания школьников с задержкой психического развития: у учащихся наблюдается быстрая утомляемость при учебных нагрузках, неумение длительно сосредоточиться на заданиях, без отвлечений выполнить работу, повышенная истощаемость нервно-психических процессов. Выявляется слабость переключения, распределения, сосредоточения внимания.

Проблема изучения особенностей развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития недостаточно изучена, не смотря на существующие исследования и публикации, и имеет особую актуальность и практическую значимость.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Базой для проведения экспериментального исследования по выявлению уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, была выбрана МБОУ «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа» п. Усть-Абакан, Республика Хакасия. В МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» есть класс коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют диагноз ЗПР и обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам (вариант 7.1).

Для проведения констатирующего этапа эксперимента было отобрано 2 группы детей в возрасте 9-10 лет, обучающихся в 4 классе. В первую группу было включено 12 нормально

развивающихся детей младшего школьного возраста, учащихся 4 А класса. Во вторую группу вошли 12 детей младшего школьного возраста, учащиеся 4 В класса, имеющие диагноз ЗПР, поставленный на ПМПК. Нормально развивающиеся дети младшего школьного возраста составили контрольную группу нашего экспериментального исследования, а дети младшего школьного возраста с ЗПР составили экспериментальную группу.

Для проведения эксперимента были отобраны валидные и надежные психодиагностические методики: «Корректурная проба Бурдона», «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова и «Проставь значки» Пьерона-Рузера.

Для оценки уровня развития устойчивости и переключения внимания нами была использована методика «Корректурная проба Бурдона». Детьми экспериментальной группы было просмотрено меньшее количество строк и допущено гораздо больше ошибок, чем у детей контрольной группы. Это говорит о том, что дети младшего школьного возраста с ЗПР испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой и, значит, с одного вида деятельности на другой вид деятельности.

Высокий уровень устойчивости и переключения внимания не был выявлен у детей с ЗПР. У 4 (33,3 %) испытуемых был определен средний уровень переключения и устойчивости внимания. Ученики начинали сразу активно работать, но по прошествии 1 -2 минут допускали ошибки: пропускали буквы, строчки, зачёркивали другую букву. Это свидетельствует о низкой работоспособности и высокой утомляемости. Низкий уровень устойчивости и переключения внимания показали 8 (66,7 %) учеников. Дети допускали большое количество ошибок и пропусков. Это указывает на трудности сосредоточения внимания на объекте и программе выполнения.

3 (25 %) испытуемых контрольной группы с нормой развития показали очень высокий уровеньустойчивости и переключаемости внимания. Они допустили небольшое количество ошибок. 4 (33,3 %) обучающихся имеют высокий уровень развития устойчивости и переключаемости, а у остальной части детей (5 чел. - 41,7%) преобладает средний уровеньустойчивости и переключаемости внимания.

Результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что устойчивость и переключение внимания у младших школьников с ЗПР развито гораздо хуже, чем у нормально развивающихся сверстников.

При помощи методики «Проставь значки» Пьерона-Рузера мы определили уровни развития концентрации внимания у учащихся. При работе с бланком методики, дети с задержкой психического развития просмотрели меньшее количество фигур за отведённое время, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. При выполнении данного задания учащиеся с ЗПР отвлекались и не могли сконцентрироваться на выполнении задания, поэтому ими было допущено большее количество ошибок, по сравнению с учащимися с нормой развития, что является характерным признаком низкой концентрации внимания, неустойчивости и отвлекаемости.

Среди учащихся с ЗПР в большинстве случаев (75%) выявлен низкий уровень развития концентрации внимания. 25% детей имеют очень низкий уровень концентрации внимания.

Дети с нормой развития имеют высокий уровень концентрации внимания (50%), у 16,7% обучающихся выявлен очень высокий уровень, у 33,3% учащихся встречается средний уровень, низкого уровня не выявлено.

Таким образом, у детей контрольной группы по результатам данного исследования преобладает высокий уровень развития концентрации внимания, у детей экспериментальной группы преобладает низкий уровень развития концентрации внимания.

Для исследования объёма внимания у учащихся была использована методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова. Большая часть детей контрольной группы смогли отметить большее количество точек, получив за это самый высокий балл. Ученики с ЗПР из экспериментальной группы плохо справились с данным заданием.

7 (58,3 %) обучающихся экспериментальной группы показали низкий уровень развития объёма внимания. Средний уровень развития объёма внимания выявлено у 5 (41,7 %) детей. Большая часть детей контрольной группы имеет очень высокий уровень развития объёма внимания - 8 (66,7 %) обучающихся. Остальные учащиеся показали средний и высокий уровни развития объёма внимания.

Таким образом, подтверждается значительное сужение объема внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В результате констатирующего этапа эксперимента было установлено, что у большинства детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, наблюдается низкий уровень развития таких свойств внимания, как концентрация, устойчивость, переключаемость и объём. Это отрицательно влияет на формирование и развитие мышления и памяти, на развитии ребёнка, а также его успеваемость в обучении. Учащимся с ЗПР необходима своевременная коррекция развития произвольного внимания, путём разработки и реализации специальной коррекционно-развивающей программы, способствующей успешному освоению программы начального общего образования.

В соответствии с полученными данными диагностики, нами была разработана коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для работы с учащимися с ЗПР (вариант 7.1).

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Цель программы: развитие и коррекция произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, создание условий для преодоления трудностей в обучении детей, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

Задачи работы:

- всестороннее развитие психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся

- коррекция и развитие восприятия, внимания;

- формирование и развитие пространственной ориентировки;

- обучение приёмам контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

- формирование произвольной деятельности.

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается групповая форма занятий, которые имеют коррекционно-развивающую направленность. Длительность занятия 35 минут. Количество занятий 2 раза в неделю, всего планируется 24 занятия.

Критерием эффективности реализации коррекционной программы будет являться мониторинг диагностических данных первичной и итоговой диагностики обучающихся с ЗПР. Положительным результатом послужит динамика в познавательном развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности.

В календарно-тематическое планирование групповых коррекционных занятий вошли такие игры и упражнения: упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов, упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, упражнения на развитие сосредоточенности внимания, упражнения на развитие концентрации внимания, упражнения на развитие произвольного внимания: «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Найди и вычеркни», «Выполни по образцу», «Графический диктант», «Раскрась правильно», «Игры с мелкой мозаикой», «Запутанные дорожки». Так же с детьми проводится изучение сочетаний движений и поз различных частей тела, вербализация поз и действий. Используется пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением для развития быстроты, ловкости и точности движений.

Мы считаем, что в результате усвоения дефектологической программы у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития произойдет

всестороннее развитие произвольного внимания и успешное освоение программы начального общего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: АРКТИ, 2002.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов пед. вузов / Л.Н. Блинова. Москва. НЦ ЭНАС. 2002. 256 с.

3. Ветрова Е.А., Борисова Е.А. Произвольное внимание младших школьников с задержкой психического развития // Постулат. 2016. №11. С. 153-165.

4. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Антошечкина Г.К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 5А. С. 203-213. Б01: 10.34670/АК2020.46.5.020.

5. Замятина Е.В., Зарипова Т.В. Уровень развития свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Москва. 2017. С. 44-52.

6. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. фак. Психологии/ сост. О.В. Защиринская. СПб: Речь, 2003.432 с.

7. Тарабукина С.В. Развитие внимания младших школьников // Российская наука в современном мире. Москва. 2017. С. 186-187.

8. Толмачёва Г.А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г.А. Толмачёва // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2006. № 2 (14). С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.