Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/30PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Антошечкина Г.К., Литвинова А.Г., Верхотурова Н.Ю. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/30PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Antoshechkina G.K., Litvinova A.G., Verkhoturova N.Yu. (2019). Features of the auditory-speech memory of students of primary school age with mental retardation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PSMN519.pdf (in Russian)
УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.21.41
Антошечкина Галина Константиновна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия
Студент 4 курса бакалавриата E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=981359
Литвинова Анастасия Геннадьевна1
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия
Студент 4 курса бакалавриата E-mail: [email protected]
Верхотурова Наталья Юрьевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия
Доцент кафедры «Специальной психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=643296
Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Аннотация. В настоящее время одной из актуальных проблем общей и специальной педагогики и психологии, является проблема разработки психолого-педагогических программ и технологий по оптимизации учебно-воспитательного процесса для преодоления школьной неуспеваемости. Модернизация современной образовательной системы, внедрение инклюзивного образования повлекли за собой значительное расширение контингента учащихся начального общего образования. Наряду с нормально развивающимися сверстниками в группу школьников, имеющих стойкие трудности в обучении, попадают дети с различными вариантами психического недоразвития познавательной деятельности, личности, регуляции поведения и деятельности. Именно к этой группе относятся обучающиеся с задержкой психического развития. Многие ученые указывают ряд причин, вызывающих трудности учащихся младшего школьного возраста в освоении школьной программы, среди которых отмечаются нарушения процессов запоминания. Актуальность реализуемого нами исследования обусловлена тем, что память является определяющим процессом, участвующим
1 Социальные сети: https://vk.com/id206941161 Страница 1 из 10
https:// mir-nauki. com
в психической жизни личности. Поэтому, на сегодняшний день, проблема развития памяти младших школьников с задержкой психического развития имеет важное значение. Вопросам изучения феноменологических особенностей памяти и механизмов её развития в детском возрасте уделяли внимание многие исследователи. Однако, проблема изучения особенностей слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Состояние зрелости психической функции памяти во многом определяет сформированность других психических процессов, которые напрямую влияют на успеваемость школьника. Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания. Следовательно, в этот период целенаправленная развивающая и коррекционная работа по овладению навыками мнемической деятельности наиболее эффективна. В статье поднимается проблема изучения особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Представлен авторский взгляд к разработке модели исследования, определения параметров, методов и индикаторов оценки особенностей слухоречевой памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются результаты реализуемого нами исследования, раскрывающие особенности слухоречевой памяти изучаемого контингента школьников. Для учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерны: недостаточный для возрастной нормы объём кратковременной и долговременной памяти, преобладание механического типа запоминания над словесно-логическим, трудности опосредованного запоминания, низкий уровень смысловой слухоречевой памяти. Полученные в процессе исследования данные позволят наиболее эффективно определить образовательный маршрут для ребенка с задержкой психического развития.
Ключевые слова: мнемическая деятельность; слухоречевая память; механизмы памяти; школьная неуспеваемость; задержка психического развития; учащиеся младшего школьного возраста; процессы памяти
В связи с социально-экономическими переменами, происходящими в современном обществе, к образовательной системе предъявляются высокие требования в отношении качества образования обучающихся. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования диктует совокупность требований к реализации основной образовательной программы, к результатам, структуре и условиям её эффективного освоения как фундамента всего последующего образования.
Несмотря на интенсивную разработку технологий, методов и приёмов повышения качества освоения учебной программы, проблема школьной неуспеваемости остаётся актуальной и на сегодняшний день. Прежде всего это связано с отсутствием своевременных, чётко структурированных и личностно-ориентированных мероприятий по выявлению и преодолению трудностей школьников в освоении программы обучения.
По данным исследований Т.Г. Неретиной (2014) количество учащихся, которые по разным причинам не могут освоить материал учебной программы, постоянно возрастает и может составлять около 30 % от общего числа учащихся младшего школьного возраста. В условиях инклюзивного образования контингент учеников в общеобразовательной школе широко варьируется по уровню их психического и психофизиологического развития. В связи с этим, проблема школьной неуспеваемости приобретает особую актуальность, поскольку большую группу неуспевающих школьников составляет число детей с задержкой психического развития (ЗПР) [1, с. 84].
Исследования, проводимые К.С. Лебединской (1999), свидетельствуют о том, что особенности эмоционально-волевой, когнитивной сферы данной категории детей позволяют
https:// mir-nauki. com
им обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы [2, с. 119]. Однако, для положительной динамики в освоении образовательной программы школьниками с задержкой психического развития, необходимо выстраивать образовательный маршрут исходя из особенностей развития и потенциала каждого школьника.
Адаптация образовательных программ с учётом индивидуального, актуального и ближайшего развития учащегося младшего школьного возраста с задержкой психического развития позволит создать благоприятные условия в образовательном пространстве для формирования жизненных и академических компетенций.
У детей данной нозологии довольно часто отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017). Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что одной из главной причин, трудностей в освоении школьной программы, является недостаточный уровень сформированности процессов памяти.
В мире науки существует немало определений понятия памяти. Ж. Пиаже (1973) пишет о памяти как о совокупности информации приобретенной мозгом и управляющей поведением человека [3, с. 69].
М.Н. Ильина (2006) отмечает, что память - это способность к получению, хранению и воспроизведению информации [4, с. 270].
Более полное и точное определение памяти формулирует Е.И. Рогов (2000). Согласно автору, память - это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков [5, с. 235].
Память, как одна из высших психических функций, играет исключительно важную роль в жизни человека. Л.С. Выготский (1934) разработал и обосновал фундаментальную теорию становления и развития высших психических функций (ВПФ) присущих исключительно человеку. ВПФ включают в себя сложные психические процессы, формирующиеся в течении всей жизни, главной отличительной чертой которых являются их произвольность и опосредованный характер. К таким функциям Л.В. Выготский (1934) относит абстрактное мышление, речь, произвольное внимание, воображение и произвольную память [6, с. 419].
Изучением памяти младших школьников с задержкой психического развития занимались Т.А. Власова (1967), Т.В. Егорова (1969), В.И. Лубовский (1981), Т.И. Лях (2016), С.В. Мурафа (2011), М.С. Певзнер (1967), У.В. Ульенкова (1994) и др. Исследования авторов показали, что для детей с задержкой психического развития характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Также, у школьников данной категории снижен объём и точность запоминания, доминирующее положение занимает непроизвольная память [7; 8].
Так как в процессе обучения в начальной школе перед учащимися возникает необходимость запоминать большое количество разнообразного учебного материала, который предоставляется учителем в устной форме, важное значение приобретает уровень развития слухоречевой памяти.
Слуховая (слухоречевая) память - это вид образной памяти, связанный с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов, речи т. д. Данный вид памяти, указывает И.Ф. Ипполитов (2008) позволяет человеку воспринимать, быстро и точно запоминать смысл событий и логику рассуждений, удерживать её в памяти и
при необходимости, достаточно точно, словесно воспроизводить полученную звуковую информацию [9, с. 29-36].
В.С. Михайлова (2015) указывает, что в начальной школе большую часть информации ребенок получает в словесной форме, что свидетельствует о важности умения воспринимать и запоминать информацию на слух [10, с. 61].
Низкий уровень развития слухоречевой памяти, трудности запоминания информации на слух отрицательно сказывается на результативности учебной деятельности. В связи с этим, на сегодняшний день проблема изучения слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста является достаточно актуальной.
Исследованиям особенностей слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития посвящены работы Г.И. Кожина (2017), А.В. Лобановой (2017). Авторы указывают на преобладание у детей с задержкой психического развития механического запоминания над словесно-логическим. У изучаемого контингента школьников они отмечают: снижение скорости слухоречевого запоминания, неумение использовать приёмы опосредованного запоминания информации [11, с. 88].
Анализ современной психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать следующую проблему исследования: особенностями слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются недостаточный для возрастной нормы объём кратковременной и долговременной памяти, преобладание механического типа запоминания, трудности опосредованного запоминания, низкий уровень смысловой слухоречевой памяти.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было реализовано экспериментальное исследование по изучению особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Эксперимент был организован на базе специализированного краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 7».
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся 1-го дополнительного класса в возрасте 8-9 лет, с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». Школьники обучаются по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (вариант 7.2), имеющей пролонгированные сроки обучения.
Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных познавательных функциях. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).
Экспериментальное исследование на основании отобранных нами методик, анкетирования учителей, ознакомления с документацией позволило нам не только выявить особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста, но и определить уровень сформированности мнемических процессов.
Экспериментальное изучение особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проходило через ряд последовательно сменяющихся этапов: подготовительный, экспериментальный, заключительный.
На подготовительном этапе исследования нами были изучены анамнестические и катамнестические данные каждого учащегося младшего школьного возраста с задержкой
психического развития; проведены ознакомительные беседы с участниками экспериментальных мероприятий, проанализированы личные дела, психолого-педагогические заключения специалистов.
С целью получения информации об особенностях слухоречевой памяти у младших школьников с задержкой психического развития нами было использовано анкетирование учителей. Анкетный лист был разработан нами на основе анкет Н.Ю. Верхотуровой, Н.Ф. Катановой и др. Анкета включала в себя три блока вопросов.
Первый блок анкеты включал вопросы, направленные на выявление: причин низкой школьной успеваемости; трудностях мнемической деятельности, оказывающих влияние на школьную успеваемость; преобладающего вида памяти.
Второй блок состоял из вопросов, ответы на которые позволяли определить особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с диагнозом Б80 - «Задержка психологического развития». Вопросы второго блока позволили нам получить информацию об: объёме запоминания; характере длительности запоминания (кратковременное, долговременное); наличии целенаправленности запоминания слухоречевого материала (целенаправленный, хаотичный, избирательный); преобладании типа запоминания слухоречевого материала (механический, смысловой (логический), способностях учащихся оперировать слухоречевым материалом.
Вопросы третьего блока анкеты, позволили получить данные об организации целенаправленного развития слухоречевой памяти: использовании дополнительных упражнений, реализации мероприятий по её коррекции, трудностях, возникающих при создании методической копилки по развитию слухоречевой памяти.
С целью объективной оценки особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами были изучены анамнестические и катамнестические данные на каждого учащегося, проанализированы личные дела и психолого-педагогические заключения специалистов.
В процессе анкетирования выявлено, что большую группу неуспевающих школьников образуют учащиеся имеющие трудности в мнемической деятельности. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Трудности, опосредующие низкую успеваемость школьников
Параметры Класс Опосредующие трудности
нарушения произвольной регуляции деятельности недостаточный уровень развития речевых навыков трудности в мнемической деятельности
абс. знач % абс. знач % абс. знач %
1 дополнительный класс (n = 20) 4 20 6 30 10 50
Составлено автором
Согласно данным, представленным в таблице 1, у 4 (20 %) школьников наблюдаются нарушения произвольной регуляции деятельности, у 6 (30 %) обучающихся - недостаточный уровень развития речевых навыков. Трудности в мнемической деятельности испытывают 10 (50 %) испытуемых 1 дополнительного класса. Несомненно, перечисленные трудности опосредуют низкую успеваемость школьников.
Анкетирование учителей, по вопросу влияния трудностей мнемической деятельности на успеваемость школьников показало следующие результаты. Трудности мнемической деятельности, оказывают значительное влияние на успеваемость большинства испытуемых экспериментальной группы. У 14 (70 %) школьников наблюдается снижение результативности
учебной деятельности в связи с нарушениями процессов памяти. Это приводит к формированию отрицательного отношения к школьному обучению, стремительному снижению личностной направленности к получению новых знаний.
В результате анкетирования, мы получили данные о том, что объём слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития находится преимущественно на низком уровне. В таблице 2 представлен анализ объёма слухоречевого запоминания информации школьниками экспериментальной группы.
Таблица 2
Уровень объёма слухоречевой памяти младших школьников с ЗПР
' ' —Уровень Класс Уровень объёма слухоречевой памяти
высокий средний низкий
абс. знач % абс. знач % абс. знач %
1 дополнительный класс (n = 20) 0 0 6 30 14 70
Составлено автором
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что учащиеся не способны воспринимать и запоминать большой объём вербальной информации, в связи с крайне ограниченным объёмом слухоречевой памяти.
Результаты анкетирования позволили выявить, что в 100 % случаев процесс запоминания вербальной информации школьниками носит механический и кратковременный характер. В связи с этим, учащиеся испытывают трудности в оперировании слухоречевым материалом, быстро утрачивают из памяти запоминаемую информацию.
Кроме того, результаты, полученные в процессе анкетирования учителей, показывают, что объём долговременной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития значительно снижен, по сравнению с объёмом кратковременной памяти. У испытуемых, принимавших участие в исследовании, не отмечается способности сохранять вербальную информацию в памяти длительное время.
В таблице 3 представлены результаты изучения уровня объёма долговременной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таблица 3
Уровень объёма долговременной памяти младших школьников с ЗПР
Уровень Класс Уровень объёма долговременной слухоречевой памяти
высокий средний низкий
абс. знач % абс. знач % абс. знач %
1 дополнительный класс (n = 20) 0 0 6 30 14 70
Составлено автором
Из полученных данных мы видим, что у большинства испытуемых, принимавших участие в исследовании, уровень объёма долговременной слухоречевой памяти значительно ниже возрастной нормы. У 14 (70 %) учащихся наблюдаются низкие показатели долговременного запоминания, что опосредует трудности в учебной деятельности и присвоении учебного материала.
На экспериментальном этапе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики: Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, Методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия, Методика «Парные ассоциации» В.П. Критской.
С целью изучения уровня объёма кратковременного и долговременного слухоречевого запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами использовалась методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.
В процессе исследования многие учащиеся шёпотом повторяли называемые слова для лучшего запоминания. Практически все испытуемые начинали называть ряд с последних, либо с начальных слов (краевой характер запоминания). У многих школьников наблюдались нарушение порядка воспроизведения слов и их замена по фонематическому сходству. При каждом повторном предъявлении ряда слов наблюдалась тенденция к повышению количества запоминаемых слов. Это свидетельствует о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют высокий потенциал к запоминанию слухоречевой информации. Следовательно, для развития объёма слухоречевой памяти, необходимо выстраивать коррекционно-развивающую работу с учётом ближайшего развития школьников их и резервными способностями.
Результаты проведённого исследования показали, что испытуемые обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объёмом кратковременной слухоречевой памяти. Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют о том, что объём кратковременной слухоречевой памяти обследуемых школьников находится на среднем уровне.
Таблица 4
Результаты изучения объёма кратковременной слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с ЗПР по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия
" " —-—^^^^ Класс Уровень " " —-—^^ 1 дополнительный класс (n = 20)
абс. знач. %
Низкий 0 0
Ниже среднего 6 30
Средний 10 50
Высокий 4 20
Составлено автором
Высокий уровень объёма кратковременной слухоречевой наблюдается лишь у 4 (20 %) испытуемых, принимавших участие в исследовании. Средний уровень развития объёма кратковременной слухоречевой памяти выявлен у 10 (50 %) испытуемых. Менее четырёх слов (уровень ниже среднего), назвали 6 (30 %) учащихся, что свидетельствует о рассеянности, несосредоточенности и быстрой утомляемости в процессе запоминания слов. Такие низкие показатели указывают на то, что учащиеся запоминают информацию избирательно, фрагментарно, не знают и не умеют применять на практике рациональные приёмы запоминания.
На материале методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия нами были получены данные об объёме долговременной слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Согласно результатам, представленным в таблице 6, объём долговременной памяти младших школьников значительно снижен. Для них характерно кратковременное запоминание, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц).
Таблица 5
Результаты изучения объёма долговременной слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с ЗПР по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия
———Класс Уровень ———____ 1 дополнительный класс (n = 20)
абс. знач. %
Низкий 5 25
Ниже среднего 6 30
Средний 6 30
———Класс Уровень " ———^^ 1 дополнительный класс (n = 20)
абс. знач. %
Высокий 3 15
Составлено автором
Согласно результатам, представленных в таблице 5, низкий уровень объёма долговременной слухоречевой памяти отмечается у 5 (25 %) испытуемых. Школьники назвали не более двух слов, что свидетельствует о крайне ограниченном объёме долговременной слухоречевой памяти. При отсроченном воспроизведении некоторые школьники, называя несколько слов, завершали задание не пытаясь припомнить большее количество информации, что свидетельствует о низком уровне развития произвольности слухоречевой памяти. На основании этого, мы делаем вывод, что учащимся младшего школьного возраста с задержкой психического развития свойственна утрата вербального материала из памяти за непродолжительный временной период.
На материале методики «Пиктограммы» А.Р. Лурия нами были получены данные об особенностях опосредованного запоминания слухоречевой информации учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таблица 6
Результаты изучения опосредованной слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с ЗПР по методике «Пиктограммы» А.Р. Лурия
Класс 1 дополнительный класс (n = 20)
Уровень абс. знач. %
Низкий 8 40
Средний 11 55
Высокий 1 5
Составлено автором
Согласно данным, представленным в таблице, высокий уровень опосредованного запоминания отмечается только у 1 (5 %) испытуемого, средний - у 11 (55 %). Анализируя результаты исследования, полученные нами на материале методики «Пиктограммы» А.Р. Лурия следует указать, что на этапе запоминания материала все учащиеся успешно справились с заданием. При выполнении первой серии заданий все испытуемые без затруднений изображали пиктографические схемы адекватно запоминаемому материалу слов. Вторая серия заданий, направленная на изучение особенностей припоминания и воспроизведения информации, позволила выявить следующие трудности. У большинства испытуемых проявляются трудности в не точном воспроизведении материала, утрате ассоциативных цепочек, слабости логически опосредованных связей между запоминаемым словом и графической опорой. Мы полагаем, что имеющиеся трудности возможно преодолеть посредствам целенаправленного обучения школьников использованию алгоритмоподобного предписания к построению графических опор (пиктограмм) запоминаемого материала.
Исследование логической (смысловой) и механической слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития осуществлялось нами при помощи методики «Парные ассоциации» В.П. Критской. Результаты исследования отражены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты изучения механической и смысловой слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с ЗПР по методике «Парные ассоциации» В.П. Критской
памяти Уровень ^^^^^^^ Механическая память Смысловая память
абс. знач. % абс. знач. %
Низкий 0 0 9 45
^^^^Вид памяти Уровень Механическая память Смысловая память
абс. знач. % абс. знач. %
Средний 0 0 2 45
Высокий 20 100 2 10
Составлено автором
Прежде всего обращает на себя внимание, что у большинства испытуемых (100 %) преобладает высокий уровень развития механической слухоречевой памяти. Из приведённой таблицы видно, что показатели смысловой слухоречевой памяти учащихся значительно ниже, чем показатели механического запоминания. Среди испытуемых только 2 (10 %) учащихся выборки выполнили задание на высоком уровне. Это может свидетельствовать о том, что среди обследованных учащихся многие не владеют приёмом ассоциативного запоминания. Младшие школьники запоминают информацию без осмысления её содержания, что в последствии сказывается на качестве воспроизведения вербального материала.
Проблема изучения особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития разработана недостаточно и несёт в себе высокую практическую значимость. Проведённое нами экспериментальное исследование показало, что у всех испытуемых отмечаются значительные трудности в развитии слухоречевой памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования, необходима своевременная коррекция мнемических процессов данной категории детей, путём разработки и реализации специальной психолого-педагогической программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. метод. комплекс. 3-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 376 с.
2. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 340 с.
3. Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф. Психология применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. - СПб: НИУ ИТМО, 2012. - 141 с.
4. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
5. Петровский А.В. Культурно-историческая теория. Психология. Словарь. -Москва: АСТ, 2010. - 662 с.
6. Мурафа С.В. Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 41. С. 42-49.
7. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.
8. Ипполитов, Ф.В. Память школьника. - Москва: Просвещение, 2008. - 48 с.
9. Михайлова В.С. Развитие слухового вида памяти у первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 61-65.
10. Кожин Г.И., Лобанова А.В. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. - 2017. № 6-1 (9). - С. 88-90.
11. Черепкова Н.В., Нечитайло Т.А. Особенности слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2013. - С. 1-5.
12. Лях Т.И., Бойко А.А. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога // Научный альманах. - 2016. - № 2-4(16). - С. 137-139.
Antoshechkina Galina Konstantinovna
Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Litvinova Anastasia Gennadievna
Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Verkhoturova Natalya Yurevna
Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the auditory-speech memory of students of primary school age with mental retardation
Abstract. Currently, one of the urgent problems of general and special pedagogy and psychology is the problem of developing psychological and pedagogical programs and technologies for optimizing the educational process to overcome school failure. Modernization of the modern educational system, the introduction of inclusive education entailed a significant expansion of the contingent of primary school students. Along with normally developing peers, the group of schoolchildren who have persistent learning difficulties includes children with various types of mental underdevelopment of cognitive activity, personality, behavior and activity regulation. This group includes students with mental retardation. Many scientists indicate a number of reasons that cause difficulties for primary school students in mastering the school curriculum, among which there are violations of memorization processes. The relevance of our research is due to the fact that memory is a determining process involved in the mental life of a person. Therefore, today, the problem of developing the memory of primary schoolchildren with a delay in mental development is important. Many researchers have paid attention to the study of the phenomenological features of memory and the mechanisms of its development in childhood. However, the problem of studying the characteristics of the auditory-speech memory of younger schoolchildren with mental retardation is not sufficiently developed. The state of maturity of the mental function of memory largely determines the formation of other mental processes that directly affect the student's academic performance. Younger school age is sensitive for the formation of higher forms of voluntary memorization. Therefore, during this period, targeted developmental and corrective work on mastering the skills of mnemonic activity is most effective. The article raises the problem of studying the characteristics of the auditory-speech memory of students of primary school age with mental retardation. The author's view is presented of developing a research model, determining parameters, methods and indicators for evaluating the characteristics of auditory-speech memory in primary school children with mental retardation. We analyze the results of our study, revealing the features of the auditory-speech memory of the studied contingent of schoolchildren. For pupils of primary school age with mental retardation, they are characterized by: insufficient for the age norm volume of short-term and long-term memory, the predominance of the mechanical type of memorization over verbal-logical, difficulties of indirect memorization, low level of semantic auditory-speech memory. The data obtained during the study will allow the most effective determination of the educational route for a child with mental retardation.
Keywords: mnemonic activity; auditory speech memory; memory mechanisms; school performance; mental retardation; primary school students; memory processes