6. Расширение доступа к работникам здравоохранения в отдаленных и сельских районах. Рекомендации по глобальной политике. Разработаны и опубликованы в 2015 году ВОЗ. URL: http://www. who.int/hrh/ retention/guidelines/ru/ (дата обращения 14.10.2015).
7. Сапаргалиева С.А., Усова Е.Н. Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестёр хирургического учреждения» // © Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2014. Том 4. № 11. URL: www.medconfer.com (дата обращения 10.10.2015).
8. Сукачева А.В. Медицинская сестра-ассистент в освоении современных хирургических технологий // Материалы Всероссийского конгресса «Медицинские сестры - движущая сила перемен по оказанию эффективной и экономичной помощи». СПб, 11-13 октября 2015. С. 56-58.
9. Фомина А.В., Мезенова, Н.И., Белявский А.Р. Изучение затрат рабочего времени сестринского персонала отделений высокотехнологичной медицинской помощи. URL: http://www.vestnik.rzgmu.ru/data/ files/2012/ (дата обращения 10.10.2015).
References
1. Arkhipova N.V, Grebenshchikova O.V. Continuing medical education - the basis of the competence of modern specialist with secondary medical education. Materialy Vserossiyskogo kongressa «Meditsinskie sestry - dvizhushchaya sila peremen po okazaniyu effektivnoy i ekonomichnoy pomoshchi». [Proc. of Russian Congress «Nurses - a force for change by providing effective and efficient assistance»]. St. Petersburg, october 11-13, 2015, pp. 21-23.
2. Efremova V.E. Nauchnoye obosnovaniye optimizatsii sistemy upravleniya kadrovymi resursami srednego meditsinskogo personala Federalnykh meditsinskikh organizatsiy [Scientific substantiation of optimization of the system of human resource management of paramedical staff of Federal medical institutions]. (PhD Thesis), Moscow, 2014, 170 р.
3. «Zdorov'e-2020» - osnovy evropeyskoypolitiki i strategiya dlya XXI veka [«Health 2020» - the European policy framework and strategy for the twenty-first century]. Developed and published in 2013 the European
WHO regional office for Europe, Copenhagen. Available at: URL: http://www.euro.who. int/ru/health-topics/ health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being/publications/2013/health-2020-aeuropean-policy-framework-and-strategy-for-the-21st-century) (accessed 04.11.2015).
4. Korepina E.V Optimization of operating nurses in conducting endoscopic surgeries. Materialy Vserossiyskogo kongressa «Meditsinskiye sestry -dvizhushchaya sila peremen po okazaniyu effektivnoy i ekonomichnoy pomoshchi» [Proc. of Russian Congress «Nurses - a force for change by providing effective and economical support»]. St-Petersburg, 11-13 october, 2015, pp. 34-39.
5. Koroleva I.P., Turkina N.V. Profession - nurse. Meditsinskaya sestra. 2013, no. 3, pp. 12-16.
6. Rasshireniye dostupa k rabotnikam zdravookhraneniya v otdalennykh i selskikh rayonakh. Rekomendatsii po globalnoy politike. [Increasing access to health workers in remote and rural areas. Recommendations for a global policy]. Developed and published in 2015 by the WHO. Available at: URL: http:// www.who.int/hrh/ retention/guidelines/EN/ (accessed 14.10.2015).
7. Sapargaliyeva S.A.. Usova E.N. Syndrome of emotional burnout among nurses surgical facilities». © Byulleten meditsinskikh Internet-konferentsiy. 2014, vol. 4, no.11. Available at: URL: www.medconfer.com (accessed 10.10.2015).
8. Sukacheva A.V. Nurse assistant, in the development of modern surgical technologies Materialy Vserossiyskogo kongressa «Meditsinskiye sestry -dvizhushchaya sila peremen po okazaniyu effektivnoy i ekonomichnoy pomoshchi» [Proc. of Russian Congress «Nurses - a force for change by providing effective and economical support»]. St-Petersburg, 11-13 october, 2015, pp. 56-58.
9. Fomina A.V.. Mezenova. N.I.. Belyavskiy A.R. Izucheniye zatrat rabochego vremeni sestrinskogo personala otdeleniy vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi.[ Study of the working time of nursing staff in the departments of high-tech medical care]. Available at: URL: http://www.vestnik.rzgmu.ru/ data/files/2012/ (accessed 10.10.2015).
УДК 616.89-008.434-053.4
КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Семакина Н.В., Злоказова М.В.
ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), [email protected]
Обследовано 56 детей дошкольного возраста - 5,6±0,7 лет с расстройствами экспрессивной речи, из них задержка психического развития (ЗПР) диагностирована у 12 чел. (21,4%), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у 6 чел. (10,7%). Исследование выявило у них нарушение слухового и тактильного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти, речевых и интеллектуальных функций, нейропсихологические синдромы: несформированность височных (51,8%), теменных (44,6%), лобных (35,7%), затылочных (33,9%) отделов, межполушарных взаимодействий (41,1%) и правого полушария (37,5%), которые коррелировали с неблагоприятными перинатальными факторами беременности, родов, клиническими симптомами перинатального поражения центральной нервной системы, невропатии, задержкой раннего психомоторного и речевого развития. Установлены взаимосвязи (р<0,01) ЗПР с
незрелостью межполушарных взаимодействий и атипией психического развития, СДВГ с дисфункцией лобных, височных областей и межполушарных взаимодействий. Ранняя нейропсихологическая диагностика и коррекция расстройств экспрессивной речи у дошкольников необходима для профилактики трудностей в обучении и школьной дезадаптации.
Ключевые слова: дети (дошкольники), расстройство экспрессивной речи, нейропсихологические синдромы.
CLINICAL PSYCHOPATHOLOGICAL AND NEUROPSYCHOLOGICAL MANIFESTATIONS IN SENIOR PRESCHOOLERS HAVING EXPRESSIVE SPEECH DISORDERS
Semakina N.V., ZlokazovaM.V.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: [email protected]
56 children of preschool age (5,6 ± 0,7 years old) with expressive speech disorders in combination with mental retardation (21,4%) and ADHD (10,7%) were studied. The study revealed violations of the auditory and tactile gnosis, auditory and verbal memory and visual memory, speech and intellectual functions. Some syndromes were diagnosed: neuropsychological syndromes of functional insufficiency of the temporal (51,8%), parietal (44,6%), frontal (35,7%), occipital (33,9%), interhemispheric interactions (41,1%) and the right hemisphere (37,5%). They correlated with adverse perinatal factors in pregnancy and delivery, clinical symptoms of perinatal lesions in the nervous system, neuropathy, delayed early motor and speech development. Correlation (p<0.01) of mental retardation was revealed with the immaturity of interhemispheric interactions and mental atypia, ADHD with dysfunction of the frontal, the temporal lobes and of hemispheric interactions. Early stage neuropsychological evaluation and treatment for speech disorders in preschool children is necessary to prevent learning difficulties and school maladjustment.
Key words: children (preschoolers), frustration of expressive speech, higher mental functions, neuropsychological syndromes.
Введение
Речевые расстройства чаще всего встречаются в дошкольном возрасте (10-25%) [1]. Речь - сложная система высшей психической деятельности, отражающая высокий уровень познания реальности, сознания и мышления, неотъемлемая часть развития личности и коммуникации в социуме. Развитие речевых функций в детстве неразрывно сопряжено с формированием других высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, восприятия, мышления и деятельности ребенка (игровой, коммуникативной, познавательной). Неотъемлемым условием для нормального формирования речи является внутренняя взаимосвязь корковых анализаторов (сенсорных, моторных, мнемических). Поэтому расстройства экспрессивной (устные высказывания), импрессивной (понимание речи) и письменной (дислексия, дисгра-фия) речи у детей [4] часто сочетаются с задержкой психического развития (ЗПР), синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Коморбид-ность СДВГ с расстройствами речи у детей составляет 60% [6], ЗПР - 30% [2,5]. Большое значение имеет ранняя диагностика и коррекция речевых и когнитивных расстройств в связи с их негативным влиянием на эмоциональную сферу детей, проявляющееся высокой личностной тревожностью в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками [8]. При этом недостаточно исследований, касающихся клинико-психопатологических и нейропсихологиче-ских особенностей дошкольников с расстройством экспрессивной речи.
Цель исследования: изучить соотношение клинико-психопатологических и нейропсихологических особенностей старших дошкольников с расстройством экспрессивной речи.
Материал и методы
Было обследовано 56 детей, средний возраст -5,6±0,7 лет, мальчики - 31 чел. (55,4%), девочки - 25 чел. (44,6%), с расстройством экспрессивной речи (F80.1) в сочетании с нарушением артикуляции (R47.1 - дизартрия), находившихся на лечении в детском отделении Кировской областной клинической психиатрической больницы им. акад. В.М. Бехтерева. Критериями исключения из исследования являлись: моторная алалия, синдром Ландау-Клеффнера, умственная отсталость, аутизм, шизофрения, эпилепсия, хронические соматические и неврологические заболевания, отказ от участия в обследовании.
В исследовании использовались: клинический метод (беседа, наблюдение, анамнез, результаты логопедической диагностики); экспериментально-психологический (нейропсихологические методики оценки ВПФ, разработанные А.В. Семенович [7] и Ж.М. Глозман [3].
Нейропсихологическая оценка ВПФ проводилась по балльным критериям [7]: «0» баллов - задание выполнено без дополнительных разъяснений экспериментатора; «1» - допускались мелкие погрешности, исправляемые самим ребенком без участия экспериментатора; «2» -задание выполнялось после нескольких попыток, с помощью подсказок и наводящих вопросов; «3» - задание не выполнено.
Для статистической обработки использовались программа Excel, корреляция Пирсона. Достоверными считались данные при p<0,05.
Результаты и их обсуждение
Клинически у детей были диагностированы: смешанные специфические расстройства психического развития (ЗПР) (F83) - 12 чел. (21,4%) и на-
рушение активности и внимания (СДВГ) ^90.0) - 6 чел. (10,7%), заикание ^98.5) - 8 чел. (14,3%), энурез (Р98.0) - 6 чел. (10,7%).
Анализ перинатальных факторов выявил неблагоприятное течение беременности у матерей (гестоз с угрозой прерывания, анемия, задержка внутриутроб-
ного развития, кольпит, фетоплацентарная недостаточность, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная инфекция, резус-конфликт, гипертоническая болезнь, гепатит С, эутиреоз) - в 40 случаях (71,4%) и родов (асфиксия новорожденного, кесарево сечение) - 28 (50,0%) (табл. 1).
Таблица 1
Неблагоприятные перинатальные факторы у детей с расстройством экспрессивной речи
Количество детей
Перинатальные факторы Абсолютное количество %
Асфиксия новорожденного 20 35,7
Гестоз с угрозой прерывания беременности 16 28,6
Кесарево сечение 14 25,0
Анемия беременной 8 14,3
Задержка внутриутробного развития 7 12,5
Кольпит во время беременности 6 10,7
Фетоплацентарная недостаточность 5 8,9
Внутриутробная гипоксия плода 4 7,1
Внутриутробная инфекция 3 5,3
Резус-конфликт матери и ребенка 2 3,6
Гипертоническая болезнь беременной 2 3,6
Гепатит С у матери 2 3,6
Эутиреоз у матери 2 3,6
Примечание: общее количество факторов превышает указанное количество респондентов вследствие разнообразия их сочетаний.
В младенчестве у детей выявлялись перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) - 32 чел. (57,1%) (из них двигательные нарушения - 23,2%, гипоксико-ишемическая энцефалопатия - 14,2%, натальная травма ЦНС -10,7%, пирамидная недостаточность - 10,7%) и
признаки невропатии - 33 чел. (58,9%) (нервно-рефлекторная возбудимость - 35,7%, срыгива-ния - 16,1%, аффективно-респираторные приступы - 10,7%), задержка моторного развития - 16 чел. (28,6%), задержка речевого развития - 27 чел. (48,2%) (рис. 1).
Рис. 1. Нейропсихологическая оценка ВПФ у
При нейропсихологическом исследовании психических функций у детей с расстройством экспрессивной речи были получены лучшие показатели при выполнении проб на внимание, зрительный гнозис (цветовой и эмоциональной гнозис, перечеркнутые и наложенные предметы), моторный праксис (оральный, праксис поз пальцев рук, реципрокная координация), пространственные представления (ко-
детей с расстройством экспрессивной речи
пирование, проба Бентона). Наибольшие затруднения выявлены при исследовании слухового гнозиса (восприятие ритмов), слухоречевой и зрительной памяти, тактильного гнозиса, речевых функций (автоматизированная речь, фонематический слух, речевая артикуляция, логико-грамматические конструкции) и интеллектуальных проб (сравнение понятий, исключение лишнего, аналогии) (табл. 2).
Таблица 2
Результаты нейропсихологической оценки психических функций у детей с расстройством экспрессивной речи
Нейропсихологические методики оценки психических функций
Оценка (средний балл)
Количество детей с несформированной психической функцией
абсолютное
%
Исследование асимметрий
Правосторонняя моторная - 24 42,8
Левосторонняя моторная - 9 16,1
Амбилатерально сть - 23 41,1
Правосторонняя слухоречевая - 45 80,4
Левосторонняя слухоречевая - 11 19,6
Правосторонняя зрительная - 37 66,1
Левосторонняя зрительная - 19 33,9
Исследование моторных функций
Реципрокная координация 0,62±1,02 23 41,1
Праксис поз пальцев рук 0,83±0,91 29 51,8
Оральный праксис 0,52±0,81 15 26,8
Исследование внимания
Корректурная проба 0,31±0,13 8 14,3
Исследование сенсорных функций
Тактильный гнозис 1,14±0,12 8 14,3
Восприятие ритмов 1,01±1,49 31 55,4
Слухоречевая память 1,42±0,53 29 51,8
Проба перечеркнутых и наложенных предметов 0,62±0,87 19 33,9
Цветовой гнозис 0,33±1,15 11 19,6
Эмоциональный гнозис 0,60±0,89 21 37,5
Зрительная память 1,51±0,37 47 83,9
Исследование пространственных представлений
Проба Бентона 0,82±0,91 31 55,4
Копирование 0,53±0,93 21 37,5
Исследование речевых функций
Автоматизированная речь 1,52±0,53 33 58,9
Фонематический слух 0,90±0,85 29 51,8
Речевая артикуляция 2,11±0,43 54 96,8
Логико-грамматические конструкции 1,34±0,65 32 57,1
Исследование интеллектуальных ф ункций
Сравнение понятий 1,51±0,41 43 76,8
Исключение лишнего предмета 0,72±0,65 29 51,8
Предметные аналогии 1,23±0,54 30 53,6
Анализ клинико-психопатологических проявлений и результатов диагностики ВПФ позволил выделить нейропсихологические синдромы структурно-морфологической несформированности отделов головного мозга: височных отделов (нарушение слу-хоречевой памяти, фонематического слуха, установления логико-грамматических отношений) - 29 чел. (51,8%); теменных областей (нарушение тактильного гнозиса, фонематического слуха, кинестетического праксиса) - 25 чел. (44,6%); функциональной несформированности межполушарных взаимодействий (амбилатеральность, нарушение реципрок-ной координации, зрительного и пространственного гнозиса, копирования, фонематического слуха, слухоречевой памяти, интеллектуальных функций обобщения, сравнения, установления аналогий) - 23 чел. (41,1%); правого полушария (нарушение про-
странственного гнозиса, логико-грамматических отношений, копирования, фонематического слуха, слухоречевой памяти) - 21 чел. (37,5%); лобных отделов (нарушение внимания, двигательного пракси-са, копирования, пространственного гнозиса, логико-грамматических отношений, интеллектуальных функций, слухоречевой памяти, бедный словарный запас) - 20 чел. (35,7%); затылочных отделов (нарушение зрительного гнозиса, логико-грамматических отношений) - 19 чел. (33,9%); дисфункция подкорковых образований (невропатия, нарушения сна, заикание, энурез, тики, внимания, моторного праксиса, импульсивность, левосторонняя моторная асимметрия) - 9 чел. (16,1%); атипия психического развития (левосторонние латеральные предпочтения, моторные асимметрии, «истинное левше-ство») - 4 чел. (7,1%) (рис. 2).
51,8
с0 ^
^
о'
& & / / / ^
* о/ У /
' / / /
V
Рис. 2. Нейропсихологические синдромы функциональной несформированности отделов головного мозга
у детей с расстройством экспрессивной речи
Исследование корреляции показало прямые менных областей; функциональной недостаточно-взаимосвязи между: несформированностью межпо- стью правого полушария с несформированностью лушарных взаимодействий и теменных областей со подкорковых структур и межполушарных взаимо-всеми другими диагностированными нейропсихо- действий; атипией развития с дисфункциями под-логическими синдромами; несформированностью корковых, лобных, височных и теменных отделов лобных отделов с дисфункцией затылочных и те- (табл. 3).
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи нейропсихологических синдромов у детей с расстройством экспрессивной речи (г)
Структуры головного мозга Межполушарные Лобные Височные Затылочные Правое полушарие Теменные Атипия развития
Подкорковые 0,216* 0,431 0,246 0,277 0,031*** 0,054** 0,077**
Межполушарные - 0,152* 0,063** 0,118* 0,032*** 0,161* 0,189*
Лобные - - 0,544 0,031*** 0,408 0,083** 0,089**
Височные - - - 0,126* 0,225 0,122* 0,032***
Затылочные - - - - 0,596 0,045** 0,374
Правое полушарие - - - - - 0,015*** 0,353
Теменные - - - - - - 0,011***
Примечание: *р< 0,05, ** р< 0,01, *** р< 0,001.
Анализ корреляций клинико-нейропсихоло-гических проявлений с неблагопрятными перинатальными факторами выявил прямую взаимосвязь неблагоприятного течения родов, беременности и асфиксии новорожденных с клиническими проявлениями ЗПР, СДВГ и функциональной недостаточностью межполушарных взаимодействий, подкорковых структур, правого полушария, лобных, височных, теменных отделов; проявлений ППЦНС с СДВГ и всеми диагностированными нейропсихологическими
синдромами; симптомов невропатии с ЗПР, функциональной несформированностью межполушарных взаимодействий, теменных и затылочных отделов; задержки раннего моторного развития (ЗМР) с ати-пией психического развития, функциональной незрелостью межполушарных взаимодействий, височных, затылочных и теменных отделов; задержки речевого развития (ЗРР) с СДВГ, функциональной недостаточностью височных, затылочных и теменных областей (табл. 4).
Таблица 4
Корреляционные взаимосвязи клинико-нейропсихологических проявлений с неблагоприятными перинатальными факторами у детей с расстройством экспрессивной речи (г)
Клинико- нейропсихологические проявления Неблагоприятные перинатальные факторы
Беременность Роды Асфиксия ППЦНС Невропатия ЗМР ЗРР
ЗПР 0,055** 0,054** 0,121* 0,246 0,214* 0,324 0,500
СДВГ 0,012*** 0,011*** 0,063** 0,176* 0,353 0,240 0,031***
Подкорковые дисфункции 0,054** 0,055** 0,122* 0,0126* 0,350 0,295 0,433
Межполушарные взаимодействия 0,054** 0,161* 0,077** 0,126* 0,032*** 0,118* 0,315
Несформирванность лобных отделов 0,083** 0,170* 0,031*** 0,202* 0,258 0,141 0,394
Несформирванность височных отделов 0,083** 0,044** 0,031*** 0,148* 0,228 0,205* 0,137*
Несформирванность затылочных отделов 0,045** 0,309 0,306 0,032*** 0,134* 0,070** 0,126*
Недостаточность правого полушария 0,167* 0,166* 0,176* 0,207* 0,272 0,228 0,372
Несформирванность теменных отделов 0,187* 0,044** 0,045** 0,184* 0,167* 0,181* 0,122*
Атипия развития 0,236 0,236 0,281 0,034*** 0,264 0,033*** 0,234
Примечание: *р< 0,05, ** р< 0,01, *** р< 0,001;
ЗПР - задержка психического развития, ЗМР - задержка моторного развития, ЗРР - задержка речевого развития, СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ППЦНС - перинатальное поражение ЦНС.
Установлены прямые корреляционные взаимосвязи: ЗПР с функциональной незрелостью подкорковых структур (г=0,217, р<0,05), межполушарных взаимодействий (г=0,026, р<0,01), теменных областей (г=0,162, р<0,05) и атипией психического развития (г=0,076, р<0,01); СДВГ с дисфункцией подкорковых структур (г=0,190, р<0,05), межполушарных взаимодействий (г=0,076, р<0,01), лобных (1=0,091, р<0,01), височных (г=0,029, р<0,01) и затылочных (г=0,156, р<0,05) областей.
Заключение
Расстройства экспрессивной речи у дошкольников сопровождались ЗПР (21,4%) и СДВГ (10,7%). Исследование ВПФ выявило у них нарушение слухового и тактильного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти, речевых и интеллектуальных функций. В структуре нейропсихологических синдромов преобладали функциональная несформированность височных (51,8%), теменных (44,6%), лобных (35,7%), затылочных (33,9%) отделов, межполушарных взаимодействий (41,1%) и правого полушария (37,5%), которые коррелировали с неблагоприятными перинатальными факторами беременности, родов, клиническими симптомами ППЦНС, невропатии, задержкой раннего моторного и речевого развития. Установлены взаимосвязи (р<0,01) ЗПР с незрелостью межпо-лушарных взаимодействий и атипией психического развития; СДВГ - с дисфункцией лобных, височных областей и межполушарных взаимодействий.
Таким образом, в комплексную медико-психолого-логопедическую реабилитацию расстройств экспрессивной речи у детей целесообразно включать нейропсихологические коррекционные мероприятия, направленные на развитие моторных, сенсорных, речевых и интеллектуальных психических функций. Ранняя нейропсихологическая диагностика и коррекция при неблагоприятном течении перинатального периода, наличии клинических проявлений ППЦНС, невропатии, задержке раннего моторного и речевого развития необходима для своевременного проведения медико-психолого-логопедических мероприятий.
Список литературы
1. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Геворкян А.К., Маслова О.И., Мамедьяров А.М., Сергиенко Н.С., Осипова Л.А., Гогберашвили Т.Ю. Амбулаторная обращаемость за детской специализированной неврологической помощью: структура и основные закономерности // Педиатрическая фармакология. 2014. № 11 (5). С. 82-92.
2. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей дошкольного возраста: клиническая типология коморбидных психопатологических синдромов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2014. № 2. С. 52-56.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. «Питер»: 2008. 272 с.
4. Заваденко Н.Н., Кувичинская А.В., Лебедева Т.В. и др. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции (методическое пособие для студентов и врачей). М.: 2003. 60 с.
5. Злоказова М.В. Клинико-психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и результаты междисциплинарной реабилитации в условиях Центра развития ребенка «Надежда» // Казанский медицинский журнал. 2004. № 3. С. 230-232.
6. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учеб-но-метод. пособие. СПб., 2006. 48 с.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебник. М.: Генезис. 2008. С. 125.
8. Украинец О.В. Особенности эмоциональных характеристик детей, имеющих логопедические расстройства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» 22-25 октября 2002, СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 145-151.
References
1. Karkashadze G.A., Namazova-Baranova L.S., Gevorkyan A.K., Maslova O.I., Mammadyarov A.M., Sergienko N.S., Osipova L.A., Gogberashvili T.Y. Outpatient appealability children's specialized neurological care: the structure and basic patterns. Pediatric pharmacology. 2014, no. 11(5), pp. 82-92.
2. Emelina D.A., Makarov I.V. Mental retardation in preschool children: clinical typology of comorbid psychiatric syndromes. Review of psychiatry and medical psychology named after V.M. Bekhterev. 2014, no. 2, pp. 52-56.
3. Glozman J.M. Neuropsychological diagnosis in preschool age. «Piter»: 2008. 272 p.
4. Zavadenko N.N., Kobechinskaya A.V., Lebedeva T.V. Violations of the formation of speech and writing in children. The possibility of pharmacological correction [Violations of the formation of speech and writing in children. The possibility of pharmacological correction]. Moscow: 2003. 60 p.
5. Zlokazova M.V. Clinical and psychological features of preschool children with delay of mental development and the results of interdisciplinary rehabilitation in the conditions of child Development Center «Hope». Kazan medical journal. 2004, no. 3, pp. 230-232.
6. Chutko L.S., Livinska A.M. Specific disorders of speech development in children: Teaching method [Specific disorders of speech development in children: Teaching method]. St-Petersburg, 2006, 48 p.
7. Semenovich A.V Neuropsychological correction in childhood. Method of replacement of ontogenesis: Textbook. Moscow: Genesis, 2008. P. 125.
8. Ukrainets O.V. Peculiarities of emotional characteristics of children with speech disorders. Proceedings of all-Russian scientific-practical conference with international participation «Theoretical and empirical approaches to the study of attitudes of tolerant consciousness and tolerant relations» 22-25 October 2002, St-Petersburg: publishing house RGPU named after A.I. Hertsen. 2002, pp. 145-151.