Педагогика
УДК: 376(045)
кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Тюрина Екатерина Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема формирования познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития; анализируются результаты исследования познавательных процессов данной категории детей; предлагается содержательный компонент коррекционно-развивающей программы обеспечивающей формирование познавательных процессов.
Ключевые слова: познавательные процессы, задержка психического развития, младшие школьники, коррекционно-развивающая программа.
Annotation. The article discusses is relevant for today the problem of forming cognitive processes of younger students with mental retardation; analyzes the results of the study of cognitive processes in this category of children is a substantial component of correctional educational programs ensuring the formation of cognitive processes.
Keywords: cognitive processes, mental retardation, primary school students, correctional-developing program.
Введение. Ведущей современной тенденцией модернизации образовательного пространства в нашей стране, на сегодняшний день, является интенсификация интеграционных процессов, поддерживаемых нормативно-правовым обеспечением общего образования [3; 7].
Одной из наиболее распространённых категорий детей, интегрированных в общеобразовательные организации, являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Нарушение нормального темпа психического развития данной категории детей проявляется в замедленном формировании отдельных психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера). В связи с этим специфика обучения школьников с ЗПР в общеобразовательной школе обеспечивается реализацией индивидуальной адаптированной образовательной программы разработанной с учетом психофизических и личностных особенностей обучающегося. Обязательной составляющей данной программы является так называемый «коррекционный компонент», представляющей собой коррекционно-развивающую работу по формированию познавательных процессов. Коррекция и развитие познавательных процессов является необходимым условием нивелирования недостатков в психическом развитии детей с ЗПР и преодоления их трудностей в учебной деятельности.
Формулировка цели статьи. Целью проведенного исследования является разработка методических рекомендаций по формированию познавательных процессов у младших школьников с ЗПР, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций при осуществлении психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Изложение основного материала. Исследования детей с ЗПР проводились специалистами разного профиля: психологами (З. И. Калмыкова, И. А. Коробейников, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, Н. П. Слободяник, У. В. Ульенкова и др.); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. А. Костенкова, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Никашина, С. Г. Шевченко и др.). Авторами доказано, что дети данной категории испытывают повышенные трудности в обучении, обусловленные как особенностями развития их познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности в целом, так и недостатками в методическом обеспечении самого процесса обучения [4; 6].
Поэтому для оптимизации интеллектуальной деятельности детей с ЗПР за счёт стимуляции психических процессов, формирования позитивной мотивации на познавательную активность была проведена коррекционно-развивающая работа, основанная на результатах диагностического обследования.
С целью изучения особенностей развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент. В нем принимали участие школьники третьего класса в количестве 11 человек с заключением муниципального учреждения «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (МУ «ГПМПК») задержка психического развития. По данному заключению детям рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, предназначенной для обучающихся с ЗПР.
Констатирующее исследование состояло из нескольких экспериментальных серий. Первая серия исследовала уровни развития и особенности понятийного мышления, сформированность важнейших логических операций. Для ее проведения использовалась методика Э. Ф. Замбацявичене. Вторая серия констатирующего эксперимента исследовала особенности внимания младших школьников с ЗПР по методикам «Корректурная проба» (Бурдона) и «Запомни и раскрась». В ходе проведения третьей серии исследовались особенности развития памяти младших школьников с ЗПР с использованием методик «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия и «Диагностика типа памяти».
В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные. Диагностика уровня словесно-логического мышления у детей с ЗПР по методике Э. Ф. Замбацявичене показала, что среди испытуемых четвертый (высокий) уровень успешности выявлен не был, на третьем (среднем) уровне успешности находились 36 % опрошенных, на втором (низком) уровне - 55 % респондентов. Первый (очень низкий) уровень успешности показал один ученик, что составило 9 % от всех участников эксперимента. Наибольшие трудности возникли у испытуемых при выполнении 3 субтеста, состоящего из заданий на представление умозаключения по аналогии, из чего следует, что логическое действие «умозаключение» у детей с ЗПР имеет низкий уровень развития. Специфика словесно-логического мышления данной категории детей проявляется в преобладании осведомленности и способности к обобщению над другими мыслительными процессами.
Полученные данные по методике «Корректурная проба» и наблюдение за ходом выполнения задания показали, что неустойчивость внимания испытуемых имеет индивидуальные формы проявления. Так, у 37 %
детей максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживались в начале выполнения задания, и снижалось по мере продолжения работы, они допускали ошибки в поиске необходимых букв. У 24 % испытуемых наибольшее сосредоточение внимания наступало после некоторого периода деятельности, если в начале выполнения задания они медлили, заметно было усилие с каким им дается сосредоточение. У третей группы учащихся (39 %) отмечались периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания. Для них было характерно частые отвлечения, быстрая пресыщаемость ходом выполнения пробы, утомляемость. В связи с этим, можно утверждать, что у младших школьников с ЗПР преобладает средний уровень устойчивости внимания и работоспособности.
Исследование объема внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР проводилось по методике «Запомни и расставь точки», у 45 % учащихся наблюдался очень высокий уровень объема внимания. У 36 % респондентов объем внимания находился на высоком уровне и у 18 % - на среднем. Низкий и очень низкий уровень объема внимания в данной выборке выявлен не был.
Уровни развития кратковременной и долговременной памяти определялись с помощью методики «Заучивание 10 слов», осуществляемой в два этапа. Материалы первого этапа исследования (то есть воспроизведения набора слов сразу же после озвучивания их экспериментатором) показали, что 55 % учеников имеют средний уровень развития кратковременной памяти и 9 % - высокий. Они обладают определенной способностью к удерживанию полученной информации, ее частичному сохранению и воспроизведению в течение непродолжительного периода времени, но все же это дает возможность таким учащимся в той или иной мере использовать ее в различных ситуациях, требующих срочного разрешения на уроке. Но для 36 % респондентов характерен уровень развития кратковременной памяти «ниже среднего». Детей с низким уровнем развития кратковременной памяти выявлено не было. Это объясняет их слабую способность сохранять информацию даже непосредственно после её получения, неумение сосредоточиться на запоминании и воспроизведении учебного материал.
Кроме того, почти половина школьников (55 %) продемонстрировали низкий уровень развития долговременной памяти. То есть для них характерна низкая степень усвоения, сохранения и воспроизведения учебного материала на уроке спустя какое-то время после его озвучивания учителем.
Средний уровень развития долговременной памяти отмечался у 18 % респондентов. Они проявляли способность удерживать, сохранять и воспроизводить (хотя бы и частично) полученную информацию, следовательно, имели большую возможность использовать ее в отдаленное время, например, при повторении и закреплении определенного учебного материала на уроке или по теме (разделу) в целом. Уровень развития ниже среднего выявлен у 27 % учащихся. Высокий уровень выявлен не был.
Среди выявленных типов памяти у младших школьников с ЗПР наиболее распространенной оказалась зрительная у 64 % школьников; преобладание слуховой памяти выявлено почти вдвое реже у 27 % детей; 9 % детей продемонстрировали доминирование зрительно-слухо-моторного запоминания, у него же была достаточно развита и зрительная память. Следовательно, у 90 % младших школьников с ЗПР превалировал только один тип памяти.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности познавательных процессов младших школьников с ЗПР: средний уровень сформированности словесно-логического мышления; низкий уровень развития логического действия «умозаключения»; наличие одного (преимущественно зрительного) типа памяти; средний уровень развития кратковременной памяти и низкий уровень развития долговременной памяти; высокий уровень объема внимания; неустойчивость (колебание) внимания.
Полученные результаты доказывают необходимость целенаправленного проведения специальной коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных процессов у младших школьников с ЗПР, которая расширит зону их ближайшего развития и, в целом, оптимизирует процесс обучения.
На основе данных констатирующего эксперимента и анализа исследований, имеющихся в литературе, была разработана коррекционно-развивающая программа. Результатом ее реализации должно стать нивелирование выявленных недостатков познавательных процессов младших школьников с ЗПР.
Программа предусматривала реализацию нескольких направлений:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).
Основные задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Развитие и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).
3. Формирование психологических новообразований детей младшего школьного возраста, произвольности психических процессов.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков (чувства сплоченности, ответственности, опыта нравственного поведения, рефлексии учебных достижений).
5. Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.
Коррекционно-развивающая программа включала в себя три основных блока: диагностический; коррекционный; рефлексивный.
Целью диагностического блока является изучение уровня сформированности познавательных процессов у ребёнка (памяти, внимания, мышления), общей программы психологической коррекции (выявить индивидуально-типологические проявления нарушений).
Коррекционный блок обеспечивал использование системы средств и условий для устранения недостатков в познавательной сфере у детей младшего школьного возраста с ЗПР и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия его субъектов. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием познавательной сферы младших школьников.
Рефлексивный блок обеспечивал определение степени эффективности коррекционного воздействия и был нацелен на измерение динамики развития ребёнка.
Для оценки результатов реализации коррекционно-развивающей программы по формированию познавательных процессов у младших школьников с ЗПР был проведен контрольный эксперимент. Использовались методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Таблицы Шульте», «Запомни и расставь точки», «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Диагностика типа памяти», «Простые аналогии».
Сравнивая полученные данные до и после формирующего эксперимента следует отметить, что на констатирующем этапе исследования способность учеников с ЗПР строить умозаключения по аналогии находилась на низком уровне, но контрольное исследование показало позитивную динамику у большей части испытуемых, а именно, 55 % детей достигли уровня «ниже среднего» и 9 % показали средней уровень развития данной мыслительной операции.
Результаты изучения способности к обобщению, абстрагированию и умению выделить существенные признаки показали, что 9 % респондентов продемонстрировали высокий уровень развития мыслительной операции обобщения, 18 % - достаточный уровень развития. Данные испытуемые смогли подобрать обобщающее понятие к группе слов. 27 % детей показали средней уровень развития мыслительной операции обобщения. Они правильно выбрали лишнее слово, но с трудом объясняли свой выбор.
Анализируя данные констатирующего и контрольного экспериментов, можно утверждать, что уровень словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР незначительно вырос. Определение устойчивости и динамики работоспособности у младших школьников с ЗПР показало, что у 55 % учеников при выполнении заданий наблюдалась средний уровень устойчивости внимания, достаточно высокий уровень врабатываемости. Заметное увеличение времени на отыскивание чисел отводилось в четверной и пятой таблице, что указывает на наступление утомляемости.
Исследование объема внимания по методике «Запомни и расставь точки», свидетельствует о том, что существенных изменений в уровне объема внимания младших школьников не произошло. До начала коррекционной работы очень высокий уровень объема внимания был выявлен у 36 % учеников. По её окончанию численный состав этой группы учащихся не изменился. Такая же тенденция отмечалась на высоком уровне. Таким образом, только у 9 % испытуемых увеличился объем внимания.
Следует отметить, что до начала коррекционно-развивающей работы средний уровень кратковременной памяти был выявлен у 55 % учеников. По её окончанию численный состав этой группы учащихся увеличился на два человека; ученики среднего уровня развития памяти составили 64 % выборки. А высокий уровень кратковременной памяти был выявлен у 9 % учеников. По завершению коррекционно-развивающей программы эта группа составила 18 % выборки.
Положительная динамика касалась развития долговременной памяти, что выразилось в повышении ее уровня у 27 % испытуемых. У детей увеличилась скорость запоминания, вырос объем запоминаемого материала, получила развитие способность без искажения воспроизводить информацию через длительное время, повысилась познавательная активность и выросла мотивация к учению, что не замедлило сказаться на их успехах в освоении учебного материала по различным предметам.
Таким образом, анализ данных контрольного эксперимента показал, что реализация коррекционно-развивающей программы была достаточно эффективна и способствовала развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Это подтверждается не только материалами контрольного эксперимента, но и результатами непосредственного общения с учениками, бесед с учителями и родителями, детей, участвующих в эксперименте.
Выводы. Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР является важнейшим аспектом реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы. Коррекционно-развивающая работа в данном направлении способствует не только преодолению недостатков в развитии познавательных процессов, но и предупреждению возможных трудностей в обучении детей и обладает определенным развивающим эффектом.
Литература:
1. Золоткова, Е. В. Особенности развития познавательных процессов у младших школьников с ЗПР / Е. В. Золоткова, Е. В. Тюрина // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 04 июля 2017); под ред. Р. Г. Юсупова, А. С. Ванесян, С. А. Калужина [и др.]. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 175 с. - С. 36-39.
2. Золоткова, Е. В. Региональная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации / Е. В. Золоткова, М. И. Малышева // Современные наукоемкие технологии (научный журнал). - Выпуск № 5 (часть 2), Саратов, 2016. - С. 339-343.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Владос, 2014. - 167 с.
4. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития: монография / Ю. А. Костенкова. - М.: Прометей, 2011. - 140 с.
5. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
6. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2011. - 176 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы{р://273-фз.рф/ак1у_ш1поЬгпаик1_го88Ц/рг1ка7-19122014 (дата обращения 17.11.2017 г.).
8. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
Педагогика
УДК: 378.1
доцент Зотов Алексей Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Ганжур Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону) аспирант Авакьянц Артем Валериевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону)
ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И СИСТЕМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОМАНД
Аннотация. Моделирование безопасности управленческих структур сводится к рассмотрению работоспособности функций промежуточного звена и взаимодействия между объектами, принимающим решения на управления и вырабатывающей команды. Анализируя данные переходы в предельных случаях, позволяет применять подходы анализа и синтеза на основе структурных схем и логических соотношений.
Ключевые слова: управленческие структуры, моделировании безопасности, структурные схемы, логические соотношения.
Annotation. Modeling the security of administrative structures reduced to considering the operability of the functions of the intermediate link and the interaction between the objects that make decisions on management and develop teams. Analyzing these transitions in limiting cases, one can apply analysis and synthesis approaches based on structural schemes and logical relationships.
Keywords: administrative structures, security modeling, structural schemes, logical relationships.
1.1 Определение управленческой структуры (УС).
Назначение. УС предназначена для выполнения функций промежуточного звена между объектами, принимающими решение на управления и вырабатывающей команды (командное звено - КЗ) и исполнительными звеньями (ИЗ), предназначенным для выполнения этих команд
КЗ УС ь ИЗ
w г
Рисунок 1. 1. Схема прохождения команд
Командное звено формирует команды, приказы, распоряжения, указания, предписания и другие подобные информационные посылки, которые чаще всего требуют определенных действий по произведению их к форме понятной исполнительным звеньям и удобный для восприятия на своих входах.
Типовые примеры можно легко увидеть в армейских структурах, системах государственной власти, на различных флотах (морской, воздушный), в коммерческих организациях и т.д.
В самом простом варианте можно представить работу диспетчерской службы, когда разрешение руководителя на аварийную посадку самолёта на аэродроме преобразуется в серию команд для экстренного освобождения взлетно-посадочной полосы, выезда аварийных служб на установленные места, задержки плановых посадок и взлётов, включения дополнительных средств радио-обеспечения, освещения, визуального указания и т.д. Это можно изобразить, как показано на рис. 1. 2.