УДК 159.95
Г.Ф. Ходаковская
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
ОБУЧЕНИЯ
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан)
В статье представлены результаты сравнительного нейропсихологического анализа особенностей слухоречевой памяти у первоклассников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения. Выявлены различия в состоянии функций запоминания, хранения и воспроизведения вербального материала у младших школьников в зависимости от успешности обучения. Низкие возможности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации неблагоприятно сказываются на усвоении базовых учебных знаний у детей с комплексными трудностями учения.
Ключевые слова: высшие психические функции, слухоречевая память, объем слухоречевой памяти, ней-ропсихологическое обследование, младший школьный возраст, трудности в обучении
COMPARATIVE NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF AUDIO-VERBAL MEMORY FEATURES IN FIRST-FORMERS WITH DIFFERENT LEARNING SUCCESS
G.F. Khodakovskaya
Katanov Khakass State University, Abakan
The article presents the results of comparative neuropsychological analysis of audio-verbal memory features in firstformers with different learning success: successful in learning or with partial and complex learning disabilities. The differences in the state of functions of memorization, storage, and replication of verbal information in junior schoolchildren depending on the learning successes. Low possibilities of phonemic awareness and processes of audio-verbal information storage affect unfavorably on the acquisition of fundamental school knowledge in children with complex learning disabilities.
Key words: higher mental functions, audio-verbal memory, volume of audio-verbal memory, neuropsychological examination, primary school age, learning disabilities
Современное начальное общее образование, являющееся фундаментом всего последующего образования, ставит перед собой задачи формирования и развития универсальных учебных действий, познания и освоения мира младшими школьниками [1]. По мнению А.В. Семенович (2001), в настоящее время создаются, модернизируются и внедряются образовательные учебные программы, которые, к сожалению, не учитывают изменяющуюся специфику мозговой организации в современной детской популяции. Некоторые учащиеся в начальной школе сталкиваются с трудностями при овладении специфическими школьными навыками [2]. Ранняя нейропсихологическая диагностика школьников позволяет установить нейропсихологические причины возможных нарушений и дает возможность для своевременного принятия адекватных мер, направленных на оптимизацию развития мозговых механизмов, определяющих необходимый уровень сформированное™ психических функций для овладения базовыми учебными компетенциями [2, 4, 5].
Особый интерес представляет оценка состояния слухоречевой памяти первоклассников, так как именно эта функция является очень важной в процессе становления речи и обучения в целом [3].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Провести сравнительный нейропсихологиче-ский анализ особенностей слухоречевой памяти у
младших школьников с разной успешностью об -учения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 153 первоклассника городских общеобразовательных школ г. Минусинска Красноярского края в возрасте от 7 до 8 лет. На основе анализа экспертных оценок учителей начальных классов были выявлены группы детей с разной успешностью обучения: 1-я группа - дети, которые успешно овладевают учебным материалом по основным школьным предметам (42,5 %); 2-я группа - учащиеся с парциальными трудностями учения (затруднено усвоение знаний, формирование навыков по отдельным школьным предметам) (16,3 %); 3-я группа - первоклассники с комплексными трудностями учения (допускают систематические ошибки при выполнении разной направленности учебных заданий по нескольким школьным предметам) (41,2 %).
Для анализа фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации (непроизвольной слухоречевой памяти, объема, долговременности хранения, устойчивости к интерференции как гомогенной, так и гетерогенной, нейродинамической составляющей) была применена нейропсихологическая проба обследования слухоречевой памяти у детей, предложенная А.Р. Лурией (2000), адаптированная и снабженная
количественной оценкой коллективом авторов во главе с ТВ. Ахутиной [4]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Применялся пакет программ SPSS 17 for Windows.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования выявлены различия в слу-хоречевой памяти у первоклассников в зависимости от успешности обучения.
У детей с комплексными трудностями учения возможности в обработке слухоречевой информации существенно снижены. Анализ способности к восприятию и воспроизведению слов при повторении обнаруживает значимые отличия: у первоклассников первых двух групп данные способности выше, по сравнению с младшими школьниками из 3-й группы. У детей с комплексными трудностями при повторении стимульных слов чаще встречаются звуковые замены (40 %), искажения (12,3 %) и вертикальные повторы однажды допущенной ошибки (13,8 %) (табл. 1).
Между первоклассниками сравниваемых групп выявлены отличия в особенностях слухоречевой памяти.
У большинства первоклассников с комплексными трудностями учения низкая способность к непроизвольному запечатлению информации, по сравнению с успешно обучающимися детьми (р < 0,001) и детьми с парциальными учебными трудностями (р < 0,05), которые в процессе второго воспроизведения (при включении механизмов произвольного запоминания) также демонстрируют более высокий объем кратковременной памяти, по сравнению с первоклассниками из 3-й группы (р < 0,05). Показательно, что в третьем воспроизведении у детей, успевающих в учебе, отмечается прирост слов, а у школьников с парциальными трудностями обучения не наблюдается динамики заучивания (р < 0,05). Первоклассники с комплексными трудностями учения к третьему воспроизведению демонстрируют прирост запоминания слов стимульного ряда, тем не менее, их показатели существенно ниже, чем у школьников, успевающих по всем учебным предметам (р = 0,001). Долговременная память у первоклассников 3-й груп-
пы сформирована хуже, по сравнению с учащимися из 2-й группы, и значительно хуже, чем у детей из
1-й группы (р < 0,05).
Количественный и качественный нейропсихо-логический анализ ошибочного воспроизведения стимульных слов сделал возможным получение дифференцированной информации об особенностях слухоречевой памяти. Младшие школьники с комплексными трудностями учения пропускают значительно большее количество стимульных слов (р < 0,05 - при сравнении с 1-й группой), для них характерны более частые звуковые замены (р < 0,05 - при сравнении с 1-й группой) (пример: гость - кость, гостья; холод
- голод, клин - Клим), искажения (р < 0,001 - при сравнении с 1-й группой; р < 0,05 - при сравнении со
2-й группой) (пример: холод - полок). У школьников
3-й группы выявлена тенденция к более частым кон-таминациям (р = 0,056 - при сравнении с 1-й группой) (примеры вплетений: плитка, страх, встреча; примеры контаминаций: ристь (риск и гость); христь (холод, риск и гость)). Школьники с комплексными трудностями учения допускают более частое дублирование слов в ходе их припоминания (р < 0,05
- при сравнении с 1-й и 2-й группами). Ошибочное инертное повторение в последующих воспроизведениях звуковых или семантических замен, искажений, вплетений встречаются чаще у первоклассников 3-й группы (р < 0,01 и р < 0,05 - при сравнении с 1-й и 2-й группами соответственно). Нейродинамические компоненты деятельности благополучнее всего сформированы у школьников, хорошо успевающих в учебе (средний балл 2,6). В группе детей с парциальными трудностями в обучении показатели ниже (средний балл 1,8). Выражена дефицитарность активационных показателей у первоклассников с комплексными трудностями учения (средний балл -0,2) (р = 0,000 и р = 0,004 - при сравнении с 1-й и 2-й группами соответственно).
Таким образом, младшим школьникам, хорошо овладевающим учебными знаниями, навыками, свойственно успешное запоминание и воспроизведение вербального материала, что определяется достаточным уровнем сформированности префронтальных лобных отделов, височных отделов левого и правого полушария, необходимым уровнем целенаправленной активности. Учащиеся с парциальными труд-
Таблица 1
Среднегрупповые показатели при повторении (в баллах)
Показатели Группы первоклассников Уровни различий
1-я группа 2-я группа 3-я группа Р1-3 Р2-3
1 повторение 5,7 5,8 5,3 0,005* 0,017*
2 повторение 5,9 5,8 5,4 0,001* 0,046*
3 повторение 5,8 5,8 5,5 0,007* -
Звуковые замены 0,6 0,6 1,3 0,003* 0,034*
Искажение слов 0,2 0,4 0,5 0,050* -
Вертикальные повторы 0,2 0,3 0,7 0,001* 0,086#
Примечание: ** - р < 0,001; * - 0,001 < р < 0,05; # - 0,05 < р < 0,1.
ностями в обучении характеризуются сниженным объемом кратковременной памяти. Возможно, недостаточное развитие регуляторных левополушарных функций и процессов нейродинамики не позволяет данным детям справляться со школьной программой на должном уровне в полном объеме. Детям с комплексными трудностями учения свойственны низкие возможности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации, которые обусловлены несформированностью механизма активности деятельности, малым объемом акустического восприятия, функциональной незрелостью III блока мозга, трудностями переработки кинестетической и слуховой информации (дефекты звукового оформления речи - трудности фонематического анализа), наличием правополушарного дефицита (искажение, нарушение порядка слов, низкий объем непроизвольной памяти).
Наши данные, согласуясь с существующим положением о важной роли функций переработки слуховой информации в процессе становления устной и письменной речи, могут использоваться для построения нейропсихологической компенсаторно-развивающей работы, учитывающей недостаточность в развитии слухоречевой памяти у младших школьников с комплексными трудностями учения.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. et al. Formation of universal educational activities in the primary school: from action to thought. A system of tasks: Textbook for the teachers. - Moscow: Prosveshhenie, 2010. - 159 p. (in Russian)
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Overcoming difficulties of learning: neuropsychological approach. - Saint-Petersburg: Piter, 2008. - 320 p. (in Russian)
3. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: коллективная монография / Под ред. Т.А. Фоте-ковой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - 168 с.
Age, sex and individual-typological features of higher mental functions in the norm / Ed. by T.A. Fotekova. -Abakan: Publ. of Katanov Khakass State University, 2007. -168 p. (in Russian)
4. Практикум по клинической психологии. Часть 1. Нейропсихологическая диагностика: учебно-методический комплекс по дисциплине / Сост. Т.А. Фоте-кова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 92 с.
Clinical psychology practicum. Part 1. Neuro-psychological diagnostics: teaching materials. - Abakan: Publ. of Katanov Khakass State University, 2008. - 92 p. (in Russian)
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие; 3-е изд-е. - М.: Генезис, 2010. - 474 с.
Semenovich А.М Neuropsychological correction in childhood. Method of substitute ontogeny: Teaching guide; 3rd ed. - Moscow: Genezis, 2010. - 474 p. (in Russian)
Сведения об авторах
Ходаковская Гелена Федоровна - аспирант кафедры психологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (655017, г Абакан, ул. Ленина, 92; e-mail: [email protected])
Information about the authors
Khodakovskaya Gelena Fyodorovna - Postgraduate of the Department of Psychology of Katanov Khakass State University (Lenin str., 92, Abakan, 655017; e-mail: [email protected])