V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
А.О. Кичеева
НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПЕРЕРАБОТКИ СЛУХОРЕЧЕВОИ ИНФОРМАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ, ВЗРОСЛОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
В статье анализируются особенности переработки слухоречевой информации на разных возрастных этапах (по периодизации В.В. Бунака), делается попытка проследить динамику возрастных изменений слухоречевых функций.
Ключевые слова: высшие психические функции, слухоречевые функции, импрессивная речь, слухоречевая память, динамика, нейропсихологический индекс.
A.o. Kicheeva neuropsychological analysis of the oral-aural information recycling in adolescence, adulthood and maturity
In the article the peculiarities of oral-aural information recycling of different age stages are analyzed (according to the periodization of V.V. Bunak), an attempt to trace the dynamics of age changes of oral-aural functions is made.
Key words: higher mental functions, oral-aural functions, impressive speech, oral-aural memory, dynamics, neuropsychological index.
Представления о психологическом строении мозговых механизмов высших психических функций (ВПФ) складывались в нейропсихологии прежде всего на основе анализа нарушений этих функций у взрослых больных (диффузные церебральные сосудистые расстройства, паркинсонизм, черепно-мозговая травма, воспалительные процессы и т.п.).
Современная нейропсихология переживает этап интенсивного развития, появляются новые направления, к числу которых относится нейропсихология нормы, изучающая мозговую организацию психических процессов на различных контингентах здоровых лиц. Методологической основой этого направления нейропсихологии, являются представления о системной локализации ВПФ А.Р. Лурия [4].
ВПФ человека - это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению и сознательные, произвольные по способу функционирования. Высшие психические функции формируются в процессе онтогенеза, на последовательных этапах своего развития не сохраняют единой структуры, но осуществляют одну и ту же задачу с помощью различных закономерно сменяющих друг друга систем связей. Все системы ВПФ в процессе возрастного развития изменяются и совершенствуются. Формируясь прижизнен-
но под влиянием социальных воздействий, ВПФ меняют свою мозговую организацию [4].
Состояние ВПФ на ранних этапах онтогенеза исследовались Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович,
Н.Г. Манелис и др. Как известно, структурнофункциональная организация мозга новорожденного является незрелой и претерпевает значительные изменения до 20-летнего возраста. К этому возрасту окончательно формируются основные принципы функционирования мозга. Системы ВПФ изменяются и в дальнейшем, это подтверждается данными исследований старческого возраста, проведенными Н.К. Корсаковой [3]. Было доказано, что при нормальном старении изменения в психическом функционировании происходят ге-терохронно, гетеротопно и гетеродинамично. Нас интересует, каким образом происходят изменения психических функций в юношеском, взрослом и зрелом возрасте. Высшие психические функции в основном исследовались у взрослых людей с локальной мозговой патологией, данных о состоянии ВПФ у здоровых взрослых людей в рамках нейропсихологического подхода недостаточно. Изменения психических процессов в онтогенезе изучались в возрастной, общей психологии и возрастной психофизиологии.
По данным Б.Г. Ананьева [1] психическое развитие продолжается и изменяется в течение всего
жизненного цикла, так наибольшие изменения в интеллектуальных функциях происходят в 18-25 лет. В 26-29 лет снижаются функции памяти и мышления. В 30-33 года вновь наблюдается высокий уровень развития всех интеллектуальных функций, который затем снижается к 40 годам.
Учениками и сотрудниками Б.Г. Ананьева параллельно велись исследования на студенческих выборках и других возрастных группах. Е.И. Степановой проведен анализ возрастных изменений мыслительных функций в зависимости от возраста. Наблюдается неравномерное развитие психических функций в зависимости от возраста. Наиболее выраженные колебания в величинах уровне-вых показателей обнаруживаются в период от 18 до 25 лет, что свидетельствует о подверженности изменениям мыслительных функций в эти годы. До 30 лет происходит параллельное повышение уровня мышления и памяти, память начинает достигать оптимальной точки своего развития в 30 лет, поднимается и уровень мышления, который доходит до своего оптимума в 32 года. Мышление значительно превосходит память, этапы снижения памяти наступают раньше снижения мышления. таким образом, динамика изменчивости мышления на всем протяжении зрелости не одинакова.
Экспериментальные данные Л.Н. Борисовой [2] показывают, что более высокие показатели психического развития интеллекта приходятся на период 30-40 лет, что расходится с мнением большинства авторов о юношеском оптимуме функционального развития интеллекта. В первый период (18-30 лет) происходит наибольшая изменчивость показателей развития интеллекта, во второй (3149) - наблюдается общий подъем уровня развития интеллекта, третий (40-50 лет) по сравнению со вторым дает снижение, но остается на уровне развития первого периода.
Таким образом, исследования, в том числе лонгитюдные, показали, что когнитивное развитие у взрослых носит неравномерный характер. Развитие высших психических процессов или интеллектуальных характеристик продолжается на протяжении всего взрослого периода. Многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития к 23-25 годам и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Данные возрастной психофизиологии представляют интерес для детального нейропсихологического исследования.
Целью нашего исследования является нейроп-сихологический анализ переработки слухоречевых функций в юношеском, взрослом, зрелом возрасте в рамках нейропсихологического подхода.
Для выявления состояния слухоречевых функций нами было проведено исследование, в котором принимали участие три группы людей по 30 человек, соответственно возрастной периодизации индивидуального развития В.В. Бунака: первая группа - юношеский возраст (17-20 лет), вторая группа - взрослый возраст (25-35 лет), третья группа - зрелый возраст (40-50 лет).
Первую группу составили студенты, получающие среднее специальное и высшее образование. Во вторую и третью возрастные группы входят испытуемые уже имеющие среднее специальное и высшее образование.
Были использованы методы нейропсихологи-ческой диагностики, разработанные А.Р. Лурия [4] и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т.В. Ахутиной [6, 7]. Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows c использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.
Таблица 1
Некоторые показатели импрессивной речи (в баллах)
Показатели Юношеский возраст Взрослый возраст Зрелый возраст
Понимание близких по звучанию названий предметов 8,69 9,4* 8,74~
Понимание близких по значению названий предметов 9,16 9,58* 8,96*
Понимание близких по звучанию названий действий 7,99 8,89* 8,02*
Понимание близких по значению названий действий 838 9 11~ 8.2*
Рядом со значениями указан уровень значимости различий между группами: ** - различия на уровне р < 0,001; * - р < 0,05; — тенденция.
А.О. Кичеева. Нейропсихологический анализ переработки слухоречевой информации в юношеском, взрослом и зрелом возрасте
Характеристики импрессивной речи достигают оптимума к взрослому периоду. Испытуемые взрослого возраста превосходят людей юношеского возраста в понимании близких по звучанию, значению названий предметов и действий. При переходе к зрелости характеристики импрессивной речи снижаются, наблюдаются трудности
Динамика показателей с
в понимании близких по значению, звучанию названий действий и предметов.
Представляет интерес состояние слухоречевой памяти (табл. 2). Мы выяснили, что объем произвольной памяти оптимален в юношеском возрасте, к зрелости он начинает постепенно снижаться.
Таблица 2
юречевой памяти (в баллах)
Показатели Юношеский возраст Взрослый возраст Зрелый возраст
Продуктивность 1 воспроизведения 4,76 4,86 4,1*
Продуктивность 2 воспроизведения 5,83 5,5~ 5,36
Продуктивность 3 воспроизведения 5,93 5,76 5,9
Продуктивность отсроченного воспроизведения 5,06 5,56 4,76**
Вербальные замены на основе семантической близости 0,1 0,1 0~
Вертикальные повторы 0,16 0~ 0,33
Количество пропущенных слов 2,13 2,56 3,8*
Количество нарушений порядка следования слов 4,56 3,53 6,3*
Количество переходов слов в другую группу 1,7 1,26 2,03
Слухоречевая память в юношеском возрасте характеризуется достаточно большим объемом как при произвольном, так и при непроизвольном запоминании, отмечаются трудности удержания порядка следования элементов и переходы слов в другую группу. При отсроченном воспроизведении после гетерогенной интерференции юноши вспоминали пять слов из шести.
Объем непроизвольного и отсроченного запоминания достигает оптимума к взрослому периоду. В группе людей взрослого возраста наблюдается большее количество звуковых замен, искажений стимульных слов, горизонтальных повторов.
При переходе к зрелости заметно ухудшается непроизвольное запоминание, которое связано с активностью правого полушария, возрастает подверженность интерференции, что препятствует сохранению следов. К зрелости увеличивается количество нарушений порядка следования слов, которые относятся к правополушарным ошибкам. Чаще встречаются вертикальные повторы, переходы слов в другую группу, однако к зрелому возрасту сокращается число вербальных замен
на основе семантической близости, искажение стимульных слов. Слухоречевая память в данном возрасте характеризуется преобладанием правополушарных ошибок. В целом можно сказать, что наблюдается отрицательная динамика речеслуховой информации от юности к зрелости.
Для более обобщенного анализа возрастной динамики мы использовали процедуру подсчета нейропсихологических индексов функций. Индекс представляет собой комплексные величины, которые в совокупности более надежны, чем в отдельности. Система подсчета индексов помогает в анализе конкретных высших психических функций и представляет собой значения, в которые входят параметры, отвечающие за конкретный фактор [7]. Полученный нами индекс дает возможность проследить динамику слухоречевых функций, результаты представлены на рис. 1.
Слухоречевые функции к взрослости достигают оптимального состояния, но уже к зрелому возрасту претерпевают обратное развитие.
Рис. 1. Возрастная динамика слухоречевых функций
В результате нейропсихологического анализа переработки слухоречевой информации у взрослых мы выяснили следующее.
1. Слухоречевые функции подвержены возрастной динамике.
2. Положительная динамика выявлена при переходе от юности к взрослости, она затрагивает:
- непроизвольное и отсроченное воспроизведение в пробах на слухоречевую память;
- характеристики импрессивной речи.
3. К зрелому возрасту слухоречевые функции снижаются практически по всем компонентам:
- наблюдаются трудности понимания близких по звучанию, значению предметов и действий;
- слухоречевая память подвержена возрастной динамике, к зрелому возрасту сокращается объем
памяти (непроизвольной и долговременной) и нарастает количество правополушарных ошибок.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекозна-ния / под ред. А.А. Бодалева. - М.; Воронеж, 1996.
2. Борисова Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования: дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1990.
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
4. Лурия А.Р Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -М., 2000. - 512 с.
5. Лурия А.Р Основы нейропсихологии. - М., 2008. - 384 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб., 2001.
7. Фотекова ТА. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. - 164 с.
Кичеева Анастасия Олеговна - аспирант медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. E-mail: [email protected]
Kicheeva Anastasia Olegovna - post-graduate of the Medical-Psychological-Social Institute of N.F. Katanov Khakas State University. E-mail: [email protected]
УДК 156 В.И. Рерке, И.С. Бубнова
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ-НАРКОМАНОВ
В статье рассмотрены проблемы несформированной мотивационно-потребностной сферы личности подростков-наркоманов. Данная статья будет интересна специалистам в области психологии.
Ключевые слова: мотивационная сфера личности, подростки-наркоманы, несформированная мотивационно-
потребностная сфера личности.