6. Лысенко И. В. Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2003. 181 с.
7. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
8. Морозова И. С. Личность и саморегуляция деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 110 с.
9. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
10. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: монография. Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 408 с.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
12. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
Информация об авторах:
Левшунова Жанна Амирановна - старший преподаватель кафедры психологии развития личности Лесоси-бирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, [email protected].
Zhanna A. Levshunova - senior teacher of Psychology of personality development Chair, Lesosibirsk Pedagogical Institute - the branch of Siberian Federal University.
Артюхова Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, [email protected].
Tatyana Y. Artjuchova - Ph.D. in Psychology, assistant of professor, deputy director on educational work, Lesosibirsk Pedagogical Institute - the branch of Siberian Federal University.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.
УДК 159.922.72
СОСТОЯНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКОМ ДОМЕ, КРОВНОЙ И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
В. А. Медюшко
THE CONDITION OF THE VERBAL FUNCTIONS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN LIVING IN AN ORPHANAGE, BIOLOGICAL AND FOSTER FAMILY
V. A. Medyushko
Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей».
В статье анализируются особенности вербальных функций младших школьников, воспитывающихся в различных социокультурных условиях. Выявлено негативное влияние условий детского дома на развитие номинативной функции речи, фонематического восприятия, а также слухоречевой памяти. Отмечается благоприятное воздействие семьи на развитие вербальных функций.
The article analyses the peculiarities of the verbal functions of primary schoolchildren living in different socio-cultural conditions. Revealed negative impact of orphanage on the development of the nominative function of speech, phonemic awareness, and oral-aural memory. Positive impact of the family on the development of verbal functions.
Ключевые слова: вербальные функции, младший школьный возраст, детский дом, замещающая семья, кровная семья.
Keywords: verbal functions, primary school age, orphanage, foster family, biological family.
В последнее время отмечается положительная динамика государственной программы по борьбе с сиротством и семейным неблагополучием, вследствие чего сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства. Условия жизни таких детей значительно меняется, в ситуации приближенной к семейной. Тем не менее остаются проблемы, которые пока неразрешены. К ним относится неготовность большинства граждан к тому, чтобы принять в свою семью ребенка-сироту, выявление с каждым годом новых сирот, возврат детей из приемных семей.
К тому же немаловажным является наличие различных отклонений в развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, в силу которых ребенок остается в условиях детского дома.
Современные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, находившиеся в трудных жизненных ситуациях, в основном характеризуются спецификой в физическом [4], личностном и социальном [5] развитии. При этом особенности высших психических функций таких детей остаются малоизученными, минимизированы данные о влиянии семейных
и несемейных форм воспитания на развитие психических процессов. Согласно взгляду Л. С. Выготского, эти функции имеют социальную природу, а условия жизни в замещающей семье и детском доме обеспечивают специфическую социальную ситуацию развития [3].
В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей высших психических функций у младших школьников, воспитывающихся в различных социальных условиях. Исследование было проведено среди младших школьников, проживающих в кровной и замещающей семье, детском доме. Всего было обследовано 210 детей, возраст испытуемых составил 6 - 7 лет. В выборку включались школьники, не имеющие нарушений неврологического статуса.
Для исследования состояния вербальных функций младших школьников, проживающих в разных социальных условиях, применялись нейропсихологиче-ские пробы, разработанные А. Р. Лурия и модифицированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [2; 6]. При этом все параметры, связанные с качеством и продуктивностью выполнения оценивались по принципу
Показатели ассоциа
«чем лучше, тем выше балл», а все виды ошибок учитывались с отрицательным знаком [9].
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета программ SPSS for Windows 17 с применением: описательной статистики, однофактор-ного дисперсионного анализа ANOVA, апостериорного критерия Бонферрони.
Применение ассоциативного эксперимента для обследования младших школьников позволило нам определить способность к активному извлечению слов, возможность переключаться с одного слова другое, а также с одной группы слов на другую.
Как видно из таблицы 1, продуктивность свободных ассоциаций выше у младших школьников из семейных форм воспитания (F = 19,45; р < 0,0001). В среднем такие дети называли 15 - 18 слов, в то время как большинство детей, проживающих в детском доме воспроизводили 10 - 13 ассоциаций. Количество повторов при назывании свободных ассоциаций среди всех групп было невысоким и приблизительно одинаково. Нередко среди повторов встречалось употребление слов во множественном числе, реже - одноко-ренные ассоциации.
Таблица 1
вного эксперимента
Показатели Кровная семья Детский дом Замещающая семья F Sig.
Свободные ассоциации: продуктивность 1,92 0,92 1,52 19,45 0,000
Глагольные ассоциации: продуктивность 1,95 0,90 1,62 21,04 0,000
Глагольные ассоциации: ответы словосочетанием 0,17 1,31 0,47 15,48 0,000
Ассоциации растений: продуктивность 1,62 0,25 1,30 58,77 0,000
Анализ направленных ассоциаций также продемонстрировал низкую способность к активному извлечению слов среди младших школьников, воспитывающихся в детском доме.
Актуализация глагольных ассоциаций гораздо лучше выполнялась детьми из кровной и замещающей семьи. Школьники из детского дома редко воспроизводили более десяти глаголов правильно, при этом допуская большое количество ответов фразой (Б = 15,48; р < 0,0001). Низкие показатели в продук-
тивности глагольных, а также свободных ассоциаций среди воспитанников детского дома может указывать на слабость функций программирования и контроля [10]. Это может быть связано с тем, что в детском доме имеются ограничения в контактах с взрослыми, а также сведены до минимума проявления самостоятельности при планировании своих действий такими детьми, а функция контроля всецело выполняется воспитателем.
Таблица 2
Сравнительный анализ выполнения пробы на исследование свободных и направленных ассоциаций
Свободные ассоциации: продуктивность Ассоциации растений: продуктивность
Кровная семья ** Детский дом Кровная семья ** Детский дом
1,92 0,92 1,62 0,25
Кровная семья ~ Замещающая семья Кровная семья ~ Замещающая семья
1,92 1,52 1,62 1,30
Детский дом Замещающая семья * Детский дом Замещающая семья
0,92 1,52 0,25 1,30**
Примечание: в этой и последующих таблицах рядом со значениями указан уровень значимости: ** - р < 0,0001; * - р < 0,001; р < 0,05 ~ - тенденция.
Наибольшие трудности среди младших школьников всех групп проявились при ассоциации растений. Тем не менее успешность выполнения пробы выше у детей, воспитывающихся кровными и замещающими родителями. Воспитанники детского дома воспроизводили не более 5 растений, при этом таким детям требовалось большее количество времени для переключения с одного слова на другое (р < 0,0001). Задание на актуализацию названий растений чувствительно к состоянию задних отделов (переработка слуховой информации), так как в нем отражаются номинативные функции [1]. Дети, проживающие как в кровной, так и в замещающей семье имеют более разнообразный комплекс ощущений, влияющих на адекватное формирование образа предмета, позволяющий в дальнейшем соотносить предмет с названием, увеличивать рост словарного запаса.
Таким образом, анализ выполнения ассоциативного эксперимента младшими школьниками, обнаружил
Построение послоговой программы высказывания оказалось успешнее у детей, воспитывающихся родными и замещающими родителями. Такие младшие школьники четко и правильно воспроизводили предложенные слова, тем не менее встречалось замедленное повторение и упрощение слога за счет пропуска согласного звука (Б = 22,10; р < 0,0001). Воспитанники детского дома продемонстрировали слабость слоговой структуры слова, которая проявилась в послоговом воспроизведении, но без нарушения структуры, замене закрытого слога открытым, также имелись случаи перестановки слогов. Подобные ошибки могут оказывать негативное влияние на формирование устной речи,
Наибольшие различия между детьми обнаружились в ходе построения текста (Б = 35,51; р < 0,0001). Пересказ школьников, проживающих с родными и замещающими родителями, характеризовался пропуском отдельных смысловых звеньев, при этом их сверстники из детского дома проявляли фрагментарность текста, а также им требовались наводящие вопросы. Грамматическое и лексическое оформление пересказа воспитанниками, интернатного учреждения осуществлялось с нарушением порядка слов и семантически близкими вербальными заменами. Низкие показатели связной речи у младших школьников, воспитывающихся в детском доме, возможно, зависят от
слабость как «передних», так и «задних» функций участвующих в осуществлении речи.
Сравнение показателей продуктивности орального праксиса и слоговой структуры слова позволило оценить некоторые особенности уровня моторной реализации высказывания младших школьников, в зависимости от условий воспитания.
Как видно из таблицы 3, испытуемые из кровной и замещающей семьи успешнее справились с заданием на оральный праксис, чем дети, проживающие в детском доме, что проявляется в более точном и правильном выполнении пробы (Б = 26,51; р < 0,0001). Более половины детей из кровной (54 %) и замещающей семьи (51 %) верно выполняли все 5 предложенных движений. Для многих (32 %) младших школьников, воспитывающихся в интернатном учреждении характерен длительный поиск правильного выполнения позы. Это говорит о слабости двигательной функции языка, губ и лица, играющих важную роль для построения речевого акта.
кроме этого затрудняют анализ и синтез звукового состава слова.
Перейдем к анализу некоторых особенностей связной речи, которые можно оценить с помощью пробы пересказ текста «Галка и голуби».
Младшие школьники из семейных форм воспитания оказались успешнее по всем показателям связной речи (таблица 4). В ходе пересказа текста такие дети в большинстве случаев правильно и точно описывали басню «Галка и голуби», однако понимали смысл после уточняющих вопросов. Воспитанники детского дома правильно пересказывали ситуацию с буквальным пониманием смысла после уточняющих вопросов.
дефицита опыта речевого взаимодействия ребенка с взрослым.
Анализ показателей импрессивной речи (таблица 5) позволил выявить, что для всех исследуемых детей понимание названий действий вызывает большие трудности, чем понимание предметов близких по звучанию, при этом понимание пассивных и активных логико-грамматических конструкций выполняет больший процент детей из каждой группы, чем понимание предложных конструкций. Тем не менее стоит отметить, что с каждой пробой, указанной в таблице 5, младшие школьники, воспитывающиеся родными родителями, справляются лучше, в сравнении со сверстниками из двух других групп.
Таблица 3
Показатели моторного уровня реализации высказывания
Показатели Кровная семья Детский дом Замещающая семья Ж Sig.
Слоговая структура слова 4,61 3,66 4,39 22,10 0,000
Оральный праксис 4,50 3,92 4,65 26,51 0,000
Таблица 4
Показатели связной речи ___
Показатели Кровная семья Детский дом Замещающая семья Ж Sig.
Смысловая адекватность 2,44 1,55 2,12 19,69 0,000
Программирование текста 2,35 1,28 2,24 35,51 0,000
Грамматическое оформление 2,28 1,72 2,17 9,50 0,000
Лексическое оформление 2,27 1,81 2,38 8,89 0,000
ПСИХОЛОГИЯ | Таблица 5
Некоторые показатели импрессивной речи
Показатели Кровная семья Детский дом Замещающая семья Ж Sig.
Различение названий предметов близких по звучанию 3,88 3,34 3,66 17,27 0,000
Различение названий действий близких по значению 3,44 2,76 3,31 13,77 0,000
Пассивные и активные логико-грамматические конструкции 4,73 3,92 3,92 11,65 0,000
Предложные логико-грамматические конструкции 3,23 2,74 2,67 10,45 0,000
Оценивая выполнение проб на понимание слов, близких по звучанию и значению, а также на понимание логико-грамматических конструкций между детьми из детского дома и замещающей семьи, выявлено что, с первыми двумя пробами успешнее справляются школьники, проживающие в замещающей семье, а более точное понимание логико-грамматических конструкции и меньше количество ошибок характерно для сверстников из детского дома. Полученные результаты могут говорить о некоторой слабости фонематического восприятия и трудностях различения синонимов школьниками из детского дома. Такие показатели могут быть связаны с дефицитом внешней окружающей среды ребенка в детском доме, скудными контактами с социумом. Для детей, проживающих в замещающей семье характерна слабость квазипространственных функций. Подобные трудности младших школьников, воспитывающихся в условиях замещающей семьи, возможно, объясняются тем, что квазипростраственные представления являются наиболее поздними из базовых факторов речевой дея-
тельности и опираются на работу пространственных представлений «низшего» порядка [7; 8], формирование которых могло быть нарушено за период пребывания в детском доме.
Различия между группами младших школьников по вербальным функциям также четко проявляются и в пробе на слухоречевую память.
Из таблицы 6 видно, что продуктивность всех воспроизведений слухоречевых стимулов, кроме первого извлечения слов, успешнее у детей, воспитывающихся кровными родителями по сравнению со сверстниками из детского дома (р < 0,0001) и замещающей семьи (р < 0,05). Однако необходимо отметить, что показатели воспроизведений слов между воспитанниками детского дома и детьми, проживающими с приемными родителями, имеют статистические значимые различия, в пользу последних. Такой результат может быть связан с тем, что с детьми в замещающих семьях больше разговаривают и окружают разнообразными игрушками.
Таблица 6
Сравнительный анализ некоторых показателей слухоречевой памяти
Второе воспроизведение Третье воспроизведение Отсроченное воспроизведение
Кровная семья Детский дом Кровная семья Детский дом Кровная семья Детский дом
5,00 ** 3,78 5,44 ** 4,42 5,15** 3,74
Кровная семья Замещающая семья Кровная семья Замещающая семья Кровная семья Замещающая семья
5,00 ~ 4,40 5,44 ~ 5,00 5,15 ~ 4,65
Детский дом Замещающая семья Детский дом Замещающая семья Детский дом Замещающая семья
3,78 4,40 * 4,42 5,00 ~ 3,74 4,65 **
Дети из детского дома характеризуются более низкими показателями непроизвольной и произвольной слухоречевой памяти, кроме того, небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти. Дефицит слухоречевой памяти, подобным образом проявляется и в ходе пересказа текста. Отсроченное воспроизведение слов продемонстрировало, что следы памяти у воспитанников, детского дома в большей степени подвержены интерференции.
Анализ допущенных ошибок при выполнении пробы на слухоречевую память показал, что к числу
типичных нарушений для младших школьников, воспитывающихся в детском доме можно отнести нарушение порядка слов, звуковые замены и искажение слов (таблица 7). Данные ошибки могут свидетельствовать о левополушарном дефиците воспитанников детского дома. Наиболее распространенной ошибкой детей, как из кровной, так и замещающей семьи является нарушение порядка следования слов, указывающей на правополушарные трудности.
Таблица 7
_Показатели слухоречевой памяти ___
Показатели Кровная семья Детский дом Замещающая семья F Sig.
Первое воспроизведение 3,91 3,31 3,45 4,44 0,013
Второе воспроизведение 5,00 3,78 4,40 23,57 0,000
Третье воспроизведение 5,44 4,42 5,00 16,26 0,000
Отсроченное воспроизведение 5,15 3,74 4,65 27,16 0,000
Количество звуковых замен 0,34 1,11 0,28 19,74 0,000
Количество искажений слов 0,11 0,95 0,28 23,14 0,000
Количество вербальных замен семантически близких 0,08 0,32 0,04 10,17 0,000
Количество вплетений посторонних слов 0,18 0,82 0,61 10,00 0,000
Нарушение порядка слов 1,14 1,80 1,27 3,56 0,030
Переходы в другую группу 0,14 0,64 0,15 15,88 0,000
Обобщая проведенный анализ особенностей вербальных функций младших школьников, воспитывающихся в различных социокультурных условиях, можно выделить следующие основные моменты:
- неравномерный характер развития вербальных функций младших школьников;
- благоприятное влияние семейных условий воспитания на развитие вербальных функций;
- отрицательное воздействие условий детского дома на развитие номинативной функции речи и фонематического восприятия, а также слухоречевой памяти;
- передние функции, участвующие в осуществлении речи успешнее сформированы у детей из семейных форм воспитания;
- состояние уровня моторной реализации высказывания, связной речи и слухоречевой памяти лучше у младших школьников, воспитывающихся родными и замещающими родителями;
- квазипространственные функции сформированы хуже у школьников, проживающих в замещающей семье.
Литература
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
2. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М.: В. Секачев, 2012. 132 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
4. Гаврилов Д. Н., Пухов Д. Н. Результаты исследования здоровья и поведения детей школьного возраста // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2(51). С. 32 - 35.
5. Дегтярева О. В., Акутина С. П. Особенности развития личности детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома // Культура и образование. 2015. Январь. № 1. Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2015/-01/2841 (дата обращения: 30.06.2015).
6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с. № 1. 497с.
7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
8. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1997.
9. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан. Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. 162 с.
10. Фотекова Т. А. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. 168 с.
Информация об авторе:
Медюшко Вадим Александрович - аспирант кафедры общей и клинической психологии медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected].
Vadim A. Medyushko - post-graduate student of general and clinical psychology chair at Medical, psychological and social institute of Khakas State University named after N. F. Katanov.
(Научный руководитель: Фотекова Татьяна Анатольевна - доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected].
Research advisor: Tatiana A. Fotekova - Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology of N. F. Katanov, Khakass State University).
Статья поступила в редколлегию 26.08.2015 г.