Научная статья на тему 'Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении'

Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2869
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / УСПЕШНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / MEMORY / AUDITORY-VERBAL MEMORY / VISUAL MEMORY / SUCCESS IN LEARNING / NEUROPSYCHOLOGY / SCHOOL STUDENTS / HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караханян Карина Грикоровна

В статье рассматриваются специфика и особенности слухоречевой и зрительной памяти у представителей различных возрастных групп (школьников и студентов). Установлено, что параметры слухоречевой памяти развиты лучше у испытуемых женского пола. Самые высокие показатели памяти выявлены у группы школьников 9-11 лет, что связывается с эффективностью современного школьного образовательного процесса. Обнаружено, что успешность в обучении студентов зависит преимущественно от показателей их зрительной памяти, что подтверждает необходимость и эффективность использования интерактивных информационных технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The age peculiarities of memory and their impact on the successful learning

The article deals with the specifics and peculiarities of visual and auditory-verbal types of memory in different age groups (school and university students). It has been found that females under consideration have better developed auditory-verbal memory. The group of 911 years old students has the highest rate of memory, which is associated with the efficiency of modern school education process. The author believes that the success of students' learning depends mainly on their visual memory, which confirms the necessity and effectiveness of the interactive information technologies application in the educational process.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении»

УДК 159.953.4/.5

Караханян Карина Грикоровна

аспирант кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Московского городского психолого-педагогического университета

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

Karakhanyan Karma Grikorovna

PhD student, Differential Psychology and Psychophysiology Department, Moscow City University of Psychology and Education Science

THE AGE PECULIARITIES OF MEMORY AND THEIR IMPACT ON THE SUCCESSFUL LEARNING

Аннотация:

В статье рассматриваются специфика и особенности слухоречевой и зрительной памяти у представителей различных возрастных групп (школьников и студентов). Установлено, что параметры слухоречевой памяти развиты лучше у испытуемых женского пола. Самые высокие показатели памяти выявлены у группы школьников 9-11 лет, что связывается с эффективностью современного школьного образовательного процесса. Обнаружено, что успешность в обучении студентов зависит преимущественно от показателей их зрительной памяти, что подтверждает необходимость и эффективность использования интерактивных информационных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова:

память, слухоречевая память, зрительная память, успешность в обучении, нейропсихология, школьники, студенты.

Summary:

The article deals with the specifics and peculiarities of visual and auditory-verbal types of memory in different age groups (school and university students). It has been found that females under consideration have better developed auditory-verbal memory. The group of 911 years old students has the highest rate of memory, which is associated with the efficiency of modern school education process. The author believes that the success of students' learning depends mainly on their visual memory, which confirms the necessity and effectiveness of the interactive information technologies application in the educational process.

Keywords:

memory, auditory-verbal memory, visual memory, success in learning, neuropsychology, school students, higher school students

Во многих исследованиях прошлых лет отмечается, что причиной возникновения трудностей в обучении является недостаточная и несвоевременная диагностика механизмов нарушения когнитивных связей [1]. В результате специальных исследований многими авторами (Э.Г. Симерниц-кая [2], Н.Л. Горбачевская, Е.Ю. Давыдова, Л.П. Якупова [3], Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе [4] и др.) было доказано, что причины, вызывающие трудности школьного обучения, могут быть нейробио-логическими, например морфологическая и функциональная незрелость мозговых структур и не-сформированность обеспечиваемых ими функциональных систем. Поэтому среди возможных подходов к исследованию развивающихся высших психических функций в контексте изучения проблемы трудностей в обучении особую роль приобретает нейропсихологическая диагностика.

Основной целью исследования стало проведение нейропсихологического анализа взаимодействия показателей слухоречевой и зрительной памяти и успешности в процессе обучения у детей и подростков различных возрастов.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 267 человек. Среди них 128 студентов, обучающихся в г. Москве, и 55 студентов, обучающихся в г. Самаре. Из общего числа студентов 133 девушки и 50 юношей, возраст студентов - 16-20 лет. Также в исследовании принимали участие 84 школьника из общеобразовательных школ (39 девочек и 45 мальчиков) в возрасте 9-15 лет: группа N1 9-11 лет - 65 чел., группа N2 12-15 лет - 19 чел., группа N3 16-18 лет - 125 чел., группа N4 1820 лет - 58 чел.

Нейропсихологическое исследование проводилось адаптированным для группового исследования методом экспресс-диагностики слухоречевой и зрительной памяти «Лурия-2010». Диагностика состоит из 14 серий:

1-6-я серии - предъявление и воспроизведение 11 не связанных между собой слов и 12 абстрактных фигур. На этом этапе тестирования выявляются показатели объема и тормози-мости слухоречевых и зрительных следов.

7-12-я серии - первое отсроченное воспроизведение слов и фигур. Между воспроизведениями необходимо включить любую интерферирующую деятельность, которая снимет напряжение и сосредоточение на процессе запоминания. Предъявление 23 слов, среди которых нужно

узнать 11 слов из 1-3-й серий, предъявление 21 фигуры, из которых нужно узнать 12 фигур 4-6-й серий. На этом этапе выявляются показатели непроизвольного запоминания.

13-я серия - второе отсроченное воспроизведение слов. На этом этапе тестирования выявляются показатели прочности и порядка слухоречевых следов.

14-я серия - второе отсроченное воспроизведение фигур. На этом этапе тестирования выявляются показатели прочности и порядка зрительных следов.

После завершения исследования по всем воспроизведениям выявляются показатели регуляции и контроля слухоречевой и зрительной памяти. Учитываются все ошибки воспроизведения (замена, искажение слов и фигур, ложное узнавание, пропуск слова и фигуры при узнавании). При повторном ошибочном воспроизведении учитываются все неверные слова и фигуры.

Таким образом, по данному тестированию выявляются 12 шкал, максимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, суммарная по всему тесту - 120 баллов. Каждая ошибка снижает максимальную оценку (10) на 1 балл. В случае большого количества ошибок регуляции ставится 0 баллов и дополнительно записывается реальный отрицательный балл.

Результаты исследования

В исследовании был произведен анализ различий по параметрам слухоречевой памяти у испытуемых мужского (95 чел.) и женского (172 чел.) пола.

Достоверное различие было выявлено по параметру «Прочность слухоречевых следов» по критерию Манна - Уитни и = 2679 при уровне значения 0,05 с применением Т-критерия Стью-дента 0,275 при уровне значения 0,05 (рис. 1). По зрительной памяти гендерных различий отмечено не было.

При сравнении показателей испытуемых мужского и женского пола в возрасте от 9 до 20 лет было также выявлено достоверное гендерное различие по показателям слухоречевой памяти в целом. Из рисунка следует, что показатели слухоречевой памяти у респондентов женского пола преобладают по сравнению с аналогичными показателями опрошенных представителей мужского пола, чего нельзя сказать про зрительную память. Показатели по зрительной памяти представителей обоих полов схожи и не имеют достоверных отличий.

160 -

140

Рисунок 1 - Средние ранги показателей слухоречевой памяти у испытуемых мужского и женского пола (9-20 лет)

Анализ взаимодействия показателей слухоречевой и зрительной памяти и успешности в процессе обучения у групп студентов N3 и N4 по критерию Пирсона позволил выявить особенности успеваемости студентов и определить влияние параметров памяти на процесс обучения. В ходе исследования были получены следующие результаты.

Оценки по дисциплине «Общая психофизиология» коррелируют с параметром «Прочность слухоречевых следов» (0,314 на уровне значения 0,05), а оценки по дисциплине «Иностранный язык» коррелируют с показателем «Регуляция зрительных следов» (-0,362 на уровне значения 0,05).

Значимые различия в двух группах студентов, разделенных по признаку успеваемости на группу 1 - студенты, которые имеют высокий средний бал по успеваемости (приближенный к оценке «отлично»), и группу 2 - студенты, которые имеют низкий средний бал (приближенный к оценке «удовлетворительно»), нашли свое отражение по показателям «Прочность слухоречевых следов», «Объем зрительной памяти», «Тормозимость зрительных следов», «Порядок зрительных следов», «Прочность зрительных следов», «Суммарные показатели по слухоречевой памяти», «Суммарные показатели по зрительной памяти» и «Общие суммарные показатели памяти». Исходя из этого делаем вывод, что показатели памяти можно с уверенностью рассматривать как критерий успешности обучения (рис. 2).

30 -

25

20

■ "Удовлетворительно" ""Отлично"

Рисунок 2 - Средние ранги показателей памяти и успешности обучения

При выявлении возрастных особенностей слухоречевой и зрительной памяти были исследованы четыре группы: N3 и N4 - студенты 16-20 лет, N1 и N2 - школьники 9-15 лет.

В результате было выявлено, что показатели по параметрам «Регуляция слухоречевых следов», «Объем зрительной памяти», «Порядок зрительных следов», «Прочность зрительных следов» достоверно различаются между собой только у групп N4 и N1. Остальные показатели не зависят от возраста, из чего следует вывод, что возраст 9-11 лет воздействует на формирование механизмов запоминания (рис. 3), так как большее влияние на успешность в обучении оказывают показатели зрительной памяти.

120 100 80 60 40 20 0

У

,о<=Р Ж

^ 0о > о« о<г> **

/ У У У У У / У У

#

р*

о .&

# О"

/

р^ у у ^

я>

сГ .сГ ¿Г ^ хч

гч>

^ лСЯ ^ ^ ^

Л® ¿? #

о/

Ся

9-11 лет

И8-20 лет

Рисунок 3 - Средние ранги показателей памяти и возраста

Средние значения по показателям «Прочность слухоречевых следов», «Регуляция слухо-речевых следов» и «Непроизвольность зрительного запоминания» у группы школьников 9-11 лет даже выше, чем у студентов в возрасте 18-20 лет, что, по всей видимости, обусловлено тем обстоятельством, что в процессе обучения детей данного возраста основной упор делается на развитие словесно-логической памяти. У студентов 18-20 лет преобладают показатели зрительной памяти «Объем», «Порядок» и «Прочность».

Выводы:

1. Показатели слухоречевой памяти испытуемых женского пола выше, чем аналогичные показатели испытуемых мужского пола, зрительная память не имеет достоверных различий между опрошенными разных полов.

2. Нейропсихологический параметр «Прочность слухоречевых следов» коррелирует с показателями успешности или неуспешности обучения.

3. Нейропсихологический параметр «Тормозимость слухоречевых следов» является ведущим в анализе успеваемости обучения, так как коррелирует и находит взаимосвязь с оценками по различным дисциплинам.

4. Группа школьников 9-11 лет демонстрирует более высокие показатели по памяти по сравнению с другими группами, что, возможно, является следствием эффективности образовательного процесса, который в настоящее время подвергается значительным изменениям (модернизация системы образования, обучение по новым образовательным стандартам). Эта группа школьников начала свое обучение уже во время действия новых федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы.

5. Успешное изучение иностранного языка во многом зависит от сформированности слухоречевой памяти, так как находит свою взаимосвязь со многими параметрами слухоречевой памяти.

6. У студентов, в отличие от школьников, успешность в обучении во многом зависит от особенностей зрительной памяти, в связи с этим представляется эффективным использование интерактивных информационных технологий в образовательном процессе.

Ссылки:

1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1979. 548 с.

2. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995. С. 154-160.

3. Давыдова Е.Ю., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. Связь нейропсихологических показателей памяти с успешностью и типом обучения // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурии. М., 1997. С. 29.

4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения у младших школьников. М., 1997.

References:

1. Blonsky, PP 1979, Selected psychological works, Moscow, 548 p.

2. Simernitskaya, EG 1995, 'Neuropsychological diagnosis and correction of school failure', Neuropsychology Today, Moscow, p. 154-160.

3. Davydova, EY, Gorbachevskaya, NL & Yakupova, LP 1997, 'Contact neuropsychological performance memory with success and the type of training', Abstracts of the I International Conference in memory of AR Luria, Moscow, p. 29.

4. Korsakova, NK, Mikadze, YV & Balashova, EY 1997, Underachieving children: neuropsychological diagnosis of learning difficulties in primary school children, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.