занности и расположенности, положительное эмоциональное отношение к себе.
Пятый фактор «внутреннее напряжение» объясняет 6,4% общей дисперсии и представлен переменными: суетливость (0,646), напряженность (0,609), раздражительность (0,516), самостоятельность (0,435). Этот фактор свидетельствует о том, что для некоторой части родителей ДОР характерны проявления эмоциональной неустойчивости, повышенной тревожности, нервно-психической напряженности. Нарушения развития у ребенка вызывают сильное напряжение в семье и выражаются у родителей в негативных эмоциях и эмоциональных состояниях: чувство неудовлетворенности, печаль,
волнение, ощущение вины и одиночества, а также стрессовое состояние.
В шестой фактор «справедливость» вошли переменные: справедливость (0,688), упрямство (-0,488), дружелюбность (0,483), честность (0,426), которые объясняют 5,9% общей дисперсии. Такие морально-нравственные качества, как справедливость, уступчивость, дружелюбие, честность позволяют родителям ДОР поддерживать внутреннюю стабильность и справляться с трудностями.
Седьмой фактор «ответственность», который объясняет 4,4% общей дисперсии, представлен только одной переменной - ответственность (0,885). Данный фактор может свидетельствовать о том, что с рождением больного ребенка
на родителей ложится большая ответственность за его судьбу, воспитание и развитие.
Таким образом, в структуре самосознания родителей ДОР были выделены следующие составляющие: решительная самоуверенность,
общительность, самоуважение, аутосимпатия, внутреннее напряжение, справедливость, ответственность.
Литература
1. Миронова Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный компонент // Актуальные проблемы современной психологии. - Улан-Удэ, 2005. - С. 39-71.
2. Миронова Т.Л. Структура будущего Я-образа у вра-ча-хирурга как субъекта профессиональной деятельности / Т. Л. Миронова // Вестник БГУ. - Улан-Удэ, 2010. - Вып. 5. - С. 70-80.
3. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности само-отношения студентов, склонных к перфекционизму // Вестник БГУ.- Улан-Удэ, 2010. - Вып. 5. - С. 88-100.
4. Сагдулаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 75-79.
5. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психо-лого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999. -№ 3. - С. 30-36.
6. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. - М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. - С. 11-47.
7. URL: http://minsoc-buryatia.ru/payment/social_a_
passport/
Будаева Мария Дашиевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
Budaeva Mariya Dashievna, postgraduate student, department of general and social psychology, Buryat State University Ulan-Ude. E-mail: [email protected]
УДК 159.95 © Н.В. Колмакова
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СЕЛЬСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается влияние места проживания на развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте. Выявлено, что городские младшие школьники опережают сельских сверстников в сроках формирования функций программирования, контроля и серийной организации движений, а также в уровне сформированности вербальных функций. Сельские дети характеризуются лучше сформированным зрительным гнозисом и большим объемом зрительно-пространственной памяти.
Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, вербальные и невербальные функции, ней-ропсихологические индексы.
N.V. Kolmakova
PECULIARITIES OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN RURAL YOUNGER
SCHOOLCHILDREN
The influence of place of residence on the development of higher psychological functions of younger schoolchildren is considered. It has been revealed urban younger schoolchildren are more advanced than rural schoolchildren of the same age in
terms offorming ofprogramming functions, control and serial organization of motions and in the level of verbal functions formation. The rural schoolchildren are characterized by a more formed visual gnosis and a larger amount of visual spatial memory.
Keywords: higher mental functions, socio-cultural factors, verbal and non-verbal functions, neuropsychological indexes.
В основе развития высших психических функций (ВПФ) лежит комплекс нейробиологи-ческих и социокультурных механизмов. Если роль биологических факторов достаточно изучена, то специфике и влиянию социокультурных и экономических факторов уделяется гораздо меньше внимания. В то же время, согласно взглядам Л.С. Выготского [4], высшие психические функции имеют культурно обусловленную природу и формируются только в условиях социального взаимодействия. Важнейшую роль в формировании высших психических функций играет ранний опыт, при этом не только функция зависит от структуры, но и мозговая архитектура в той же степени зависит от опыта функционирования [2]. Неблагоприятный ранний опыт делает невозможным полноценное развитие высших психических функций, а правильно организованное обучение и успешная коррекционная работа приводят не только к росту успеваемости ребенка, но и к метаболическим изменениям мозга и нормализации активационных процессов. Таким образом, наличие генетических и структурных изменений не является фатальным для развития. Возможности самоорганизации функциональных систем и благоприятные средовые воздействия могут в значительной мере нивелировать негативные нейробиоло-гические феномены [2]. Незнание механизмов и характера влияния конкретных социокультурных факторов приводит к тому, что упускается большой коррекционный и компенсаторный потенциал. Важнейшими социокультурными факторами являются образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, а также место проживания ребенка. Можно предположить, что городская и сельская среда будут по-разному влиять на развитие ВПФ.
Для исследования этой проблемы мы использовали нейропсихологический подход. Он располагает необходимой теоретической базой, тонким и чувствительным диагностическим инструментарием и эффективными методами коррекционного и развивающего воздействия. Подход этот стал активно развиваться в последние десятилетия. Эта тенденция наблюдается в отечественной и зарубежной науке, и в образовательной практике. В частности, в отечественной психологии появились такие направления, как детская нейропсихология, нейропсихология индивидуальных различий (Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, А.В. Семенович,
Ю.В. Микадзе), а в зарубежной науке возник термин «school neuropsychology» [8]. Однако проблема влияния социальных факторов, в т.ч. места проживания ребенка в детской нейропсихологии изучена мало. Есть данные об особенностях развития ВПФ у сельских младших школьников, полученные в ходе скринингового исследования [7].
В нашем исследовании принимали участие 189 второклассников, проживающих в сельских районах Республики Хакасия и 30 учащихся городских общеобразовательных школ (г. Абакан). Всего было обследовано 219 чел., все дети -ученики 2-х классов. Среди испытуемых 110 мальчиков и 109 девочек.
Применялись методы нейропсихологическо-го обследования, разработанные А.Р. Лурией [5] и адаптированные для детского возраста в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Т.В. Ахутиной [1; 6]. Использовались пробы на реакцию выбора, динамический прак-сис, реципрокную и графомоторную координацию, кинестетический и оральный праксис, оценку и воспроизведение ритмов, запоминание трех групп по три слова, понимание слов, близких по звучанию и значению, запоминание не-вербализуемых фигур, рисунков и копирование трехмерного объекта, кубики Кооса, пробы Хэда, пробы на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на узнавание наложенных, недорисованных и перечеркнутых изображений, вербальные субтесты. Все параметры, связанные с качеством и продуктивностью выполнения, оценивались по принципу «чем лучше, тем выше балл», а все виды ошибок учитывались с отрицательным знаком. Применялась процедура подсчета нейропсихологических индексов, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры, в совокупности позволяющие более надежно, чем каждый показатель в отдельности, оценить особенности функций II и III блоков мозга, а также лево- и правополушарные функции [1; 3]. Значения индексов нормализовывались. Полученные данные подвергались статистическому анализу с использованием пакета программ SPSS 12 for Windows.
Анализ состояния функций передних отделов мозга показал, что городские школьники отличаются более сформированной серийной орга-
низацией движений, они быстрее усваивают и автоматизируют двигательные навыки. У сельских школьников отмечаются трудности динамического праксиса, поэлементное неавтоматизированное выполнение последовательности движений. Аналогичные затруднения проявляются в графической деятельности, здесь также отмечаются поэлементность, развернутый переход от одного графического элемента к другому и существенное снижение скорости выполнения задания. Трудности серийной организации проявляются и в пробе на реципрокную координацию. Возможно, это отчасти объясняется не-сформированностью межполушарного взаимодействия. На речевом уровне, а именно в состоянии слоговой структуры слова и грамматического структурирования, также выявлено некоторое отставание сельских второклассников от городских сверстников. Сельские дети значительно уступают городским в способности к следованию речевой инструкции и произвольной регуляции своего поведения.
Кинестетические функции лучше сформированы у городских школьников.
В показателях обработки слуховой информации отсутствуют существенные различия между второклассниками, проживающими в городской и сельской местности, хотя сельские дети немного успешнее, чем городские, оценивают и воспроизводят ритмические структуры. Что касается слухоречевой памяти, то существенных различий в характеристиках объема и динамики запоминания не выявлено. Однако отличаются допускаемые школьниками ошибки. Для сельских детей наиболее типичны замены порядка следования слов при воспроизведении (правополушарная ошибка), а у городских сверстников больше звуковых замен (левополушарная ошибка).
У сельских школьников выявлены и некоторые преимущества. Они касаются невербальных функций, прежде всего обработки зрительной и зрительно-пространственной информации. В частности, у сельских детей немного выше продуктивность узнавания всех видов перцептивно сложных изображений. У них также меньше перцептивно далеких ошибок (тетенька - чайник; кошка - бабочка) и ошибок, обусловленных трудностями вычленения фигуры из фона. При этом количество вербально-перцептивных (кружка, ваза, кофейник - кувшин, гитара -балалайка), перцептивно-близких ошибок (гриб - лампа) и ошибок, обусловленных фрагментарностью восприятия (ложка, нож, иголка - нож-
ницы, цифра, стрелка - якорь), практически одинаково.
У сельских детей существенно больше объем зрительно-пространственной памяти, как кратковременной, так и долговременной. Аналогичные данные получены в исследовании В.М. Полякова [6]. Он также делает вывод, что при запоминании городские дети лучше справляются со слухоречевым материалом, а сельские - со зрительным. Однако, по нашим наблюдениям, запоминая большее количество невербализуе-мых элементов, сельские школьники воспроизводят их менее точно, чаще, чем городские дети, допуская такие ошибки, как улучшение гештальта фигур и зеркальность. Таким образом, сельские дети превосходят городских в объеме памяти этой модальности, но уступают в избирательности следов. Вероятно, будучи неуверенными в пропорциях и структуре фигуры, городские дети предпочитают не воспроизводить ее совсем, чем воспроизводить с ошибкой. Можно предположить, что это следствие более сформированной произвольности.
Успешность складывания фигур из кубиков Кооса в обеих группах практически одинакова. И те, и другие школьники испытывают трудности при выполнении этого задания. При работе с более сложной второй фигурой дети часто используют помощь в виде «сетки», некоторые не справляются с этой пробой даже при условии оказания всех видов помощи.
Большинство второклассников, независимо от места проживания, характеризуются несфор-мированностью проекционных представлений, что проявилось в рисунках трехмерного объекта. Наиболее типичным оказалось плоскостное изображение стола без грубых топологических и метрических ошибок и не полностью стереометрическое изображение, когда в проекции рисуются либо ножки, либо крышка. Копирование стола дается детям проще. Если самостоятельный рисунок одинаково плох, то срисовывание достоверно успешнее у городских детей. Это можно интерпретировать как свидетельство опережающего развития у последних функций произвольной регуляции деятельности.
Важным дифференцирующим фактором оказалось состояние речи и вербального мышления. У городских детей эти функции развиты лучше. Сельские школьники плохо справляются с пересказом текста, для 5% это задание оказалось недоступным. Сельские дети также демонстрируют худшую осведомленность об окружающем мире, у них меньше запас обобщающих понятий и больше выражена склонность к ситуативным
обобщениям (курица - девочка, она на суп; Петров - на букву П, Стасик - он плохой, ковер - по нему ходят).
Сопоставление значений нейропсихологиче-ских индексов (табл. 1) обнаруживает, что основные различия между сельскими и городскими школьниками касаются уровня сформиро-ванности функций передних отделов мозга, а именно серийной организации движений, программирования и контроля произвольных форм деятельности. При этом функциональное со-
стояние задних отделов мозга у городских детей даже несколько хуже, чем у сельских, хотя различия и не достигают статистически значимого уровня. Как видно из показателей индексов функций, это происходит из-за отставания городских детей в уровне сформированности зрительной перцепции. В то же время левополушарные функции у городских школьников несколько успешнее, а в состоянии правополушарных функций различий не выявлено.
Таблица 1
функций
Названия показателей село город
Серийная организация движений -0,14 0,87**
Программирование и контроль -0,56 0,11**
Кинестетический праксис -0,08 0,12*
Обработка слуховой информации 0,04 0,06
Зрительный гнозис 0,04 -0,27
Обработка зрительно-пространственной информации 0,02 0,10
Вербальные функции -0,7 -0,3~
Функции передних отделов мозга -0,26 0,78**
Функции задних отделов мозга -0,14 -0,39
Функции левого полушария -0,18 0,14
Функции правого полушария -0,15 - 0,11
Рядом с показателями выполнения проб городскими школьниками указан уровень значимости различий с показателем сельских детей: ** - р< 0,001; * - - р< 0,05; — тенденция
Можно сделать вывод, что высшие психические функции имеют специфику развития в зависимости от проживания ребенка в городе или селе. Сельские дети находятся в условиях, благоприятно влияющих на состояние зрительного гнозиса и функций переработки зрительнопространственной информации, при этом они уступают городским сверстникам в способности произвольно регулировать свое поведение, у них хуже развит динамический и кинестетический праксис, речь и вербальное мышление.
Литература
1. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Ней-ропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - М.; Оренбург, 2000.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб: Питер, 2008.
3. Возрастные, половые и индивидуальнотипологические особенности высших психических функций в норме / под ред. Т.А. Фотековой. - Абакан. Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга - М.: Изд-во МГУ, 1969.
6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Аху-тиной, О.Б. Иншаковой. - М., 2008.
7. Поляков В.М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // материалы 2-й Меж-дунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. - М.: Смысл, 2003.
8. Hynd G.W., Reynolds C. School neuropsychology: The evolution of a specialty in school psychology. In Handbook of School Neuropsychology / Edited by R.C.D’Amato. E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. - New York: Guilford Press, Plenum Press. 2006.
Колмакова Наталья Викторовна, аспирант кафедры общей и клинической психологии ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан. E-mail: [email protected]
Kolmakova Natalia Viktorovna, postgraduate student, department of general and clinical psychology, N.F.Katanov Khakass State University, Abakan. E-mail: [email protected]