Научная статья на тему 'Показатели памяти студентов 1-го курса факультета биологии и химии КГУ им. И. Арабаева'

Показатели памяти студентов 1-го курса факультета биологии и химии КГУ им. И. Арабаева Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / AUDITORY MEMORY / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VISUAL MEMORY / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / IMMEDIATE AUDITORY MEMORY / ОПОСРЕДОВАННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VISUAL MEMORY IS MEDIATED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашымова Нуриза Шаршенбековна, Казакова Назгул Омурзаковна

Память и внимание являются основным условием успешного обучения студентов в вузе. С целью изучения состояния студентов первого курса в период семестрового обучения (октябрь-ноябрь) проводили исследования когнитивной сферы (параметры памяти и внимания). В работе использованы общепринятые доступные и современные физиологические и психофизиологические методы исследования. В данной статье показаны показатели студентов 1-го курса факультета биологии и химии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ашымова Нуриза Шаршенбековна, Казакова Назгул Омурзаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели памяти студентов 1-го курса факультета биологии и химии КГУ им. И. Арабаева»

5. Бариашвили Э.Д. В борьбе с тлей необходимы радикальные меры // Табак, 1970. № 4. С. 38-39.

6. Мухамедов А.А. Вредность персиковой тли на табаке // Защита растений, 1981. № 11. С. 40.

7. Мерц А.А. Культура высших сортов табака. Санкт-Петербург, 1913.

8. Перимор в борьбе с тлей // Защита растений, 1983. № 12. С. 56.

9. Тайманов Ш.И. Новые инсектиды в борьбе с вредителями табака // Сельское хозяйство Таджикистана, 1984. № 4. С. 56-58.

10. Хушвактов С.Х., Умурзаков Э.У. Как спасти табак от тли // Сельское хозяйство Узбекистана, 1982. № 5. С. 42-45.

11. Пащенко И.Н., Мохиня П.В., Дорощук Е.М. Интегрированная защита табака // Защита растений, 1984. № 8. С. 17-21.

12. Пащенко И.Н., Сташевская Ю.А. Моющие средства в системе интегрированной борьбы с вредителями табака // Табак, 1978. № 2. С. 12-14.

ПОКАЗАТЕЛИ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА

БИОЛОГИИ И ХИМИИ КГУ ИМ. И. АРАБАЕВА Ашымова Н.Ш.1, Казакова Н.О.2 Email: [email protected]

'Ашымова Нуриза Шаршенбековна - магистр биологии; 2Казакова Назгул Омурзаковна - магистр биологии, кафедра общей биологии и технологии ее обучения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: память и внимание являются основным условием успешного обучения студентов в вузе. С целью изучения состояния студентов первого курса в период семестрового обучения (октябрь-ноябрь) проводили исследования когнитивной сферы (параметры памяти и внимания). В работе использованы общепринятые доступные и современные физиологические и психофизиологические методы исследования. В данной статье показаны показатели студентов 1-го курса факультета биологии и химии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Ключевые слова: слуховая память, зрительная память, непосредственная слуховая память, опосредованная зрительная память.

MEMORY PERFORMANCE OF STUDENTS OF THE 1ST COURSE FACULTY OF BIOLOGY AND CHEMISTRY AT KSU I. ARABAEV Ashymova N.Sh.1, Kazakova N.O.2

'Ashymova Nuriza Sharshenbekovna - master of Biology; 2Kazakova Nazgul Omurzakovna - master of Biology, DEPARTMENT OF GENERAL BIOLOGY AND TECHNOLOGY OF ITS TRAINING, KYRGYZ STATE UNIVERSITY I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

АЬ^ш^: memory and attention are the basic condition for the successful training of students at the university. In order to study the state of first-year students during the semester of study (October-November) conducted research: cognition (memory settings and attention). We used conventional affordable and modern psychological and physiological methods. This article shows the performance of students of the 'st course of the Faculty of Biology and Chemistry of the Kyrgyz State University I. Arabaev. Keywords: auditory memory, visual memory, immediate auditory memory, visual memory is mediated.

УДК 57.2788

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Физиологической основой памяти являются образование, сохранение и актуализация временных нервных связей, а также протекание особых физико-химических процессов в коре и подкорке головного мозга [1]. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением

зрительных образов. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Изучение памяти у 18 - 21-летних показало, что память и ее виды в этом возрасте развиваются разносторонне. Запоминание учебного материала зависит от установок и приемов деятельности студентов.

Материалы и методы исследования.

В эксперименте приняло участие 35 студентов 1 курса биологического факультета в возрасте от 17 до 19 лет. При выполнении данной работы соблюдали следующие условия: исследования проводили в первой половине дня в помещении с оптимальными гигиеническими условиями (температура воздуха - 18 - 22°С, относительная влажность - 40-60%), в каждом отдельном случае инструкцию по выполнению тест-задания давал один и тот же человек. Для формирования положительной установки испытуемых на психофизиологическое обследование им предварительно объяснялись смысл и значение исследований.

Для изучения характеристик памяти проводили оценку продуктивности запоминания и определение доминирующего типа памяти (слуховая и зрительная) [2, 3]. По тесту «Запоминание логически не связанного материала» рассматривается слуховая память, по тесту «Запоминание чисел» исследуется зрительная память.

Продуктивность запоминания (ПЗ) вычисляется по формуле:

ПЗ= n / 20*100%, где n - число правильно воспроизведенных слов (чисел).

Также было проведено тестирование студентов на определение объема зрительной кратковременной памяти [2]. При этом за 4-5 попыток обследуемый должен постараться выучить и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 20 трехзначных чисел (659, 326, 184).

При определении психодинамики запоминания сравнивается продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания одного и того же материала [2]. В итоге сравнения делается вывод о том, какой из двух видов запоминания является продуктивным и насколько.

Результаты исследования памяти

Поскольку исследование показателей когнитивных процессов, в том числе памяти и внимания, имеет большое значение при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности и в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Мы считаем, что в современных учебных заведениях необходима специальная диагностика, направленная на отбор студентов. В современных учебных заведениях практически не осуществляется контроль за развитием когнитивной сферы как в целом, так и внимания и памяти, в частности. Без этого, на наш взгляд, невозможно понимание причин трудностей, как в обучении, так и в других видах деятельности.

Определение коэффициента запоминания студенток с использованием слуховой и зрительной памяти определяли с помощью метода Р.С. Немова (1995). Испытуемым дважды зачитывался ряд из 10 произвольно подобранных слов и досчитывалось число правильно запомненных слов. Для определения коэффициента запоминания (Кз) зрительной памяти студентам раздавали бланки с 10 другими словами. Если коэффициент запоминания испытуемых равняется 65-70%, иначе говоря, они запоминают 65-70% услышанных или увиденных слов, то их память характеризуется как отличная. Когда коэффициент памяти равняется 40-50%, то она считается хорошей, а ниже 40% - слабой.

Как видно из таблицы 1 , Кз слуховой памяти выше, чем Кз зрительной, т.к. самое большое значение Кз слуховой памяти равняется 70%, а самое большое значение зрительной памяти составляет 65%, минимальные значения исследуемых показателей составили 20% и 25% соответственно.

Проведённые исследования констатируют тот факт, что память студентов различается. Обработка данных показывает, что у одних студентов преимущественно преобладает слуховая память, у других - зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита как и зрительная, так и слуховая память, такое сочетание также встречается очень часто.

Успешность обучения студентов обеспечивается при совместном развитии и слуховой, и зрительной памяти. Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что отличной слуховой и зрительной памятью обладают 17,1%, которые могут относиться к группе успешно обучаемых студентов.

Подтверждением того, что у обследуемых студентов лучше развита слуховая память являются следующие показатели образной памяти: хорошей слуховой памятью обладают 52,8% и хорошей зрительной памятью - 39,2% студентов, слабой слуховой памятью - 30,1% и слабой зрительной памятью 43,7% .

Это позволяет утверждать, что в целом для 18 - 20-летних девушек, обучающихся на первом курсе факультета биологии и химии КГУ им. И. Арабаева характерно доминирование слуховой памяти. Вероятней всего преобладание слуховой памяти объясняется в связи с литературными данными возрастными [4] и половыми различиями слухоречевой интеграции в пределах левого полушария.

Таблица 1. Показатели коэфициента запоминания (Кз) студентов при изучениислуховой и зрительной

памяти

№ Слуховая память Зрительная Память Непосредственная слуховая память Опосредованная зрительная память

1. 65% 70% 50% 50%

2. 45% 40% 30% 25%

3. 35% 35% 40% 15%

4. 35% 40% 55% 15%

5. 45% 50% 50% 5%

6. 45% 45% 55% 10%

7. 45% 45% 40% 20%

8. 65% 65% 50% 50%

9. 35% 35% 30% 5%

10. 50% 45% 50% 20%

11. 35% 35% 40% 10%

12. 65% 65% 50% 20%

13. 35% 35% 20% 25%

14. 35% 35% 10% 15%

15. 35% 35% 55% 15%

16. 45% 50% 50% 5%

17. 65% 65% 55% 50%

18. 50% 45% 50% 20%

19. 35% 35% 40% 10%

20. 65% 70% 50% 50%

21. 50% 45% 50% 25%

22. 35% 35% 30% 40%

23. 45% 45% 35% 35%

24. 55% 35% 45% 30%

25. 45% 35% 25% 20%

26. 55% 35% 50% 25%

27. 55% 35% 50% 25%

28. 45% 35% 40% 35%

29. 45% 40% 25% 20%

30. 45% 40% 35% 25%

31. 65% 65% 50% 50%

32. 35% 35% 35% 35%

33. 50% 45% 50% 20%

34. 35% 35% 40% 30%

35. 45% 45% 15% 35%

Для определения коэффициента запоминания с использованием слуховой непосредственной памяти студентам зачитывали ряд из 10 часто употребляемых слов. Бланки, тестирующие опосредованную зрительную память, содержали слова, используемые в научных, официальных текстах.

Сравнение результатов непосредственной слуховой памяти и опосредованной зрительной памяти подтверждают, что у испытуемых доминирует слуховая память. Отличный показатель непосредственной слуховой памяти характерен для 48,6% студентов, опосредованной зрительной памяти - 14,3%. Хороший показатель непосредственной слуховой памяти отмечается у 34,3% испытуемых, тогда как опосредованной зрительной памяти - 17,2%. Наконец, сниженные показатели непосредственной памяти наблюдались у 17,1% студентов, а опосредствованной формы памяти у 68,5% студентов.

Выводы: Большинство студентов 1-го курса факультета биологии и химии КГУ им. И. Арабаева имеют низкие показатели концентрации и продуктивности внимания, точности выполнения, успешности и эффективности работы, степени врабатываемости и устойчивой

психики. Это значит, что первокурсники не умеют сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от тех или иных стимулов и раздражителей во время учебного процесса, следовательно, имеют сниженные адаптационные возможности. Изучение психофизиологических характеристик памяти и внимания выявило одну из причин плохой успеваемости студентов в процессе семестра в период адаптации их к обучению в вузе.

Список литературы / References

1. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн., 1996. Т. 17. № 4. С. 64-74.

2. Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации к обучению как критерий профессионального отбора. Матер. 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». Волгоград, 2010. С. 303-306.

3. Немов Р.С. Психофизиология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 1995. 496 с.

4. СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с. Ил.

5. Сальников В.А. Особенности межпризнаковых и межвозрастных связей показателей морфофункционального развития / В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сб. науч. труд. Омск: СибАДИ, 2010. 196 с.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Г. БИШКЕК Казакова Н.О.1, Ашымова Н.Ш.2 Email: [email protected]

'Казакова Назгул Омурзаковна - магистр биологии;

2Ашымоова Нуриза Шаршенбековна — магистр биологии, кафедра общей биологии и технологии обучения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: подростковый возраст явялется одним из сложных этапов развития в жизни ребенка. Каждый возрастной период характеризуется количественно определенными морфологическими и физиологическими показателями. В настоящее время социально-экономические и экологические условия привели к снижению здоровья и физического развития детей. Антропометрические данные служат для показателей возрастных особенностей детей, чтобы рано их выявлять, фиксировать отклонения от нормы. Целью данной работы явилось изучение антропометрических показателей мальчиков-подростков средней общеобразовательной школы г. Бишкек. В данной работе использовали параметрический (сигмальный) метод оценки антропометрических данных. Ключевые слова: рост, масса тела, должная масса.

ANTHROPOMETRIC DATA MALCHIKOV-TEENAGE SECONDARY

SCHOOL BISHKEK Kazakova N.O.1, Ashymova N.Sh.2

'Kazakova Nazgul Omurzakovna - Master of Biology;

2Ashymova Nuriza Sharshenbekovna - Master of Biology, DEPARTMENT OF GENERAL BIOLOGY AND TECHNOLOGY OF ITS TRAINING KYRGYZ STATE UNIVERSITY I. ARABAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: adolescence is one of the most difficult stages of development in the child's life. Each age period is characterized by quantifiable morphological and physiological indicators. Currently, socioeconomic and environmental conditions have led to a decrease in health and physical development of children. Anthropometric data are indicators for age characteristics of children to early identify them, fix the deviation from the norm. The aim of this work was to study anthropometric indicators boys -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.