Научная статья на тему 'Педагогические условия развития двигательной памяти детей с задержкой психического развития'

Педагогические условия развития двигательной памяти детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1294
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ НЕЛОВКОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / КОРРЕКЦИЯ / MOTOR MEMORY / MOTOR CLUMSINESS / DIAGNOSTIC PROGRAM / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Туревский Илья Маркович, Бородаренко Владимир Николаевич

Изучались условия развития двигательной памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что развитие и коррекция двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста будут наиболее эффективными при соблюдении следующих условий, если: организация и содержание коррекционного воздействия будут ориентированы на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; будут использованы специальные упражнения, направленные на формирование и развитие двигательной памяти и познавательной деятельности учащихся; мотивация практической деятельности будет усиливаться (подчеркивание важности выполнения задания, введение элемента соревнований и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Туревский Илья Маркович, Бородаренко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT MOTOR MEMORY OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Conditions of development of impellent memory at children with a delay of mental development of younger school age were studied. As a hypothesis the assumption has been put forward that development and correction of impellent memory in children with a delay of mental development of younger school age will be the most effective at observance of following conditions, if: the organization and the maintenance of correctional influence will be focused on age both specific features and possibilities of pupils; the special exercises directed on formation and development of impellent memory and informative activity of pupils will be used; the motivation of practical activities will amplify (underlining of importance of performance of the task, introduction of an element of competitions etc.).

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития двигательной памяти детей с задержкой психического развития»

УДК 37.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Туревский Илья Маркович доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой

«Правовые и специальные дисциплины» Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия

Бородаенко Владимир Николаевич кандидат педагогических наук, доцент Тульский филиал Российской правовой академии, г. Тула, Россия

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT MOTOR MEMORY OF CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

Turevsky Ilya Markovich

Doctor ped. sciences, professor, head of department «Legal and special disciplines»

Tula State Pedagogical University them. L. N. Tolstoy, Tula, Russia

Borodaenko Vladimir Nikolaevich PhD, associate professor Tula branch of the Russian Legal Academy, Tula, Russia

Аннотация. Изучались условия развития двигательной памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что развитие и коррекция двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста будут наиболее эффективными при соблюдении следующих условий, если: организация и содержание коррекционного воздействия будут ориентированы на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; будут использованы специальные упражнения, направленные на формирование и развитие двигательной памяти и познавательной деятельности учащихся; мотивация практической деятельности будет усиливаться (подчеркивание важности выполнения задания, введение элемента соревнований и т.д.).

Annotation. Conditions of development of impellent memory at children with a delay of mental development of younger school age were studied. As a hypothesis the assumption has been put forward that development and correction of impellent memory in children with a delay of mental development of younger school age will be the most effective at observance of following conditions, if: the organization and the maintenance of correctional influence will be focused on age both specific features and possibilities of pupils; the special exercises directed on formation and development of impellent memory and informative activity of pupils will be used; the motivation of practical activities will amplify (underlining of importance of performance of the task, introduction of an element of competitions etc.).

"главная аннотация содержание 143

Ключевые слова. Двигательная память, двигательная неловкость, диагностическая программа, коррекция.

Keywords. Motor memory, motor clumsiness, diagnostic program, correction.

Актуальность данного исследования в том, что двигательная память оказывает позитивное влияние, как на физическое, так и интеллектуальное развитие. Двигательная память у детей с отклонениями в развитии нарушена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, а проблема развития двигательной памяти у детей с ЗПР не являлась предметом специального исследования.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей ЗПР при обучении в школе. Многочисленные клинические и психологические исследования доказывают, что существенное место в структуре дефекта познавательной деятельности детей данной категории принадлежит нарушениям памяти.

В научных работах последних лет рассматривались вопросы, где память раскрывается как действие и деятельность (Е.Г. Маряничева, Е.Н Мироненко, В.П. Умнов, М.А. Фетисов и др.); показано развитие памяти в онтогенезе (М.В Ключникова, Т.А. Лукина, Н.В. Мишнавский, Е.А. Табакова и др.). Рядом ученых (А.В. Орехова, Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова, О.В. Усова, С.А. Шишкин и др.) была предложена концепция полимодальности двигательной памяти, когда двигательные действия запоминаются за счет зрительной, слуховой, вербальной и др. памяти.

В специальной литературе имеются многочисленные данные о том, что двигательная функция у детей с отклонениями в развитии нарушена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При этом этапы развития двигательных функций часто запаздывают, что сказывается в дальнейшем на развитие двигательных возможностей ребёнка. Отклонения в развитии двигательной сферы детей с ЗПР создают определённые трудности не только в учебной деятельности, но оказывают неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность. Проблема развития двигательной памяти у детей с ЗПР не являлась предметом специального исследования. Поэтому было проведено научное исследование «Развитие двигательной памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста».

Цель исследования - развитие двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Объект исследования — двигательная память детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Предмет исследования - условия развития двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что развитие и коррекция двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- если организация и содержание коррекционного воздействия будут ориентированы на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся;

- если будут использованы специальные упражнения, направленные на формирование и развитие двигательной памяти и познавательной деятельности учащихся;

""главная аннотация содержание 144

- если мотивация практической деятельности будет усиливаться (подчеркивание важности выполнения задания, введение элемента соревнований и т.д.)

Для подтверждения гипотезы и достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей двигательной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.

2. Разработать и апробировать диагностическую программу для исследования двигательной памяти детей с ЗПР младшего школьного возраста.

3. На основе результатов диагностики составить и апробировать коррекционную программу по развитию двигательной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.

4. Сравнить результаты исследования.

Методологической основой исследования явились работы учёных: Н.А. Бернштейна, В.И. Гончарова, Е.П. Ильина, И. В. Дубровина, А.Ц. Пуни, К.А. Скобенникова, И.М. Туревского, Е.Д. Юсима, и др.

Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения, в том числе в процессе учебной деятельности, позволил заметить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их от нормально развивающихся младших школьников. К таким особенностям относятся: недоразвитие самоконтроля; слабая избирательность памяти; неумение преднамеренно применять рациональные способы упоминания; низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

Недостатки развития моторики у детей с ЗПР обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. Имеют место гиперкинезы (чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений) и хореиформные движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы начинается в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели.

Исследование психомоторики старших дошкольников с ЗПР с помощью тестов Н.И. Озерецкого показало, что выполнение многих из тестовых заданий вызывает определенные трудности у детей. Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживаются недостаточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении движений рук и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений.

Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц и обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием

в латерализации функций полушария мозга. Незавершенность латерализации отмечается у многих младших школьников с ЗПР.

Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с ЗПР так необходимы занятия физической культурой и трудовой деятельностью.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков, - это способ активного развития, то для ребенка с ЗПР физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной и интеллектуальной сферах. Поэтому привлечение детей с ЗПР к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе коррекционно-развивающей работы специальной школы.

Своевременное использование системы физического развития как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии у детей с ЗПР. Коррекционно-развивающий процесс строится, основываясь на идеях Л.С. Выготского об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зоне его ближайшего развития. Выявление двигательных нарушений осуществляется параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей.

В практической деятельности необходимо определить, как сохранные, так и нарушенные двигательные способности. У аномального ребенка при оценке его двигательной сферы обязательно будут присутствовать как те, так другие. Важно выявить эти особенности, определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности.

Управление развитием двигательной сферы детей с ЗПР предполагает изучение специфики их двигательных нарушений и физического развития, проявляющихся в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся на их общем психофизическом развитии.

В объяснении двигательной недостаточности детей можно опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную Н. А. Бернштейном сущность, которой заключается в том, что чем выше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управления смысловой организацией движений. Нижележащие церебральные уровни, как правило, являются менее пораженными, а значит, и более сохранными, чем вышележащие. Однако с их помощью регулируется управление лишь элементарными движениями, не требующими смысловой организации. А поскольку аномальный ребенок не обладает достаточным двигательным опытом, то его общее психофизическое развитие будет страдать, так как он не сможет на должном уровне общаться с другими детьми, перенимать их опыт, играть вместе с ними.

Фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений, нарушенные движения при поражении коры головного мозга могут успешно корригироваться. Рациональная система двигательных упражнений разрушает прежние и вырабатывает новые моторные формы, в которых будут реализованы новые отношения к окружающему, облегчая, таким образом, процесс их формирования. В своих исследованиях А.А. Дмитриев подчеркивает, что важным обстоятельством, которое необходимо учитывать в работе по коррекции двигательных нарушений у аномальных детей, является то, что у них в наибольшей степени нарушены не

элементарные движения, а сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного опосредования, регуляции со стороны коркового уровня. Вместе с тем дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии. Поэтому необходимо тщательно учитывать, как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности детей. При этом надо исходить из актуальности диагностирования двигательных нарушений в структуре аномального развития, которая определяется исключительно важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека.

Таким образом, анализ литературы показал, что проблема развития двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста весьма актуальна в настоящее время, так как условия развития двигательной памяти у детей с ЗПР не являлись предметом специального исследования.

Нами была проведена экспериментальная работа по выявлению необходимых условий развития двигательной памяти детей с ЗПР, которая состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе был определен уровень развития двигательной памяти детей с ЗПР младшего школьного возраста с помощью составленной диагностической программы.

Результаты диагностического обследования показали, что 50 % детей имеют низкий уровень развития двигательной памяти. Наблюдаются нарушения при беге: у детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются снижение двигательной активности по отношению к нормальному уровню. Дети медленно передвигают ноги, походка вялая, медлительная.

Содержание диагностической программы

№ Название методики Цель методики

1 Контрольное упражнение «Бег на 30 м с высокого старта» Определение уровня сформированности навыка бега и

(Родин Ю.И.) развития скоростных качеств.

2 Контрольное упражнение «Метание на дальность» Определение уровня сформированности навыка метания

(Родин Ю.И.). на дальность и развития скоростно-силовых качеств.

3 Контрольное упражнение Определение сформированности

«Прыжок в длину с места» навыка прыжка в длину с места и

(Родин Ю.И.). развития скоростно-силовых качеств.

4 Точность узнавания статичных Изучение точности узнавания

положений при их зрительном статичных положений при их

восприятии (Филлипенко Е.Я.) зрительном восприятии.

5 Точность узнавания статичных Изучение точности узнавания

положений при их статичных положений при их

кинестетическом восприятии. (Филлипенко Е.Я.) кинестетическом восприятии.

6 «Домик» (Гуткина Н.И.) Определение особенности развития пространственного восприятия, зрительно-моторной

координации, зрительно-моторного мнезиса (памяти).

7 «Проба Хеда» Выявление сформированности двигательной памяти, дифференциации правых и левых частей тела.

Движения напряжены, наблюдается несогласованность движений рук и ног. В прыжках с места толчком двумя ногами отталкивание производится одной ногой, слабый взмах руками, упражнение выполняется из низкого приседа, неумение приземляться. При выполнении метаний встречаются следующие нарушения: неправильное исходное положение, напряжённость, неправильный замах, вялость, слабость финального усилия, торопливость.

При выявлении точности узнавания статичных положений, лучше всего дети запоминали движения при их зрительном восприятии, трудности возникали в запоминании движений при их кинестетическом восприятии.

Методика «Домик» показала, что дети плохо справились с заданием: неправильно изображали весь рисунок или, отсутствовала, какая-либо деталь рисунка, имелось много ошибок в выполнении задания.

Методика «Проба Хеда» показала, что у детей имеются трудности в дифференциации правых и левых частей тела, учащиеся делали ошибки при повторении движений, либо не могли показать соответствующее движение.

Для повышения уровня развития двигательной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста, была составлена коррекционная программа по развитию двигательной памяти. Программа составлена по результатам диагностики и состоит из подвижных игр, способствующих развитию не только двигательных качеств, но и внимания, сообразительности, силы, ловкости, быстроты, выносливости, а также способствует воспитанию дружбы, товарищества.

При реализации коррекционно-развивающей программы соблюдались следующие условия:

- организация и содержание коррекционного воздействия были ориентированы на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся;

- использовались специальные упражнения, направленные на формирование и развитие двигательной памяти и познавательной деятельности учащихся.

- усиливалась мотивация практической деятельности (подчеркивалась важность выполнения задания, вводились элементы игр, соревнований и т.д.)

Эффективность коррекционной работы, было проверена в результате повторного диагностического обследования. Сравнительный анализ результатов эксперимента показал динамику в развития двигательной памяти у детей экспериментальной группы. Число детей с низким уровнем развития двигательной памяти после обучения уменьшилось на 80 % и составило 20 % детей; а число детей со средним уровнем развития двигательной памяти повысилось и составило 80 %.

Предложенная коррекционная программа дала положительные результаты, поэтому можно говорить о ее эффективности.

Таким образом, проведенное исследование доказало выдвинутую нами гипотезу.

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. — М: Физкультура и спорт, 1991. — 246 с.

2. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие для студентов дефектологических фак-тов вузов / А. А. Дмитриев. - М: «Академия», 2002. —176 с.

3. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия»}, 2003. - 448 с.

4. Родин, Ю. А. Диагностика физического и психического развития детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации /Ю. И. Родин. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. - 63 с.

5. Мозговой, В. М. Развитие и коррекция нарушений двигательной функции детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания //Дефектология. - 2004. - № 6. - С17-21.

References

1. Bernstein N. A. O lovkosti i ee razvitii [About dexterity and its development]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1991. 246 p.

2. Dmitriev A. A. Fizicheskaya kul'tura v spetsial'nom obrazovanii [Physical Education in Special Education]. Moscow, Academy Publ., 2002. -176 p.

3. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. Moscow, Academy Publ., 2003. 448p.

4. Rodin Yu Диагностика физического и психического развития детей дошкольного возраста [Diagnostics of physical and mental development of children of preschool age]. Tula, Publishing House of Thule. state. ped. Zap them. Leo Tolstoy, 2006. 63 p.

5. Brainstorming V. M. Razvitie i korrektsiya narusheniy dvigatel'noy funktsii detey i podrostkov s narusheniyami intellekta v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Development and correction of motor function of children and adolescents with intellectual disabilities in physical education]. Defectology. 2004. no. 6. pp. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.