Научная статья на тему 'Развитие детей с ОВЗ посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу'

Развитие детей с ОВЗ посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2910
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Л. Н.

Цель статьи формирование знаний о путях повышения эффективности педагогического процесса, обмен опытом, ознакомление с авторским подходом к осуществлению квалифицированной коррекции имеющихся нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу. Автор знакомит с системой дидактических игр и упражнений по многофункциональному, сенсомоторному панно «Как прекрасен этот мир!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие детей с ОВЗ посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу»

Развитие детей с ОВЗ посредством включения дидактических игр и упражнений в

коррекционно-развивающую работу

Попова Л.Н.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед ГБОУАО для детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей «Сольвычегодский детский дом №2», Сольвычегодск, Россия

Аннотация: Цель статьи - формирование знаний о путях повышения эффективности педагогического процесса, обмен опытом, ознакомление с авторским подходом к осуществлению квалифицированной коррекции имеющихся нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу. Автор знакомит с системой дидактических игр и упражнений по многофункциональному, сенсомоторному панно «Как прекрасен этот мир!».

Ключевые слова: панно, дидактические игры, коррекционно-развивающая работа.

Известно, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Сензитивным (от 3 до 5, с 7 до 9 лет) является этот период времени и для развития речи детей. А так как приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной, необходимо развивать и совершенствовать моторные навыки в совокупности действий обеих рук (задействуя в работе оба полушария головного мозга), стимулируя тем самым работоспособность головного мозга (Кольцова М.М. 1973). Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с развитием сенсомоторной координации, пространственной ориентировки, глазомера, усидчивости, сосредоточенности, творческих возможностей, что способствует формированию произвольности поведения и психических процессов. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук (Антакова - Фомина Л.В. 1974). Воспитывая, развивая и обучая детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), мы тем самым корректируем имеющиеся нарушения развития, способствуем всестороннему развитию малышей. Для развития детей с ОВЗ нами создано панно «Как прекрасен этот мир!», разработаны игры и упражнения, используемые в образовательном процессе.

Цель создания: развитие эмоционального, интеллектуального, психомоторного потенциала ребенка посредством работы с панно.

Задачи использования панно:

- формирование и совершенствование тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;

- развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей, художественно - эстетического вкуса, пространственной ориентировки, конструктивных способностей;

- воспитание познавательного интереса, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, сосредоточенности и самоконтроля, умения дослушивать инструкции до конца, желания их выполнять.

Игры и упражнения по панно мы включаем в непрерывную непосредственно образовательную деятельность по решению задач образовательных областей

«Коммуникация» (развитие звуковой культуры речи и подготовку к обучению грамоте), «Познание» (формирование целостной культуры мира и формирование элементарных математических представлений), при проведении индивидуальной работы с детьми по квалифицированной коррекции имеющихся нарушений, совместной, самостоятельной деятельности с детьми, в театральной деятельности.

По предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с недостатками речевого развития (у детей с общим недоразвитием речи), нами создана система дидактических игр, которая включает в себя два блока. Первый блок направлен на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне звука (путешествие по Звукограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы (путешествие по Буквограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога (путешествие по Слогограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова (путешествие по Словограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения (путешествие по Предложевску). Второй блок направлен на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений, на развитие мышления и формирование связной речи.

Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений из 1 блока, используемые в работе с детьми с ОВЗ:

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне звука (Путешествие по Звукограду) №1. Игра «У кого хороший слух» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове. Оборудование. Предметы на панно и иллюстрации к ним

Содержание игры. Педагог показывает предмет (иллюстрацию к нему) и называет его. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.

Примечание. Усложнение игры: педагог молча показывает предмет (картинку к нему), а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.

№2. Игра «В мире звуков» Дидактическая задач. Развивать у детей фонематический слух, зрительную память, внимание, логику. Расширять словарный запас.

Оборудование. Панно, картинки к панно, 2 карточки с изображениями яблок и гусениц. Содержание игры. Педагог показывает на предмет панно (берет по одной картинке, показывает ее игрокам), называет предмет (изображение на картинке) - произносит слово. Первый игрок, у которого на картинке изображена гусеница, высовывающая голову из яблока, называет начальный звук этого слова, а второй, у которого на картинке из яблока высовывается хвост гусеницы, - конечный. Примечание. Усложнение задачи: а) в роли ведущего выступает ребенок; б) ребенок называет первый и последний звуки в слове.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

(Путешествие по Буквограду) №1. Игра «Найди домик для буквы» Дидактическая задача. Тренировать в узнавании и назывании букв (О, И, Т) Оборудование. Панно, разноцветные буквы, рамки для этих букв

Содержание игры. Педагог оставляет детям по одной букве и раздает рамки. Предлагает найти домики для букв и подобрать слово - название предмета на панно (буква в начале слова, в конце слова, в середине слова)

Примечание. Усложнение задачи: предложить детям самим найти домики-рамки.

Подобрать слова, чтобы данная буква была в начале слова, в конце слова, в середине слова.

№2. Игра «Азбука» Дидактическая задача. Продолжать знакомиться с буквами русского алфавита Оборудование. Парные карточки с буквами, карточки с картинками и словами по панно.

Содержание игры. Карточки раздаются детям. Необходимо посмотреть на свои карточки и выложить на стол парные (на одной из них буква, а на другой - слово (картинка с панно), которое с этой буквы начинается)

Примечание. Усложнение задачи: на столе лежат карточки без пар. Предложить детям разложить свои карточки рисунком вниз. Во время своего хода первый ребенок вытаскивает одну карточку у второго игрока. Если у него появилась пара, выкладывает на стол и т.д. У кого осталась последняя карточка, тот выигрывает.

Предупреждение ошибок на уровне слога

(Путешествие по Слогограду) №1. Игра «Пирамида» Дидактическая задач. Упражнять детей в определении количества слогов в словах. Оборудование. Панно, картинки (по панно), доска (магнитная, фланелеграф). Содержание игры. Педагог объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей; во второй ряд - из двух частей; в верхний квадрат - картинку, название которой не делится на части. Педагог вызывает к панно (к доске) ребенка, дает ему несколько картинок (3 - 4). Одну - с односложным словом, две - с двухсложными словами и одну - с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Следующий ребенок получает новые картинки.

Примечание. а) педагог вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок для нижнего ряда пирамиды, второму - для среднего, третьему - для вершинки; б) дети сами подбирают слова - картинки по панно, педагог записывает и составляют пирамиду

№2. Игра «Говори - не задерживай» Дидактическая задача. Учить самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а так же находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

Оборудование. Панно.

Содержание игры. Дети стоят, образуя круг. Педагог четко произносит какое - нибудь слово (слова - предметы с панно) по слогам, а рядом стоящий ребенок должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Примечание. Усложнение задачи: ребенок произносит слово, а рядом стоящий ребенок говорит, на какой слог падает ударение.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

(Путешествие по Словограду) №1. Игра «Назови одним словом» Дидактическая задача. Развивать фонематический анализ, уточнять, расширять и систематизировать словарный запас, развивать фонематические представления, зрительное восприятие. Оборудование. Предметы панно.

Содержание игры. Педагог проговаривает ряды слов (подобраны слова - предметы с панно). Дети должны по первому звуку этих слов догадаться, какой звук педагогом задуман, проанализировать слова, подобрать обобщающее слово к каждому ряду слов. Например, 1. Роза, ромашка, (подсолнух) - цветы; круг, квадрат, (прямоугольник, треугольник) - геометрические фигуры и т.д.

Примечание. Усложнение задачи: а) в роли ведущего выступает ребенок; б) по обобщающему слову придумать ряды слов (по первому звуку). №2. Игра «Маленькие слова»

Дидактическая задача. Учить понимать пространственное значение предлогов. Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове. Учить составлять предложения по картинке.

Оборудование. 18 карточек с предлогами, 18 листов А-4 с цветным изображением панно.

Содержание игры. Детям раздаются листы с изображением панно. Педагог показывает карточку с предлогом и называет «маленькое слово». Тот, кому подходит эта карточка с предлогом, берет ее себе, кладет на свой лист, например (в дупле, к домику, перед дубом) и т.д

Примечание. Усложнение задачи: а) придумать предложение по карточке. б) предложить детям назвать количество слов в предложении; в) в роли ведущего выступает ребенок.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения (Путешествие по

Предложевску)

№1. Игра «Какое слово по порядку» Дидактическая задача. Учить детей умению анализировать предложение. Оборудование. Панно, предметы с панно (картинки с изображениями панно). Содержание игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно и составить предложение из трех слов: «Распустились красивые цветы». Дети подсчитывают количество слов в предложении. Каждому из детей дается слово, например у Лизы -слово «Распустились», у Димы - «красивые», у Тани - «цветы». Затем детям предлагается встать по порядку. В конце дети называют каждый свое слово и повторяют предложение целиком.

Примечание. Усложнение задачи: а) самостоятельно придумать предложения по панно (картинкам) из двух-трех слов; б) распределить слова между собой и встать в таком порядке, чтобы можно было «прочесть» предложение.

№2. Игра «Живая стрелка» Дидактическая задача. Закреплять умение придумывать предложения с предлогами, определять количество слов в предложениях. Оборудование. Панно.

Содержание игры. Ребенок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную по кругу со словами: «Стрелка, стрелка, покажи, предложение подскажи». Ведущий останавливается и указывает на кого-то из детей. Ребенок должен придумать предложение с предметом (картинкой) панно, на которую показывает «живая стрелка». Примечание. Усложнение задачи: Определить количество слов и назвать их последовательность слов в предложении (для подготовительной к школе группы).

Включаясь в образовательную область по решению задач «Познание» (Формирование целостной культуры мира), проводим игры на формирование, закрепление у детей обобщенных представлений о цвете, форме, размере предметов, основных вариантах расположения предметов в пространстве, игры на расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи; по формированию элементарных математических представлений проводим игры на развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Игры с панно на формирование психических процессов, на развитие интеллекта используем и вне занятий: при проведении индивидуальной работы по квалифицированной коррекции имеющихся нарушений с ребенком, в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении работы на развитие творческого мышления и воображения в театральной деятельности.

Занятия и игры по панно вызывают у наших детей положительный эмоциональный отклик, повышают познавательную активность. Дети с радостью и с большим интересом, увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно, сочиняют истории с любимыми героями.

По панно с детьми младшего школьного возраста мы сочиняли сказки, выполняли к выдуманным историям рисунки и, выбрав наиболее интересные, отправили в журнал «Дети как дети» (Москва). Сказки были напечатаны и вызвали огромный отклик восторга в сердцах детей и окружающих их взрослых.

Занимаясь с умственно - отсталым ребенком в процессе индивидуального обучения, мы также используем упражнения на развитие познавательной деятельности, психических процессов, мелкой моторики, включая в совместные игры родителей и людей из близкого окружения ребенка.

Ведь недаром в народе говорят: «Чем «умнее» руки - тем умнее ваш ребенок». Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения (в данном случае -движения пальцев и кистей рук), тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

Список литературы:

1. Антакова-Фомина Л.В. 1974. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов ХХ1У-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М.

2. Кольцова М.М. 1973. Двигательная активность и развитие функций мозга. М.

3. Кольцова М.М. 1979. Ребёнок учится говорить. // Советская Россия - 2-е изд., перераб. и доп. М.

4. Ткаченко Т. А. 2007. Развиваем мелкую моторику. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.