Научная статья на тему 'Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды'

Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Л. А.

Цель статьи показать способы организации предметно-развивающей среды с помощью полифункциональных дидактических пособий, специально изготовленных для игры детей, начиная с младшего возраста. В работе с полифункциональными дидактическими пособиями у детей развиваются предпосылки письменной речи, такие как полноценная устная речь, зрительно-моторная координация и ручная умелость. Кроме того, в процессе игры, самостоятельной или совместной с взрослым, у детей развиваются психические процессы, без которых невозможно полноценное развитие речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды»

Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с помощью специально организованной полифункциональной предметно-развивающей среды.

Моисеенко Л. А.

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

МБДОУ детский сад №6 «Сказка» Красноярск, Россия Kleopatra143@yandex.ru

Аннотация: Цель статьи - показать способы организации предметно-развивающей среды с помощью полифункциональных дидактических пособий, специально изготовленных для игры детей, начиная с младшего возраста. В работе с полифункциональными дидактическими пособиями у детей развиваются предпосылки письменной речи, такие как полноценная устная речь, зрительно- моторная координация и ручная умелость. Кроме того, в процессе игры, самостоятельной или совместной с взрослым, у детей развиваются психические процессы, без которых невозможно полноценное развитие речевой деятельности.

Ключевые слова: полифункциональные пособия, предметно-развивающая среда, предпосылки письменной речи, развитие речи в игре, сочетание движения с речью.

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

М. Монтень

Такое понятие, как готовность ребенка к школе складывается не из умения считать, читать и писать. Это значит, что ребенок владеет целым рядом необходимых предпосылок, которые должны быть сформированы еще в дошкольном возрасте.

Согласно исследованиям овладение письменной речью будет успешным при условии, что все компоненты речевой системы и мыслительной деятельности у детей будут сформированы.

В период с 2 до 5 лет происходит интенсивное развитие анализаторной системы. В это время необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую работу речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного анализатора, обеспечивающих в дальнейшем овладение навыками письменной речи. Поскольку овладение письменной речью - это процесс формирования связей между двумя образами слова: тем, которое мы слышим и произносим и тем, которое видим и записываем.

Специально-организованная предметно-развивающая среда играет важную роль в своевременном формировании данных навыков и способствует предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для этого необходимо использовать специальные дидактические пособия, разработанные с учетом взаимосвязи развития устной речи, психических и сенсомоторных компонентов, начиная с младшего дошкольного возраста.

В работе с дошкольниками применяются специально изготовленные полифункциональные дидактические пособия «Чудо-полянка», «Сенсорный квадрат», «Волшебные карманчики», «Корзинка».

Первая их особенность в том, что они сделаны с учетом возможности разнообразного использования, т.е. обладают свойством полифункциональности. Все пособия удобны тем, что картинный материал можно постоянно менять, дополнять и подбирать по разным лексико-грамматическим темам. Их можно использовать как для детей раннего

возраста, так и для старших дошкольников, варьируя задания по сложности в соответствии с возрастом детей.

Вторая особенность в том, что материалы и оборудование дидактических пособий, используемые для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей, т.е. учитывается принцип интеграции образовательных областей.

При этом создание дидактических пособий основывается еще и на принципе сочетания движений с речью, т.е. в этих играх одновременно проводится формирование двигательных и речевых навыков, что является стимулом для развития речи детей.

В экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М., доказано влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной (импрессивной) и моторной сторон речи.

Так, от количества двигательных реакций вырабатываемых на слово, зависит успешность развития обобщающей функции слова.

«Соединяется абстрактное понятие с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся». (Веневцев С.И., 1996,с.5).

Современные требования к материалам и оборудованию предметно-развивающей среды таковы, что они должны обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Это позволило прийти к выводу, что организовывать предметно-развивающую среду в группах нужно так, чтобы детям можно было упражняться в правильном произношении и различении звуков, построении предложений, пространственной ориентировке в течение всего дня в игровой деятельности.

«Вся работа с детьми дошкольного возраста должна носить очень непринужденный характер, она должна быть организована увлекательно и интересно, проводиться в основном в игровой форме и вызывать у ребенка только положительные эмоции». (Парамонова Л.Г., 2005, с.2).

При изготовлении дидактических пособий учитывался ряд требований:

• обеспечивать игровую, познавательную и творческую активность детей;

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие мелкой моторики;

• вариативность;

• доступность;

• безопасность.

Итак, организуя работу дошкольников с полифункциональными дидактическими пособиями, рассматриваемыми ниже, взрослый решает одновременно несколько задач:

1. Формирование речевых навыков: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи;

2. Развитие психических процессов: слуховая, зрительная память, внимание, словесно-логическое мышление;

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Формирование умения работать в коллективе и самостоятельно.

С помощью пособия «Сенсорный квадрат» (фото. 1) дети выполняют упражнения на развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, различения и узнавания, соотнесения формы, цвета и величины.

С этой целью на зеленом поле проводится такая игра, как «Бабочка ищет дорогу к цветку» (фото. 1а), где ребенок указательным пальчиком должен провести по дорожке из бусинок, закрученной по спирали, используя зрительный контроль, а затем и без него.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить рассказать, в какое время года появляются бабочки, назвать обобщающим словом и вспомнить других насекомых.

На синем поле этого квадрата младшие дошкольники раскладывают фигурки рыбок в соответствии с размером их контуров в игре «Найди домик для рыбки» (фото. 1Ь) и застегивают на пуговицу. Одновременно вводятся в словарь и закрепляются в речи слова «самая большая, поменьше и самая маленькая», прилагательные с суффиксами -ащ,-ущ (большая- большущая), согласование существительных с числительными (одна рыбка, две рыбки и т.д.).

«Особое значение в овладении свободой движений кисти руки имеет плавное выписывание ребенком непрерывных волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряженности движений руки при письме» (Парамонова Л.Г., 2005, с. 137).

С этой целью на белом поле «Сенсорного квадрата» дети проводят пальцем по волнистым линиям из мягкой силиконовой трубочки (игра «Пройди по лабиринту», фото.1с), тем самым развивая зрительно-моторную координацию и тактильные ощущения.

На красном поле младшие дошкольники находят контур соответствующей геометрической фигуры (фото. 1ё) и знакомятся с названием основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Старшие дети называют геометрические фигуры по их контурам.

Дидактические пособия «Чудо- полянка», «Корзинка», «Домик в деревне» направлены на преодоление часто встречающейся проблемы нарушения фонематического и лексико-грамматического компонента речи, а также на формирование навыка связной речи.

С помощью пособия «Чудо- полянка» (фото.2) дети раннего возраста на первоначальных этапах овладения речью в игре «Кто как говорит?» охотно изучают голоса животных, птиц, находят соответствующие звукоподражаниям картинки и называют их. В старшем возрасте дети овладевают такими необходимыми для готовности к школе навыками, как изменение существительного по числам и падежам, образование уменьшительно-ласкательной формы существительного, согласование существительного с числительными, образование названий детенышей птиц и животных, подбор слов противоположного значения, определение наличия заданного звука в названии предметной картинки, развитие зрительной и слуховой памяти.

Работая с дидактической полянкой, дети знакомятся или закрепляют такие лексические темы, как: «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Мебель», «Игрушки». После игры, наборы картинок можно еще какое-то время оставлять на панно и закреплять знания по лексическим темам, при этом необходимый набор картинок находится в одном месте, не загромождая пространство картинным материалом.

На занятиях по формированию математических представлений дети с помощью этого пособия согласовывают существительные с числительными, изменяют окончания существительных в игре «один -много».

При помощи пособия «Чудо- полянка» можно играть в разнообразные игры, такие как «Кто так говорит?», «Найди маму», «Детеныши потерялись», «Кем будет, когда вырастет?», «Кем был в детстве?», «Большой - маленький», «Назови ласково»; «Один-много», «Семья животных», «Кто, что ест?», «Наоборот», «Чем (кем) был?», « У кого какой домик?», «Кого не стало?», «Фотоаппарат», «Продолжи ряд», «Кто лишний?», «Дикий - домашний» «Фрукты- овощи», «Что изменилось?», «Составь загадку». Благодаря чему происходит развитие лексико-грамматического компонента, связной речи, внимания, памяти и мышления у детей.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Дети гораздо быстрее стали запоминать материал с помощью панно «Чудо- полянка», выполняя действия с картинками на липучках, прикрепляя их на соответствующее

место. Это эффективнее, в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных картинок.

Панно «Домик в деревне» (фото. 3) включает работу с картинками на липучках по теме «Животные», «Семья». Дополнено аппликацией дерева с яблоками, застежками на молнии и пуговицах, крючками и шнуровкой.

Дидактическая игра служит для упражнения в употреблении предлогов на-под , ориентировки в пространстве ( где находится дедушка, мама, яблоки на дереве? ): слева-справа, вверху-внизу. Более сложный вариант: в правом верхнем окне, в левом нижнем окне и т.д.

В игре «Кого нет в домике?» формируется навык изменения существительного в родительном падеже, а также тренируется память.

Яблоки разные по размеру и цвету, из ткани разной фактуры. В игре « Сравни яблоки », « Какие на ощупь?» дети учатся образовывать антонимы: гладкий- шершавый, большой- маленький, крупный- мелкий, больше- меньше.

С помощью пособия «Домик в деревне» дети пересказывают сказку «Теремок», составляют рассказ на тему «Семья», «Родственники».

В отдельных кармашках размещены комплексы артикуляционной, дыхательной и мимической гимнастики, самомассажа и пальчиковой гимнастики.

На панно есть немаловажный отдел, который предусмотрен для обследования мелкой моторики в начале и в конце учебного года: застегивание пуговиц, шнуровка, застегивание и расстегивание молнии, ремешков в игре «Закрой дверцы в домике». Выполняя задание «Повесь замочек», дети учатся различать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и одновременно застегивать пуговицы.

Панно «Деревце» (фото.4) с липучками служит для составления рассказа об изменении дерева (в зависимости от времени года), сопровождая речь выкладыванием на панно листиков соответствующего цвета. В дополнение к этому дети всех возрастных групп тренируют зрительно-моторную координацию, прикрепляя листики на липучках на свое место.

Таким образом, в ходе рассказа, который сопровождается еще и конкретными действиями ребенка в соответствии с сюжетом, прочно закрепляется представление об одной из главных примет времени года - изменении листвы дерева, а также ребенок запоминает правильную последовательность происходящего с деревом изменения.

«Корзинка» (фото.5)- следующий вариант настенного пособия с прорезями для вставки фигур овощей и фруктов. Имеет несколько предназначений: для уточнения и дифференциации словарного запаса на занятиях по развитию речи по осенней тематике «Фрукты», «Овощи», «Грибы», для проведения осенних праздников, для инсценировки песен об урожае, для конкурсов (фото. 6).

Полифункциональная дидактическая накидка «Волшебные карманчики» (фото. 7) на деревянную ширму является перегородкой предметного пространства в группе. Одновременно с этим, поставленные учителем-логопедом звуки, закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в специальные прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также можно использовать для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д.

Применяется накидка, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. Для удобства кармашки сделаны на пуговицах для смены предметных карточек.

Вся ширма также снабжена застежками на пуговицах, липучках, что позволяет включать задания на тренировку мелкой моторики.

Таким образом, в игровой деятельности дети дошкольного возраста овладевают предпосылками письменной речи, а именно зрительно-пространственными представлениями, развитой устной речью и мелкой моторикой.

Список литературы:

1.Веневцев С.И. 1996. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Метод. рекомендации. Красноярск: КГПУ.

2..Левина Р.Е. 1963. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Специальная школа. М. - Вып. № 1, - с. 62 - 66.

3.НищеваН.В. 2004 г. Дидактическая игра «Теремок»// Дошкольная педагогика. №3. с.56

4.Парамонова Л.Г. 2005. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. СПб.

Список подписей к фотографиям:

1. «Сенсорный квадрат» (фото. 1)

2. «Бабочка ищет дорогу к цветку» (фото. 1а)

3. «Найди домик для рыбки» (фото. 1Ь)

4. Игра «Пройди по лабиринту» (фото.^)

5. «Найди контур соответствующей геометрической фигуры» (фото 1 d)

6. «Чудо- полянка» (фото 2)

7. Панно «Домик в деревне» (фото. 3)

8. Панно «Деревце» (фото.4)

9. «Корзинка» (фото.5)

10. Инсценировка песни об урожае (фото. 6).

11. Полифункциональная дидактическая накидка «Волшебные карманчики» (фото. 7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.