Н. П. Лежнина
45
УДК 376.36
Н. П. Лежнина
Детский сад № 20 «Дюймовочка», Йошкар-Ола
Автоматизация звуков на логопедических занятиях
ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ ТРЕХ ВИДОВ АНАЛИЗАТОРОВ В СОЧЕТАНИИ С ПРИЕМОМ ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового,тактильного.
Ключевые слова: логопедия, дошкольники, мелкая моторика, три типа анализаторов, тактильный анализатор, игры на развитие мелкой моторики, автоматизация звуков, эффективные приемы автоматизации звуков.
Проблема: выявить эффективность слияния наглядности, действий и речи на логопедических занятиях по автоматизации звуков.
Цель: оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников с помощью выработки речевых и двигательных кинестезий.
Гипотеза: закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с использованием в работе трех видов анализаторов, а также с отвлечением от произношения на другие раздражители.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и автоматизации звуков была организована с детьми старшего дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи:
• выполнение упражнений на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
• развитие зрительно-моторной координации;
• развитие тактильно-слуховой памяти, слухового восприятия;
• формирование графомоторных навыков с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.
Методическое обеспечение: пособия, созданные автором.
Известно, что за последние 5-10 лет уровень речевого развития дошкольников значительно снизился. Это связано прежде всего с тем, что дети с раннего возраста приучаются слушать и смотреть, нежели говорить. Наряду с этим повышается моторная неловкость, т. к. современные игрушки,
вещи и предметы устроены максимально удобно -молнии вместо пуговиц, липучки вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания и т. д. Соответственно, у младших школьников появляются трудности с овладением навыками письма, дети пишут медленно, неуверенно. Также и у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.
Мелкая моторика - это движение пальцев и кистей рук. В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию - и впоследствии - воспроизведению. И. П. Павлов [5] придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности.
Е. Ф. Архипова в своей книге «Коррекционнологопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» [1] представила авторскую систему автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. По мнению автора, оптимизирующим
46
Педагогические науки
процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на резиновых или пластмассовых ковриках с игольчатой поверхностью.
Изучив опыт известных педагогов и основываясь на своем практическом опыте работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, нами был разработан цикл упражнений, направленных на автоматизацию звуков. Особенность нашей работы заключается в том, чтобы повысить эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков с помощью одновременного использования упражнений на развитие мелкой моторики и тактильной стимуляции пальцев рук. Таким образом, активизируются: тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что ведет к скорейшей автоматизации поставленных звуков, подкрепляются их моторные образы. Также во время проговаривания автоматизируемого звука используется прием отвлечения внимания от собственно автоматизации путем выполнения пальцевых упражнений.
Предложенные упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия.
Данные задачи реализуются с помощью следующих пособий:
1. «Вышли пальчики гулять» - ребенок шагает пальчиками по сенсорным дорожкам и проговаривает слоги или слова. На одной дорожке пришиты пуговицы, на другой - кружочки из вел-кроткани (жесткая сторона).
2. «Змейка и улитка» - на плотный картон наклеены шерстяные вязаные шнурки в виде змейки и в виде улитки. Ребенок, проводя пальчиком по шнурку, тянет длительно автоматизируемый изолированный звук.
3. «Ежик Пых» - в данном пособии ребенок, проговаривая речевой материал, пристегивает ежику ножки на пуговицах, яблоки на спинку или иголки в виде прищепок. Ежик сшит из фетра.
4. «Волшебное дерево» - дерево и яблоки и груши из фетра. Ежик, прибежав к дереву (яблоня или груша), собирает фрукты. Ребенок снимает по 1 фрукту с дерева и пристегивает к спинке ежика (на пуговицы), параллельно проговаривая материал автоматизируемого звука в медленном темпе. Также для игры с ежиком используем корзинку из фетра и грибочки. Проговаривая материал, пристегиваем по 1 грибочку под «иголки» ежика. Оставшиеся грибы кладем в корзинку.
5. «Черепашьи бега» - игру лучше использовать с двумя детьми, у которых автоматизируется одинаковый звук. К шестигранному каранда-
шу привязана ниточка с черепашкой из скорлупы грецкого ореха. Логопед называет три слова с автоматизируемым звуком. Ребенок запоминает их и, воспроизводя, крутит карандаш. Если слово было воспроизведено неверно, черепашка возвращается на старт. Выигрывает тот, чья черепашка быстрее придет к финишу. Если работа идет с одним ребенком, то ребенок крутит карандаш и проговаривает слова.
6. «Парочки» - игра по принципу игры «Память». На кружочки из фетра пришиты фигурные пуговицы. Каждая фигурка содержит в себе автоматизируемый звук, пуговицы парные (6 пар). Кружочки выкладываются вниз «лицом» по четыре в три ряда. Ребенок открывает кружочки по 2, четко проговаривая название фигурки. Если фигурки совпали - они остаются открытыми, если нет - закрываются обе. Цель игры - открыть все парные картинки.
7. «Веселый карандаш» - используется на этапе автоматизации изолированного звука и слогов. Ребенок берет простой карандаш и в такт, с движением руки, обводит линии на листе бумаги. Все картинки подобраны так, что проводимые линии, перекликаются со способом образования автоматизируемого звука:
- свистящие - прямые, длинные линии;
- шипящие - кружки;
- [л], [л’] - дугообразные линии;
- [р], [р] - закрученные спирали;
- смычные звуки - короткие, отрывистые линии.
8. «Тактильный мешочек с гречкой» - вариант самомассажа пальцев рук. Способствует: а) нормализации мышечного тонуса; б) стимуляции тактильных ощущений; в) увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; г) формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ребенок, погружая руку до кисти в гречку, мнет ее с закрытыми глазами. Параллельно автоматизируем звук в чистоговор-ках. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях.
9. «Тактильные карточки» - привлечение тактильного анализатора к автоматизации звуков. Через работу с тактильными карточками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Карточки с наклеенными на них
Н. П. Лежнина
47
рельефными деталями из подручных материалов. На карточках также есть прозрачный кармашек. Логопед выбирает 3-4 карточки, в кармашках которых вставляет картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку. Потом логопед переворачивает картинки обратной стороной или просит ребенка закрыть глаза и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово». Ребенок получает фишку за правильно произнесенное слово. Постепенно количество карточек в игре увеличивается.
10. «Нарисуй сказку» - автоматизация звука в связной речи. Лист бумаги делится на 4 части. Логопед объявляет, что будет сейчас читать историю с автоматизируемым звуком, а ребенок будет помогать и зарисовывать ее. История состоит из 4-х частей, каждая из которых зарисовывается в соответствующий квадрат. После прослушивания каждой части ребенок должен выбрать и назвать слова с нужным звуком, а затем повторить весь рассказ по своим рисункам. В итоге работы получается мнемотаблица, созданная самим ребенком. Рисунок выполняется схематично ручкой или простым карандашом.
Для выявления степени эффективности проведенной работы был проведен коррекционнообразовательный эксперимент.
Эксперимент был рассчитан на 6 месяцев (с октября 2014 г. по март 2015 г.)
Участники эксперимента: дошкольники старшей группы детского сада (возраст 5-6 лет), посещающие логопедический пункт ДОУ.
2 группы детей:
• Экспериментальная группа - в данной группе дети занимались по основной программе, но с одновременным включением упражнений по развитию мелкой моторики и трех видов анализаторов (6 человек - из них двое с ФФНР и четверо с ФНР).
• Контрольная группа - занятия проходили по той же программе, но без использования вышеуказанных игр и упражнений. (6 человек -из них двое с ФФН и четверо с ФНР).
Диагностическая часть работы: составление речевых диагностических карт, выявление уровня звукопроизношения.
Диагностика уровня речевого развития, а в частности состояния звукопроизношения и мелкой моторики проводилась на основе работ «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» Н. Нищевой [4] и «Уроки логопеда»
Е. Косиновой [3], адаптированные для детей старшего дошкольного возраста.
Ниже представлены диаграммы, в которых прослеживается динамика развития звукопроизношения и мелкой моторики двух групп от начала формирующего этапа эксперимента (октябрь 2014 г.) и до его окончания в марте 2015 года.
80 т----------------------------------------
70
60
50
40
30
20
10
0
октябрь 2014 г. март 2015 г.
□ Эксперим. гр. ■ Контр. гр.
Диаграмма 1. Состояние звукопроизношения
80 70 60 50
40 -■
30 20 10 0
октябрь 2014 г. март 2015 г.
■ Эксперим. гр. □ Контр. гр.
Диаграмма 2. Состояние мелкой моторики
Выводы: судя по результатам диагностики, у детей, с которыми проводилась работа по автоматизации поставленных звуков одновременно с пальцевыми упражнениями:
• повысилась скорость автоматизации звуков в речи;
48
Педагогические науки
• улучшилось состояние мелкой моторики (кинестетическая и кинетическая основа движений, навыки работы с карандашом, манипуляции с предметами).
Ш
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 254.
2. Козина И. Б., Борисова Е. Ю., Чернова Е. П. Особенности связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с психоречевой патологией (поликультурный регион) // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 25-29.
3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание. М.: Эксмо, 2009. 64 с.
4. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). М.: Детство-Пресс, 2014. 48 с.
5. Павлов И. П. Полное собр. соч.: в 9 т. Изд. 2-е. М.: Изд-во АН СССР.
1. Arhipova E. F. Korrekcionno-logopedicheskaja rabota po preodoleniju stertoj dizartrii u detej, E. F. Arhipova. M.: AST: Astrel', 2008, p. 254.
2. Kozina I. B., Borisova E. Ju., Chernova E. P. Osoben-nosti svjaznogo vyskazyvanija detej starshego doshkol'nogo vo-zrasta s psihorechevoj patologiej (polikul'turnyj region), Vestnik ofthe Mari State University, 2014, No. 3 (15), pp. 25-29.
3. Kosinova E. M. Uroki logopeda. Testy na razvitie rechi dlja detej ot 2 do 7 let: uchebnoe izdanie, M.: Jeksmo, 2009, 64 p.
4. Nishheva N. V. Rechevaja karta rebenka s obshhim nedo-razvitiem rechi (ot 4 do 7 let), M.: Detstvo-Press, 2014, 48 p.
5. Pavlov I. P. Polnoe sobr. soch.: v 9 t., izd. 2-e. M.: Izd-vo AN SSSR.
N. P. Lezhnina
Kindergarten № 20, Yoshkar-Ola
Automation of sound on speech therapy classes by activating
THREE TYPES ANALYZERS CONCURRENT WITH THE RECEPTION DISTRACTION
The article is devoted to the problem of improving the efficiency of automation of speech defects in children of preschool age attending speech therapy post DOE. Discusses the techniques of automation sounds by means of exercises to develop hand motor skills, as well as the maximum connection three types of analyzers: visual, auditory, tactile.
Keywords: speech therapy, preschoolers, fine motor skills, three types of analyzers, tactile analyzer, games on the development of fine motor skills, automation sounds, best practices of automation sounds.