ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75290. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75290
УДК 376.37
Розова Юлия Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург vulva.rozova@mail.ru
Коробченко Татьяна Васильевна,
учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург c513bm@mail.ru
Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Аннотация. Статья раскрывает вопрос об эффективности коррекционнологопедической работы с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие) в рамках светлой сенсорной комнаты с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, нетрадиционные развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии, светлая сенсорная комната. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.
Учителя-логопеды ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы регулярно проводят занятия в Светлой сенсорной комнате («Волшебной комнате»).
Светлая сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.
Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу [1,2].
В рамках Светлой сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).
Наши многолетние наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, крас-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75290. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. - ISSN 2304-120X.
ки, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Песко- и водотерапия - мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).
С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционноразвивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи [3, 4].
Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.
Предлагаем несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.
На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:
- «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.
- «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
- «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и
совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.
На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.
На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:
- «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.
- «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).
- «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.
Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:
- «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.
- «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
- «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75290. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. - ISSN 2304-120X.
- «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.
При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т. д.
При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.
При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.
- «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.
Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.
Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках Светлой сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.
В оборудование Светлой сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.
На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т. д.), сюжетные картины.
«Волшебная комната» - это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75290. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ~ электронный журнал
Ссылки на источники
1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. - 2011. -№ 5. - С. 37.
2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка: учеб.-метод. пособие / под ред. С. В. Жолована. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
3. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. - М.: ЛОГОМАГ, 2012.
4. Хоботова С. А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты // Логопед. - 2011. - № 6.
О ISSN 2304-12С
ниегтг
Yulia Rozova,
teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg vulva.rozova@mail.ru Tatyana Korobchenko,
teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of
St. Petersburg, St. Petersburg
c513bm@mail.ru
The efficiency of use of Light sensory room in remedial speech therapy work with children with General speech underdevelopment
Abstract. The article reveals the effectiveness of correctional and speech therapy with the use of nontraditional and health-technology (water therapy, peskoterapiya, elements psihogimnastiki, chromo therapy, music therapy, etc.) within the Light sensory room for children with disabilities.
Key words: special logopedic work, innovative educational technologies, health saving technologies, light sensory room.
Рекомендовано к публикации:
Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Розова Ю. Е., Коробченко Т. В., 2015