ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75289
УДК 376.37
Коробченко Татьяна Васильевна,
учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург [email protected]
Розова Юлия Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург [email protected]
Смирнова Валентина Петровна,
директор ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург
Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения
Аннотация. В данной статье рассказывается о коррекционно-развивающей работе по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистов центра «ДАР», созданного на базе школы-интерната № 8 Пушкинского района. Комплексная модель центра «ДАР» представляет собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционноразвивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка. Ключевые слова: здоровьесберегающий аспект, здоровьесберегающие технологии, логопедия, система методов педагогики оздоровления, педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им ...
Януш Корчак
Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.
Для реализации поставленной цели необходима комфортная внутришкольная среда - внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе [1].
Нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.
Для оказания помощи таким детям на базе школы-интерната № 8 г. Павловска создан центр «ДАР». (Диагностика. Адаптация. Развитие.)
В основе концепции Центра лежит возможность:
- ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;
- комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе;
- вариативный набор разноуровневых и разных по срокам обучения учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей;
- интеграция учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одного класса и школы для их максимальной адаптации к современным социальным условиям [2].
Для реализации поставленной цели была создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов центра «ДАР», представляющая собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка [3].
Комплексный подход педагогов к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими в Центре.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.
Логопедическое направление коррекционного-развивающего воздействия является ведущим. Логопед инициирует проведение медико-педагогических консилиумов, активизирует обмен информацией, практическим опытом [4].
Для достижения положительных результатов в работе логопеды активно используют современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшими нетрадиционными педагогическими технологиями.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее [5, 6].
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.).
Многолетний опыт работы логопедов центра «ДАР» показал, что на современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального и соматического состояния детей.
В рамках психолого-педагогического направления с целью сохранения психологического здоровья детей проводятся занятия в «Сенсорной комнате» по снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных возможностей и способностей, снятию агрессивности и тревожности.
В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают развивающие занятия: интеллектульные и подвижные игры, арттерапия, детский театр. Психокоррекционные занятия дефектологов во взаимодействии с воспитателями способствуют развитию общей и мелкой моторики, совершенствованию оптикопространственных и слуховых функций, целенаправленному развитию речи, ее функций, формированию навыков эмоционального и делового общения со сверстниками и взрослыми, созданию ситуации успешности и комфортности.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является основой физкультурно-оздоровительного направления.
В центре «ДАР» работают кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и восстановительного лечения, оснащенные оборудованием фирмы «Альма» и тре-нажорно-информиционной системой «ТИСА», которые позволяют решать практически все коррекционные задачи.
Средства лечебной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулом повышения физической активности, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности.
Не менее важным направлением является музыкально-ритмическая деятельность, способствующая формированию двигательных навыков, воспитанию музыкально-эстетического вкуса.
Применение системы методов педагогики оздоровления, тесное сотрудничество специалистов центра «ДАР» обеспечивают полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря комплексному подходу, коллектив педагогов стал не только лучше понимать проблемы данной категории учащихся, но и внедрять в практику более действенные и эффективные средства обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигаются высокая эффективность и стабильность результатов.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику психофизического развития. В процессе коррекционной работы специалистов центра «ДАР» возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.
ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию, сохранению и укреплению его здоровья.
Ссылки на источники
1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. - 2011. -№ 5. - С. 37.
2. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения: материалы VI междунар. конгресса валеологов. Здоровье человека - 6. - СПб.: СПбГМУ, 2011. - С. 137-139.
3. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями / под ред. Н. Н. Яковлевой, Е. А. Петровой - СПб., 2010. - С. 259-262.
4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Сочетание инновационных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. - Краснодар, 2014. - С. 107-112.
5. Елецкая О. В., Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Щукина Д. А. Организация и содержание работы школьного логопеда: учеб.-метод. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 192 с. - (Высшее образование. Бакалавриат).
6. Смирнова В. П., Елецкая О. В. Модель логопедического сопровождения учащихся с дизорфогра-фией в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сб. материалов VlI междунар. теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - Т. 2. - 257 с.
Tatyana Korobchenko,
teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg [email protected] Yulia Rozova,
teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg [email protected] Valentina Smirnova,
director, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg,
St. Petersburg
Health care is the key to successful developmental education
Abstract. This article tells of correctional-developing work on health protection of students with disabilities specialists of the Center «the GIFT», created on the basis of the boarding school № 8, Pushkin district. A comprehensive model of the Centre «the GIFT» is a network of integrative ties, including diagnostic, preventive and remedial developmental, health aspects, provides positive dynamics of speech, intellectual and psychological development of the child.
Key words: health aspects, health saving technologies, speech therapy, pedagogy of healing, teaching the importance of preserving the health of children.
Рекомендовано к публикации:
Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received Получена положительная рецензия Received a positive review
Принята к публикации Accepted for publication Опубликована Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П., 2015
4