Научная статья на тему 'Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения'

Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ / ЛОГОПЕДИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / СИСТЕМА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ / HEALTH ASPECTS / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / PEDAGOGY OF HEALING / SPEECH THERAPY / TEACHING THE IMPORTANCE OF PRESERVING THE HEALTH OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Валентина Петровна, Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

В данной статье рассказывается о коррекционно-развивающей работе по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистов центра «ДАР», созданного на базе школы-интерната № 8 Пушкинского рай-она. Комплексная модель центра «ДАР» представляет собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Валентина Петровна, Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health care is the key to successful developmental education

This article tells of correctional-developing work on health protection of students with disabilities specialists of the Center «the GIFT», created on the basis of the boarding school № 8, Pushkin district. A comprehen-sive model of the Centre «the GIFT» is a network of integrative ties, including diagnostic, preventive and remedial developmental, health aspects, provides positive dynamics of speech, intellectual and psycholog-ical development of the child.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 75289

УДК 376.37

Коробченко Татьяна Васильевна,

учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург c513bm@mail.ru

Розова Юлия Евгеньевна,

учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург vulva.rozova@mail.ru

Смирнова Валентина Петровна,

директор ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург

8internat@gmail.com

Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения

Аннотация. В данной статье рассказывается о коррекционно-развивающей работе по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистов центра «ДАР», созданного на базе школы-интерната № 8 Пушкинского района. Комплексная модель центра «ДАР» представляет собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционноразвивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка. Ключевые слова: здоровьесберегающий аспект, здоровьесберегающие технологии, логопедия, система методов педагогики оздоровления, педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им ...

Януш Корчак

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.

Для реализации поставленной цели необходима комфортная внутришкольная среда - внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе [1].

Нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.

Для оказания помощи таким детям на базе школы-интерната № 8 г. Павловска создан центр «ДАР». (Диагностика. Адаптация. Развитие.)

В основе концепции Центра лежит возможность:

- ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;

- комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе;

- вариативный набор разноуровневых и разных по срокам обучения учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей;

- интеграция учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одного класса и школы для их максимальной адаптации к современным социальным условиям [2].

Для реализации поставленной цели была создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов центра «ДАР», представляющая собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка [3].

Комплексный подход педагогов к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими в Центре.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.

Логопедическое направление коррекционного-развивающего воздействия является ведущим. Логопед инициирует проведение медико-педагогических консилиумов, активизирует обмен информацией, практическим опытом [4].

Для достижения положительных результатов в работе логопеды активно используют современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшими нетрадиционными педагогическими технологиями.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее [5, 6].

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.).

Многолетний опыт работы логопедов центра «ДАР» показал, что на современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального и соматического состояния детей.

В рамках психолого-педагогического направления с целью сохранения психологического здоровья детей проводятся занятия в «Сенсорной комнате» по снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных возможностей и способностей, снятию агрессивности и тревожности.

В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают развивающие занятия: интеллектульные и подвижные игры, арттерапия, детский театр. Психокоррекционные занятия дефектологов во взаимодействии с воспитателями способствуют развитию общей и мелкой моторики, совершенствованию оптикопространственных и слуховых функций, целенаправленному развитию речи, ее функций, формированию навыков эмоционального и делового общения со сверстниками и взрослыми, созданию ситуации успешности и комфортности.

Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является основой физкультурно-оздоровительного направления.

В центре «ДАР» работают кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и восстановительного лечения, оснащенные оборудованием фирмы «Альма» и тре-нажорно-информиционной системой «ТИСА», которые позволяют решать практически все коррекционные задачи.

Средства лечебной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулом повышения физической активности, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности.

Не менее важным направлением является музыкально-ритмическая деятельность, способствующая формированию двигательных навыков, воспитанию музыкально-эстетического вкуса.

Применение системы методов педагогики оздоровления, тесное сотрудничество специалистов центра «ДАР» обеспечивают полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря комплексному подходу, коллектив педагогов стал не только лучше понимать проблемы данной категории учащихся, но и внедрять в практику более действенные и эффективные средства обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигаются высокая эффективность и стабильность результатов.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику психофизического развития. В процессе коррекционной работы специалистов центра «ДАР» возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75289. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm. - ISSN 2304-120X.

ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию, сохранению и укреплению его здоровья.

Ссылки на источники

1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. - 2011. -№ 5. - С. 37.

2. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение - залог успешного коррекционно-развивающего обучения: материалы VI междунар. конгресса валеологов. Здоровье человека - 6. - СПб.: СПбГМУ, 2011. - С. 137-139.

3. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями / под ред. Н. Н. Яковлевой, Е. А. Петровой - СПб., 2010. - С. 259-262.

4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Сочетание инновационных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. - Краснодар, 2014. - С. 107-112.

5. Елецкая О. В., Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Щукина Д. А. Организация и содержание работы школьного логопеда: учеб.-метод. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 192 с. - (Высшее образование. Бакалавриат).

6. Смирнова В. П., Елецкая О. В. Модель логопедического сопровождения учащихся с дизорфогра-фией в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сб. материалов VlI междунар. теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - Т. 2. - 257 с.

Tatyana Korobchenko,

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg c513bm@mail.ru Yulia Rozova,

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg yulya.rozova@mail.ru Valentina Smirnova,

director, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg,

St. Petersburg

8internat@gmail.com

Health care is the key to successful developmental education

Abstract. This article tells of correctional-developing work on health protection of students with disabilities specialists of the Center «the GIFT», created on the basis of the boarding school № 8, Pushkin district. A comprehensive model of the Centre «the GIFT» is a network of integrative ties, including diagnostic, preventive and remedial developmental, health aspects, provides positive dynamics of speech, intellectual and psychological development of the child.

Key words: health aspects, health saving technologies, speech therapy, pedagogy of healing, teaching the importance of preserving the health of children.

Рекомендовано к публикации:

Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received Получена положительная рецензия Received a positive review

Принята к публикации Accepted for publication Опубликована Published

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П., 2015

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.