Formation of the prerequisites of writing skills with the help multifunctional subject-developing environment Moiseenko L. (Russian Federation)
Формирование навыков письма
с помощью многофункциональной предметно-развивающей среды Моисеенко Л. А. (Российская Федерация)
Моисеенко Людмила Александровна /Moiseenko Lyudmila - учитель-дефектолог первой категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Тасеево, Красноярский край
Аннотация: цель этой статьи состоит в том, чтобы показать способы организации развивающей предметно-пространственной среды с помощью многофункциональных учебных пособий. Работая с пособиями, дети развивают речевые навыки, зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. В то же время специально предназначенные игры развивают умственную деятельность, необходимую для надлежащего развития речи.
Abstract: the aim of this article is to show ways of creating and managing specific subject-developing environment for pre-school children using multifunctional teaching aids. Working with the aids, children develop speaking skills, hand-eye coordination and fine motor skills which are prior to writing skills development. While playing the specifically designed games on their own or with adults children develop mental processes necessary for proper development of speech.
Ключевые слова: многофункциональные пособия, развивающая предметно-пространственная среда, предпосылки развития навыков письменной речи.
Keywords: multifunctional teaching aids, subject-developing environment, skills prior to writing skills development, language skills development in games, using movements to accompany speech.
Огромную роль в своевременном формировании предпосылок письменной речи у детей с ОВЗ играет правильная организация коррекционно-развивающей среды, а именно, насыщение ее специально разработанными полифункциональными пособиями. Именно в играх с авторскими полифункциональными дидактическими панно «Чудо-полянка», «Сенсорное панно», «Логоград», «Волшебные карманчики», «Деревце» формируются предпосылки письменной речи.
Итак, организуя работу дошкольников с полифункциональными дидактическими пособиями, рассматриваемыми ниже, взрослый решает одновременно несколько задач:
1. Формирование речевых навыков: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-
грамматического строя, связной речи.
2. Развитие психических процессов: слуховая, зрительная память, внимание, словесно-логическое мышление.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Формирование умения работать в коллективе и самостоятельно.
При этом создание дидактических пособий основывается на принципе сочетания движений с речью, т. е. в этих играх одновременно проводится формирование двигательных и речевых навыков, что является стимулом для развития речи детей. Предлагаемые полифункциональные дидактические пособия можно разделить на несколько видов: настольные, настенные, напольные.
КI группе полифункциональных пособий относится «Сенсорное панно». Виды игр с «Сенсорным панно»:
а) На зеленом поле проводится игра «Покажи бабочке дорогу к цветку», где ребенок указательным пальчиком должен провести по дорожке из бусинок, закрученной по спирали, используя зрительный контроль, а затем и без него. Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить рассказать, в какое время года появляются бабочки, назвать обобщающим словом и вспомнить других насекомых.
б) На синем поле дети раскладывают фигурки рыбок в соответствии с размером их контуров в игре «Найди домик для рыбки» и застегивают на пуговицу. Одновременно вводятся в словарь и закрепляются в речи слова: «самая большая», «поменьше» и «самая маленькая», прилагательные с суффиксами -ащ, -ущ (большая - большущая), согласование существительных с числительными (одна рыбка, две рыбки и т. д.).
в) На белом поле дети проводят пальцем по волнистым линиям из мягкой силиконовой трубочки (игра «Пройди по лабиринту»), тем самым развивая зрительно-моторную координацию и тактильные ощущения. «Особое значение в овладении свободой движений кисти руки имеет плавное выписывание ребенком непрерывных волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряженности движений руки при письме» [2; стр. 137].
г) На красном поле дети находят контур соответствующей геометрической фигуры. Одновременно вводятся в речь и закрепляются названия основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
д) Выполняя задание «Посади цветочек на свою полянку», дети тренируются в умении застегивать пуговицы и соотносить цвета и согласовывать прилагательное с существительным: белый цветок на белое поле, красный - красное поле и т. д.
е) Также проводятся игры на умение ориентироваться в пространстве: право - лево, вверху - внизу, составляя сложносочиненные предложения.
II группа - настенные пособия.
1) Панно «Чудо-полянка». Виды игр с панно «Чудо-полянка»:
а) развитие лексико-грамматического строя речи: «Кто так говорит?», «Найди маму», «Детеныши потерялись», «Кем будет, когда вырастет?», «Кем был в детстве?», «Большой - маленький», «Назови ласково»; «Один - много», «Семья животных», «Кто, что ест?», «Наоборот», «Чем (кем) был?», «У кого какой домик?». Дети находят соответствующую картинку, называют и прикрепляют на нужное место;
б) развитие связной речи: составить загадку по теме «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные». Один из детей рассказывает о предмете все характерные признаки в соответствующей последовательности, не называя его. Тот, кто угадал, прикрепляет картинку-отгадку;
в) развитие внимания и памяти, мышления: «Кого не стало?», «Фотоаппарат», «Продолжи ряд», «Кто лишний?», «Дикий - домашний» «Фрукты - овощи», «Что изменилось?»;
г) развитие ориентировки в пространстве: кто на полянке в правом верхнем углу, кто на полянках в среднем ряду и т. д.
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
2) Панно «Логоград» служит для упражнения в употреблении предлогов на-под, ориентировки в пространстве (где находятся звери, яблоки на дереве?): слева-справа, вверху-внизу. Более сложный вариант: в правом верхнем окне, в левом нижнем окне и т. д. В игре «Кого нет в домике?» формируется навык изменения существительного в родительном падеже, а также тренируется память. Яблоки разные по размеру и цвету, из ткани разной фактуры. В играх «Сравни яблоки», «Какие на ощупь?» дети учатся образовывать антонимы: гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, больше - меньше.
Здесь же в отдельных кармашках размещены комплексы артикуляционной, дыхательной и мимической гимнастики, самомассажа и пальчиковой гимнастики. Каждый комплекс на отдельных карточках:
На панно есть немаловажный отдел для развития мелкой моторики: застегивание пуговиц, шнуровка, застегивание и расстегивание молнии, ремешков в игре «Закрой дверцы в домике».
Панно «Деревце» с липучками служит для составления рассказа об изменении дерева (в зависимости от времени года), речь сопровождается выкладыванием на панно листиков соответствующего цвета.
КIII виду пособий относится полифункциональная дидактическая накидка «Волшебные карманчики» на деревянную ширму, служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы.
Литература
1. Веневцев С. И. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных
классов вспомогательных школ. Метод. рекомендации. Красноярск: КГПУ, 1996. -24 с.
2. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО,
Дельта, 2005. - 384 с.