Научная статья на тему 'Развитие слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Развитие слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метроном / инновация / речевые нарушения / дети с ограниченными возможностями здоровья / metronome / innovation / speech disorders / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталья Борисовна

В статье рассматривается вопрос преодоления речевых нарушений у детей с ограничениями здоровья с использованием инновационного подхода. Автором предложены направления работы по развитию слухозрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома. Использование игр и упражнений с метрономом обогащает развивающую среду, позволяет повысить мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-VISUAL-MOTOR COORDINATION BASED ON THE PULSED STRUCTURE OF THE METRONOME IN CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the problem of overcoming speech disorders using an innovative approach of children with disabilities. The author offers the work directions on the development of hearing-visual-motor coordination based on the metronome pulse structure. The use of games and exercises with a metronome enriches the developing environment, allows increasing the motivation of children with disabilities in correctional and educational activities

Текст научной работы на тему «Развитие слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома у детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ

С ОПОРОЙ НА ИМПУЛЬСНУЮ СТРУКТУРУ МЕТРОНОМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Молчанова Наталья Борисовна.

Бердск, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок», учитель-логопед, bsk_du09@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос преодоления речевых нарушений у детей с ограничениями здоровья с использованием инновационного подхода. Автором предложены направления работы по развитию слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома. Использование игр и упражнений с метрономом обогащает развивающую среду, позволяет повысить мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: метроном, инновация, речевые нарушения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-VISUAL-MOTOR COORDINATION

BASED ON THE PULSED STRUCTURE OF THE METRONOME IN CHILDREN WITH DISABILITIES

Molchanova Natalia Borisovna.

Berdsk, MKChEE kindergarten combined type № 9 «Teremok», teacher-speech therapist, bsk_du09@mail.ru.

Abstract. The article deals with the problem of overcoming speech disorders using an innovative approach of children with disabilities. The author offers the work directions on the development of hearing-visual-motor coordination based on the metronome pulse structure. The use of games and exercises with a metronome enriches the developing environment, allows increasing the motivation of children with disabilities in correctional and educational activities.

Key words: metronome, innovation, speech disorders, children with disabilities.

Известно, что развитие ритмической способности является важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ. Многочисленные исследования ученых, а также опыт практиков подтверждают интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствующие развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности, которые в значительной мере нарушены у детей, имеющих речевую патологию, а также различные ограничения здоровья. Среди детей с ОВЗ одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, возможны агрессивность,

чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Для достижения положительных результатов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеды внедряют в практику современные инновационные технологии, как традиционные, так и нетрадиционные.

Звук метронома, вошедший в историю блокады Ленинграда, как культурный памятник сопротивления населения (звук транслировался во время налетов: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой). Для людей звук работающего метронома, был символичен, как неутихающие биение сердца страны. Этот равномерный и очень простой звук успокаивал людей, позволял им ощущать уверенность и надежду. Возможно, метроном ритмизировал темп жизни блокадного Ленинграда, сберегая «энергию жизни».

В человеческом организме есть «внутренний метроном» - ритмично сокращается сердце, вдох-выдох передача импульсов от клетки к клетке - все подчиняется ритму. Способность прослушать и повторить ритмические узоры разной степени сложности свидетельствует о созревании функционировании височно-лобно-префронтальных отделов коры головного мозга. Дети, которым трудно усвоить последовательность действий, чтение, письмо, всегда испытывают трудности в воспроизведении ритма.

Занятия с метрономом назначаются детям с нарушениями аутистического спектра, задержкой психического развития, детским церебральным параличом, синдромом двигательной гиперактивности, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.

Метроном - прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Четкие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы.

Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционно-логопедической работе позволяет раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.

Основная цель игровых упражнений с метрономом - коррекция и возможное преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Частными задачами могут выступать: развитие общих речевых навыков; развитие крупной и мелкой моторики; развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование основ выразительной речи; развитие связной речи; развитие фонематических процессов; формирование лексико-грамматических категорий; совершенствование графо-моторных навыков; развитие творческого воображения; развитие памяти, внимания, произвольности; подготовка к обучению грамоте.

Благодаря компактности внешнего вида метронома (воспринимаемого как идеальное дидактическое полифункциональное пособие), метроном вызывает у детей интерес и желание с ним работать. Игровые упражнения с метроном можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу. Активное взаимодействие со специалистами ДОУ в использовании метронома позволяет включить его в разные образовательные области.

Развитие слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на уникальную импульсную структуру метронома в логопедической практике, предлагается осуществлять по направлениям:

1. Формирование общих речевых навыков:

- Физиологическое дыхание. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится под счет метронома с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Работа ведется над отдельными компонентами дыхательного цикла: выдох - вдох - пауза - выдох: «Подстрой дыхание» - дети выполняют двухфазное дыхание без пауз на каждый клик; «Дыши и не спеши» - дети выполняют трехфазное дыхание (выдох - вдох - пауза - выдох).

- Речевое дыхание. Обучение направлено на формирование навыка осознанного восприятия фаз дыхания и умения произвольно регулировать длительность и частоту каждой фазы. Применяют следующие упражнения: «Подстрой дыхание» - по типу «Ловишки»; «Ловишки» - усложнение с акцентом на каждый второй и третий щелчок метронома; «Мышкино дыхание» -двухфазное; «Правильное дыхание» - трехфазное; «Ныряльщики» - дыхание с акцентом на задержке; «Длинные песенки» - пение гласных звуков; «Сильные -слабые» - выделение ударного слога; «Горки» - пение гласных звуков и слогов-слияний с повышением и понижением голоса (glissando).

- Голосоподача. Формирование придыхательной, мягкой и твердой атаки голоса. Работу необходимо начинать с изолированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование «полного стиля» произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения. В данном направлении работы используют упражнения: «Шепот змейки», «Мама Мышка», «Напугай злого волшебника», «Громкая птичка», «Злой филин».

2. Формирование навыка звукопроизношения:

- Мимический праксис направлен на отработку качественных характеристик движений мимической мускулатуры - силу, точность, амплитуду. Для реализации задач данного направления используют упражнения: «Солнышко-Тучки» -чередование двух эмоциональных состояний, выраженных средствами пантомимики (солнышко - выражение радости на лице, пальцы рук разведены с напряжением, изображают лучики; тучки - сердитое выражение лица, руки сжаты в кулачки); «Воздушный шарик» - на слово шарик надуть щёки; шарик лопнул -

лёгкий хлопок ладонями по щекам; «Крылышки мотылька» - поднимать и опускать брови, имитируя взмахи крыльев.

- Артикуляционный праксис направлен на отработку традиционных логопедических упражнений не под индивидуальные биологические ритмы педагога и (или) воспитанника, а под произвольно заданный ритм метронома, в процессе которых у детей формируются некоторые определенные специфические способности. В данном направлении используют упражнения: «Чашечка», «Лопата», «Иголочка» - удержание артикуляционной позы; «Улыбка - Трубочка» (губы), «Толстячки -Худышки» (щёки), «Лопата - Иголочка» (язык) -переключение; «Качели», «Часики», «Мячики» - выполнение упражнений в полном объёме и достаточной силе: «Барабанщики», «Пулемет», «Балалаечка» -выполнение упражнений с заданной скоростью.

- Автоматизация звуков. Детям предлагается произносить звуки сначала изолированно под определенный счет метронома (учитывая стадию автоматизации), затем интервально под заданный темп, далее на сильную долю под разный темп. В дальнейшем звуки закрепляются в слогах, словах и фразовой речи, используя метроном аналогично изолированному произношению. Отработка произносительных навыков осуществляется на материале чистоговорок, потешек, малых поэтических форм, считалок, физминуток под различный темп метронома. Используют следующие упражнения: «Школа дятла»; «Сонный мишка»; «Два барабана»; «Тигр-охранник».

- Дифференциация звуков. Слухо-произносительная дифференциация звуков проводится с опорой на заданный темп метронома: сначала оппозиционные звуки произносятся изолированно (с-ш-с-ш); затем в слогах (са-ша-са-ша); далее в словах; в завершение во фразе, тексте. Для реализации задач данного направления используют упражнения: «Зашифрованная телеграмма»; «Жук и Комар»; «Отгадай по губам»; «Два тигра»; «Робот-диктор».

3. Развитие фонематических процессов.

- Формирование фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза. Работа по данному направлению включает игры с метрономом на узнавание темпа, ритмического рисунка, его точного воспроизведения, на запоминание количества ударов метронома. Детям предлагается под различный темп метронома произносить и различать одинаковые формы звукокомплексов, звуки по высоте, силе и тембру голоса; различать слова, близкие по звуковому составу с акцентом на сильную долю или без. Упражнения, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза, помогают полнее воспринимать и различать окончания слов, суффиксы, приставки, предлоги. Обозначение сильной доли обеспечивает определение наличия звука в словах, места звука, количества слогов, ударного слога, смыслового ударения в предложении.

В процессе обучения операциям звукового анализа различный темп метронома используется как при слуховой, так и при слухо-произносительной дифференциации фонем, при произнесении слов на слоговой и звуковой синтез, при работе с предложением. В данном направлении работы используют упражнения: «Голодные птички»; «Два робота»; «Волшебное заклинание»; «Волк

и коза»; «Быстро-медленно»; «Сколько яичек разбилось»; «Запомни и повтори»; «С горки на горку»; «Исправь ошибку»; «В чем смысл?».

4. Лексико-грамматические категории.

- Развитие словаря и грамматического строя речи. Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя, отрабатывается навык грамматически правильного оформления высказывания. Работа по формированию словаря идет по таким направлениям как: расширение объема словаря; уточнение значения слов; формирование семантической структуры слова; организация семантических полей, лексической системы родного языка; активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный. Используются различные игры и игровые упражнения с метрономом, включенным в лексические темы. Так, например, по теме «Птицы» используются игры: «Сколько птиц прилетело»; «На разных ветках», «Сытые-голодные».

- Словообразование. В работе применяется также тематический принцип. Задания подбираются по темам. Закрепляется навык использования морфем для образования новых слов в процессе упражнений: «В гостях у гнома» - дети называют предметы быта в уменьшительно-ласкательной форме в соответствии с ритмом метронома; «Кто у кого?» - дети называют пары животных под ритм метронома и т.д.

- Словоизменение. Обучение направлено на закрепление навыка употребления правильной формы слова, согласования части речи (по выбранной лексической теме) и проговаривания в соответствии с ритмом.

В данном направлении работы используют упражнения: «Посчитай-ка!»; «Подружи слово с другими»; «Подарки»; «Недовольный Гном»; «Поделись радостью».

5. Связная речь.

- Диалог. Работа идет по формированию умения отвечать в заданном темпе, выдерживать паузы в диалоге, вслушиваться в речь собеседника. Вырабатывается умение применять правильные голосовые модуляции в соответствии с типом предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Помогает использование упражнений: «Разговор двух роботов»; «Переводчик».

- Пересказ отработанных литературных произведений в заданном темпе. Формирование умения отвечать в заданном темпе, выдерживать паузы в диалоге, вслушиваться в речь собеседника идет с включением в деятельность следующих упражнений: «Рассказ старой бабушки»; «Сорочьи истории»; «Тараторки»; «Два разных брата».

6. Подготовка к обучению грамоте. Для реализации предусмотренных программой задач по данному чрезвычайно сложному процессу с использованием метронома (один щелчок - одно слово), возможно решать вопросы обучения чтению слогов-слияний, слияний с примыканиями; закрепления плавного послогового чтения слов, с сохранением контура; тренировать четкое чтение предложений с сохранением его структуры, выделением слов внутри

предложения. Наиболее эффективными окажутся упражнения: «Звуковая дорожка»; «Догони гласную»; «Робот читает»; «Диктор».

7. Мелкая и общая моторика.

- Общая моторика. Работа включает развитие чувства равновесия, координации и осанки, двигательной памяти. Используются упражнения с метроном с разным темпом и обозначением сильной доли при выполнении физкультурных упражнений, проведения зарядки, закаливания, логоритмических упражнений, танцах: «На параде»; «Гимнаст»; « По тропинке»; «Мишка на бревне»; «Акробат»; «Тропинка»; «Котёнок»; «Прыжки»; «Ручеёк»; «По камушкам»; «Волчок».

- Мелкая моторика. Формируются кинестетические и кинетические основы движений пальцев. Усложнения используются через обозначения сильной доли и исключение зрительного контроля. Разучиваются реципрокные пробы под разный темп метронома. Проба на реципрокную координацию рук (проба

H. Н. Озерецкого) представляет собой нейропсихологическую методику, направленную на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса. В данном направлении используют пальчиковые игры, выкладывание мелких предметов, нанизывание бусин, прорисовывание заданных элементов, букв и т.д.: «Лист - снежок»; «Ловкая мастерица»; «Целые яички»; «Строители»; «Коза-заяц-волк»; «Пианист».

8. Развитие психических процессов.

В ходе работы по данному направлению развивают память, внимание, воображение, саморегуляцию. Метроном используется во всех видах детской деятельности, при проведении режимных моментов. При укладывании спать метроном включается с темпом 40-50 в упражнениях на релаксацию: «Считаем барашков»; «Услышь свое сердечко»; «Дождь».

Таким образом, включенность игр и упражнений с метрономом в коррекционно-образовательный процесс позволит повысить показатели двигательной памяти, фонематического восприятия, выразительности и связности речи; улучшить слухо-зрительно-моторные координации, формирование графо-моторных навыков, качественно подготовить детей с ОВЗ к предупреждению нарушений чтения и письма.

Библиографический список:

I. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. - М.: Учебная литература, 1997. - 376 с.

2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.

3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.

5. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. -М.: ГНОМ и Д, 2008. - 128 с.

6. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

7. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.

8. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36 с.

9. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 344 с.

10. Ястребова А. В. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи. - М.: АРКТИ, 1999. -136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.