Профилактика речевых нарушений у дошкольников
Данова Н. А.,
учитель-логопед ГБОУ «Школа № 814 СПДО № 819»,
Москва, Россия
Аннотация. Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут не только снизить количество речевых нарушений, но и предотвратить некоторые из них.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у дошкольников:
1) Организация правильной речевой среды.
Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит родителям.
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова. Нельзя с умилением повторять за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами, так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок.
2) Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе.
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.
1.Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?». Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.
2.Игры на различение звуков по силе (громко - тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как
тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал? Какая кукла плакала?» и т. п.
З.Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, заведенный будильник прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.
Игры по рразвитию фонематического восприятия у детей от 3 до 4лет.
1. Игры на знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Рассматривание вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков.
2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук». Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть, или поднять руку, если он услышит этот звук.
3. Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Это игры типа «Повтори, не ошибись!»
Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.
1.Игры на знакомство с понятием «звук», «слово».
Звуки мы слышим ушами. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные - в них много разных звуков и короткие - в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем мало звуков (выяснить, что в этом слове всего 2 звука и установить, какой звук первый, какой второй). Слово же «витамины» - длинное слово, в нем много звуков. Далее можно просить ребенка придумать слова, в которых много звуков (длинные слова), мало звуков (короткие слова). И так далее.
2.Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» (для тех детей, кто не усвоил это ранее).
3.Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости-глухости (для тех, кто не усвоил ранее).
4.Игры на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости - глухости, но и по твердости -мягкости (ма-мя-ма, ма-ма-мя, мя-мя-ма и т. д.)
3) Развитие речевого дыхания.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры.
Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:
- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки;
- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик - «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались;
- игры типа «Ракета» - на кончик носа (космодром) положить ватку (ракету). Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.
Игры на развитие речевого выдоха:
- слитное произнесение на одном выдохе сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому.
- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;
- произнесение на одном выдохе различных фраз, с детьми старше 4 лет можно уже брать фразы из 5 слов, с младшими - с меньшим количеством слов.
4)Формирование моторной сферы.
Развитие артикуляционного аппарата. Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись и совершенствовались. Каждое упражнение проводиться в занимательной игровой форме и повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста). При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
Развитие мелкой моторики рук. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развитие мелкой моторики включает в себя:
• массаж кистей рук и пальцев: поглаживание и растирание ладоней, пальцев;
• пальчиковые игры. Они подходят для детей от года и старше. От года до трёх лет детьми хорошо воспринимаются игры, выполняемые одной рукой. С трёх до четырёх лет хорошо подходят игры с участием двух рук. С детьми старше четырёх лет в играх можно использовать разнообразные мелкие предметы: шарики, орехи, кубики;
• упражнения с использованием различных предметов (игры с прищепками, игры шнуровки, шары Су-Джок).
Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.
Литература
Белякова Л. И. 1998. Предупреждение речевых нарушений. М.
Бородич А. 1981. Методика развития речи детей. М.
Статья в журнале: Галкина С.Ф. 2010. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - № 5 стр. 18-20
Парамонова Л. Г. 2005.Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. СПб.
Статья в журнале: Порошина Е.Б., Лизунова Л.Р. 2010. Ранее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида. // Логопед. -№ 4 стр. 10-12.