Научная статья на тему 'Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения'

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3154
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корякина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»

- дать поиграть в игру «лабиринт».

Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».

Список литературы

1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.

2. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Корякина О.А.

Корякина Ольга Анатольевна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.

Ключевые слова: воздушная струя, игровые упражнения, методы, приемы.

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Источник образования звуков речи - воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»[1, с.4].

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Дыхательные упражнения помогают выработать силу и правильное распределение выдоха.

Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка следующих основных противопоставлений. Воздушная струя при произнесении шипящих звуков: широкая, теплая, слабая, рассеянная. Воздушная струя при произнесении свистящих звуков: узкая, холодная, сильная, направленная. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Три основных направления воздушной струи:

1) Воздушная струя направленна прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, вь, ф, фь), заднеязычных (к, кь, г, гь, х, хь), переднеязычных (т, ть, д, дь), свистящих (с, сь, з, зь, ц).

2) Воздушная струя направленна прямо по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч) и вибрантов (р, рь).

3) Воздушная струя направленна прямо по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков (л, ль).

В системе логопедической работы по формированию воздушной струи можно выделить основные направления:

- Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек. Надувание обеих щек одновременно и удерживать в них воздух. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед [2, с. 29].

- Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.

- Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое окошечко.

- Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет. Бумажные бабочки, птички, самолетики, снежинки подвешивают на нитках, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны для отработки длительного плавного выдоха. Шарики для пинг-понга, шарики Марблс, карандаши, ватные шарики. Все это можно перемещать на поверхности стола с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота». Задувание свечи. Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи [4, с. 165].

Дутье сквозь растянутые в улыбку губы.

- Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассеивает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

- Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Пошлепать язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

Дутье на язык.

- Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить зубочистку и пустить ветерок.

- Удерживать язык широким за верхними зубами, подуть на его кончик, почувствовав ветерок.

- Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи нужно придерживаться следующих методических рекомендаций:

- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении: воздух в нем должен быть средней влажности. Одежда не должна стеснять движений. Выполнять упражнения сидя, стоя или лежа при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой. Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие

80

чего может возникнуть головокружение, поэтому нужно учитывать дозированность количества и темпа упражнений. Нельзя надувать щеки. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля. Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Упражнения могут выполняться под счет. Следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.

При формировании воздушной струи можно использовать следующие приемы.

«Тактильный контроль». Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях. «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывания нитки на клубок.

Упражнения на развитие воздушной струи.

Цель коррекционно-логопедической работы: Выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю.

«Снежинки». Педагог дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это снежинка. Посмотри, как она летает (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Также подуй на снежинку». Упражнение повторяется несколько раз [3, с. 55].

«Футбол». Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И произнося длительно звук [ф] сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

«Наказать непослушный язык». Инструкция: Улыбнись. Приоткрой рот. Покажи зубы. Положи язык на нижнюю губу. Произноси на выдохе звуки пя-пя-пя, пошлепывая язык губами. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются уголков рта.

«Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, в стаканчик, где мало воды, - дуть сильно. Задача ребенка - так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало [4, с. 165].

«Снег идет». Сначала показать с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри пластиковой бутылки, заполненной пенопластом. Затем предложить ребенку подуть длительно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Упражнения можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

«Пароход гудит». Используются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см. «Послушай, как гудит пузырек, если я в него подую. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход? Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка».

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков.

Список литературы

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М.: Книголюб, 2004. 56 с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 64 с.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1988. 164 с.

4. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Ростов н/Д: Феникс, 2011. 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.