Научная статья на тему 'К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?'

К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка? Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6823
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ / ТИПЫ ДЫХАНИЯ / OROFACIAL MYOFUNCTIONAL DISORDER / SPEECH APPARATUS / TYPES OF BREATHING

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье рассматривается проблема миофункциональных нарушений у дошкольников и последствия этих нарушений. Разбираются патологические симптомы развития детей, которые являются следствием ротового дыхания, привычного положения открытого рта и наличия вредных привычек. Показана корреляционная зависимость миофункциональных нарушений и состояния речевого развития детей. Дается научное обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической работе. Представлены технические характеристики трейнера «INFANT» и использование его в логопедической практике, как в процессе коррекции миофункциональных нарушений, так и с целью профилактики речевых нарушений. Указаны этапы и содержание логопедической работы с трейнером «INFANT». Представлены данные исследования и результаты применения технического средства трейнера «INFANT» в практике логопедической работы с детьми 3-4 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Effects of Normal Mouth Breathing in Children

This article looks at the problem of myofunctional disorders in preschool children and the consequences of these disorders. It examines the pathological symptoms of child development which are consequences of mouth breathing, open-mouth posture and poor myofunctional habits. It also presents the correlated dependence of myofunctional disorders and the level of speech and language development in children. The article gives scientific grounds for the application of the trainer "INFANT" in speech-language activities. Technical characteristics of the trainer "INFANT" and directions for its use in practice are presented; both in process of correction of myofunctional disorders and as preventive care of speech-language disorders. The stages and content of speech-language activities with the trainer "INFANT" are provided. The findings of empirical research and the results of the application of the trainer "INFANT" in speech-language activities with 3-4 years old children are documented.

Текст научной работы на тему «К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?»

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Шм_

Е. Ф. Архипова

К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МП ГУ, к Институт детства (Москва, Россия)

В статье рассматривается проблема миофункциональных нарушений у дошкольников и последствия этих нарушений. Разбираются патологические симптомы развития детей, которые являются следствием ротового дыхания, привычного положения открытого рта и наличия вредных привычек. Показана корреляционная зависимость миофункциональных нарушений и состояния речевого развития детей. Дается научное обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической работе. Представлены технические характеристики трейнера «INFANT» и использование его в логопедической практике, как в процессе коррекции миофункциональных нарушений, так и с целью профилактики речевых нарушений. Указаны этапы и содержание логопедической работы с трейнером «INFANT». Представлены данные исследования и результаты применения технического средства трейнера «INFANT» в практике логопедической работы с детьми 3-4 лет.

Ключевые слова: миофункциональные нарушения, артикуляционный аппарат, типы дыхания.

The Effects of Normal Mouth Breathing in Children

Elena F.Arkhipova, Doctor of Pedagogy, Professor at the Speech Therapy Department, Defectology Faculty, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

This article looks at the problem of myofunctional disorders in preschool children and the consequences of these disorders. It examines the pathological symptoms of child development which are consequences of mouth breathing, open-mouth posture and poor myofunctional habits. It also presents the correlated dependence of myofunctional disorders and the level of speech and language development in children. The article gives scientific grounds for the application of the trainer "INFANT" in speech-language activities. Technical characteristics of the trainer "INFANT" and directions for its use in practice are presented; both in process of correction of myofunctional disorders and as preventive care of speech-language disorders. The stages and content of speech-language activities with the trainer "INFANT" are provided. The findings of empirical research and the results of the application of the trainer "INFANT" in speech-language activities with 3-4 years old children are documented.

Keywords: orofacial myofunctional disorder; speech apparatus; types of breathing.

Открытый рот и вследствие этого ротовое дыхание ребенка является причиной и следствием многих миофункциональных нарушений.

В течение последних 10-15 лет увеличилось количество детей, у которых закрепилось привычное открытое положение рта, следствием которого является перестройка типа дыхания: с физиологического носового типа дыхания ребенок переходит на патологический ротовой тип дыхания.

Назовем основные причины, способствующие переходу ребенка на ротовой тип дыха-

ния, и последующие нарушения вследствие перестройки типа дыхания.

Причины и следствия привычного ротового дыхания

Этому нефизиологическому открытому положению рта может способствовать ЛОР-патология (уха, горла, носа), затрудняющая процесс носового дыхания, в результате которой ребенок переходит на ротовой тип дыхания. Дети, страдающие аденоидами и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, прояв-

ляющиеся в снижении фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия и слуховых дифференцировок затормаживает процесс формирования языковых средств и влечет за собой речевые нарушения. Следствием нарушения фонематического слуха может быть общее недоразвитие речи, нарушение интонационной выразительности речи и другие.

Затруднение носового типа дыхания вследствие аденоидов приводит к нарушениям в строении лицевого скелета, так называемый «аденоидный» тип лица. При этом отмечается вялость губ, что снижает четкость речи и ухудшает дикцию. Недостаточность включения ре-зонаторных полостей при аденоидах приводит к ринофониям - носовому оттенку речи.

Другой причиной, при которой у ребенка закрепляется поза открытого рта, является длительное питание ребенка жидкими продуктами, не требующими включения в работу жевательных мышц. При этом у ребенка затрудняется переход с сосательного рефлекса к жевательной функции. Такой ребенок плохо жует, отказывается от пищи, требующей нагрузки на жевательные мышцы. Слабость и недостаточная тренированность жевательных мышц приводит к тому, что нижняя челюсть не удерживается в верхнем положении, опускается и в результате затрудняется смыкательная функция губ. Вследствие этого ребенок дышит ртом. Также возникает неправильное нижнее положение языка, что является причиной многих нарушений не только в звукопроизношении, но и в появлении ортодонтических проблем, связанных с нарушением прикуса зубов.

Есть еще категория детей, которая имеет вредные привычки. К ним относятся сосание пальцев, длительное сосание пустышки, питание из бутылочки через соску, привычное удерживание и накусывание зубами карандашей, ручек, твердых предметов. К вредным привычкам относят и инфантильное глотание пищи. Это сохранившийся у детей надолго сосательный рефлекс при глотании пищи. При инфантильном глотании язык упирается в разомкнутые зубы и выталкивается из полости рта.

Достаточно много детей, у которых вялость мимической и артикуляционной мускулатуры связана с легкой неврологической симптоматикой. В речевом плане это проявляется в виде дизартрических расстройств, при которых также появляется привычная поза открытого рта из-за пониженного или повышенного тонуса мимических и артикуляционных мышц.

Если у ребенка привычное положение открытого рта, то это означает, что у него сформировано ротовое дыхание вместо правильного и физиологичного носового. При ротовом дыхании язык всегда находится на дне полости рта. В норме же при закрытом рте язык всегда находится вверху и прижимается к твердому нёбу.

В результате ротового дыхания у ребенка постепенно начинает формироваться деформация лицевого скелета. Боковые части верхней челюсти сближаются, твердое нёбо становится узким, высоким (готическим). В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное положение зубов верхней челюсти, а затем и нижней челюсти. Формируется неправильный прикус, что провоцирует возникновение сложных нарушений произношения звуков.

Неправильное строение артикуляционного аппарата и неправильный прикус является одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения. Аномалии и деформации челюстно-лицевой области препятствуют нормальной артикуляции звуков, способствуют закреплению привычек неправильной артикуляции и затрудняют их коррекцию.

Но есть и обратное влияние. В то же время нарушения звукопроизношения или неправильная артикуляция, инфантильный тип глотания, нарушения тонуса жевательной и мимической мускулатуры являются этиологическими факторами развития аномалий и деформаций челюст-но-лицевой области. Мышечные дистонии, приводящие к недостаточности функции мышц, нередко являются причиной, обусловливающей как нарушения осанки, так и патологии челюст-но-лицевой области.

Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в перерастянутом состоянии из-за опущенной нижней челюсти. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта, которая отвечает за лабиализацию звуков. Из-за этого нарушается четкость и внятность речи, страдает дикция.

В результате перехода ребенка на ротовой тип дыхания носовое дыхание постепенно выключается. Следствием этого становится сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух. Нижнее положение языка и отсутствие поддержки языком свода верхней челюсти ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи.

Из-за постоянно открытого рта губные мышцы становятся вялыми. Низкий тонус круговой мышцы рта затрудняет нормальное

смыкание губ, мешая нормальному развитию нижней челюсти. В речи отмечается недостаточная лабиализация (активное участие губ при произнесении звуков), прежде всего гласных звуков, что сказывается в нарушенной просодии (интонационной окраске речи). Позже, в школьном возрасте, недостаточная лабиализация гласных звуков может привести к специфическим (речевым) ошибкам на письме. Например, может быть артикуляторно-акустическая дис-графия (пропуски и замены гласных на письме).

Мышечные структуры лицевой области находятся во взаимодействии и взаимовлиянии. Динамическое равновесие сил жевательного аппарата в значительной степени обусловлено согласованной работой мимических мышц и мышц языка. Язык и связанные с ним мышцы являются основной силой противодействия щечным мышцам и круговой мышце рта.

Недостаток координации работы мышц может быть вызван неправильным положением языка во время дыхания, глотания, звукопро-изношения, особенно произношения передних зубных звуков. При инфантильном глотании (сохранившийся сосательный рефлекс) язык упирается в разомкнутые зубы, прокладывается между ними, отталкиваясь от губ или щек. Неправильное глотание сопровождается нарушением сократительной функции многих мышц. При инфантильном глотании подключаются другие мышцы, которые не относятся к процессу глотания, в том числе жевательные, мышцы шеи, трапециевидные, мышцы спины.

У детей с открытым ртом и нижним положением языка формируется отставание в росте нижней челюсти. Из-за недоразвития нижней челюсти формируется переднее положение головы (наклон и выдвижение головы вперед) относительно вертикали позвоночного столба, что ведет к сутулости и ухудшению физиологического дыхания.

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы и правильного прикуса зубов, является действие мышц челюстно-лицевой области как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы.

Нарушение же функций мышц лицевой и ротовой области является мощным этиопато-генетическим фактором возникновения аномалий положения зубов и развития челюстей, приводящих к аномалии прикуса.

Имеющиеся при дистальном прикусе (значительное смещение верхней челюсти в переднем направлении по отношению к нижней челюсти) нарушения мышечного баланса в че-люстно-лицевой области, в свою очередь, отражаются на формировании лицевого скелета и тонусе мышц шеи.

В результате перераспределения нагрузки происходит искривление шейного отдела позвоночника, особенно выраженное на уровне 3-4-го шейных позвонков. Изменяется положение подъязычной кости, может также измениться положение черепа по отношению к позвоночнику, а иногда форма позвоночного столба и грудной клетки.

При дистальном прикусе (значительном смещении верхней челюсти в переднем направлении по отношению к нижней челюсти) центр тяжести головы нередко располагается впереди этой вертикальной оси, что влечет за собой изменение осанки. Нагрузка, приходящаяся на мышцы шеи, увеличивается. Сохранение при этом горизонтального направления взгляда возможно лишь при дальнейшем усилении их действия.

У большинства детей с такими проявлениями наблюдается наклоненное положение головы вперед и изменение направления взора, западение грудной клетки, уменьшение ее пе-реднезаднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток, выпячивание живота, искривление голеней, плоскостопие.

Эти отклонения на ранних стадиях можно характеризовать как слабость осанки. Нарастание отклонений, а также их усугубление, которое проявляется в большей степени с возрастом, характеризуются как нарушения осанки. Нередко у таких детей имеется также сколиоз.

Нарушение осанки, в свою очередь, создает условия для затрудненного развития грудной клетки и функции легких. Дети с дисталь-ным прикусом чаще страдают трахеитом и бронхитом. Деформация верхней челюсти при дистальном прикусе ведет к уменьшению объема носовых полостей и нарушению пневма-тизации воздухоносных пазух черепа. У детей снижается жизненная емкость легких по сравнению с нормой.

Медицинские специалисты отмечают наиболее частые нарушения, встречаемые у детей с ротовым типом дыхания.

Одним из самых неожиданных нарушений является выявленное хроническое кислородное «голодание» ребенка с открытым ртом и рото-

вым типом дыхания. Исследования показали, что усвоение кислорода уменьшается до 20%, т.к. снижается концентрация СО2 в организме. Это означает, что ребенок находится в условиях постоянной гипоксии мозга. В связи с этим у таких детей наблюдается снижение памяти и внимания. Возможны рассеянность и головные боли, быстрая утомляемость. В связи с хронической гипоксией из-за ротового типа дыхания может проявляться гипоактивность (пассивность) ребенка или гиперактивность (повышенная возбудимость и расторможенность). Врачи отмечают у детей с ротовым типом дыхания бледность лица, появление темных кругов под глазами. Возможно снижение местного иммунитета, частые заболевания дыхательных путей, усугубление аллергических заболеваний дыхательных путей. Врачи-ортодонты (детские стоматологи) практически у всех детей с ротовым типом дыхания, а следовательно, с привычным положением открытого рта и нижним положением языка, выявляли нарушения прикуса и ранний кариес зубов. Также отмечали изменение вектора роста костных структур лицевого скелета. Лицо имело вертикальный тип роста. Врачи-ортопеды у таких детей диагностировали нарушение осанки и плоскостопие.

Перечисленные причины и следствия привычного ротового дыхания и нижнего положения языка в полости рта у ребенка показывают, насколько важно своевременно и комплексно проводить мероприятия, направленные на предотвращение или коррекцию причин и следствий ротового дыхания.

Междисциплинарный подход в устранении этой, на первый взгляд, незначительной патологии очевиден. Необходимо обследование детей с ротовым типом дыхания врачами: ортодонтами, ортопедами и отоларингологами, а также педагогами и логопедами. В результате может быть определен комплексный подход всех участников лечебного и коррекци-онного воздействия. Кроме того, необходимо налаживание партнерских взаимоотношений с родителями таких детей в целях совместных усилий для устранения миофункциональных нарушений.

Проведенное исследование и его результаты

В соответствии с планом научно-исследовательской работы автором статьи в течение 2009-2011 годов проводилось исследование, целью которого стало определение эффектив-

ности применения технического средства трей-нера «INFANT» в логопедической практике, как в процессе коррекции, так и с целью профилактики ряда речевых нарушений.

Актуальность исследования

Актуальность исследования определялась рядом факторов перечисленных в начале статьи. Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология зу-бочелюстного строения, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации и др. Дети, страдающие аденоидами и хроническими ринитами, имеют снижение фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия влечет за собой речевые нарушения. Затруднение носового дыхания в результате аденоидов приводит к нарушениям в строении лицевого скелета, так называемого «аденоидного» лица, при этом вялость губ снижает четкость речи и ухудшает дикцию. Недостаточность включения резо-наторных полостей при аденоидах приводит к ринофониям. Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу технических средств.

Техническое средство коррекции зубо-че-люстно-лицевой патологии трейнер «INFANT» создано для нормализации функции глотания, жевания, для восстановления носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска.

Трейнер «INFANT» (МКС, Австралия) предназначен для детей 3-5 лет, рекомендуется к использованию для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания, глотания и речи.

Трейнер имеет в верхней своей части специальный маркерный язычок, который стимулирует ребенка поднимать язык вверх в физиологически правильное небное положение. Модель трейнера снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных структур, а также мышечных и костных лицевых структур. Защитка от языка не позволяет языку занять нижнее положение и вынуждает язык поднимать в верхнее положение.

Применение трейнера способствует закреплению верхнего положения языка с упором в переднюю треть твердого неба, благодаря чему обеспечивается поддержка языком свода верхней челюсти изнутри и нормализация его формы, ширины и высоты. Улучшается прикус зубов, тренируется смы-кательная функция губ, восстанавливается носовое дыхание. Таким образом, трейнер «INFANT» выступает как тренажер для коррекции миофункциональных нарушений. Но положительная динамика возможна у детей в возрасте 3-5 лет, когда еще не меняются молочные зубы и когда костные системы еще доступны к изменению. Еще возникает вопрос с применением трейнера «INFANT». Как заставить маленького ребенка добровольно взять тренажер в рот, да еще выполнять ряд игровых упражнений. Этому и было посвящено исследование. В результате была создана и апробирована методика миофункциональ-ной коррекции в ходе логопедического воздействия в игровом плане.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что использование трейнера «INFANT» будет способствовать не только профилактике аномалий зубо-челюстно-лицевого развития у детей, но также будет способствовать предупреждению и коррекции стойких, трудно поддающихся нарушений звукопроиз-ношения у детей, входящих в структуру таких нарушений речи, как ОНР, ФФН, дизартрия, дислалия, ринолалия, ринофония. Трейнер как техническое средство, оптимизирующее логопедическую работу, может активизировать

Рис. 1. Элементы конструкции трейнера «INFANT»: 1. Воздушные отверстия. 2. Маркерный язычок. 3. Защитка от языка. 4. Эластичный ремешок

и усиливать проприоцептивную и кинестетическую афферентацию в артикуляционном, голосовом и дыхательном отделах речевого аппарата.

Объект исследования

Объектом исследования были нарушения речи детей 3-4 лет, связанные с ротовым дыханием, привычным положением открытого рта, отклонениями в строении и функционировании зубо-челюстно-лицевого отдела периферического речевого аппарата.

Предмет исследования

Предметом исследования стала разработка алгоритма обследования детей 3-4 лет, организация обучения с использованием тренажера, разработка доступных для данного возраста детей игровых упражнений с трейнером. Определение системы последовательных заданий, содержания каждого комплекса, а также апробация метода и количественно-качественный анализ результатов реализации коррекционного процесса с применением технического средства - трейнера «INFANT» в ходе логопедической работы, направленной на профилактику и устранение нарушений произносительной стороны речи у детей 3-4 лет.

Задачи исследования

В исследовании ставились следующие задачи: научно обосновать целесообразность применения трейнера в логопедической практике. Разработать дифференцированные комплексы логопедических упражнений с использованием трейнера для коррекции и профилактики речевых нарушений. Апробировать методику использования трейнера в логопедической практике с детьми 3-4 лет.

Раз ра ботать коли ч ест венно-качественную систему оценки эффективности применения трейнера в процессе логопедической работы. Проанализировать результаты исследования и описать систему коррекционного воздействия миофункционального трейнера. Составить алгоритм комплексного воздействия при разных анатомо-физиологических нарушениях речевого аппарата. Обобщить положительный опыт использования трейне-ра и представить его в виде методического пособия.

Обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической работе

Применение ортодонтического аппарата трейнера «INFANT» показано для нормализации носового типа дыхания, формы неба и носовых ходов. С логопедической позиции это воздействие можно рассматривать как способствующее профилактике ринофоний. Трейнер «INFANT» для детей 3-5 лет предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания и глотания, поэтому трейнер может выступать в качестве мнемотех-нического средства, предупреждающего механические дислалии (стойкие нарушения произношения). Трейнер «INFANT» имеет маркерный язычок, который стимулирует ребенка поднимать язык вверх к альвеолам и касаться маркерного язычка. Благодаря этому активизируются кинестетические афферентации и создается база для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка. Модель трейнера «INFANT» снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать трейнер, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных и лицевых мышц. Следовательно, будет укрепляться тонус артикуляционных мышц, принимающих участие в продуцировании всех фонем, что является наиболее важным условием устранения дизарт-рических расстройств. Благодаря конструкции трейнера «INFANT» формируется правильное верхнее положение языка с упором в переднюю треть твердого неба, при котором обеспечивается поддержка языком свода верхней челюсти изнутри, нормализуется его форма, ширина и высота. Дополнительное касание языком выпуклой стороны маркерного язычка рассматривается как массажное воздействие, нормализующее чувствительность и тонус мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии. Применение трейнера «INFANT» в качестве тренажера способствует укреплению круговой мышцы рта и созданию предпосылок к положению закрытого рта, а значит восстановлению физиологического носового дыхания. Применение трейнера «INFANT» у детей с высоким готическим небом способствует нормализации его конфигурации

и высоты, что благоприятствует правильному формированию группы шипящих звуков.

В последнее время увеличилось количество детей с аденоидами. В работах Е. А. Сатыго описана методика преодоления трудностей носового дыхания при аденоидах средствами также трейнера «INFANT». В результате чего возникают предпосылки к развитию фонематического слуха и профилактике речевых нарушений, например, общего недоразвития речи. Пока у ребенка молочный прикус, то еще возможно исправить нарушенный прикус и создать условия в артикуляционном аппарате для правильного звукопроизношения. Также, используя трейнер «INFANT» в игровом плане, можно восстановить носовое дыхание и предупредить или скорригировать все нарушения, связанные с ротовым дыханием. В задачи логопедической работы не входит коррекция осанки и исключение гипоксических состояний, но в ходе применения игровых приемов с трейне-ром «INFANT» решаются и эти задачи.

Система применения трейнера «INFANT»

В исследовании принимали участие дети в возрасте 3-3,5 лет. Были определены две группы. Выборка была случайной. Для всех детей были предложены индивидуальные трей-неры «INFANT».

Дети, которые захотели взять трейнер «INFANT» в рот, вошли в ЭГ - экспериментальную группу. В дальнейшем они на занятии использовали трейнер «INFANT».

Дети, которые не захотели и всячески сопротивлялись даже померить трейнер «INFANT», вошли в КГ - контрольную группу. В дальнейшем они на занятии были без трей-нера «INFANT».

Программа занятий для всех детей и КГ, и ЭК была одинаковой. Занятия проводились 3 раза в неделю в течение четырех месяцев. На каждом занятии были задания на развитие фонематического слуха, просодики, развитие тонкой моторики рук, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Каждое занятие включало задания на уточнение звуков, соответствующих онтогенезу.

Дети ЭГ выполняли дыхательную гимнастику, беззвучную артикуляцию гласных, развитие тонкой моторики рук, некоторые артикуляционные упражнения, упражнения на развитие фонематического слуха, физминутки с трейне-ром «INFANT» во рту.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

1 этап. Отработка гласных звуков [А, О, У, Ы, И, Э]

1. Артикуляционная гимнастика: «INFANT» + упражнения для губ.

2. Сочинение звуков: «INFANT» + гласные звуки без голоса.

Четкое произношение: [А][О][У][Ы][И][Э]. Без «INFANT».

Слитное произношение: 2, 3 звука: АУ, ОА, АОИ... (картинки).

Звук, звукоподражание, слог, слово. Без «INFANT». Голосовые упражнения. Без «INFANT».

3. Дыхательные упражнения: «INFANT» + носовое -ротовое дыхание.

4. ЛФК + дыхательная гимнастика: «INFANT» + как физкультминутка.

5. Пальцевая гимнастика: «INFANT» + по подражанию.

6. Голосовые упражнения: без «INFANT».

7. Просодика (на различение и восприятие) «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи. Воспроизведение - без «INFANT».

8. Фонематический слух: (1-2-3 этап) «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи.

2 этап. Отработка звуков [В, Ф, М, П, Б, Г, Х, Й]

1. Артикуляционная гимнастика: «INFANT» + упражнения для губ.

2. Уточнение звуков: «INFANT» + гласные звуки без голоса.

Четкое произношение: [В][Ф][М][П][Б][Г][Х][Й]. Без «INFANT».

Звук, звукоподражание, слог, слово. Без «INFANT». Голосовые упражнения. Без «INFANT».

3. Дыхательные упражнения: «INFANT» + носовое-ротовое дыхание.

4. ЛФК + дыхательная гимнастика: «INFANT» + как физкультминутка.

5. Пальцевая гимнастика: «INFANT» + по подражанию.

6. Голосовые упражнения: без «INFANT».

7. Просодика (на различение и восприятие): «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи. Воспроизведение - без «INFANT».

8. Фонематический слух (1-2-3 этап): «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи.

3 этап. Отработка звуков [Т, Д, Н, К, С, С' З, З', Ц, Ч, Ж, Ш, Щ]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артикуляционная гимнастика: «INFANT» + упражнения для губ.

2. Уточнение звуков: «INFANT» + гласные звуки без голоса [Т, Д, Н, К, С, С', З, З', Ц, Ч, Ж, Ш, Щ] - без «INFANT».

Четкое произношение: звук, звукоподражание, слог,

слово - без «INFANT».

Голосовые упражнения - без «INFANT».

3. Дыхательные упражнения: «INFANT» + носовое -ротовое дыхание.

4. ЛФК + дыхательная гимнастика: «INFANT» + как физкультминутка.

5. Пальцевая гимнастика: «INFANT» + по подражанию.

6. Голосовые упражнения: без «INFANT».

7. Просодика (различение и восприятие): «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи. Воспроизведение - без «INFANT».

8. Фонематический слух: (1-2-3 этап) «INFANT» + инструкция к упражнению: покажи.

В результате проведенного нами исследования и анализа данных катамнеза (отсроченного на 4 месяца обследования) можно говорить об эффективности применения трей нера «IN FANT» в логопедической практике. Положительная динамика в логопедической работе отмечается по многим параметрам. Приведем некоторые сопоставительные показатели двух групп детей - ЭГ (экспериментальная группа) и КГ (контрольная группа).

Результаты эксперимента

Занятия на развитие фонематического слуха начинались с самых простых упражнений -учились различать неречевые шумы и постепенно переходили к дифференциации интонаций, слов. Примерно 30% детей КГ так и не справились с этим заданием. Дети ЭГ во время этих занятий удерживали трейнер «INFANT» губами и справлялись с заданием успешно. Главная причина успешного выполнения задания - умение выслушать (сконцентрировать все внимание на задании), понять и выполнить инструкцию. Поведение детей в трейнере «INFANT» иное, чем без него. Нет суеты, шума, все внимание сосредоточено на словах взрослого. Дети привыкают слушать и слышать задание. Показатели развития фонематического слуха двух групп -ЭГ и КГ - отражены на рис. 2.

Значительно улучшилось произношение всех звуков в ЭГ, что видно на рис. 3.

Почти одновременно у всех детей ЭГ появились шипящие звуки.

Все дети ЭГ начали произносить звуки изолированно и в начале простого слова, но в речи эти звуки еще не у всех произносятся правильно. Это зависит от слоговой структуры слова, от местоположения шипящего в слове. Улучшилось произношение группы свистящих звуков. У одного ребенка появился звук [л], а произношение звуков [р, р'] осталось на прежнем уровне у всех детей. Звуки [р, р'] позднего онтогенеза и в

Рис. 2. Развитие фонематического слуха детей ЭГ и КГ

ССЗ'ЗЦШЖЧЩЛ1 ПРР

Рис. 3

норме должны появляться в 5-6 лет. У детей КГ звукопроизношение осталось на прежнем уровне. Показатели развития звукопроизношения представлены на рис. 3, 4.

Анализы результатов эксперимента по развитию интонационно-выразительной стороны речи

ССЗ' ЗЦШЖЧЩЛПРР

Рис. 4

Рис. 5. Диаграмма обследования просодической стороны речи у детей до и после эксперимента.

показывают, что все дети в ЭГ и КГ дали положительную динамику. Для детей КГ характерны более низкие результаты по сравнению с ЭГ.

В ходе занятий было замечено, что отвле-каемость и низкий уровень самоконтроля в КГ повлияли на результаты эксперимента. Занятия

были подгрупповыми, организационный момент требовал усилий со стороны логопеда, дети не могли сосредоточиться на занятии, мешали друг другу.

В ЭГ при ношении трейнера «INFANT» дети лучше сосредоточивались на выполнении задания, не отвлекались, внимательно слушали задание и выполняли его с особым усердием. Формирование сенсорного восприятия шло быстрее, формировался слуховой контроль.

Значительно ускорить и улучшить результаты работы логопеда в ЭГ помогли миофун-кциональные трейнеры «INFANT». Абсолютно безопасные для детского организма, они не вызывали у детей негативизма и дискомфорта. Дети легко и с удовольствием на занятиях надевали трейнер «INFANT». Постоянное ношение трейнера способствовало пассивной тренировке комплекса лицевых мышц, укреплению жевательной и круговой мышцы рта, восстановлению носового дыхания у детей, лучшему слуховому восприятию, что не могло не повлиять на просодическую сторону речи детей.

Анализ результатов исследования подтвердил, что работа по формированию фонематического слуха, уточнению артикуляции звуков и просодической стороны речи с применением трейнера «INFANT» является эффективной. Это позволяет рекомендовать ее к использованию в обучении детей с ортодонтическими и речевыми нарушениями.

Можно констатировать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.

Таким образом, можно остановить развитие патологической симптоматики и обеспечить профилактику речевых нарушений, связанных с миофункциональными нарушениями.

Результат использования трейнера «INFANT»

1. Вырабатывается правильное верхнее положение языка в покое и при глотании.

2. Отучаются от прокладывания языка между зубными рядами.

3. Подготавливается артикуляционный базис для устранения межзубного и бокового произношения звуков и оптимизируется логопедическая работа.

4. Подготавливается артикуляционный базис для устранения других дефектов звуко-произношения благодаря улучшению кинестетической и кинетической основы движений органов артикуляции.

5. Формируется стереогноз в органах артикуляции (умение определить место положения кончика языка в полости рта).

6. Вырабатывается смыкание губ и восстанавливается носовой тип дыхания.

7. Нормализуется тип дыхания, форма неба и носовых ходов.

8. Трейнер «INFANT» выступает в качестве мнемотехнического средства, предупреждающего механические дислалии.

9. Активизируются кинестетические аф-ферентации и создается база для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка благодаря постоянному касанию языка к маркерному язычку трейнера.

10. Укрепляется тонус артикуляционных мышц, тренируется весь комплекс жевательных мышц при накусывании «воздушных подушечек» трейнера «INFANT», что является важным условием устранения дизартрических расстройств.

11. Касание языком выпуклой стороны маркерного язычка рассматривается как массажное воздействие, нормализующее чувствительность и тонус мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии.

12. Восстановление носового дыхания повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.

13. Активизация смыкательной функции губ улучшает лабиализацию звуков, что положительно отражается на просодической стороне речи.

14. Улучшается интонационно-выразительная сторона речи.

15. Улучшается работоспособность и внимание детей, что может быть связано с тем, что дети начинают дышать носом и уменьшаются в связи с этим гипоксические явления. ■

Литература

1. Аверьянов С.В., Костина Я.В. Стандартные аппараты для миофункциональной орто-донтии. Учебное пособие. - Уфа, 2014.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М., 2015.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2007.

4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М., 2008.

5. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопеди-ческая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.

6. Архипова Е.Ф. Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы. Здоровьесбере-

гающие технологии. Валлекс - Центр миофункциональной коррекции. - М., 2012.

7. Архипова Е.Ф. Первый год жизни: ранняя диагностика и коррекция проблем развития. -М., 2012.

8. Григоренко Н.Я., Цыбульский СА Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми зубочелюс-тными аномалиями. - М., 2005.

9. Зубкова Л.П., Хорошилкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ор-тодонтии. - Киев, 1993.

10. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. - М., 2009.

11. Окушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками, и их лечение. - М., 1975.

12. Сатыго ЕА. Подари ребенку красивую улыбку. - М., 2008.

13. Сатыго ЕА. Междисциплинарный подход к восстановлению носового дыхания и профилактике речевых нарушений у детей с применением стандартных миофункцио-нальных силиконовых аппаратов. - СПб., 2008.

14. ТисовскаяЮА. Использование вестибулярной пластинки «MUPPY» с бусинкой в практике логопедической работы. - М., 2013.

15. Тисовская ЮА., Соколова НА Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. - М., 2015.

16. Хорошилкина Ф.Я. Функциональные методы лечения. В кн.: Руководство по ортопедической стоматологии. - М., 1974.

17. Хорошилкина Ф.Я. Миотерапия. В кн.: Руководство по ортодонтии. - М., 1999.

18. Хорошилкина Ф.Я, Персин Л.С. Орто-донтия. Лечение зубочелюстных аномалий современными ортодонтическими аппаратами. Клинические и технические этапы их изготовления. - М., 1999.

19. Хорошилкина Ф.Я. Френкель Р., Дем-нер Л.М. и др. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстных аномалий. - М., 1987.

20. Харке В.В. Эффективность артикуляционной миогимнастики при ортодонтическом лечении аномалий окклюзии у детей с нарушениями звукопроизношения: автореферат канд. мед. наук. - Волгоград, 2007.

21. Чапала В.М. Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок. - М., 2008.

Статья поступила в редакцию 24.12.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.