УДК 373.1
10. 20310/1810-231Х-2018-17-38-57-62
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Карпова Светлана Ивановна,
Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва е-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
В силу психофизиологических особенностей речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуется несформированностью процессов интонационной выразительности речи, нарушением дифференциации различных видов интонации, их имитации и самостоятельного воспроизведения. Преодолению нарушений и развитию интонационной выразительности речи у детей с ЗПР будет способствовать использование на музыкальных занятиях в детском саду специальной модели, включающей четыре структурных модуля: артикуляционный, певческий, музыкально-ритмический, музыкально-инструментальный. Содержание модулей основано на интеграции активных видов музыкальной деятельности (пения, в сочетании с имеющими моторную природу ритмикой, музыкально-игровым и танцевальным творчеством, музицированием на детских музыкальных инструментах). Каждое музыкальное занятие включает реализацию задач всех модулей, но, поскольку пение является ведущим видом музыкальной деятельности и главным средством развития интонационной выразительности речи, певческий материал присутствует в содержании всех модулей и таким образом способствует развитию просодических компонентов речи (мелодики, ритма, темпа, логического ударения, паузирования).
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, старший дошкольный возраст, музыкальные коррекционные занятия, интонационная выразительность речи, интеграция, модель
Проблема развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста является значимой для общей и специальной педагогики, особенно актуальна в коррекцион-ной педагогической работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). По оценкам специалистов (Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой, И. Ю. Левченко, Л. Г. Мус-таевой, В. Б. Никишиной, М. М. Семаго, Е. С. Слепович, М. Ф. Фомичевой и др.), дошкольники с ЗПР представляют достаточно многочисленную категорию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ЗПР характеризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций, обусловленных влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Характерным признаком клинической картины является наличие у детей с ЗПР комплекса речевых нарушений, затрудняющих общение и установление социальных контактов, формирование коммуникативной компетенции [1].
Специалисты указывают, что основополагающее условие, обеспечивающее успешность социализации детей с ЗПР - это овладение родным языком как средством познания мира, общения и самовыражения. Интонационная выразительность речевого высказывания помогает донести до слушателя и собеседника необходимую информацию, выразить собственные чувства и отношения, способствует эффективности межличностной коммуникации. В силу психофизиологических особенностей речь детей с ЗПР характеризуется несформи-рованностью процессов интонационной выразительности, нарушением дифференциации различных видов интонации, их имитации и самостоятельного воспроизведения.
Коррекционная образовательная работа по развитию интонационной выразительности речи детей с ЗПР происходит в различных видах детской деятельности (образовательной, игровой, коммуникативной, художественной и др.). Среди них музыкальной деятельности
принадлежит особая роль. Этот вид деятельности синтетичен по природе, он включает: восприятие (слушание) музыки, пение, ритмику, танец, музицирование (игру на детских музыкальных инструментах), музыкально-игровое творчество. Каждый вид музыкальной деятельности, являясь относительно самостоятельным, содержит коррекционно-развива-ющий потенциал для развития интонационной выразительности речи детей с ЗПР. Пение, как основной вид музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, в наибольшей степени влияет на развитие плавности речи, модуляции голоса, фонематического слуха, на нормализацию деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). На развитие ритми-ко-темповой организации речи влияют, имеющие моторную природу, такие виды музыкальной деятельности, как музыкальная ритмика, музыкально-игровое и танцевальное творчество, музицирование на детских музыкальных инструментах. Активное использование на музыкальных занятиях интеграции всех видов музыкальной деятельности (пения, в сочетании с имеющими моторную природу ритмикой, музыкально-игровым и танцевальным творчеством, музицированием на детских музыкальных инструментах), способствует развитию всех просодических компонентов речи у старших дошкольников с ЗПР (мелодики, ритма, темпа, логического ударения, паузирования).
Исходя из содержания музыкальной деятельности в дошкольном возрасте и задач кор-рекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нами была спроектирована модель развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ЗПР на музыкальных занятиях в детском саду. Цель реализации модели - преодоление нарушений и развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством интеграции активных видов музыкальной деятельности (слушание, пение в сочетании с музыкально-ритмическими движениями, музыкально-игровым творчеством и музицированием на детских музыкальных инструментах).
Модель включает четыре модуля: первый модуль - артикуляционный; второй - певческий; третий - музыкально-ритмический; четвертый - музыкально-инструментальный.
Первый модуль содержит упражнения на развитие артикуляционных, мимических мышц
и упражнения на развитие дыхания. Основная цель - нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Задачи модуля: формирование диафраг-мального дыхания, длительной, плавной, целенаправленной воздушной струи, выработка глубокого длительного вдоха и спокойного длительного выдоха, усиление перцепции мимических и артикуляционных движений и артикуляционных укладов с использованием дифференцированного подхода в зависимости от нарушения мышечного тонуса (спастич-ность, гипотания).
Артикуляционный модуль программы включает:
- упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, цель которых - научить детей правильно набрать воздух, уметь длительно выдыхать и задерживать воздух, т. е. регулировать воздушную струю. Для этой цели используются такие игровые упражнения, как «Задуй свечу», «Бабочка», «Курочка», «Кузнечик» и др., в которых музыкальное сопровождение является регулятором вдоха и выдоха. Вначале подбирается музыкальное сопровождение с короткими фразами, поскольку у детей короткий выдох, затем музыкальные фразы становятся более длительными, тем самым ребенок тренируется в увеличении длительности выдоха;
- артикуляционную гимнастику, помогающую устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Например, игровые упражнения звукоподражательного характера (подражание человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы), такие упражнения помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и тембра Г21.
Второй модуль программы - певческий.
Основные задачи модуля: формирование вокальных навыков, развитие силы голоса (самостоятельное изменение силы голоса); развитие мелодики (различение высоты звучания голоса); разучивание песенного материала.
Певческий модуль включает:
- специальные упражнения пропевания гласных звуков в сопровождении движений рук, предложенных Г. А. Волковой в пособии «Логопедическая ритмика». Например, руки развести в стороны и пропеть звук а, соединить их перед собой в форме обруча - пропеть звук о; из положения руки в стороны медленно сближать их перед собой - звук у; из положения руки вверху медленно опускать вниз
по обеим сторонам туловища - звук - а; руки поднимаются до уровня плеч и округляются в локтях, кисти рук направлены навстречу друг другу, но без соприкосновения - звук - и т. д.
[3];
- пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, пропевание слогов «ми - мэ - ма - мо - му» на одном звуке, пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и - а - у, е - о - а». При этом следует обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков;
- исполнение русских народных прибауток, попевок, скороговорок, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру». Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) [4];
- упражнения на восприятие и воспроизведение силы голоса, сначала про двум параметрам: тихо-громко, затем по трем параметрам: тихо - умеренно - громко и в конце перед детьми ставится задача научиться умению постепенного усиливать и ослаблять звучания голоса. Используются широко известные игровые упражнения, направленные на развитие у детей умения управлять силой голоса, делать переходы от громкого к тихому звучанию и наоборот. Например, попросить детей показать, как гудит далеко и близко самолет, пароход, машина, поезд и т. д. Чтобы детям было не скучно выполнять упражнения при распева-нии, рекомендуем использовать авторскую методику А. А. Евдотьевой, в том числе, практический материал, представленный в ее методическом пособии «Учимся петь, играя!» [5]. Пособие содержит около 40 игровых распевок в форме озвучивания голосов героев знакомых сказок (Золушка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Сеньор Помидор и др.). Такие упражнения включают пение по ролям, разыгрывание театрально-музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов.
Третий модуль - музыкально-ритмический.
Содержание данного модуля включает исполнение детьми песен в сочетании с музыкально-ритмическими и танцевальными движениями, а также игру на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи модуля: развитие чувства ритма, различение длинных и коротких ударов; воспроизведение простых ритмических рисунков; развитие логического ударения; формирование умения использовать в речи паузы; активизация творческих проявлений детей (придумывание движений, отражающих содержание песни; выразительное действие с воображаемыми предметами; самостоятельный поиск способов передачи в движениях музыкальных образов).
Музыкально-ритмический модуль включает:
- музыкально-ритмические упражнения, в которых дети учатся хлопками выделять акценты в различных частях музыки.
- упражнения с использованием шумовых инструментов (деревянных ложек, палочек, трещоток, бубнов и др.) для развития умения воспроизводить ритмический рисунок музыкального отрывка.
- музыкальные игры с пением.
Музыкальный репертуар модуля - хороводные игры с пением, представленные в нескольких альбомах композитора Е. Б. Кузнецовой: «Мышка в огороде», «Валенки», «Берите в руки шишки», «Зимние забавы», «Треска в сети», «Дождик» и др. [6].
Четвертый модуль - музыкально-инструментальный.
Задачи модуля: обучение детей звукоиз-влечению с последующим музицированием на детских музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах, кларнетах, виолах, детском пианино и др.); формирование навыков сольфеджирования (пение нотами) одновременно с извлечением звука на музыкальном инструменте; формирование умения петь простые песенки, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте.
При обучении используется следующая последовательность: сначала дети учатся на музыкальных инструментах передать ритмический рисунок маленькой песенки (попевки), построенной на одном звуке (пр., «Музыкальное эхо»), затем учатся исполнять короткие попевки на двух и более звуках («Андрей-воробей», «Во саду ли в огороде»; «Во поле береза стояла» и др.). При извлечении звуков на инструменте следует последовательность звуков песенки пропевать сначала на простых слогах («ля-ля-ля», «та-та-та»), затем пропе-вать с названием нот (сольфеджирование - пение нотами), и на заключительном этапе про-певать со словами текста песен. Данный прием
Рис. 1. Модель развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Артикуляционный. Цель
- нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата: развитие дыхания, артикуляционных и мимических мышц
Певческий. Цель - развитие мелодической интонации, формирование вокальных навыков: упражнения пропевания гласных звуков, вокализов т. д.
Ж
Музыкально-ритмический. Цель -
развитие чувства ритма: упражнения на воспроизведение ритмического рисунка
Музыкально-инструментальный. Цель — музицирование на детских музыкальных инструментах с сольфеджиро-ванием и пением детских песенок
ж
ЗАДАЧИ:
- формирование диа-фрагмального дыхания, длительной плавной воздушной струи, усиление перцепции мимических и артикуляционных движений в зависимости от нарушения мышечного тонуса. Содержание работы: упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, артикуляционная гимнастика для устранения напряжения артикуляционных мышц, упражнения на звукоподражание
О
ЗАДАЧИ:
- формирование вокальных навыков развитие силы голоса (усиление, ослабление); мелодики (различение высоты звучания голоса); фонематического слуха; разучивание песенного материала. Содержание работы: пропева-ние гласных звуков с сопровождением движения руки; пение вокализов (пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му», нисходящих трезвучий на гласных звуках); исполнение народных попевок, прибауток, песен
ж
ЗАДАЧИ:
- воспроизведение простых ритмических рисунков, логического ударения, формирование умения использовать в речи паузы; активизация творческих проявлений Содержание работы: упражнения на выделение музыкальных акцентов хлопками; шумовыми инструментами
;придумывание движений на текст песни; импровизация под музыку с воображаемыми предметами; музыкальные игры с пением и движением
Ж
ЗАДАЧИ:
- обучение звукоизвле-чению с последующим музицированием на детских музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны, виолы, детское пианино и др.).
Содержание работы: упражнения на формирование навыков звуко-извлечения, на формирование навыков соль-феджирования (пение нотами) одновременно с извлечением звуков на инструментах, пение песенок с собственным аккомпанементом на муз. инструментах
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Постоянное взаимодействие воспитателей, логопедов, музыкального руководителя, психолога, их участие на каждом этапе реализации модели
Не принуждение детей к выполнению заданий против их желания, положительная оценка за каждое достижение, создание ситуации успеха для каждого ребенка
Сотрудничество и сотворчество с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию совместно с детьми в театральных инсценировках, играх-драмати-зациях
J-
способствует развитию у детей слуходвига-тельной координации, являющейся основой при формировании исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах. Во время обучения детей музицированию педагог обязательно демонстрирует исполнение музыкальное произведения в качестве образца Г71.
Каждое музыкальное занятие включает реализацию задач всех модулей, но, поскольку пение является ведущим видом музыкальной деятельности и главным средством развития
интонационной выразительности речи, певческий материал присутствует в содержании всех модулей.
Перед началом работы следует: организовать взаимодействие воспитателей логопеда и психолога с музыкальным руководителем для обсуждения целей, задач и содержания кор-рекционной психолого-педагогической работы на музыкальных занятиях с детьми. С логопедом обсуждаются подбор и последователь-
ность выполнения детьми заданий (упражнения на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики, распевок, песен, вокализов, игровых логоритмических упражнений и др.), положительно влияющих на развитие плавности речи, модуляции голоса, фонематического слуха, нормализацию деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). С психологом - подбор музыкального репертуара для слушания детьми с ЗПР музыкальных произведений, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, чтобы дети становились менее возбудимыми, более спокойными, это положительным образом влияет на их межличностное восприятие, общение и взаимодействие. Следует рассмотреть возможность включения в содержание музыкальных занятий под руководством и с участием педагога-психолога специальных этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка (эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений).
Модель развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности представлена на рисунке 1.
Основными педагогическими условиями реализации модели являются:
- постоянное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога, их участие в обсуждении и реализации задач всех модулей (артикуляционного, певческого, музыкально-ритмического, музыкально-инструментального) на каждом этапе;
- не принуждение детей к выполнению заданий против их желания, недопустимость упреков и порицаний за ошибки, положительная оценка даже самых малых достижений с целью создания ситуации успеха для каждого ребенка, уверенности в собственные силы;
- формирование сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение их к участию в театрально-игровых постановках, к исполнению небольших ролей вместе с детьми на праздничных утренниках, досугах и т. д., с целью реализации принципа сотворчества взрослого с ребенком, позволяющего воспринимать ребенка как полноправного партнера, что способствует большему взаимопониманию и развитию эмоциональной близости.
Литература
1. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М., 2010.
2. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М., 2009.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
4. Кацер О. В. Игровая методика обучения пению. СПб., 2005.
5. Музыкальные игры и пляски в детском саду / сост. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева. М., 1963.
6. Евдотьева А. А. Учимся петь, играя. Песенный музыкальный календарь. URL: https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135350 (дата обращения 10.02.2018).
7. Кузнецова Е. Б. Логопедическая ритмика в играх с пением. М., 2004.
8. Кузьмина Л. А., Карпова С. И. Музыкальные занятия как средство формирования эмоционального благополучия детей с ОВЗ // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития. М., 2016. С. 105-111.
References
1. Nikishina V. B. Prakticheskaya psikhologiya v rabote s det'mi s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Practical psychology in work with children with delay of mental development]. M., 2010.
2. Shevtsova E. E., Zabrodina L. V. Tekhnologii formirovaniya intonatsionnoj storony rechi [Technologies of formation of the intonational party of the speech]. M., 2009.
3. Chistyakova M. I. Psikhogimnastika [Psychogymnastics]. M., 1995.
4. Katser O. V. Igrovaya metodika obucheniya peniyu [Game technique of training in singing]. SPb., 2005.
5. Muzykal'nye igry i plyaski v detskom sadu [Musical games and dancings in kindergarten] / sost. E. E. Kayava, L. N. Kondrashova, S. D. Rudneva. M., 1963.
6. Evdot'eva А. А. Uchimsya pet', igraya. Pesennyj muzykal'nyj kalendar' [Learn to sing, playing. Song musical calendar]. URL: https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135350 (data obrashcheniya 10.02.2018).
7. Kuznetsova E. B. Logopedicheskaya ritmika v igrakh s peniyem [Logopedic rhythmics in games with singing]. M., 2004.
8. Kuz'mina L. А., Karpova S. I. Muzykal'nye zanyatiya kak sredstvo formirovaniya emotsional'nogo blagopoluchiya detej s OVZ [Musical lessons as means of formation of emotional wellbeing of children with DMD] // Doshkol'noye obrazovaniye v sovremennom mire: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. M., 2016. S. 105-111.
* * *
MUSICAL ACTIVITY AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT
OF INTONATIONAL EXPRESSIVENESS OF THE SPEECH OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
Karpova Svetlana Ivanovna,
Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Owing to psychophysiological features not formation of processes of intonational expressiveness of the speech, violation of differentiation of different types of intonation, their imitation and independent reproduction characterize the speech of children with the delay of mental development (DMD). Use of the special model at musical lessons in kindergarten which is turning on four structural modules: articulation, singing, musical and rhythmic, musical and tool, the maintenance of modules bases on integration of active types of musical activity (singing, in combination with the rhythmics having the motor nature, musical and game and dancing creativity, playing music on children's musical instruments) will contribute overcoming violations and the development of intonational expressiveness of the speech of children with DMD. Each musical lesson includes realization of problems of all modules, but as singing is the leading type of musical activity and the main development tool of intonational expressiveness of the speech, singing material presents at the maintenance of all modules and thus contributes to the development of prosodic components of the speech (melodics, rhythm, speed, logical accent, pausing).
Key words: children with delay of mental development, advanced preschool age, musical correctional occupations, intonational expressiveness of speech, integration, model
Об авторе:
Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
About the author:
Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogy Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow