УДК 373.1.013
С. Б. Нарзулаев, Л. А. Шуклова
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассматривается проблема обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, обусловленная несформированностью у этой категории детей различных психических функций, являющихся залогом успешного обучения. Анализ современного состояния данной проблемы и многолетний опыт работы с детьми классов коррекционно-развивающего обучения позволяют сформулировать основные коррекционные задачи образовательно-воспитательного процесса и выбрать соответствующие пути и способы коррекции.
Ключевые слова: познавательные процессы, коррекционная задача, коррекционно-развивающие упражнения, активизация познавательной деятельности.
Проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях интеграции данной группы обучающихся в среду интеллектуально достаточных сверстников рассматривается нами в тесной связи со степенью сформированности их познавательных процессов, определяющих успешность обучения в целом.
Учитель, реализующий процесс коррекционноразвивающего обучения (КРО), должен знать характер отклонений каждого своего обучающегося, пути и средства предупреждения и преодоления существующих проблем.
1. Школьники классов КРО отличаются недостаточно развитым произвольным вниманием. Выделяют следующие особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижение объема, концентрация, избирательность, распределение. У них отмечается ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим, дети теряют нить рассказа или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Чтобы исправить такое положение, детям нужно прививать сознательное отношение к деятельности. Но нередко и при его наличии ученик не может работать сосредоточенно. Так бывает у детей со слабо развитой силой воли, которые не привыкли прилагать усилия для достижения поставленной задачи.
Внимание служит одной из базовых предпосылок формирования навыка правильного письма. Его нарушение или недостаточное развитие у школьников может привести к ошибкам (пропуски или перестановки букв, слогов, упрощение слоговой структуры). Некоторые ученики путают близкие по начертанию буквы, изображая их зеркально. Неустойчивое внимание ведет к замедлению работы, быстрой утомляемости и стойкому специфическому нарушению письма - дисграфии [1, с. 24]. Отмечая снижение устойчивости внимания, в сравнении со здоровыми детьми, некоторые авторы выделяют специфику его нарушений (Т. А. Власова,
М. С. Певзнер, З. И. Калмыкова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, Т. А. Фокетова и др.). Например, у некоторых детей классов КРО максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для детей третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль отводится объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению -с устойчивостью внимания.
Обозначенные особенности внимания позволяют сформулировать несколько рекомендаций для учителя [2, с. 58-61]:
- исключайте действия посторонних раздражителей;
- помните о замедлении процесса переработки поступающей через органы чувств информации;
- сообщаемые сведения неоднократно повторяйте;
- демонстрацию наглядных средств обучения сопровождайте комментариями;
- чередуйте периоды деятельности и отдыха.
Коррекционная задача: развитие внимания
Примерный коррекционно-развивающий материал:
- Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по знаку «Внимание» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть показанный на короткое время материал и записать его (в ходе урока данный материал может использоваться учителем в качестве основы для отработки навыка, например, по разбору слова по соста-
ву). Предложенный текст может содержать:
а) бессмысленные слова, содержащие от 3-х до 9 согласных букв, например:
РБТ ПРЖК
КПСТ КНЖК
МШН ТБРТ
Примечание: в ходе урока предложите детям, используя гласные буквы, составить новые слова. Например: РБТ - работа; ПРЖК - пирожок.
- Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Во время урока такой прием может использоваться несколько раз. В процессе занятий количество предложений увеличивается.
- Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
а) на доске написаны буквы в разном порядке. Ребенок просматривает строчку и пытается найти среди случайных букв слова. Например:
ПОВГРОЗА РАНУШТЫЛШЫМАШАТМОАШ-УЩЬРИСТМРН
б) школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРВГВТ ПРАТВНИ
ГЕСКАЛАЛЛЛА ЕСАРПХАЬВЛЙ ДЕТТАТ-ВЛВРА
- Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Предложите учащимся грамматический анализ нескольких текстов. В них надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, двумя чертами - глаголы. По команде «Внимание» - наоборот: существительные двумя чертами, глаголы одной чертой.
Примечание: анализ показал, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя «быть внимательным» способен вызвать у учащегося состояние концентрации.
2. С вниманием тесно связан такой психический процесс, как память. Если говорить об особенностях памяти у детей классов КРО, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели обучающихся улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми [3, с. 78-84]. Часто плохое запоминание напрямую зависит от невнимательности школьника. У учащихся с дисграфией произвольная память развита слабо. Они плохо усваивают правила и часто забывают применять их на
практике, что приводит к орфографическим ошибкам. Некоторые ученики при написании предложения на слух не могут запомнить последовательность слов, что приводит к их пропускам, изменению смысла предложения. Пересказывая услышанный текст, дети воспроизводят его не точно. Однако после небольшой подсказки педагога многие из них передают содержание достаточно подробно. Это свидетельствует о том, что они сами не до конца реализуют возможности своей памяти.
Опыт работы в классах КРО позволяет дать практический совет: заучивайте с детьми как можно больше стихотворений.
Цель: развивать связную речь, ее выразительность; обогащать словарь; тренировать произвольную словесную память. Руководство: прочитать стихотворение наизусть, название и автора сказать предварительно. Задать вопросы: Как названо произведение? О чем в нем говорится? Важно, чтобы дети поняли тему и идею стихотворения. Прочитать вторично стихотворение для запоминания. Задать вопросы после того, как ученик рассказал содержание, и попросить назвать художественные средства, использованные автором (при помощи учителя). Добиваться ответа строчками из произведения. Стихотворение, состоящее более чем из 8 строк, надо заучивать по частям. Обратить внимание на выразительное чтение. Пересказать.
Следует указать на то, что вербализуемый материал запоминается лучше, чем словесный; запоминание у таких детей самостоятельно не происходит, поэтому важны специальные занятия (где необходимы только переходы от прямых операций к обратным и обратно).
Коррекционная задача: развитие памяти
- Упражнения на осознание словесного материала (используется как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти). Цель упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Учитель дает установку: «Сейчас я буду читать (показывать) слова, а вы, услышав (увидев) каждое, представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например: зубная паста на вид белая, блестящая, с мятным запахом... В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые образы.
- Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами. Детям дается несколько слов, их необходимо расформировать по группам по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. Например: ЗВЕРИ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕЖКА, ПЧЕЛА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА. Примерный текст: Попросили как-то звери медведя ПОМОЧЬ ИМ В СТРОИ-
ТЕЛЬСТВЕ ТЕРЕМКА. Взял медведь тележку и пошел. Идет мимо поляны. А цветов видимо-невидимо. Вот колокольчик, вот скромница ромашка. Радуется медведь: есть, где пчелам мед собирать.
- Упражнение на развитие кратковременной памяти и непроизвольного внимания. За одну минуту определить, сколько букв Я на листе (фрагменты из газетных заметок) или листы с буквами алфавита, расположенные не по порядку.
3. Для успешного овладения устной и письменной речью мало быть только внимательным Необходимо еще самостоятельно рассуждать, действовать логически. У учащихся классов КРО недостаточно развиты составляющие функции мышления - анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, овладение которыми является
главным условием успешного развития, усвоения знаний в процессе школьного обучения [4, с. 1420]. Это проявляется в недоразвитии звукового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на буквы, звуки); в искажении структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ и, здесь, как следствие, появляются ошибки, особенно распространенные: пропуски гласных, согласных, перестановка букв, добавление букв, пропуски и перестановка слогов.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предметами. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. К нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных букв, в их зеркальном написании, пропусках элементов букв, особенно при соединении.
Коррекционная задача: развитие мышления
- Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. Игра «Найди группу». Учитель дает установку: «Я буду читать слова, а вы, если услышите слово, обозначающее ягоду, - хлопните, фрукты - топните». В качестве основания для систематизации может быть любой текстовый материал.
- Упражнение «Анаграмма». В основе этого предложения лежат задачи комбинаторного типа. Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв.
- Упражнение «Найди окончание». Найти окончание, общее для всех наборов букв (должны получиться осмысленные слова). Например:
Ш корм
Др с
М ель под
Кара изб
- Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения личности суждений при решении длинного ряда однотипных задач». Учитель дает установку: «Сейчас я буду читать слова, а вы должны выбрать только два, обозначающие признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может существовать. Например: сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
- Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом». Учитель читает пословицу, дети должны подобрать к ней фразу, отражающую общий смысл пословицы. Например: семь раз отмерь, один раз отрежь.
A) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
B) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
- Упражнение на развитие избирательности и логических операций мышления (анализ, синтез, обогащение словарного запаса учащихся). Выберите проверочные слова. Сож...ление - сажать, жалеть.
4. В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все начинается именно с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного [4, с.14-20].
По данным современных исследователей, большая часть популяции сегодняшних школьников - визуалы, у них основным каналом получения информации является зрительный. Именно эта группа школьников оказывается в лучшем положении. У аудиалов ведущим оказывается слуховой анализатор - для них главное слышать. При доминировании кинестетического канала восприятия ведущим является тактильный анализатор: важно все потрогать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий. Когда педагог излагает материал на уроке только в визуальном ключе, запомнить его аудиалам и кинестетикам трудно, а иногда невозможно. Такие дети могут перейти в разряд неуспевающих. Этого не произойдет, если учитель знает ведущий канал получения информации ребенком и учитывает особенности его восприятия при объяснении учебного материала. Чтобы определить ведущий канал восприятия у ребенка, можно провести вербальный тест определения репрезентативных систем (модальностей) [5, с. 56]
Учитывая приоритетный канал восприятия, учитель без ошибки построит всю коррекционную работу с ребенком. Целесообразно указать основные приемы работы учителя [6, с.76]:
а) с визуалом использовать цвет для выделения различных пунктов содержания, записывать действия, применять схемы, пособия. Такому ребенку необходимо разрешить иметь листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, рисовать, штриховать. Ключевые слова - видеть, смотреть, наблюдать;
б) с кинестетиком необходимо использование жестов и прикосновения. Следует помнить, что ки-нестетики обучаются за счет мышечной памяти. Нельзя таких детей заставлять сидеть неподвижно на уроке, так как во время движения у них идет более прочное запоминание материала. Ключевые слова - чувствовать, ощущать, притрагиваться;
в) с аудиалом необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ему нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения словесного задания издает звуки, шевелит губами. Ключевые слова - слышать, звучать, настраивать, кричать...
В случае, если возникнет необходимость все-таки сделать замечание ребенку - делайте это на его языке! Для визуала достаточно многозначительно покачать головой. Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. Аудиалу сделать замечание шепотом.
Коррекционная задача: развитие восприятия и ориентировки в пространстве
Примерный коррекционно-развивающий материал:
- Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т. д.) Цель: выработка навыка правильно пользоваться предлогами в устной и письменной речи. Дети выполняют устные указания учителя, отвечают на его вопросы и записывают соответствующие предложения. (Что расположено над доской? - Над доской висит картина.).
- Упражнение на развитие наблюдательности. Предложите учащимся внимательно осмотреть классную комнату и найти предметы, в которых есть, например, круг или в названии которых два слога и т. д. Дети записывают слова в тетрадь. Проведите эту игру в соревновательной форме.
Залогом достаточно высокого уровня сформи-рованности основных психических процессов, познавательных интересов и активности ребенка является правильно организованный процесс психокоррекционной и развивающей работы. Регулярное использование комплекса упражнений с элементами кодирования в коррекционной работе с учащимися на уроках способствует развитию пси-
хических процессов, увеличению скорости мыслительных операций, а также помогает скорректировать нарушения чтения и письма. Упражнения, предложенные для работы, достаточно просты, не требуют специальной подготовки и могут использоваться в качестве тренировочных как с учителем, так и в домашней работе.
Например, во время работы над гласными буквами (определение в слове, слабая позиция.) учитель кодирует их определенным движением, согласные - четко проговаривает. Учащиеся отгадывают, запоминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе. В качестве кодового обозначения букв можно использовать: А - хлопок в ладоши перед собой; О - хлопок обеими руками по коленям; И - хлопок в ладоши над головой; Е - хлопок в ладоши за спиной. Примерный лексический материал: волк, лось, кошка, рысь.
Аналогично могут кодироваться специально составленные предложения. Примерный лексический материал: в саду у дома растет айва, крыжовник, малина.
Для развития зрительного внимания, мышления, памяти мы предлагаем упражнения на исключение лишнего, усложненные кодированием с использованием таблицы-ключа, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и задания на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение, записать слова в расшифрованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровываются только гласные буквы (согласные, твердый и мягкий знаки не шифруются):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А О У И Ы Э Е Е Ю Я
Образец: 8ж, л4с1, к2р2в1, в2лк (ёж, лиса, корова, волк).
Примерный лексический материал. к2р2в1, 2вц1 , в2лк, л2ш1дь; п2м4д2р, 2г3р7ц, 0бл1к2, м2рк2вь; гр3ш1, 0бл1к2, м2рк2вь; т2рт, к2лб1с1, с5р, ч1йн4к.
Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты.
После того как учащиеся освоили это упражнение (3-5 предложений), им предлагается кодированный текст, ключ к нему. Необходимо ознакомиться с ключом и прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ.
5. Одним из важнейших направлений в работе с детьми, имеющими ЗПР, является проблема их речевого развития. Особенности речи детей данной категории обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Целесообразно указать на сле-
дующие особенности речевой деятельности: речь носит, в основном, ситуативный характер (большое количество личных и указательных местоимений, частое использование прямой речи); бедность, не-дифференцированность словаря; недостаточность речевой регуляции действия; несформированность планирующей функции речи [7, с. 32; 8].
Коррекционная задача: развитие речи
- Упражнение, направленное на развитие словарного запаса. Игра «Придумай новое слово». Учитель называет слово, ученик должен заменить в нем одну букву, чтобы получилось новое. Например: дом-дым-дам и т. д.
- Упражнение «Слова-приятели», «Слова-неприятели». Какое слово лишнее и почему?
- Упражнения на развитие грамматических навыков. Они помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать грамматические конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
А) «Кто? Что?». Составь предложения по разным моделям. Например по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?
Б) «Закончи предложение». Задание: попробуй угадать конец фразы:
На столе лежит бу... и ка. .
В) «Добавь слова». Задание: распространи
предложение.
Г) Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места:
Дымок, идет, трубы, из.
Д) «Пропавшие слова». Догадайся, какие слова пропущены:
Тишина царит в дремучем________. Черные______
затянули солнце.
Е) «Найди ошибку». Прочитай предложения и скажи, все ли в них верно:
Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Итак, актуальность и значимость названных коррекционно-развивающих мероприятий, связанных с повышением уровня результативности обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, на наш взгляд, несомненны.
Список литературы
1. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы. М.: Роспедагентство, 1994. 68 с.
2. Ефименова Л. Н. Коррекция учебной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитарный издат. центр, 2002. 93 с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. 257 с.
4. Волковская Т. Н. Генезис проблемы изучения ЗПР у детей // Коррекционная педагогика. М., 2003. № 2. С. 14-20.
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа // Психологическая наука и образование. М., 1998. № 2. С. 56-58.
6. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Просвещение, 2004. 235 с.
7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 326 с.
8. Петрова Е. Ю. Учебно-методический комплекс как средство преодоления учебной дезадаптации учащихся группы риска в массовой общеобразовательной школе // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7.
Нарзулаев С. Б., доктор медицинских наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Шуклова Л. А., учитель.
Богашевская средняя общеобразовательная школа.
Ул. Киевская, 28, п. Богашево, Томский район, Томская область, Россия, 634570.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.10.2010.
S. B. Narsulaev, L. A. Shuklova THE PROBLEM OF TRAINING CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN GENERAL SCHOOL
The authors pay attention to the problem of training children with mental retardation conditioned by absence of different mental functions that are considered to the pledge of successful training of such children in the condition of general school education. The analyses of modern state of this problem and longstanding operational experience with the forms of remediation and developmental training allowed the authors to define main retardation problems of educational and pedagogic process and choose suitable ways and methods of correction.
Key words: cognitive process, retardation problem, retardation and developmental exercises, activation of cognitive activity.
Narzulaev S. B.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Shuklova L. A.
Bogashovo Secondary School.
Ul. Kiyevskaya, 28, Bogashevo, Tomsk region, Russia, 634570.
E-mail: [email protected]