Научная статья на тему 'Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии. Методическое пособие'

Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии. Методическое пособие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
Поделиться
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COGNITIVE PROCESSES / УУД / UEA / УЧАЩИЕСЯ С ОВЗ / STUDENTS WITH SHO / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Елена Вячеславовна

В методическом пособии анализируется проблема неуспеваемости определенной части учащихся массовой общеобразовательной школы, что давно привлекло к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, достаточно широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории детей с задержками психического развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы проблемы соотношения биологического и социального в человеке или проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. Именно с этого момента каждый учитель должен начинать выстраивать свою образовательную, воспитательную и развивающую деятельность. В пособии мы предлагаем различные формы, методы, приемы, технологии, упражнения, которые помогают в развитии познавательных процессов, как компонентов УУД.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии. Методическое пособие»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ КАК КОМПОНЕНТОВ УУД У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лукина Е.В. Email: Lukina640@scientifictext.ru

Лукина Елена Вячеславовна - учитель географии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа,

с. Кошки, Самарская область

Аннотация: в методическом пособии анализируется проблема неуспеваемости определенной части учащихся массовой общеобразовательной школы, что давно привлекло к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, достаточно широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержками психического развития.

Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке или проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках — от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит.

С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. Именно с этого момента каждый учитель должен начинать выстраивать свою образовательную, воспитательную и развивающую деятельность. В пособии мы предлагаем различные формы, методы, приемы, технологии, упражнения, которые помогают в развитии познавательных процессов, как компонентов УУД. Ключевые слова: познавательные процессы, УУД, учащиеся с ОВЗ, инклюзивное образование.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES AS COMPONENTS OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR STUDENTS WITH SPECIAL HEALTH OPPORTUNITIES IN THE PROCESS OF INCLUSIVE EDUCATION IN GEOGRAPHY LESSONS. METHODICAL MANUAL Lukina E.V.

Lukina Elena Vyacheslavovna - Teacher of Geography, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL, VILLAGE KOSHKI, SAMARA REGION

Abstract: the article analyzes problem of underachieving of a certain part of the students in a mass general education school has attracted the attention of teachers, psychologists, doctors and sociologists. They identified a certain group of children who could not be categorized as children with intellectual disabilities, because within the available knowledge they showed sufficient ability to generalize, a sufficiently wide "zone of proximal development". These children were referred to a special category - children with retardation of mental development.

One of the most important problems of pedagogical psychology is the problem of the correlation between learning and mental development. This problem is a derivative of the general scientific problem - problems of the correlation of biological and social in a man or as problems of genotypic and environmental conditioning of the psyche and human behavior. According to modern science, it is

practically impossible to influence on a genetic apparatus directly through education and upbringing and, consequently, what is given genetically is not subject to re-education.

On the other hand, education and upbringing themselves have great potential for the individual's mental

development, even if they do not affect the genotype proper and do not affect organic processes.

It is the moment when each teacher should begin to build up his educational and developing activity.

In the manual we offer various forms, methods, techniques, exercises that help in the

development of cognitive processes, as components of universal educational activities for

students with special health opportunities.

Keywords: cognitive processes, UEA, students with SHO, inclusive.

УДК 372.891

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, достаточно широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержками психического развития.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями, у них нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми или функциональной недостаточностью ЦНС. Такой диагноз может поставить только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) лечебного заведения [1, с. 125].

Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках — от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит.

С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. Именно с этого момента каждый учитель должен начинать выстраивать свою образовательную, воспитательную и развивающую деятельность.

В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

Познавательных процессы - это особые виды деятельности головного мозга, если эти виды деятельности упражнять в ходе включения в соответствующую образовательную деятельность, сенсорные процессы в ней будут развиваться. Познавательные процессы - важнейшие компоненты любой человеческой деятельности

• имеют особенности развития на разных возрастных этапах,

• индивидуальны для каждого ребенка,

• особые виды деятельности,

• развитие при активизации,

• имеют анатомо-физиологическую основу,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• имеют психологическую основу [3, с. 165 -166].

Усвоение учебного материала, а следовательно и успеваемость в значительной степени зависят от того, через какую модальность ученик воспринимает информацию. В школе при обучении, в основном, используется 3 типа модальности: аудильная, визуальная и кинестетическая. По тому, через какой канал усваивается информация учеников можно разделить на аудиалов (А), визуалов, (В), кинестетиков(К). Чаще всего встречаются люди смешанной модальности А-В, А-К, В-К, реже А-В-К и еще реже только с одной модальностью.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Внимание обладает свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением, объемом, концентрацией. Функции: Активизирует нужные, тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. С вниманием связана направленность в избирательности познавательных процессов. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи, внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Вниманием определяются качество и результаты всей познавательной активности [3, с. 56 -67].

Внимание детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Отмечается недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания другое.

Мы предлагаем процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Мы использовали модификации приемов, предложенных психологом Е.И. Роговым «Настольная книга практического психолога».Упражнения на развитие познавательных процессов мы адаптировали к применению на уроках географии.

Упражнение «корректура». Развитие внимания.

Предлагаются тексты с заданиями с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах, только важно, чтобы текст в парах был одинаковым для точности оценивания [ 4, с. 176-178].

Готовый текст с ошибками. Необходимо исправить имеющиеся в тексте ошибки. Определите описываемую в тексте природную зону.

1 текст.

Видавой состав арганичиского мира - беден. Много мхов и лешайников, обильны кустарнечки. Тровенистых растений мало. Это район алиневодства, в азерах - рыба. Много ягод: марошка, галубика, клюква, брусника, чирника. Много камаров и машкары (гнуса)

2 текст

Основные дривесные пароды: листвинница, пихта, ель, кедр, сасна. Лиственные пароды: береза, осина, альха. Животные: бурый медведь, лось, белка, заяц-беляк; птицы - глухарь, рябчик, кедровка, клест. Хищники: волк, рысь, соболь, куница, лисица.

3 текст

Распрастранена палыно-злакавая ростительность. Много зимлероев. Обитатели : чирипаха, годюка, скарпион, тушканчик, ушастый еж, жаваронок. Животный мир: сачитание представителей двух проиродных зон.

4 текст

Высотная поесность зависит от геаграфического паложения горных систем. Клематические особинности оприделяются высотой. Высокогорный климат формируется на высотах более 2000 м. Выше границы леса на кавказе и урале - альпийские луга; в горах сибири - горные тундры; в горах Дльнего вастока (горы камчатки, Курил, сахалина, Сихотэ-Алиня) - пояса лисов из каменной бирезы и зараслей кидровый стланик (эти пояса отсутствуют в горах других районов страны) , горные тундры.

На переменах и физминутках можно предложить учащимся следующие задания на развитие внимания.

Упражнение «Пальцы». Развитие концентрации внимания.

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на коле-ни рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5—15 минут.

Некоторые участники испытывают необычные ощущения: уве-личения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение «Муха». Развитие устойчивости внимания.

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и неболъшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессирован-ной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответст-венно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она про-водится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «ви-дит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вер-нув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4x4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно (6).

Память заключается в способности мозга хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию, это процесс организации и сохранения прошлого опыта и его воздействия на поведение. Различают 3 вида биологической памяти: генетическая, иммунная, нервная. Параметры памяти: прочность, точность запоминания, скорость

Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [4,с.89 -91].

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания [1, с. 123 - 125].

Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно способно породить такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Итогом мышления является мысль, идея. Мышление-это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция, индукции [3, с.166].

Значительное своеобразие отмечается в развитии детей с ЗПР мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

Корректировать отмеченные выше пробелы помогают приемы развития мыслительной деятельности.

Учащимся предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогазм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

5. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр.

Следовательно, Мухамед — житель Конго.

6. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

7.Злаки произрастают в степях. В полях произрастают злаки. Следовательно, поля- степи.

8.Экваториальный лес богат ценными породами деревьев.Лиственница-ценная порода дерева.Следовательно, лиственница произрастает в тропическом лесу.

9.Все реки умеренного пояа зимой замерзают.Река Волга протекает в умеренном поясе.Следовательно, река Волга замерзает.

10.В Африке расположена крупнейшая пустыня мира Сахара.Пустыня Такла- Макан-крупнейшая пустыня мира. Следовательно, пустыня Такла- Макан расположена в Африке.

Выявление общих понятий.

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родо-вые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть [4, с. 124-125].

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4.Почва (перегной, песок, уголь, нефть, растение)

5.Географическое положение (граница, страна, море, река, город)

6. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

7.Африка (Нил, Сахара,тундра, арктика, белый медведь)

8.Австралия (морж,кенгуру,коралловый риф, лед, снег)

9.Океан (цунами, шторм, вода, волна, соль)

10.Волна (гребень, подошва, ветер, штиль, корабль)

11 .Глобус (планета, река, город, подставка, море)

12.Вулкан (кратер, огонь, жерло, магма, извержение)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Атмосфера (воздух, кислород, вода, птица, человек)

14.Гидросфера (рыба, вода, океан, дельфин, корабль)

15.Литосфера (земля,горная порода, вода, воздух,человек)

16.Биосфера (дом, школа, береза, человек, стол)

17.Россия (родина, Евразия, семья,Самарская область, дом)

18.Водопад (человек,вода,шум, рыба, река)

19.Облако (вода, небо,высоко, пар, дождь)

20.Ледник (холод, гора, лед, белый медведь, пингвин)

У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. Эти недостатки мы компенсируем полимодальным методом обучения.

При изучении на уроках географии новых тем, мы систематически используем полимодальный метод обучения. Комментированное составление рисунков и схем имеет здоровьесберегающую основу. Таким образом происходит укрепление и развитие связей между воспринимаемой информацией с разных каналов. Этот метод учитывает и психологическую основу, так как усвоение знаний учащимися происходит с преобладанием любого типа восприятия: визуального, аудиального, кинестетического. Мы используем учение физиолога П.Я. Гальперина «Никогда человек не научится думать, не делая руками, не проговаривая».

Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию.

Детям с ограниченными возможностями, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. А главное они должны быть включены в общую систему образования.

Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в

целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации. Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное образование.

Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей. Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества.

Инклюзивность в образовании можно рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему [2, с. 26 - 29].

На уроках применяем технологию «Обучение в сотрудничестве». В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем: развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала. Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

На всех этапах урока использую групповые формы, работу в парах, где более сильный учащийся подготавливает ученика с ОВЗ к ответу домашнего задания, повторении, закреплении пройденного материала.

Такая форма обеспечивает тьюторскую, шефскую, наставническую работу. Результат. Создание условий безбарьерной среды обучения, формирования компонентов регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных УУД.

Как художник, творчески подходит к написанию картины, смешивает краски: белые, красные, желтые, они у него разные. В результате получает шедевр. Наша профессия тоже творческая. Перед нами разные дети. У нас все получится, если мы не будем делить детей, а наоборот, будем их сплачивать в ходе образовательной деятельности.

Список литературы / References

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2. Курганова Э.Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый, 2016. № 16.1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/120/33328/ (дата обращения: 01.04.2018).

3. НемовР.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. Общие основы психологии.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Коррекционные приемы и упражнения. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 1999.