НЕ
М.Л. Нургалиева,
учитель математики, ГУ «Заречная школа-лицей» отдела образования акимата
Костанайского района
He?i)?i свздер: критери-алды багалау, форматuemi багалау, Kepi байланыс, б\л\м беру мазмунын жанарту.
Ключевые слова: критериальное оценивание, форма-тивно оценивани, обратная связь, обновление содержания образования.
Keywords: criteria assessment, formative assessment, feedback, updating the content of education.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Ацдатпа
Макал ад а каз1рп бшм берудеп багалау мэселелер1 карастыры-лады. Автор формативт! багалау кагидаларын, онын компонент-тер1н, етюзу механизмдерш, мумкш киындыктар мен жетютш-тер1н белгшейдг
Аннотация
В статье рассматривается проблема оценивания в современном образовании. Особое внимание уделяется критериальному оцениванию, которое соответствует компетентностному подходу в обучении и является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности.
Annotation
The article considers the problem of assessment in modern education. The main attention is paid to formative evaluation as a component of the criteria assessment, whish corresponds to the competence approach to teaching and is an important component of improving students' learning.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. В этом году ^ мы используем на своих уроках современную технологию оцени- К вания учащихся: критериальную. <
Данная система оценивания дает возможность определять, на- О сколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сфор- ^ мирован тот или иной практический навык. При этом целесоо- § бразно за точку отсчета брать обязательный минимум. 3
Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в и смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а Я" также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она Рч также является средством диагностики проблем обучения, пред- и усматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, ^ учеником и родителями. Критерии расшифровываются показате- И лями, в которых (для каждой конкретной работы) даётся четкое К представление о том, как в идеале должен выглядеть результат <с выполнения учебного задания, а оценивание по любому пока- о зателю - это определение степени приближения ученика к дан- щ ной цели. При критериальном оценивании, обращаем большое ® внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание.
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О
Л
о о м =г о 0-с ш л
X X
о к
=Г
<с
т
о х
х
Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к сумма-тивным работам, учатся работать с дескрипторами. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний учащихся. На наш взгляд, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные оценки.
Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
¡.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность.
2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с образцом отлично выполненной работы.
3.Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
4.Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания- конкретное выражение учебных целей [1].
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям
1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
3. Улучшить качество обучения;
4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
6. Вносить предложения по совершенствованию содержания нормативных и методических документов.
Обучающимся
1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и суммативное оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год) [2].
Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.
Суммативное оценивание проводится для того, чтобы предоставить учителям и обучающимся информацию о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных
программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок.
Формативное и суммативное оценивание приметаются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида. Подходы к суммативно-му оцениванию более подробно представлены в методических рекомендациях по суммативному оцениванию по предметам и классам.
Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса.
Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.
Плюсы использования критериального оценивания: стимулируют ответственность учащихся за свои результаты; помогают учиться на своих ошибках; помогают осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха. В условиях критериального оценивания, стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», « я этому не совсем научился», « я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность учащихся. Поэтому считаю одной из главных задач, стоящих перед учителями, работающими в школе - это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности.
Стараюсь использовать различные техники формативного оценивания обучения, предоставляя ученикам возможность включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. В данном случае предлагаю некоторые из них.
¡.Хорошие слова или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
2.При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
3.Волшебная лесенка - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
- нижняя ступенька - не понял,
- вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция,
- верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
4.Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
- зеленый - я умею сам,
- жёлтый - я умею, но не уверен,
- красный - нужна помощь.
Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо:
- чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;
- выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;
подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;
- подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;
совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий.
Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста ребят, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) /М. А. Аскарова // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36.
2.Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно методическое пособие./Под ред О.И.Можаевой, A.C. Шилибековой, Д.З.Зиеде-новой, - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 56с.
в; s х
<с
m
о
СП £
W
о
О О W
=г о
CL
с
ш
X X
О S
=г
<с
m
о х
X
s