охо.
Т.П. Овчар,
учитель английского языка ГУ «Школа-лицей №2 отдела образования акимата г.Костаная»
Неггзгi создер: бага-лау стратегиялары, оцу мотивациясы, оцушылар-дыц оз бетгнше жумысы, формативтг багалау; сын тургысынан ойлауды да-мыту.
Ключевые слова: стратегии оценивания, учебная мотивация, учебная самостоятельность учащихся, формативное оценивание, развитие критического мышления.
Keywords: assessment strategies, learning motivation, students' learning independence, assessment for learning (formative), the development of critical thinking.
- Вестник «Oimey»-kst -
С ТРАТЕГИИ ОЦЕНИВАНИЯ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
Ацдатпа
Аталган макала агылшын Т1Л1 сабакгарындагы багалау стратегиялары жэне оларды колдану тэяарибесл туралы. Бага-лаусыз окыту мумюн емес. Багалау стратегиясы дегешлш мугалш окушыньщ оку же'пспп туралы акпаратты жинау ушш колданылатын эдютердщ 6ipi. Оку эрекетшщ эр кезешнде эр TYpni багалау стратегиялары колданылады. Багалаудыц страте-гияларын колдана отырып, 6i3 оньщ неге багытталганын, кан-дай нэтиже кутетЫм1зд1, окушыньщ окудагы же'пспп туралы ойлауына калай кемектесетш1]\ш туралы TycinyiMi3 керек.
Аннотация
Данная статья о стратегиях оценивания и опыте их применения на уроках английского языка. Преподавание не мыслится без оценивания. Стратегии оценивания - это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе.
Annotatoin
This article is about the strategies of assessment and experience in applying them at the English lessons. Teaching is not conceived without assessment. Assessment strategies are methods that the teacher uses to gather information about students' achievements. Different strategies of assessment are used at different stages of learning activities. Applying a particular strategy of assessment, it is important to understand what it is focused on, what results we achieve and how we help the student to think about his learning success.
В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников.
М.Барбер
Преподавание не мыслится без оценивания. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. Формативное оценивание - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Стратегии оценивания — это методы, которые учитель ис~
Вестник «Орлеу»-!^
пользует для сбора информации об учебных достижениях учащихся. Для более эффективной оценки учащихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе.
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю - Интересуюсь - Умею, диаграммы, карты и многое другое. Такие виды работы любимы многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. На своих уроках я применяю различные стратегии оценивания, позволяющие понять мне, как дети усвоили тот или иной учебный материал. На уроках английского языка учащимся особенно нравятся такие стратегии оценивания как «Диаграмма Венна», «Синквейн», «Древо мудрости» и другие. Применение данных технологий способствуют не только развитию критического мышления, но и сознательного отношения к учебе.
«Диаграмма Венна» является одним из действенных стратегий оценивания. Она позволяет учащимся на основе анализа сделать выводы о различиях и сходствах языкового явления. Данный вид работы представляет собой высокий уровень по таксономии Блума. «Синквейн» как стратегия, кроме вышеперечисленных достоинств, развивает и творческое мышление учащихся.
Провожу индивидуальные беседы с учащимися, интервью с целью проверки уровня их понимания. В результате таких бесед определяю уровень прогресса обучаемого и предпринимаю определенные шаги для улучшения обучения.
Стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увиде-
ла искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.
Если каждый учитель будет стремиться видеть в учениках развивающуюся личность, а не двоечника или троечника, то и дети по достоинству оценят это стремление, и изменения не заставят ждать. Ведь «успех приходит к тому, кто делает то, что любит» М.Форбс.
Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Данный вид промежуточных работ проводила с целью отслеживания уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставления обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность.
Например:
1. Я предложила написать «Трехминутное эссе». Записала один из предложенных ниже вопросов по теме:
(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
2. «Светофор». У каждого учащегося имеются карточки трех цветов светофора. Я прошу ребят показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем прошу учащихся ответить на вопросы:
К ребятам, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
- Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
- Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
3. «Трехминутная пауза». Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает им возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить не-
га О
го £
РЧ
О в; х
1-4
о §
к
Рч
о
в;
га
о
го £
РЧ
О
и
О §
ш Е-
к
Рч
о
М Е-
--— --- Вестник «врлеу»-!«! -
пони I ныс моменты. интересным. Хлопки производились одно-
• Я изменил свое отношение к....................временно всей группой по моей команде. Это
• Я узнал больше о..........................позволяло, мобилизовать учащихся, акценти-
• Я удивился тому, что............ровать их внимание на значимых аспектах в
• Я почувствовал ... выступлениях их одноклассников, дать объек-
• Я относился к........................тивную оценку за работу на уроке.
4. «Упражнение на проверку усвоения Эффективное применение формативного нового материала». оценивания используется для повышения ка-
Учитель создает таблицу из четырех око- чества обучения учащихся. Это позволяет сде-
шек (квадратов) с надписями: лать выводы:
«Предсказать», «Объяснить», «Обоб- • формативное оценивание, проводимое
щить» и «Оценить». После объяснения нового в группе в рамках различных видов деятель-
материала учитель просит ребят выбрать опре- ности, дает четкую, объективную и репрезен-
деленный квадрат. При этом учитель поясняет, тативную картину умений учащихся и их про-
что таким образом каждый учащийся выбирает гресса;
себе тип задания, который ему нужно будет вы- • формативное оценивание позволяет
полнить по изучаемой теме. Затем, в зависимо- качественно оценивать учебные достижения
сти от выбора квадрата, учитель задает вопрос, учащихся, они должны научиться сами ставить
Например: (1) Если ученик выбрал ква- перед собой учебную задачу, найти способы
драт «Обобщить», то я давала следующее решения и оценить собственные действия и
задание: «Перечислите основные идеи из но- достижения.
вого материала». (2) Если учащиеся выбрали В качестве рекомендаций для коллег
квадрат «Объяснить», то задавала следующий предлагаю:
вопрос: «Как вы понимаете изученный термин • оценивать не учащегося, а его работу,
(понятие)?» при оценивании работы акцент делать на по-
5. «Обобщение в одном предложении», ложительные стороны, а не на недостатки; Прошу учащихся обобщить изученную тему • обратная связь должна быть позитив-в одном предложении, которое отвечало бы ной, но это не означает, что учащиеся не должна вопросы «кто? что? где? когда? почему? и ны знать о недостатках выполненной работы; как?». • не делайте много комментариев к одной
6. Учитель дает учащимся задание: «Вы- работе;
берите (подберите) слово, которое наиболее • комментарии должны обеспечить уча-
точно обобщает тему». щешся информацией о том, как он поработал
7. «Словесная оценка (устная обратная по отношению к обучающей цели, и подтол-связь»). Самый распространенный вид оценки, кнуть его к совершенствованию своей работы. Учитель похвалил учащегося за хорошее вы- «Разум, однажды расширивший свои гра-полнение упражнения и, таким образом, про- ницы, никогда не вернется в прежние». А Эйн-вел устную обратную связь, соответственно, штейн
он может понять, что данный материал или информацию успешно освоил. ЛИТЕРАТУРА
8. «Самооценивание». Процесс, в ходе 1. Руководство для учителя АОО «Назар-которого учащиеся собирают информацию о баев Интеллектуальные школы» [Текст], 2012,-своем учении, анализируют ее и делают выво- 305с.
ды о своем прогрессе. Обязательное условие 2. Пинская, М. «Оценивание - способ по-
проведения самооценивания - наличие крите- вышения эффективности обучения». риев оценивания работы, с которыми учащиеся 3. Воронцов, А.Б. Педагогическая техно-
должны быть ознакомлены в начале изучения логия контроля и оценки учебной деятельности
темы и до начала выполнения работы. [Текст] / А.Б. Воронцова. -М.: Рассказовъ, 2002.
9. «Три хлопка». Данная техника исполь- 4. Методическое руководство «Оценива-зовалась в том случае, когда выступление уча- ние учебных достижений учащихся» [Текст], щешся было грамотным, содержательным, Бишкек, - 2010.