Научная статья на тему 'Сущность технологии критериального оценивания'

Сущность технологии критериального оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
үЗДіКСіЗ ПЕДАГО-ГИКАЛЫЦ БіЛіМ / өЗДіГіНЕН БіЛіМ АЛУ / ПЕДАГОГИКАЛЬЩ ШЕБЕРЛіК / БәСЕКЕГЕ ЦАБіЛЕТТі МАМАН / КОМПЪЮТЕРЛіК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павперова И. А.

Статья посвящена сущности критериального оценивания. В ней обосновывается необходимость использования критериальной системы оценивания на уроках математики для объективного определения уровня учебных достижений учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность технологии критериального оценивания»

И).А. Павперова,

Руководитель сектора математики, физики и информатики ГУ «Отдел образования акимата города Костаная»

He¿i32i свздер: критериалды багалау; формат нет i багалау; суммативпп багалау; белгмерi; цузыретттк тэсм.

Ключевые слова: критериальное оценивание; формативное оценивание; суммативное оценивание; критерии ;компетентност-ный подход.

Keywords: parameters estimation; format estimation; general estimation; parameters; competen tapproach.

СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Ацдатпа

Макала критериалды багалауга арналган. Окушы-лардьщ ок;у жетютжтершщ децгешн математика са-бактарында объект и BTi багалау уш'н критериалдьщ жуйеш колдану кджеттшп туындаган.

Аннотация

Статья посвящена сущности критериального оценивания. В ней обосновывается необходимость использования критериальной системы оценивания на уроках математики для объективного определения уровня учебных достижений учащихся.

Annotation

The article is dedicated to a matter of parameters estimation. It proves the necessity of using the parameter system of estimation on mathematic lessons to define the level of pupils educational achiwements.

Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности.

М. Эбнер-Эшенбах

В школьной практике оценивание рассматривается как необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на всех стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем участникам образовательного процесса (администрации, учителям, учащимся, родителям). Объективные и своевременные данные качественного анализа мониторинга учебных достижений учащихся, позволяют учителю сделать правильный выбор эффективных стратегий, приемов и средств обучения. В настоящее время вопросам качества образования уделяется большое внимание как в мировом образовательном пространстве, так и в системе образования Казахстана [1]. В связи с этим тема оценки успешности учащихся приобретает все большую актуальность, так как оценивание- это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

О?

к с

ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание - процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей (заданного эталона). Отметка -результат этого процесса, выраженный в количественном показателе[2].

В данной статье рассматривается оценивание деятельности учащихся при изучении математики. Математика - одна из базовых предметных областей общего среднего образования. Математика играет большую роль в системе знаний и культуры современного общества. Математика имеет глубокие корни в развитии человечества, базируется на основе национального самосознания разных народов и государств. Математика как учебный предмет обладает уникальным потенциалом, который определяется, главным образом, спецификой математического метода мышления, являющегося мощным исследовательским методом, включающим в себя все способы научного познания - индукцию, обобщение, сравнение, аналогию и т. п. Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие функциональной грамотности, творческих способностей учащихся, формирование логико-языковой культуры и духовно-нравственное становление личности.

Анализ методической литературы показал, что в действующей системе образования нет четко разработанных критериев для оценивания учебных достижений учащихся по математике, отвечающих современным требованиям и целям обучения, поэтому оценивание знаний учащихся —педагогическая проблема. Школьная отметка — это не только результат работы ученика, но и стиль работы учителя. Без оценивания деятельности учащихся невозможно построить процесс обучения. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что оценивание должно быть объективным[3].

На основании вышесказанного можно выдвинуть гипотезу, что оценивание, с использованием разработанных критериев, позволит объективно оценить деятельность учащихся при изучении математики.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-по-

знавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание). Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом за точку отсчета берется обязательный минимум.

В педагогике отмечены положительные аспекты критериального оценивания:

• обучаемый становится настоящим субъектом своего обучения;

• снижается его школьная тревожность;

• учитель становится консультантом, специалистом, тьютором.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и суммативное оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год).

Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения суммативной работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за суммативные работы и итоговых отметок за четверть.

Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения суммативных работ различных видов (тесты, контрольные работы). Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых отметок по предмету (курсу) за четверть, за год.

Отметки за все виды деятельности учащихся выставляется по критериям. Критерии оценивания должны быть доступны для ознакомления всех участников учебного процесса: учащихся, учителя, родителей. Понимание и озвучивание критериев оценивания учеником означает вступление в действие компонента форматив-

ного оценивания, т.е. его активное участие в процессе собственного учения. При использовании критериальной системы оценивания, учителям необходимо освоить новые понятия: «критерии», «дескрипторы», «рубрикаторы». Рубрикаторы показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.

Применение технологии критериального оценивания позволяет использовать различные виды заданий и формы их предъявления, разные виды помощи учащимся, что позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности в соответствии с требованиями современного общества.

Ключевым моментом является точное определение и формулировка критериев полного усвоения в соответствии с требованиями программы и ГОСО, основа которых - научно обоснованные учебные цели.

Таким образом, для внедрения критериального оценивания в учебный процесс необходимо:

• знание и понимание учащимися целей обучения;

• знание и понимание учащимися критериев оценивания;

• организация эффективной обратной связи между учителем и учеником;

• рефлексия деятельности, эволюация результатов обучения[4].

Применение системы критериального оценивания на уроках математики имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:

- оценивается только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Из опроса родителей и учащихся, после проведения серии уроков с применением новых подходов в обучении и критериев оценивания, можно сделать выводы, что учащиеся, приходя домой, могут объяснить полученную на уроке оценку, по критериям, зависящим от выполненной работы, знают, какие пробелы в знаниях не позволили получить отметку выше, что нужно сделать, чтобы повысить уровень своих достижений.

Подводя итоги, можно утверждать, что критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

3. Улучшить качество преподавания.

4. Улучшить качество обучения.

5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.

7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка.

2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.

3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.

5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе[6].

Новый этап в развитии школьного образо-

« О

Он

С ^

и

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

и ©

О

и

о -

©

вания связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса, необходимостью научить учащихся приметать полученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результатов содержания обучения, что требует изменений в системе оценивания уровня учебных достижений.

Актуальность применения критериальной системы оценивания в процессе обучения определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников школ Казахстана в мировом образовательном пространстве. Анализ результатов участия казахстанских школьников в международных тестированиях TIMSS, PISA дает право говорить о необходимости совершенствования системы мониторинга качества образования, как приоритетного направления образовательной по-§ литики в рамках Государственной программы ® развития образования PK на 2011-2020 годы[7].

Широко используемая в школьной прак-< тике методика оценивания по пятибалльной

Рч

g шкале проста и привычна, но имеет ряд суще-3 ственных недостатков. Пятибалльная система м оценивания не позволяет проследить объектив-« ность отметок, учащийся часто не может объ-g яснить ни себе, ни тем более родителям, за что w конкретно он получил ту или иную отметку. Такое сложившееся положение объясняется от-

и

w сутствием однозначных, конкретных и четких S критериев оценок, когда отметка превратилась § в инструмент абсолютной власти учителя[8].

Объективность же оценок при критериаль-

® ном оценивании подтверждается дескриптору

^ рами, в создании которых принимают участие S ученики, обсуждением и сравнением оценок. S Данная система оценивания позволяет учении ку стать активным не только в процессе обу-

©

О чения, но и в оценивании результатов своего О обучения. Критериальная система оценивания S позволяет учителю делать акценты на успехах

ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Таким образом, критериальное оценивание учит обучающихся нести ответственность за свое обучение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельност-ный подход к разработке стандартов нового поколения https://docs.google.com/ document/d/lZKkc5Qmmfx25-YxAmbfBqWb4bGFDRcgAS72_Km68Xqs/ edit?pli=l#!

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U1000001118

3. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

http://edu.resurs.kz/metod/tehnologiya-kriterialnogo-otsenivaniya-uchaschihsya

4. Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся в Назарбаев Интеллектуальных школах. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Семей», ЧкамбаеваД.А. Габдуллина Д.С. Красильнико-ва Л.Г., 2013. f.bilimal.kz/megssoem/oykcaokq/ smmyaugq/Oe 16с 1191...

5. Критериальное оценивание учебных достижений школьников http://u.jimdo. com/www36/o/sl25aac67bb830431/dawnload/ т779791а9745е4522/1413812956/Критериал. doc

6. Международная система оценивания знаний /оп 28 September 2011// http:// ru.wikipedia.org/w/.

7. Международные исследования PISA: Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане, 2010. http : //www. nari с. kz/index-49. php. htm.

8. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательныхорганизациях (в том числе, реализующих инклюзивное об-разование)Республики Казахстан[Текс] :Ин-структивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016. - 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.