7. Воспитание культуры здорового образа жизни.
Учитель в процессе преподавания своей дисциплины должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. Важен и личный пример учителя, то, как он относится к своему здоровью.
8. Дозирование объема домашнего задания.
Данный алгоритм деятельности учителя позволяет раскрепостить ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, это снижает тревожность и психическое напряжение учащихся, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Для определения эффективности работы системы здоровьесберегающей деятельности автором совместно с психологом школы проводился мониторинг школьной мотивации, мониторинг уровня тревожности учащихся, мониторинг самооценки учащихся, социометрическое исследование классного коллектива. Данные диагностики подтвердили эффективность использования алгоритма автором на уроках истории и обществознания.
Литература
1. Ануфриева Л. Принципы здорвьесберегающего обучения. // Здоровье детей, 2006. № 2. С. 16.
2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения // Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. 181 с.
3. Короткова Н. В. Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 176 с.
4. Кучма В. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения? // Здоровье детей, 2006. № 1. С. 4.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: изд-во АПК и ПРО, 2002. С. 121.
Формирующее оценивание как средство повышения качества
образования в школе Абдыканова С. А.
Абдыканова Сауле Алихановна /Abdykanova Saule Alikhanovna - магистрант,
кафедра педагогики, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров
Аннотация: в статье анализируется, как формирующее оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формирующее оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Abstract: the article analyzes how formative assessment is used in daily practice (in each lesson, daily). In this type of assessment must be feedback to enable progress in learning. Formative assessment helps the teacher to track the achievements in the class.
Ключевые слова: формирующее оценивание, обучение, критерии. Keywords: formative assessment, learning, criteria.
Учитель традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов собирает обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников и не может действенно повлиять на их учёбу. Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи - это период до начала тестовых проверок и экзаменов. В ходе педагогической практики нужно провести анализ деятельности учащихся и учителей школы, как проводят уроки, применяя формирующее оценивание, как оценивают учителя своих учеников, какими методами и приемами.
Оценивание на современном этапе:
• Оценивается успешность.
• Оценивается только выполненная работа.
• Оценивание не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу.
• Оценить надо не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявленную самостоятельность.
• Ученики узнают, какого уровня они достигли, и какой род знаний является наиболее ценным. Таким образом, оценивание служит для них ориентиром.
• Оценивание - это обратная связь. Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики, и в какой степени реализованы поставленные учебные цели.
• У ученика должен быть выбор уровня трудности задания, осознание ответственности за результаты деятельности.
• Не должно быть ограничения времени и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
• В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.
Базовые принципы оценивания:
• Оценивание является постоянным процессом.
• Оценивание может быть только критериальным.
• Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
• Обоснованность предполагает чёткое определение области оценивания, наличие соответствующих критериев оценки и связь заданий, служащих источником информации, с объектом оценки.
• Гибкость - это возможность адаптации методик оценки к различным формам обучения и потребностям обучающихся.
• Непредвзятость означает одинаковое отношение ко всем обучающимся и информирование их о том, что от них ожидается во время проведения оценочных испытаний, в какой форме они будут проводиться. Формирующее оценивание:
- используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
- применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя (Шакуров и др., 2012) [1, с. 10].
В то же время следует отметить, что формирующее оценивание не новое явление в образовании. Текущее оценивание выполняло часть функции формирующего оценивания, но данное оценивание превращалось зачастую в самоцель и реализовывалось на уровне лишь фиксации знания-незнания, умения-неумения и так называемой накопляемости отметок в журнале.
Таким образом, под формирующим (текущим) оцениванием понимается определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения (Концепция, 2012). Формирующее оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формирующее оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Если представить, что дети - цветы, то суммативное оценивание растений -это просто их измерение. Может быть, интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующее оценивание эквивалентно уходу за растением и его поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. Процесс формирующего оценивания представляет собой циклическую структуру, иллюстрирующую то, что оценивание выступает как непрерывный процесс, интегрированный с методикой преподавания и учения, нацеленных на устранение пробелов в знаниях у учащихся. Когда устраняется один пробел, открывается другой по ходу продвижения на следующую стадию обучения, и формирующее оценивание призвано снова и снова устранять подобные пробелы в обучении. Все виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/работы учащихся.
Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель - учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формирующее оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели. Формирующее оценивание - это, прежде всего, обратная связь с учеником, которая дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, и в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Ученики должны понимать, зачем они учатся, чему учатся, каковы глубинные связи между отдельными физическими знаниями и как лучше их освоить. Ученикам необходим доступ к оцениванию, и учитель, всегда остававшийся монополистом в области оценивания, должен делиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах [1, с. 13].
Литература
1. Кохаева Е. Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие / Е. Н. Кохаева. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. 66 с.